Сюжетно-ролевая игра "Экологический патруль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Плоцких Лариса Львовна

Конспект сюжетно-ролевой игры по экологическому воспитанию в старшей группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_r.r.ispr_.docx33.76 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование  предпосылки экологического сознания путем обогащения знаний детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую деятельность.

Образовательные задачи:

  1. Формировать представлений об истинных человеческих ценностях, нормах нравственной модели поведения человека в природе. 
  2. Систематизировать знания детей о лесе,  реке, животном и растительном мире; пополнять знания детей о правилах поведения на природе;
  3. Обогащать словарный запас детей: патруль, эколог, экологическая катастрофа.
  4. Совершенствовать навыки игровой деятельности детей: распределять роли, выбирать атрибуты для игры, планировать игровую деятельность и производить игровые действия в соответствии с намеченным планом.  
         
    Развивающие задачи: 
  1. Создавать благоприятную предметно-развивающую среду и дополнительное образовательное пространство для развития игровой и познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития;
  2. Развивать коммуникативные навыки;
  3. Способствовать развитию мышления, памяти, творческого воображения;

Воспитательные задачи: 

  1. Воспитывать интерес и бережное отношение к природе; воспитывать культуру экологического мышления (желание не засорять почву и водоемы, заботиться об их обитателях; способность умение применять нравственные нормы на практике);
  2. Воспитывать трудолюбие, уважительное отношение к результатам чужого и своего труда. 
  3. Воспитывать уважение к деятельности защитников природы. 
           
    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Планируемый результат: развитие предпосылок экологического сознания ребенка; развитие познавательной активности детей за счет обогащения знаний об окружающем мире; создание благоприятных условий для саморазвития ребенка; обогащение предметно-развивающей среды группы.

Оборудование и материалы: макет реки, декорации леса, игрушки (дикие животные, рыбы, пресмыкающиеся), план-карта, наборы для игр «Ветеринарная лечебница», «Спасатели», «Лаборатория», видеоозапись  «Полёт вертолёта».

Предварительная деятельность: игры «Ветеринарная лечебница», «Спасатели», «Лаборатория». Беседы на экологическую тематику. Чтение литературы на экологические темы (см. картотеки «Экологические стихи», «Экологические рассказы»).

Предполагаемые роли: ветеринары, спасатели, ученые-экологи.

Примерные игровые действия:

• управление вертолётом;

• изучение экологической обстановки (пробы воды, лесного покрова и т. д.);

• работы по исправлению экологической ситуации: очистка водоема (реки),  спасение животных, добавление рыб в реку, приготовление еды.

Ход игры:

Воспитатель привлекает детей к себе:

Воспитатель: Дети! В наш детский сад пришла телеграмма. «Внимание! Экологическая катастрофа! В нашем лесу случилась беда. В реке пропала вся рыба. В опасности жители леса - многие из них заболели. Спасите! Помогите! Лесные обитатели»

Воспитатель: Дети, а что такое катастрофа? (ответы детей) Какие катастрофы вы знаете? (пожар, землятрясение, наводнение) Правильно. Ребята, в телеграмме лесные обитатели пишут об экологической катастрофе. Что это такое, как вы думаете? (дети высказывают свои суждения) Да, это серьезное бедствие, которое случается в природе, когда страдают леса, реки, животные, птицы, насекомые. А, часто и совсем пропадают. Экологические катастрофы часто происходят по вине людей и наносят непоправимый вред природе. Например, люди строят заводы и фабрики, которые выпускают в воздух дым, а в воду разные вредные вещества, вырубают леса, в которых водятся животные и птицы. Все это приводит к экологической катастрофе в природе.

Дети, а вы хотите отправиться на место происшествия и спасти животных?

Дети: Да.

Воспитатель: Но дорога туда нелегка. Давайте рассмотрим карту местности.

(Рассматривают карту, на ней изображены лес, река и набольшая полянка у реки) 

Воспитатель: Ребята, что вы видите на карте?

Дети отвечают.

Воспитатель: А дорогу вы видите?

Дети: Нет.

Воспитатель: На чём же мы можем туда добраться? (предположения детей – на вездеходе, внедорожнике, самолете, вертолете).

Воспитатель: Правильно, туда можно добраться только на вертолёте! Ребята, давайте мы с вами создадим экологический патруль – скорую спасательную экспедицию и отправимся на место происшествия. Как вы думаете, люди, каких профессий занимаются экологическими катастрофами?

Дети: спасатели, ветеринары, экологи.

Воспитатель: Кто такие экологи? (дети рассказывают)

Воспитатель добавляет или поясняет, если ответы неполные: Экологи - ученые, которые изучают природную среду, берут пробы воды, почвы, образцы растений. Они исследуют их и делают выводы, как можно помочь природе. Кто из вас кем будет?

Дети распределяют роли, высказывают свои желания. Совместно выбирается главный спасатель. Воспитатель помогает с выбором, принимает на себя роль начальника спасательной экспедиции.

Воспитатель: А теперь пора приготовиться к путешествию!

Воспитатель интересуется, что нужно взять с собой и предлагает загрузить все необходимые материалы и вещи в спасательный  сундук.

Дети переодеваются, собирают все необходимое, сооружают вертолет из стульев, загружают в него все необходимое оборудование и строятся возле вертолета.

Главный спасатель: Команда к полету на место происшествия готова? Занять место в вертолете!

Включается видеозапись «Полёт вертолёта». 

Воспитатель: Пока мы летим, давайте выясним, чем мы займемся.

