Сюжетно - ролевые игры экологической направленности.
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Сюжетно - ролевые игры экологической направленности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевые игры экологической направленности
«Лесное происшествие»
Цель:
Способствование развитию основ экологического сознания детей, на примере опасной для леса и его жителей ситуации, возникшей по вине людей.
Задачи:
1. Формировать понимание необходимости соблюдения человеком правил поведения в природе;
2. Формировать общую культуру личности воспитанников, развивать их социальные, нравственные, физические качества, самостоятельность и ответственность ребёнка;
3. Формировать умение выражать своё отношение к роли как определённой жизненной позиции (смелость, доброта, забота, отзывчивость).
Предварительная работа:
- прогулки в лес, на пруд, луг.
- беседы о правилах поведения людей в природе.
- чтение познавательных рассказов о лесе и его обитателях, о работе пожарных и спасателей.
- рассматривание энциклопедий.
Оборудование:
- макеты деревьев, атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Больница», носилки, каски для пожарных, пожарный шланг, фуражка полицейского.
- воронёнок Петя (мягкая игрушка).
Сопутствующие игры:
- «Больница», «Пожарные», «Спасатели».
Предполагаемые роли:
- врачи, спасатели, санитары, пожарники, полицейские.
Обогащение и активизация словаря:
- патруль, происшествие, эвакуация, милосердие, бедствие.
Ход игры:
Воспитатель обращает внимание детей на гостей, приветствуют их и строятся вокруг воспитателя.
Воспитатель обращает внимание детей на стук в дверь:
- Ребята, нам срочная телеграмма. Открывает конверт и читает: «Здравствуйте, ребята! Пишет вам девочка – Весточка. Помогите! Спасите! В лесу пожар! Мальчики Федя и Витя разожгли костёр. Но вдруг огонь быстро пополз по сухой траве. Дети испугались и убежали из леса домой. Пламя продолжает разгораться. В опасности жители леса. Помогите! Спасите! »
Воспитатель:
- Ребята, мы можем помочь жителям леса? А как? (варианты ответов детей). Кто может потушить пожар? (пожарные). Оказать первую помощь животным? (спасатели, санитары). Как называется врач, который лечит животных? (ветеринар). А кто может рассказать другим людям о том, что произошло? (журналисты).
- Я предлагаю вам поиграть в игру «Лесное происшествие». Давайте распределим роли. Кто хочет быть пожарным? (2 человека). Что вам нужно для игры, чтоб потушить пожар? (огнетушитель, ведро, лопата, одежда) Берите все необходимое. Лес у нас будет здесь. Вот деревья, пострадавшие животные, пожар будем тушить здесь.
Совместное распределение ролей, раздача атрибутов, определение расположения игрового пространства, проговаривание примерных игровых действий, речевых оборотов, правил поведения в природе.
Воспитатель исполняет роль «начальника спасательной операции». Остальные роли обыгрывают дети. Педагог стимулирует детей на диалог в процессе игры. На тушение пожара отправляются пожарные, спасатели, девочки – санитарки, а так же журналисты.
Воспитатель:
- Я буду начальником спасательной операции.
- Но, чтобы попасть в лес, нам нужно пройти следующие препятствия:
1) пройти по глубокому «снегу» (ходьба с высоким подниманием ног) ;
2) проползти под дугой, имитируя препятствия пожара в лесу;
3) перепрыгнуть с кочки на кочку на двух ногах.
Воспитатель:
- Пожарные, тушите скорее огонь. Спасатели переносите пострадавших зверей в машину и везите их в больницу. В больнице девочки – ветеринары лечат зверей. Санитары оказывают им помощь. Журналисты ведут репортаж с места событий.
Окончание игры:
Воспитатель собирает детей вокруг себя:
- Молодцы ребята! Мне очень понравилось, как мы сегодня дружно играли и сумели помочь лесным жителям. Жаль, что бывают такие люди, которые не умеют обращаться с огнем. Давайте подведем итог:
- Можно ли разводить огонь в лесу? (не желательно) Но, если все-таки пришлось его развести то, что нужно сделать? (потушить) Чем? (залить водой или засыпать землей, песком).
«Посещение животноводческой фермы»
(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Цель: уточнение представления детей о домашних сельскохозяйственных животных: содержание на ферме, кормление, уход, их использование.
Задачи: ознакомить детей с трудом животновода; воспитывать интерес и доброе отношение к животным.
Ход игры. Воспитатель в группе или другом помещении устраивает ферму для сельскохозяйственных животных, в которой находятся коровы, свиньи, козы, овцы. Это могут быть «загоны», сделанные из стульев или крупного «строителя». В качестве животных могут быть картины из наглядного пособия «Домашние животные» или подходящего размера и облика игрушки. В каждом «загоне» может быть несколько животных, могут быть взрослые животные и их детеныши.
