Логоритмика для детей с ТНР. Конспект совместной деятельности с детьми среднего и младшего дошкольного возраста "Прогулка в зимнем лесу"
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа) на тему

Кочевая Евгения Викторовна

Всё что нас окружает живёт по законам ритма. Разнообразные ритмичские движения способствуют активизации мозга деятльности человека. Поэтому с раннего детства полезно заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме. Логоритмика - это движение, музыка и речь.

Цель логоритмики - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка по средством сочетания слова и движения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_po_logoritmike.docx25.96 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОРИТМИКА  В   РАЗНОВОЗРАСТНОЙ   ГРУППЕ

(младший и средний дошкольный возраст)

Занятие по теме:   «ЗИМА. ПРОГУЛКА В ЗИМНЕМ ЛЕСУ».

Цель:   Формирование ритмической стороны речи в преодолении речевого      

             недоразвития у детей дошкольного возраста.

Задачи:  

  • Развивать  слуховое, речевое  внимание.
  • Формировать правильное речевое  диафрагмальное дыхание и длительный  плавный  ротовой  выдох.
  • Закреплять  артикуляцию  гласных звуков [ А ],  [ О ],  [ У ].  
  • Формировать навык  мягкого голосоведения при произнесении гласных звуков и их слиянии, навык плавного переключения с одной артикуляционной позы на другую.
  • Развивать чувство метроритма,  зрительно-моторную память, координацию движений, пространственную ориентировку.

Оборудование:  Снежки (вязанные мячики), мишура, снежинки, колобки (картинки –символы гласных звуков  А, У, О)

Ход занятия

Л-д:   Ребята, я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. На чём можно      

           отправиться в путешествие?    (ответы детей)           

         А  я  предлагаю  вам отправится туда на поезде. Встаньте друг за другом, как вагончики у поезда.

                                           (Звучит музыка «Поезд»)

Л-д:  Дальше наш поезд двигаться не может, предлагаю прогуляться пешком.        

         - Со мною вместе шагайте и за мной повторяйте, внимательно слушайте музыку, она подскажет вам, как нужно двигаться.

Большие ноги шли по дороге:

Топ,  топ,   топ.   Топ,   топ,   топ.

Маленькие ножки бежали по дорожке

Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ.

Шаги в медленном темпе, в ритм словам.

Шаги в быстром темпе в ритм словам или легкий бег.

Л-д:   - На полянку мы пришли и снежки на ней нашли. Снежки в руки взяли  

          и с ними поиграли.  ( Перекладываем вязанные мячики  из одной руки в

          другую, проговаривая строчки стихотворения, соблюдая ритм).

Лёгкий беленький снежок,

 он похож на творожок.

Только есть его не буду,

 ведь снежинки это – чудо!

             - А теперь снежки возьмём и в корзинку уберём.

Л-д:   - Ребята, посмотрите, какой серебристый снежок украшает ёлочки.

            В руки вы его возьмите, в танце зимнем закружите.

(Звучит медленная мелодия. Дети двигаются под музыку, выполняя  движения по показу логопеда, в руках держат новогоднюю мишуру.)

Л-д:   На полянку, на лужок

           Тихо падает снежок.

            Улеглись снежинки,

             Белые пушинки.

( Дети ложатся на индивидуальные коврики на спину для выполнения дыхательных упражнений)    Давайте со снежинками сейчас поиграем, животик свой понадуваем.

Л-д:    Я снежинку беру на животик кладу.  Животик надуваем,  носом мы вдыхаем,  снежинку поднимаем    

             выдыхаем.

Л-д:  - Мы немножко полежали и на пенёчки побежали.  Наши стульчики сегодня мы пенёчками назвали  ( бегут на стульчики)

                Проверьте ваши ножки, приготовьте свои ладошки.

Л-д:      -  Ребята, давайте слепим «снежный колобок».

 Пальчиковая гимнастика:       1,  2,     3,   4.

                                        Мы с тобой снежок лепили

Круглый, крепкий, очень гладкий,

И совсем, совсем не сладкий.

Раз подбросим, два поймаем.

Три уроним и сломаем.

Л-д:   - Ребята, пока мы лепили снежки  немного  замёрзли,

            Давайте-ка погреемся :

Мы погреемся немножко

 и похлопаем в ладошки:

Вот так вот!  Вот так вот!

Ножки тоже мы погреем

Мы потопаем скорее

Вот так вот! Вот так вот!

Л-д:  - У нас в гостях снежные колобки и у каждого из них своя песенка.

Когда первый колобок поёт свою песенку его губы рисуют маленький кружочек. Какой звук поёт этот колобок?    Споём его вместе.   УУУУУУУ.

-   А  второй колобок, напевая свою песенку, рисует губами  большой круг. Какой звук поёт колобок?    Споём вместе с ним.   АААААААААААА

-  А этот колобок, рисует губами овал, когда поёт свою песенку. Какой звук поёт колобок?   Спойте вместе с ним.   ООООООООООО.

Колобки встали в ряд.  И у них получилась интересная песенка. Давайте её споём, внимательно слушая музыку:     У А О      У А О      УАО  

Логопед разворачивает среднего колобка.  – Ребята,   колобки решили поиграть с нами в прятки. Вот один из них и спрятался. Кто помнит, какую песенку поёт этот колобок?  (ААААА)

  - А ну-ка,  Настя и Максим спойте  всю песенку наших колобков.

- Теперь мы споём вместе.

