Проект для детей подготовительной группы на тему: «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры.».
материал (подготовительная группа)
Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dolgosrochnyy_proekt_6-7_let.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №15 «Нэбзый»
Долгосрочный проект на тему:
«Приобщение детей дошкольного возраста
к истокам русской народной культуры.»
(Подготовительная группа)
2023 г
АКУАЛЬНОСТЬ
«Через красивое к человечному -
такова закономерность воспитания »
В. А. Сухомлинский.
Данный проект предназначен для ознакомления детей дошкольного возраста с жизнью, бытом и творчеством русского народа. Проект ориентирован на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать своё место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны только тогда, когда органически освоена русская культура, когда понято и осмысленно прошлое – далёкое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать своё будущее, выстраивая его фундамент в настоящем. Связаны прошлое, настоящее и будущее в личности каждого человека, в творческой деятельности каждого народа. Если эти связи рвутся, то снижаются эффективность и темпы естественного развития каждого человека и общества в целом. Восстановить эти связи – насущная задача народов современной России и наша. У детского сада в этом процессе своя важная роль. По качеству, глубине, ценности она сравнима только с ролью семьи – в передаче от поколения к поколению самого основного, заветного, что позволяет каждому народу сохранять своё лицо, занимать своё собственное, неповторимое место в едином ансамбле общечеловеческого развития.
Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Использование в работе с дошкольниками и освоение ими культурного наследия русского народа формирует интерес к нему, оживляет педагогический процесс, оказывает особое влияние на эмоциональную и нравственную стороны личности. Наша основная цель - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, заложить важнейшие черты русского национального характера: порядочность, совестливость, способность к состраданию и др.
Проводя параллель с нашим временем, стоит вспомнить, что любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к родной стране, к её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству.
Разнообразие форм знакомства ребёнка с народной культурой позволит ему приобщиться к национальным традициям, испытать удовольствие от своих чувств, эмоций, даст возможность самовыражения. Из деталей быта, из народных праздников и традиций, произведений устного народного творчества сложится для ребёнка образ Родины. Ещё в недалёком прошлом в каждом доме жили народные образы, а из поколения к поколению передавалось почитание старых традиций, воспитывалось уважение к прошлому. «Уважение к прошлому – вот черта, отличающая образованность от дикости» - говорил А.С.Пушкин. Анализируя эти строки и окружающую действительность, становится ясно, что в работе с детьми необходимо стремиться воскресить из забвения это истинно человеческое чувство. Ведь детство – это время, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры; это самый благородный путь возрождения забытых ценностей.
В нашем современном мире, во время развития высочайших информационных технологий люди всё реже вспоминают культуру наших предков. Дети практически не посещают музеи, предметы старины сохранились в единичных экземплярах, люди не проявляют интерес к истории своей деревни, не могут различать народные промыслы.
Цель: Формирование у детей первоначальны представления о культуре, истории и жизни русского народа.
Задачи:
- Формировать систему знаний о русской народной культуре и истории;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Формировать устойчивый, познавательный интерес к народному искусству, уважение к труду и таланту мастеров;
- Освоение историка – культурного наследия Росси через памятные даты народного календаря;
- Знакомство с обычаями и традициями обрядовых праздников;
- Приобщение к эстетической культуре;
- Воспитывать желание возродить лучшие традиции русского народа;
- Обогащать словарный запас детей.
Направления:
- Знакомство с жизнью и бытом русского народа.
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
Формы работы с детьми по ознакомлению с русской народной культурой:
- Беседы;
- Занятия на основе метода интеграции;
- Рассматривание подлинных изделий народного искусства, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц;
- Дидактические игры;
- Заучивание считалок, закличек, прибауток, небылиц, потешек, стихов, русских народных песен;
- Использование народных игр, в том числе хороводов.
Методы и приемы: одномоментности (обеспечивает самостоятельный творческий поиск детьми средствами выразительности); метод обследования, наглядности (рассматривание подлинных изделий, иллюстраций, альбомов, открыток, таблиц, видеофильмов и др. наглядных пособий); словесный (беседа, использование художественного слова, указания, пояснения); эвристический (развитие находчивости и активности); частично-поисковый; проблемно-мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе совместной деятельности педагога и детьми); сотворчество; мотивационный (убеждение, поощрение)
Срок реализации: 1 год (С 1 сентября по 31 мая)
Проект рассчитан на детей 6 - 7 лет.
Предполагаемый результат:
- Формирование устойчивого интереса у детей появится к истории и культуре нашего народа;
- Наличие у детей представлений о народных промыслах и умения различать изделия разных народных промыслов;
- Развитие творческих способностей детей, и формирование уважения к историческому наследию.