Приведя детей на ферму, воспитатель надевает белый фартук и косынку - становится дояркой. И уже в этой роли проводит с детьми экскурсию: у каждого «загона» спрашивает, кто в нем находится, зачем содержат этих животных. Рассказывает, чем их кормят, как за ними ухаживают, как ласково с ними обращаются. Рассказывает о труде животноводов, предлагает детям помочь накормить животных. Дети раздают заранее заготовленное «сено», игрушечные овощи (слепленные из глины, пластилина или вырезанные из картона). Дети могут помочь навести порядок в «клетках» (подмести, протереть). Доярка говорит, что труд животноводов нелегкий, но очень важный, т.к. они обеспечивают всех людей молоком, мясом, шерстью.
Доярка прощается с детьми, приглашает их приходить еще на ферму (воспитатель снимает атрибуты одежды), и все возвращаются.
Примечание. Если ИОС проводилась в группе, педагог может не разбирать сооруженные фермы, дошкольники воспользуются им для самостоятельной игры.
«ТАЙНА ЛЕСНОЙ ПОЛЯНЫ»
(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Цель: уточнение представления детей о лесе, о поляне;
Задачи: показать взаимосвязь лесных обитателей, природы и человека; закрепить знание правил поведения в лесу; познакомить детей с экологическими знаками; воспитывать Доброжелательное отношение ко всему живому.
Ход игры. В помещении группы (или зале) создается игровая модель лесной поляны. В центре комнаты - зеленое покрытие («трава»), где стоят «пеньки», «растут цветы», «ягоды», «грибы», «протекает ручеек» . По краям покрытия можно поставить макеты лесных деревьев и кустарников с плоскостными изображениями птиц, животных, гнезд, паутины и т. д. Ребята (туристы) отдыхают на лесной поляне. Воспитатель предлагает им перечислить объекты, которые они видят по краям поляны. Рассказывает о том, как в лесу все нужны друг другу, как лес важен для человека. Затем обращает внимание детей на поляну, просит назвать, что на ней растет. Рассказывает о том, что на поляне светлее, чем в лесу, тут лучше растут ягоды и грибы.
В конце путешествия знакомит детей с предупреждающими и запрещающими экологическими знаками, предлагает расставить их в нужных местах. В ходе игры ребята могут «фотографировать» птиц и зверей, а в свободное время проявить «фотографии» (сделать рисунки), оформить выставку.
Конспект НООД в области познавательного развития (ФЦКМ)
детей 4 – 5 лет
Тема: «Что мы знаем о воде?»
Цель: ознакомление детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть). Уточнение значения её для всего живого.
Задачи:
1. Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная.
2. Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приёмы:
1. Игровой : (внесение игрового персонажа, сюрпризные моменты) .
2. Практический : (опыты) .
3. Словесный: (беседы, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера) .
Предварительная работа:
1. Изготовление панно «Кому нужна вода»
2. Чтение, сказок познавательного характера.
3. Опыты (превращение снега в воду, воды в лёд) .
4. Беседы на тему: «Кто живет в воде? »
Материала и оборудование:
1. Инвентарь для опытов: стаканы с водой по количеству детей, пустые стаканы, соль, сахар, ложечки, зелёнка, марганцовка.
2. Кукла Незнайка
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня я шла в детский сад и встретила Незнайку. Он сидел и плакал. Я у него спросила, что произошло, и он мне рассказал, что совсем ничего не знает о воде. И я решила помочь ему, и привела его к нам. Незнайка, наши ребята еще тоже немного знают о свойствах воды. Давайте вместе будем изучать.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое вода? (Ответы детей).
Вода – это жидкость, предназначенная для питья. Из воды состоит всё живое. Без воды мы (люди, животные, растения) погибнем.
А теперь мы с вами ребята попробуем перелить воду из одного стакана в другой.
Опыт № 1 «Вода – это жидкость».
Вывод: вода – это жидкость, её можно переливать, пить.
Воспитатель: Ребята, а у воды есть цвет? (Ответы детей).
Опыт № 2 «Вода бесцветная».
Нам понадобиться лист бумаги, стакан воды, и молока.
Воспитатель: А, молоко, какого цвета? (Ответы детей). А вода имеет цвет?
Вывод: вода бесцветная.
Воспитатель: Вода может изменять свой цвет? »Ответы детей» Сейчас я вам это покажу.
Нам понадобиться 2 стакана с водой, зелёнка, марганцовка.
