Совместная деятельность в уголке природы в группах младшего дошкольного возраста.
статья по окружающему миру (младшая группа)
В статье описываются особенности развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.odt | 28.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Малык Светлана Николаевна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 388»
г. Нижний Новгород, ул. Гаугеля, д.15
тел./факс (831) 226-63-82
E-mail: lastochka388@mail.ru
Совместная деятельность в уголке природы
в группах младшего дошкольного возраста.
Аннотация: в статье описываются особенности развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром.
На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, они погубят себя. А для того, чтобы этого не случилось, надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как в это время приобретённые знания могут в дальнейшем преобразоваться в прочные убеждения.
Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания — важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас очень много экологических проблем. И не только в России, но и во всём мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.
Цель работы — создать условия для развития познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с растительным миром.
Комнатные цветы и растения в интерьере детских учреждений играют особую роль: они являются не только украшением помещения, но и действенным средством воспитания и образования детей. Правильно организованная работа с комнатными растениями расширяет представления детей о живой природе, прививает навыки к выращиванию и уходу за растениями, развивает наблюдательность, воспитывает любовь и бережное отношение к природе, способствует эстетическому восприятию окружающего мира. Важна и гигиеническая роль растений, так как дети много времени проводят в закрытом помещении. Для озеленения детских учреждений можно использовать многие виды цветущих и декоративно-лиственных растений. Исключение составляют растения, имеющие колючки (виды молочаев и кактусов) или содержащие аллергены и алкалоиды (примула, олеандр, лавровишня).
Цветы и растения размещают на специальных полочках и решётках, закреплённых на стенах.
При подборе обитателей уголка природы в младших группах учитывают, прежде всего, особенности восприятия детьми предметов (малыши выделяют яркие признаки и свойства), а также образовательные задачи.
Требования к отбору обитателей уголка природы:
- Растение должно быть типичным для той или иной систематической или экологической группы. При этом становится возможным познакомить детей с основными, типичными чертами, условиями или образом жизни, характерными для большой группы растений.
В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие чётко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие. Это обыкновенная (или зональная) герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонёк»), азалия, китайский розан и др. Привлекают внимание детей и растения, имеющие пёстро окрашенные листья, - аукуба («золотое» или «колбасное» дерево), колеусы.
- Уход за растениями по качеству, характеру труда, по затрачиваемым силам и времени должен быть доступен детям дошкольного возраста (при участии и руководстве со стороны воспитателя). Поэтому отбирают растения, неприхотливые к уходу за ними.
Аукуба и китайский розан (небольших размеров) имеют достаточно крупные и крепкие листья, на которых можно учить детей второй младшей группы первым несложным приёмам поддержания растений в чистоте. Этим же приёмам можно обучать детей в процессе ухода за молодыми аралиями, фикусами.
- Растения в уголке природы должны быть внешне привлекательными, способными вызвать и удержать ещё не очень устойчивое внимание дошкольника.
- Из названных видов для наблюдения в течение года вносят 3-4 растения. Необходимо иметь несколько экземпляров одного вида растений; дети увидят в объектах наблюдения не только общие, но и индивидуальные признаки, это подведёт их к пониманию разнообразия и неповторимости живых организмов.
- Растения должны быть абсолютно безопасны, не приносить ни малейшего вреда здоровью детей.
- Необходимо учитывать возможность нормальной жизнедеятельности, роста и развития растений в условиях помещения детского учреждения.
Размещая растения в уголке природы, следует в первую очередь позаботиться о том, чтобы были учтены их биологические особенности и потребности.
Кроме этого, в уголке природы необходимо необходимо иметь:
- осенние листья для букетов;
- срезанные ветки деревьев и кустарников в воде;
- календарь погоды;
- в младшей группе можно повесить картину с изображением сезона, например, осенний пейзаж. И в уголке природы обязательно находится кукла, одетая по сезону;
- рисунки детей о природе и поделки из природного материала;
- материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки — для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки — для поддержания чистоты в уголке природы и группе. Маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки;
- для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал (шишки, жёлуди, каштаны, веточки);
- дидактические игры природного содержания: «Кто что ест?» и другие.
В младшей группе малыши должны научиться узнавать и называть 2-3 растения, их основные части (лист, стебель, цветок).
Дети второй младшей группы привлекаются к уходу за растениями: поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку), обтирают влажной тряпочкой крупные кожистые листья растений. Воспитатель учит детей наблюдать: принять вопрос-задачу, сосредоточить внимание на наблюдаемом предмете, использовать несложные обследовательские действия, отвечать на поставленные по ходу наблюдения вопросы.