Методы оценки результативности программы:
- Отслеживание результата (наблюдение, индивидуальные беседы );
- Результаты продуктивной деятельности детей.
- Индивидуальная работа для того чтобы:
- Определить возможные перспективные роботы с ребенком (задачи, содержание, формы, методы);
- Спланировать работу, направленную на развитие познавательных интересов и способностей.
- Индивидуальная работа ведется систематически. Анализируется выполнение задания, отношение к деятельности.
Тематическое планирование на 2023-2024 год по работе с детьми подготовительной группы (6-7 лет)
Номер занятия | Тема занятия | Содержание |
1 | «Россия, Россия – края дорогие» | Формировать любовь к своей большой Родине – России. Знакомство с русской народной мелодией «Белый день», рассказ воспитателя о государстве Россия |
2 | «Были дебри да леса, стали в дебрях чудеса» | Знакомство с образом жизни людей в старину. Рассказ воспитателя сказки о князе Юрии Долгоруком. Познакомить с загадками |
3 | «Как жили славяне» | Формировать понимание слова «предки», понимание того, что Россия – страна с большой многовековой историей. Чтение стихотворения Дж. Родари «Всеобщая история» |
4 | «В тереме расписном я живу. К себе в избу всех гостей приглашу» | Формировать представления о предметах быта в Русской избе. Познакомить с пословицами и поговорками |
5 | «Святая Русь и её защитники» | Рассказ воспитателя о русских защитниках (А. Невский, князья К. Минин, Д. Пожарский). Чтение стихотворения И. Суслов «Русь называют Святой» |
6 | «Богатыри земли русской» | Познакомить с русскими былинными богатырями. Знакомство с репродукцией картины В. Васнецова «Три богатыря» |
7 | «На героя и слава бежит» | Продолжать формировать представления о различных аспектах жизни героев Древней Руси на основе былины «Илья Муромец и Соловей - Разбойник». Русская народная подвижная игра «Петушиные бои» |
8 | «История русского костюма» | Познакомить с историей русского национального костюма, с особенностями его внешнего вида. Рассматривание иллюстраций мужской и женской одежды. Разучивание хоровода «Пошла млада за водой» |
9 | «Древняя магия хоровода» | Обобщать и систематизировать представления детей о происхождении, историческом развитии и особенностях народного танца. Разучивание хоровода «Ходит царь» |
10 | «Живет в народе песня» | Познакомить детей с народной песней; прийти к новому понятию «Народная протяжная песня». Заучивание песни «Заинька по сенечкам гуляй, погуляй» |
11 | «Осинины» | Воспитывать интерес и любовь к фольклору; формировать знания об осенних явлениях природы. Русская народная подвижная игра «Тяни холсты» |
12 | «Осенние посиделки» | Знакомство с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный». Русская народная игра «Репка - репонька», повторение пословиц |
13 | «У природы нет плохой погоды…» | Расширять знания детей о явлениях природы в разное время года с помощью пословиц, загадок, народных попевок. Игра «Горелки» |
14 | «Идет волшебница - зима» | Расширять представление детей о зимних явлениях и приметах. Разучивание поговорок о зиме. Слушание русской народной песни «Здравствуй, гостья - зима» |
15 | «Пришла Коляда – отворяй ворота» | Рассказ воспитателя об обычае колядования. Загадывание загадок. Русские народные подвижные игры «Прялица», «Башмачник» |
16 | «Пришло Рождество, начинаем торжество» | Формировать знания об обрядах, традициях, песнопении. Чтение А. Мень «Свет миру. Рождество» |
17 | «Встреча весны» | Создать у детей радостное весеннее настроение. Используя фольклор; воспитывать любовь к народной песне. Разучивание песенки «Галочка - ключница» |
18 | «Весенний праздник птиц» | Закрепить знания о природе; воспитывать интерес и заботливое отношение к птицам. Развивать эмоциональное отношение к фольклору, поэтическому слову. Русские народные попевки «Кукушка», «Скворец», «Грачи - киричи» |
19 | «Широкая масленица» | Продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями. Рассказ воспитателя о Масленице. Хоровод «Ой ладушки, ладу». Русская народная игра «Горелки» |
20 | «Обрядовая кукла» | Знакомство с обрядовой куклой. Изготовление обрядовой куклы |
21 | «Цветы и травы – земной красоты начало» | Уточнить знания о цветах и травах, об их целебных свойствах; воспитывать любовь и уважение к родной природе посредством народной культуры. Чтение сказки М. А. Кузнецовой, А. С. Родинковой «Сказание о лекарственных растениях» |
22 | «Откуда хлеб пришел» | Познакомить детей с тем как выращивали хлеб в старину; воспитывать бережное отношение к хлебу. Чтение загадок, пословиц. Чтение стихотворения А. Мусатов «Откуда хлеб пришел» |
23 | «Дорого яичко к Христову дню» | Рассказ воспитателя о праздновании Пасхи. Русская народная игра «Верба - вербочка», «Солнышко - ведрышко». Заучивание примет |