Понравилось с нами играть колобкам , смотрите ещё один колобок спрятался.

Логопед разворачивает третьего колобка.

- Ребята, кто помнит, какую песенку поёт этот колобок?( ООООО)

 Кирилл, Алёша и Максим спойте   всю  песенку колобков.

А теперь снова споём все вместе.

  Л-д:   -Здорово поиграли в прятки! ну а теперь  поиграем в  снежки.

           

Подвижная игра  «Снежки»

Снег глубокий я найду

И слеплю снежочек

Вот сейчас я попаду

Берегись, дружочек!

Стоя в кругу, выполняют «пружинку», левая рука на пояс, в правой снежок, сгибаем в локте.

Имитируют движения лепки снежка.

Топают ногами, руки на пояс

 Грозят указательным пальцем правой руки, левая на пояс. На последнем слоге бросают снежок.

Л-д:  Ах,  как здорово   в зимнем лесу!  

            Но в детский  сад нам всем пора.  В паровозик, детвора!

Дети покидают зал под музыку.

                                                     

                                         

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Самоанализ   логоритмического занятия

в разновозрастной группе

«ПРОГУЛКА В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»

Цель:   Формирование ритмической стороны речи в преодолении  речевого      

             недоразвития у детей.

Задачи:

  • Развивать  слуховое, речевое  внимание.

      Данная задача была реализована через упражнение «Поезд», «Прогулка пешком», «Зимний танец» и   других видах деятельности.

     для детей, с неврологическим  заключением  СТЁРТАЯ ДИЗАРТРИЯ  характерен укороченный речевой выдох, мышцы зачастую находятся в тонусе, наблюдаются спазмы, что влечёт за собой  нарушение плавности, темпа и ритма речи. Для преодоления данных проблем ставила задачу:

  • Формировать правильное речевое  диафрагмальное дыхание и длительный  плавный  ротовой  выдох.

     В упражнении «Играем со снежинками» реализовала  эту задачу.

Следующие задачи:        

  • Закреплять  артикуляцию  гласных звуков [ А ],  [ О ],  [ У ].  
  • Формировать навык  мягкого голосоведения при произнесении гласных звуков и их слиянии, навык плавного переключения с одной артикуляционной позы на другую.

Через игровые упражнения «Наши гости колобки»  добивалась реализации поставленных задач.

  • Развивать чувство метроритма,  зрительно-моторную память, координацию движений, пространственную ориентировку.

Коррекционная направленность  упражнений «Зимний танец» заключалась не только в развитии слухового внимания, а так же развивалась моторная память , координация движений и музыки, в соответствии с музыкальной формой и динамикой.

Упражнения «Лёгкий беленький снежок…»,   «Мы погреемся немножко…..»  и подвижная игра «Снежки» способствовали развитию чувства ритма, метра, координации речи с движением.

     

Все поставленные задачи соответствуют возрастным особенностям детей с ОНР.  Мною были использованы основные методы и приёмы:  наглядный, словесный, практический. Все задания были объединены одним сюжетом, т.е.   представляли собой большую игру, состоящую из различных дидактических игр и упражнений.   На протяжении всего занятия поддерживался стойкий интерес к деятельности. Во взаимодействии с детьми  учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, осуществляла дифференцированный  подход в обучении.

 На данном занятии вы могли  наблюдать интеграцию образовательных областей:

- физ. Культура

- музыка

- музыка

-коммуникация

- социализация

 Логоритмические  занятия  провожу  один раз в неделю совместно с музыкальным руководителем, наработка материала проходит в течении всей недели, к этому привлекаю всех участников образовательного процесса:  родители, воспитатели во время режимных моментов и в вечерние время,  в своей  СД с детьми  по звуковой культуре.   Речевой  материал,  используемый на логоритмике,  соответствует лексическим темам, которые изучаем по программе в течение учебного года.  

Считаю,  что поставленные задачи  были реализованы.

      Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.

    В чём плюс , такого вида деятельности с детьми?

Логопедическая ритмика- это своего рода  форма   активной терапии, благодаря которой     укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.  Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.  

      На занятиях соблюдаю основные педагогические принципы– последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.

В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и наречевые процессы.

     Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.

Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.

       

 В сюжете занятий использую рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираю в соответствии с возрастом детей,   что   позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Делаем правильно-неправильно и проверяем»

План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...

Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: ”Замена предметов геометрическими формами. Противоречия в размерах”

ТРИЗ - технологияЦели:   Развивать гибкость мышления, путем выхода из проблемной ситуации.Задачи:    Формировать знания числа 5 из чисел 2 и 3.    Закрепить уме...

Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. «Путешествие в сказку» (сказкотерапия)

Цель:Закрепить знания детей о цифрах от 1 до 7, прямого и обратного счета, знания о времени суток и дней неделиЗадачи:Учить детей делать простейшие выводы, логические умозаключения, доказывать свое мн...

Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. «Правила дорожного движения»

Цель: ознакомление детей со светофором, объяснить для чего он нужен, закрепление знаний об основных цветах: красный, зеленый, формирование представления о безопасности пешеходов на дороге, учить накле...

Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста 4-5 лет Тема: « Хрюша и Степашка учат правила дорожного движения»

Продолжать знакомить с основами безопасности жизнедеятельности – с правилами дорожного движения.     Учить детей различать дорожные знаки.Развивать устойчивые навыки безопасного по...

Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Дорожные происшествия» с использованием ИКТ

Представленные материалы могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций в совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с Правилами дорожног...