Воспитатель: Сейчас я коснусь волшебной палочкой воды, и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Вода изменила свой цвет? А теперь я добавлю в воду волшебную капельку (зелёнку). Посмотрим, что произойдёт с водой. (Ответы детей).
Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что в неё добавили.
А теперь, я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус. (Детям предлагается кипячёная вода). Какая она? Сладкая? Солёная? Горькая?
Вывод: вода не имеет вкуса, она безвкусная.
Опыт № 3. (Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).
Воспитатель: Давайте проведём с вами небольшой опыт. Положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).
Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили.
Воспитатель: Мы с вами узнали, что вода может изменить цвет, вкус.
Воспитатель: А сейчас я предлагаю вам, ребята пройти на стульчики. Садись и ты, Незнайка.
Мы сегодня, ребята, много говорим о воде, много о ней узнали. Но давайте Незнайке расскажем, для чего нужна вода и кому?
Воспитатель: Молодцы, ребята! Ну что, Незнайка, узнал что-нибудь нового о воде?
Незнайка: Да! Только это так трудно запомнить.
Воспитатель: А ребята тебе Незнайка, ещё раз напомнят. Слушай и запоминай.
- Вода – это жидкость, её можно налить, перелить.
- Вода – бесцветная
- Вода – безвкусная
- Вода не имеет запаха.
Незнайка: Спасибо, теперь я всё знаю о воде.
Воспитатель: Ребята давайте расскажем Незнайке, что воду нужно беречь.
Незнайка: А зачем её беречь. Вон сколько воды!
Воспитатель: Воды много, но для умывания, приготовления пищи необходима только очищенная вода. А чтобы получить чистую воду, люди затрачивают много сил. Вот поэтому воду нужно беречь.
Незнайка: Спасибо, ребята, я много узнал, о воде.
«ПОСЕЩЕНИЕ ЗООПАРКА»
(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Цель: расширение представления дошкольников о диких животных; ознакомление с животными, занесенными в Красную книгу.
Ход игры. В помещении группы из мебели или строительного материала воспитатель устраивает «клетки», в которых находятся «животные» (большие игрушки или картины). Можно соорудить «пруд» для водоплавающих птиц, «загон» для лошадей; в зоопарке можно устроить аквариум, обезьянник и т. д.
Посетители зоопарка могут взять с собой «своих детей» - кукол (воспитатель тоже может быть с «сыном» или «дочкой»). Кассир, продавая билеты, предупреждает о том, что зоопарк через час закрывается, и просит ребят не задерживаться Контролер, пропуская посетителей и отрывая билеты, просит детей не подходить близко к «клеткам», не кормить животных m территории зоопарка посетителей встречает экскурсовод, который беседует с ними, рассказывает о питомцах (о том что они едят, как себя ведут, какой у них характер). В роли экскурсовода выступает воспитатель, но может быть и ребенок из старшей группы. Детям говорят, что сотрудники зоопарка любят его обитателей, заботятся о них. Экскурсовод возле каждой «клетки» ведет с детьми разговор: выясняет, что они знают про это животное, а затем коротко дает новую, небольшую «о объему информацию .
При посетителях можно организовать раздачу корма, осмотр животных ветеринарным врачом, чистку «клеток». Эти Ролевые действия, выполняемые детьми, поддерживают игровую ситуацию и позволяют ребятам получать новые сведения при этом воспитывается бережное отношение к животным .
Завершающими объектами осмотра могут быть животные, которые занесены в Красную книгу и охраняются государством (белогрудый медведь, лошадь Пржевальского, снежный барс, уссурийский тигр, гепард, кавказский леопард). Экскурсовод рассказывает о том, где обитают эти животные, почему их так мало осталось, как их охраняют.
Сюжетно – ролевая игра «ЛЕТНЯЯ ЭКСПЕДИЦИЯ НА ПОБЕРЕЖЬЕ СЕВЕРНОГО ЛЕДОВИТОГО ОКЕАНА»
(для детей среднего и старшего дошкольного возраста)
Цель: ознакомление детей с суровым климатом Севера, животными, обитающими в тех краях, их приспособленностью к трудным условиям жизни.
Задачи: дать представление об их жизни в летний период. Сообщить о том, что белый медведь охраняется всеми государствами. Развивать воображение детей, их игровые умения.
Ход игры. Воспитатель говорит, что в детский сад пришло письмо от полярников, которые приглашают смелых и отважных ребят принять участие в экспедиции на Север. Для этого снаряжен «самолет», на его борту разместятся дети одной группы. В экспедицию отправятся самые отважные, дисциплинированные, осторожные ребята, ведь Север таит в себе много опасностей. «Полетят» те, кто сумеет хорошо подготовиться к суровым условиям Севера.