24 | «Праздник русской березки» | Приобщать детей к духовным ценностям народной культуры; воспитывать уважение к русской природе, любовь к березке – символу России. Русская народная песня «Ой березка моя беленькая». Русская народная игра «Гори, гори ясно» |
25 | «Русские народные промыслы» | Расширять и закреплять представления детей о русских народных промыслах. Побуждать восхищаться народными умельцами, и предметами их народного творчества. Рассматривание игрушек: Дымки, Каргополь, Филимонова, Жостово |
26 | «Городецкие узоры – сколько радости для глаз» | Познакомить с историей возникновения городецкого промысла Разучивание русской народной попевке «Ворон» |
27 | «Путешествие к мастерам Хохломы» | Познакомить детей с особенностями и этапами изготовление хохломских изделий. Художественное слово о хохломе |
28 | «В гости к дымковским мастерам» | Познакомить с особенностями и этапами изготовления дымковских изделий и историей возникновения этого промысла. Рассказ воспитателя об истории создания игрушки. Рассматривание игрушек. Чтение стихов. |
29 | «Филимоновская игрушка» | Познакомить детей с особенностями и этапами изготовления Филимоновской игрушки, с историей возникновения этого промысла. Филимоновские легенды. Стихи о Филимоновских игрушках |
30 | «Очень любим, мы, матрешки разноцветные одежки» | Закреплять знание детей о матрешках из разных областях России. Рассматривание игрушек. Чтение стихов о русской матрешке |
31 | «Шаль всем на диво – нарядна, красива» | Развивать чувство цвета, уметь составлять композицию узора, передавать колорит цветов. Беседа – знакомство с Павлово – Посадскими платками, шалями; рассматривание изделий |
32 | «Гжель» | Познакомить с особенностями и этапами изготовления гжельских изделий и историей возникновения этого промысла. Рассказ – легенда Гжель |
33 | «Жостовский букет» | Познакомить детей с искусством жостовского промысла. Рассмотреть изделия выделяя характерные элементы узора |
34 | «В гостях у мастеров» | Закрепить знание детей о разных видах народного декоративно – прикладного искусства; прививать любовь к народным промыслам. Разучивание русской народной попевки «Коробейники» |
35 | «Ярмарка» | Обобщить и систематизировать представления о народных промыслах; продолжать знакомить с русскими народными обычаями и традициями |
36 | Итоговое занятие: «Человек без Родины, что соловей без песни». | Заключительная беседа о своей Родине. Просмотр видео презентации «Россия, Россия – края дорогие» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение на семинаре заведующих на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Сообщение на семинаре заведующих на тему «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной...
«Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме: « Русские народные игры. Их виды, содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста»
В статье рассматривается вид деятельности дошкольников - игра, её виды, особенности, значение. Раскрывая данный вид деятельности, как средство самопознания, проявления лучших качеств личности че...
Проект "Народное творчество как средство приобщения детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры»
Материал содержит систему работы в средней групппе по теме приобщения детей к истоком народной культуры: цели, задачи, формы работы. план мероприятий...
Статья по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры по теме:" Русские народные игры. Их виды,содержание, значение в воспитании детей дошкольного возраста"
В статье по народному творчеству раскрывается игра, как основной вид деятельности дошкольников, даётся понятие игры, как средства самопознания, а также виды игр с примерами....
Методическая разработка по теме " Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры"
Программа «Родничок» направлена на активное приобретение детьми культурного богатства русского народа. Она основана на формировании эмоционально окрашенного чувства причастности детей к наследию прошл...
Конспект НОД по приобщению детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры для детей подготовительной группы.
Данный конспект может быть полезен воспитателям подготовительных групп при подготовке к занятиям по теме "Рождество Христово" и при подготовке к проведению праздника "Рождество Христово"....
Проект во II младшей группе №9 «Улыбка» «Приобщение детей младшего возраста к истокам русской народной культуры».
В настоящее время, народная культура, традиции русского народа стираются. Понимая это, нельзя быть равнодушным к истокам – национальной культуры. Именно сейчас, возникает необходимость знакомить детей...