В первой младшей группе полученные в предшествующих группах представления о природе расширяются. Уход за растениями малышам ещё недоступен: воспитатель делает это сам, но обязательно в присутствии детей, привлекает их внимание к своим действиям, предлагает посмотреть, как вода льётся из лейки, как она впитывается в землю; некоторые дети могут немного помочь взрослому: подержать лейку, налить в неё воды, вытереть широкий лист тряпочкой и т.д. В процессе работы воспитатель объясняет детям, что поливают растения и вытирают пыль для того, чтобы они лучше росли. Дети слышат и впитывают ласковый разговор взрослого с растениями, спокойные и ясные пояснения о том, что и как надо делать, видят действия воспитателя и охотно принимают в них участие.
Уголок природы необходим не только для наблюдений. Ещё он способствует формированию трудовых навыков. Уже с младшей группы воспитатель привлекает детей к выполнению отдельных трудовых поручений. Чтобы научить детей любить и беречь растения, воспитатель должен обладать сам этими качествами. Нужно хорошо знать биологические особенности рекомендованных для детского сада растений, иначе нельзя научить ребят правильным приёмам ухода за ними.
Например, пригласив двух — трёх детей участвовать в поливе комнатных растений, воспитатель говорит примерно следующее: «Пойдёмте к окну, посмотрим на наши растения, поговорим с ними и польём их (Подошли к окну). Здравствуйте, цветочки! Как вы себя чувствуете? Не замёрзли, не засохли? (Осматривает растения) Нет, всё в порядке — вы зелёные, красивые. Посмотрите, какие хорошие у нас растения, как приятно на них смотреть! (Трогает землю в горшке) Сухая земля, а растениям нужна вода — они живые, без воды жить не могут! Польём их». Воспитатель даёт по очереди каждому ребёнку лейку, в которой немного воды, поливает вместе с ребёнком, приговаривая: «Огонёк, мы нальём в твой горшок много воды, пей, сколько хочешь, и расти дальше — мы будем тобой любоваться!» Участие детей в этой совместной деятельности заключается в том, что они слушают речь воспитателя, наблюдают за его действиями, держат лейки, подают и принимают их, вместе наполняют их водой и ставят на место. Воспитатель на глазах у детей и вместе с ними заботится о растениях — это и есть образец взаимодействия с природой. Обучение, как дидактическая задача, не стоит на первом плане, оно получается само собой, естественно в процессе совместной практической деятельности.
В процессе ознакомления детей раннего возраста с природой воспитатель решает ряд задач: формирует первые представления о некоторых предметах и явлениях в живой природе, о наиболее часто встречающихся ярких цветущих растениях. Воспитатель обучает малышей и первым несложным трудовым умениям: полить растения, обтереть листья влажной тряпочкой. На этой основе воспитывает бережное отношение к растениям, вызывает у детей чувство радостного удивления, первые эстетические переживания. Кроме этого, дошкольникам прививаются такие чувства, как ответственность и забота, так как дети учатся ухаживать за растениями.
Таким образом, непосредственное общение с живой природой даёт ребёнку более яркие представления, чем книги и картинки. Поэтому уже в группах раннего возраста создаются условия для повседневного общения детей с природой, организуются уголки природы, где дети имеют возможность наблюдать за растениями, видеть заботу воспитателя о них, получают первые элементарные трудовые навыки.
Список литературы:
- Николаева С.Н. Совместная деятельность взрослого и детей//Дошкольное воспитание. 2000. №5.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа и условия её реализации в детском саду. - М. 2002.
- Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. - М. 2001.
- Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду. Младшая группа. - М. 2015.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по воспитанию у детей младшего дошкольного возраста основ экологической культуры на тему «Наш уголок природы».
Цель: Воспитывать в детях любовь к природе, навыки бережного обращения с ней и понимание того, что человек и природа находятся в тесной взаимосвязи.Программные задачи: Расширять знания детей об услови...
ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРИРОДЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Окружающая среда становится развивающей, если способствует осуществлению генетических задач данного возраста. Стремительный темп развития ребенка требует быстрой переориентировки на “зону ближай...
Оборудование музыкальных уголков групп младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей
Консультация подготовлена на основе материалов журнала "Музыкальный руководитель"...
Конспект совместной деятельности в области коммуникация для младшего дошкольного возраста
Материал содержит конспект совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по развитию речи с использованием игровых и развивающих технологий под названием "Мишка-музыкант в гостя...
«Содержание и оборудование уголка природы в группах младшего дошкольного возраста».
Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, Делает его добрее, мягче, будит в нем лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании ...
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.
СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ. Основы экологической культуры в младшем дошкольном возрасте. Ознакомление с природой детей младшего дошкольного возраста.Карпова Л.В., воспитатель г.Томск МАДОУ №85...
Логоритмика для детей с ТНР. Конспект совместной деятельности с детьми среднего и младшего дошкольного возраста "Прогулка в зимнем лесу"
Всё что нас окружает живёт по законам ритма. Разнообразные ритмичские движения способствуют активизации мозга деятльности человека. Поэтому с раннего детства полезно заниматься развитием чувства ритма...