Дети совместно с начальником спасательной экспедиции обсуждают план действий:

- После прибытия на место, нам нужно выяснить, что же произошло.

- Спасателям провести спасательные действия.

- Экологам взять пробы воды в реке и провести исследования, взять образцы растений в лесу и выяснить, в каком состоянии находится  лес.

- Ветеринарам оказать помощь пострадавшим животным.

Воспитатель: Задача ясна?

Дети: да!

Воспитатель: Чтобы нам быть на связи, я даю вам рации. Держитесь на связи! Докладывайте мне о том, что происходит по рации.

Главный спасатель: Мы приближаемся к месту. Приготовиться к посадке!

Дети выходят из вертолёта, перед ними река и лес, по берегу реки разбросаны ветки, хворост, в реке плавают пятна нефти (бензина), мусор, пустые бутылки. В лесу разбросан мусор, лежат больные звери.

Дети: Да.

Главный спасатель командует приступить к своим обязанностям. Игра начинается.

Предполагаемые действия:

- Воспитатель (начальник экспедиции) со спасателем или ветеринаром разбивает лагерь, ставит палатку.

- Экологи проводят исследования воды в реке, растений в лесу.

- Ветеринары обследуют пострадавших животных, относят их для лечения в лагерь и там оказывают первую помощь животным.

- Спасатели собирают мусор в ведра, убирают из реки бензиновые пятна.

- После того, как вода очищена, эколог делает повторные пробы воды, которые показывают, что вода стала чистой и дает распоряжение выпустить в воду рыбу.

- Эколог, исследующий растения, сообщает о результатах и сажает новые растения.

- Главный спасатель докладывает о том, что работа по очистке реки закончена.

- Ветеринары докладывают, что все животные вылечены и животных можно отправить в лес.

Раздается аудиозапись «звуки природы»

- Воспитатель (начальник патруля) дает команду: А сейчас нам пора возвращаться. Прошу всех собрать свои вещи и пройти на посадку в вертолёт.

Включается видеоролик «Полёт вертолёта»

Во время полета проводится обсуждение проделанной работы.

Воспитатель расспрашивает спасателей, о том, что они обнаружили на месте экологической катастрофы на реке.

- Что вы увидели на берегах реки и в воде? Почему это произошло? Кто виноват в засорении реки?

- Могут ли в такой воде жить рыбы и другие обитатели водоема? Почему? (ответы детей)

- Что вы сделали, чтобы вода стала чище? (ответы детей)

- Как вы думаете, что случится, если люди и дальше будут засорять водоемы? (ответы детей)

- Ребята, скажите, как предотвратить загрязнение водоемов? (ответы детей)

- Правильно, надо охранять чистоту воды, не загрязнять водоемы: не бросать в воду и на берегу мусор, не мыть в водоемах машины и велосипеды. Ведь вода – это богатство нашей страны и залог здоровья людей, животных, растений.

 Воспитатель: Что же произошло в лесу? От чего пострадали животные? (ответы детей) Что нужно делать, чтобы в лесу было чище?

- Правильно. Леса – это легкие нашей планеты, наше богатство. Нужно бережно относиться к нему, при посещении леса гасить за собой костры, убирать весь мусор, не разрушать гнезда, муравейники, места обитания диких животных. 

(После посадки, дети выстраиваются возле вертолёта).

Воспитатель: ребята, я как начальник спасательного патруля, благодарю вас за мужество, сплоченность и настойчивость, проявленные в ходе выполнения спасательных работ, благодаря совместной слаженной работе нам удалось предотвратить большую экологическую катастрофу, сохранить жизнь животным, птицам и вручаю вам медали «Защитники природы». 

 Воспитатель:  

- Ребята, вам понравилась работа нашего экологического патруля? Что вам понравилось больше всего? (ответы детей)

- Кому помогали? (ответы детей)

- Что нового узнали? (ответы детей)

- Какой вывод мы сегодня сделали? (ответы детей) Берегите, ребята, природу!

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой;

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза,

И тихо просят родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега.

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной,

Такой прекрасный и родной.

И шепчут губы: «Сберегу!

Я сберегу вас, сберегу!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие ( развитие речи, ручной труд и сюжетно-ролевая игра) в форме проекта «Безопасный маршрут: дом – детский сад» и сюжетно – ролевой игры «Школа» подготовительная группа Автор: воспитатель: Свинцова Е.А. МКДОУ д/с «Колокольчик» п.Пур

Цель:Продолжать обучать детей связной монологической и диалогической речи в процессе проектной, совместной деятельности; обучать безопасному поведению, правилам дорожного движения; расширять представл...

Сюжетно-ролевая игра «Экологический патруль»

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Экологический патруль» для детей подготовительной группы...

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»

Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери» Цель: Развивать у детей игровые умения и навыки, которые позволят им развертывать самостоятельно творческую игру. ...

Конспект НОД сюжетно - ролевой игры в старшей группе «Экологический патруль»

Цель: формирование предпосылки экологического сознания путем обогащения знаний детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую деятельность. Образовательные задачи:1. Формировать предста...

Организация сюжетно – ролевой игры «Экологический патруль»

Цель игры: создание условий, способствующих формированию у детей экологической культуры и знаний в области экологической деятельности....

Конспект сюжетно - ролевой игры в старшей группе «Экологический патруль»

формирование предпосылки экологического сознания путем обогащения знаний детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую деятельность....

Конспекты сюжетно -ролевых игр в подготовительной группе. «Дорожный патруль».

В работе с детьми  следует использовать развивающие возможности игр. По мнению В.А. Шипуновой необходимо помнить, что  игра - это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой пр...