Логоритмика для детей с ТНР. Конспект совместной деятельности с детьми среднего и младшего дошкольного возраста "Прогулка в зимнем лесу"
план-конспект занятия по логопедии (младшая группа) на тему
Всё что нас окружает живёт по законам ритма. Разнообразные ритмичские движения способствуют активизации мозга деятльности человека. Поэтому с раннего детства полезно заниматься развитием чувства ритма в доступной для детей форме. Логоритмика - это движение, музыка и речь.
Цель логоритмики - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка по средством сочетания слова и движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_logoritmike.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
ЛОГОРИТМИКА В РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ
(младший и средний дошкольный возраст)
Занятие по теме: «ЗИМА. ПРОГУЛКА В ЗИМНЕМ ЛЕСУ».
Цель: Формирование ритмической стороны речи в преодолении речевого
недоразвития у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Развивать слуховое, речевое внимание.
- Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный плавный ротовой выдох.
- Закреплять артикуляцию гласных звуков [ А ], [ О ], [ У ].
- Формировать навык мягкого голосоведения при произнесении гласных звуков и их слиянии, навык плавного переключения с одной артикуляционной позы на другую.
- Развивать чувство метроритма, зрительно-моторную память, координацию движений, пространственную ориентировку.
Оборудование: Снежки (вязанные мячики), мишура, снежинки, колобки (картинки –символы гласных звуков А, У, О)
Ход занятия
Л-д: Ребята, я приглашаю вас на прогулку в зимний лес. На чём можно
отправиться в путешествие? (ответы детей)
А я предлагаю вам отправится туда на поезде. Встаньте друг за другом, как вагончики у поезда.
(Звучит музыка «Поезд»)
Л-д: Дальше наш поезд двигаться не может, предлагаю прогуляться пешком.
- Со мною вместе шагайте и за мной повторяйте, внимательно слушайте музыку, она подскажет вам, как нужно двигаться.
Большие ноги шли по дороге: Топ, топ, топ. Топ, топ, топ. Маленькие ножки бежали по дорожке Топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ, топ. | Шаги в медленном темпе, в ритм словам. Шаги в быстром темпе в ритм словам или легкий бег. |
Л-д: - На полянку мы пришли и снежки на ней нашли. Снежки в руки взяли
и с ними поиграли. ( Перекладываем вязанные мячики из одной руки в
другую, проговаривая строчки стихотворения, соблюдая ритм).
Лёгкий беленький снежок,
он похож на творожок.
Только есть его не буду,
ведь снежинки это – чудо!
- А теперь снежки возьмём и в корзинку уберём.
Л-д: - Ребята, посмотрите, какой серебристый снежок украшает ёлочки.
В руки вы его возьмите, в танце зимнем закружите.
(Звучит медленная мелодия. Дети двигаются под музыку, выполняя движения по показу логопеда, в руках держат новогоднюю мишуру.)
Л-д: На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
( Дети ложатся на индивидуальные коврики на спину для выполнения дыхательных упражнений) Давайте со снежинками сейчас поиграем, животик свой понадуваем.
Л-д: Я снежинку беру на животик кладу. Животик надуваем, носом мы вдыхаем, снежинку поднимаем
выдыхаем.
Л-д: - Мы немножко полежали и на пенёчки побежали. Наши стульчики сегодня мы пенёчками назвали ( бегут на стульчики)
Проверьте ваши ножки, приготовьте свои ладошки.
Л-д: - Ребята, давайте слепим «снежный колобок».
Пальчиковая гимнастика: 1, 2, 3, 4.
Мы с тобой снежок лепили
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем, совсем не сладкий.
Раз подбросим, два поймаем.
Три уроним и сломаем.
Л-д: - Ребята, пока мы лепили снежки немного замёрзли,
Давайте-ка погреемся :
Мы погреемся немножко
и похлопаем в ладошки:
Вот так вот! Вот так вот!
Ножки тоже мы погреем
Мы потопаем скорее
Вот так вот! Вот так вот!
Л-д: - У нас в гостях снежные колобки и у каждого из них своя песенка.
Когда первый колобок поёт свою песенку его губы рисуют маленький кружочек. Какой звук поёт этот колобок? Споём его вместе. УУУУУУУ.
- А второй колобок, напевая свою песенку, рисует губами большой круг. Какой звук поёт колобок? Споём вместе с ним. АААААААААААА
- А этот колобок, рисует губами овал, когда поёт свою песенку. Какой звук поёт колобок? Спойте вместе с ним. ООООООООООО.
Колобки встали в ряд. И у них получилась интересная песенка. Давайте её споём, внимательно слушая музыку: У А О У А О УАО
Логопед разворачивает среднего колобка. – Ребята, колобки решили поиграть с нами в прятки. Вот один из них и спрятался. Кто помнит, какую песенку поёт этот колобок? (ААААА)
- А ну-ка, Настя и Максим спойте всю песенку наших колобков.
- Теперь мы споём вместе.
Понравилось с нами играть колобкам , смотрите ещё один колобок спрятался.
Логопед разворачивает третьего колобка.
- Ребята, кто помнит, какую песенку поёт этот колобок?( ООООО)
Кирилл, Алёша и Максим спойте всю песенку колобков.
А теперь снова споём все вместе.
Л-д: -Здорово поиграли в прятки! ну а теперь поиграем в снежки.
Подвижная игра «Снежки»
Снег глубокий я найду И слеплю снежочек Вот сейчас я попаду Берегись, дружочек! | Стоя в кругу, выполняют «пружинку», левая рука на пояс, в правой снежок, сгибаем в локте. Имитируют движения лепки снежка. Топают ногами, руки на пояс Грозят указательным пальцем правой руки, левая на пояс. На последнем слоге бросают снежок. |
Л-д: Ах, как здорово в зимнем лесу!