Подготовка состоит в следующем: необходимо собрать как можно больше сведений о Севере (книги, рисунки, фотографии), принести их в детский сад, всем вместе рассмотреть. Проследить по глобусу (или карте) маршрут экспедиции. Перед долгой дорогой надо потренироваться - научиться преодолевать различные препятствия, ведь исследователям придется идти узкими тропами, в обход ледяных нагромождений, прыгать через расщелины в горах. К экспедиции следует подготовить оснащение каждому участнику: рюкзак, теплый комбинезон (условно любая теплая одежда), защитные очки, фотоаппарат, бинокль или подзорную трубу (игровая атрибутика). Нужны также сухой паек (маленькая шоколадка, печенье) и медицинская аптечка для оказания первой помощи.
С момента чтения письма начинается вхождение детей в воображаемую экспедицию на Север. Осуществляя реалистично все этапы подготовки, воспитатель поддерживает и углубляет игровую ситуацию.
В эти же дни взрослые продумывают оборудование физкультурного зала, его оформление под побережье Северного Ледовитого океана. Пестро-зеленое или пестро-коричневое ковровое покрытие может изображать тундру (материк), где пасутся северные олени (несколько картин или игрушек). Рядом находятся сторожевая собака и оленевод. Из различного физкультурного оборудования, покрытого белой тканью, создают льдины, ледяные торосы, которые «плавают в океане» (лежат на полу). На некоторых льдинах - животные (белые медведи, тюлени). На шведской стенке можно изобразить скалу с множеством птиц (вставленные картинки). Во время игры в зале (если возможно) включают дополнительный свет (фотолампу, прожектор). Это светит солнце в полярный день.
Перед началом игры воспитатель готовит экипаж самолета из трех-четырех ребят (первый и второй пилоты, бортмеханик, стюардесса). Пилот должен хорошо знать маршрут полета. Он ведет самолет - летит впереди всех с расправленными крыльями (руками). По бокам от него находятся второй пилот и бортмеханик, которые держат в руках бумажные вертушки (пропеллеры). Стюардесса проверяет готовность участников экспедиции к полету.
Приземлившись в тундре, перед выходом из самолета экипаж и пассажиры надевают теплые комбинезоны. Руководитель экспедиции (воспитатель) проверяет, готовы ли ее участники отправиться в путь. Объясняет, что сначала они пойдут по тундре, а затем на льдинах будут путешествовать по Северному Ледовитому океану. Путешественников подстерегают опасности: в тундре можно провалиться в болото; на льдинах есть большие трещины, это тоже очень опасно. Все должны быть очень внимательными и оказывать друг другу помощь.
В тундре участникам экспедиции встречается пастух-оленевод (эту роль исполняет взрослый), который хорошо знает местные условия и знакомит путешественников с северным краем. Рассказывает ребятам о тундре. Показывает им следы белого медведя на льдине. Обращает внимание на плавающего тюленя. Предлагает затаиться и понаблюдать за белым медведем, который показался вдали на льдине. Руководитель экспедиции советует ребятам надеть очки, чтобы яркое солнце и сверкающий снег не слепили глаза. Просит проверить одежду,
Помогает тем, кто поскользнулся и упал. Напоминает, чтобы дети фотографировали животных, их следы, пейзаж, чаще смотрели в бинокли и подзорные трубы, дабы не пропустить что-нибудь интересное.
Руководитель экспедиции рассказывает о том, что в последнее время развелось много белых медведей, которые теперь охраняются государством, на них нельзя охотиться. Таким образом, люди спасли медведей от вымирания.
Заняв места в самолете, дети снимают теплую одежду, едят сухой паек. Самолет взлетает: путешественники возвращаются домой. Вечером фотографы «проявляют» фотопленку, делают фотографии (рисунки).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра «Экологический патруль»
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Экологический патруль» для детей подготовительной группы...

Сюжетно-ролевая игра "Экологическая экспедиция"
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры предназначена для воспитателей...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры "Экологическая экспедиция"
Сюжетно-ролевая игра в рамках эколого-краеведческого проекта " Парк- для нас, мы - для парка"...

Сюжетно-ролевая игра "Экологический патруль"
Конспект сюжетно-ролевой игры по экологическому воспитанию в старшей группе...

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Экологическая экспедиция» в старшей группе
Цель: Формирование игровых навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре «Экологическая экспедиция» по средствам обогащения представлений о современной экологической, и волонт...

Организация сюжетно – ролевой игры «Экологический патруль»
Цель игры: создание условий, способствующих формированию у детей экологической культуры и знаний в области экологической деятельности....