Но в детский сад нам всем пора. В паровозик, детвора!
Дети покидают зал под музыку.
Самоанализ логоритмического занятия
в разновозрастной группе
«ПРОГУЛКА В ЗИМНЕМ ЛЕСУ»
Цель: Формирование ритмической стороны речи в преодолении речевого
недоразвития у детей.
Задачи:
- Развивать слуховое, речевое внимание.
Данная задача была реализована через упражнение «Поезд», «Прогулка пешком», «Зимний танец» и других видах деятельности.
для детей, с неврологическим заключением СТЁРТАЯ ДИЗАРТРИЯ характерен укороченный речевой выдох, мышцы зачастую находятся в тонусе, наблюдаются спазмы, что влечёт за собой нарушение плавности, темпа и ритма речи. Для преодоления данных проблем ставила задачу:
- Формировать правильное речевое диафрагмальное дыхание и длительный плавный ротовой выдох.
В упражнении «Играем со снежинками» реализовала эту задачу.
Следующие задачи:
- Закреплять артикуляцию гласных звуков [ А ], [ О ], [ У ].
- Формировать навык мягкого голосоведения при произнесении гласных звуков и их слиянии, навык плавного переключения с одной артикуляционной позы на другую.
Через игровые упражнения «Наши гости колобки» добивалась реализации поставленных задач.
- Развивать чувство метроритма, зрительно-моторную память, координацию движений, пространственную ориентировку.
Коррекционная направленность упражнений «Зимний танец» заключалась не только в развитии слухового внимания, а так же развивалась моторная память , координация движений и музыки, в соответствии с музыкальной формой и динамикой.
Упражнения «Лёгкий беленький снежок…», «Мы погреемся немножко…..» и подвижная игра «Снежки» способствовали развитию чувства ритма, метра, координации речи с движением.
Все поставленные задачи соответствуют возрастным особенностям детей с ОНР. Мною были использованы основные методы и приёмы: наглядный, словесный, практический. Все задания были объединены одним сюжетом, т.е. представляли собой большую игру, состоящую из различных дидактических игр и упражнений. На протяжении всего занятия поддерживался стойкий интерес к деятельности. Во взаимодействии с детьми учитываю индивидуальные особенности каждого ребёнка, осуществляла дифференцированный подход в обучении.
На данном занятии вы могли наблюдать интеграцию образовательных областей:
- физ. Культура
- музыка
- музыка
-коммуникация
- социализация
Логоритмические занятия провожу один раз в неделю совместно с музыкальным руководителем, наработка материала проходит в течении всей недели, к этому привлекаю всех участников образовательного процесса: родители, воспитатели во время режимных моментов и в вечерние время, в своей СД с детьми по звуковой культуре. Речевой материал, используемый на логоритмике, соответствует лексическим темам, которые изучаем по программе в течение учебного года.
Считаю, что поставленные задачи были реализованы.
Логоритмические занятия – это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включают в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры.
В чём плюс , такого вида деятельности с детьми?
Логопедическая ритмика- это своего рода форма активной терапии, благодаря которой укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.
На занятиях соблюдаю основные педагогические принципы– последовательность, постепенное усложнение и повторяемость материала, отрабатывается ритмическая структура слова, и четкое произношение доступных по возрасту звуков, обогащается словарь детей.
В системе логоритмической работы с детьми дошкольного возраста можно выделить два направления: воздействие на неречевые и наречевые процессы.
Содержание двигательного и речевого материала варьируется в зависимости от уровня сформированности моторных и речевых навыков.
Каждое занятие представляет собой тематическую и игровую целостность.
В сюжете занятий использую рассказы и сказки русских и зарубежных писателей, русские народные сказки, которые подбираю в соответствии с возрастом детей, что позволяет решать коррекционные задачи в игровой форме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Делаем правильно-неправильно и проверяем»
План-конспект совместной деятельности с детьми подготовительного дошкольного возраста. При написании конспекта были использованы технологии: развивающая - Таишева М.М., Яковлева А.И.; здоровьесберегаю...
Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. Тема: ”Замена предметов геометрическими формами. Противоречия в размерах”
ТРИЗ - технологияЦели: Развивать гибкость мышления, путем выхода из проблемной ситуации.Задачи: Формировать знания числа 5 из чисел 2 и 3. Закрепить уме...
Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. «Путешествие в сказку» (сказкотерапия)
Цель:Закрепить знания детей о цифрах от 1 до 7, прямого и обратного счета, знания о времени суток и дней неделиЗадачи:Учить детей делать простейшие выводы, логические умозаключения, доказывать свое мн...
Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста. «Правила дорожного движения»
Цель: ознакомление детей со светофором, объяснить для чего он нужен, закрепление знаний об основных цветах: красный, зеленый, формирование представления о безопасности пешеходов на дороге, учить накле...
Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста 4-5 лет Тема: « Хрюша и Степашка учат правила дорожного движения»
Продолжать знакомить с основами безопасности жизнедеятельности – с правилами дорожного движения. Учить детей различать дорожные знаки.Развивать устойчивые навыки безопасного по...
Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста на тему «Дорожные происшествия» с использованием ИКТ
Представленные материалы могут быть использованы педагогами дошкольных образовательных организаций в совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по ознакомлению с Правилами дорожног...
Конспект совместной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста по развитию речи на тему «Весна идет - весне дорогу»
развитие связной речи по лексической теме «весна»....