Открытая деятельность "Крылатые друзья"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Открытая деятельность в детском саду о птицах Тюменской области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ptitsy_otkrytoe.odt | 18.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Крылатые друзья»
Цель:
Расширение знаний о птицах нашего города.
Задачи: Продолжать знакомить детей с значением в жизни птиц объяснить причину перелетов птиц (перелетные, зимующие, кочующие)
воспитывать заботливое отношение к птицам; желание помогать птицам в трудный для них период.
Предварительная работа:
наблюдение за птицами на прогулке;
рассматривание иллюстрации с птицами;
разучивание подвижной игры «Птицелов»;
чтение художественной литературы о птицах.
Оборудование:
демонстрационный материал «Птицы»;
модели – схемы для сравнения птиц с другими животными;
перья разной формы, цвета, размера;
ножницы, стаканчики с водой;
карточки для дидактической игры «Где зимуют птицы?»;
кормушки и различный корм для птиц.
Ход занятия. - Ребята, посмотрите на глобус. Какой огромный наш общий дом – планета Земля! Сколько разных стран, которые кажутся нам таинственными и заманчивыми. Но самая таинственная и удивительная, оказывается наша Родина, Россия. Необъятны её просторы. Посмотрите на карту. Вот Уральские горы, а за ними – Сибирь, земля, где нам выпало счастье родиться. Скажите, а как называется наша область? (Тюменская) А её главный город? (Тюмень) Давайте отметим их на карте. А как называется наш с вами родной город, в котором мы живём? (Заводоуковск, отмечаем на карте)
- Давайте ещё рассмотрим карту. Что мы на ней видим? (синие-реки, зелёные-леса ) Какие реки? (Ук, Тобол ).
Ребята, а что показывает на карте зелёный цвет? (леса ) В наших лесах много разных животных и птиц живёт.
Игровая ситуация
Воспитатель: Тюменская область велика и просторна. На всей территории обитают около 460 тысяч разновидностей птиц. Одними из перелетных птиц к нам в Тюменскую область прилетают, Савки (показ иллюстраций). Но, к сожалению этих птиц стало так мало, что они находятся под охраной государства и занесены в Красную книгу Тюменской области.
Ребята а вы знаете почему Книга называется Красная? ( Красный цвет – сигнал опасности. Внимание! Не губите растения, не убивайте животных. Он как бы призывает всех людей: растения и животные в беде, не губите их, помогите им! Поэтому и решили назвать эту книгу Красной.
Редкие животные и растения в нашей стране, и в других странах тоже, охраняются законом. Но недобрые люди часто нарушают этот закон. Человек часто бывает очень жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Ребята, а что вы слышали об этой Красной книге?
Что случится, если исчезнут некоторые животные и растения? Ведь мы крепко-накрепко связаны с растениями и животными. Уничтожим птиц – насекомые съедят всю зелень – люди не смогут есть плоды, овощи. Так всегда происходит в природе: исчез один – заболел другой – погиб третий.
: Какое время гоа наступило….. осень. Какие изменения произошли в природе?
Дети: (перечисляют признаки осени).
Воспитатель: почему стало мало птиц? Чем питаются перелетные птицы?
(соайд)
Дети: исчезли насекомые, а птицы, которые питаются насекомыми, улетели в теплые края. Дети: Осенью многие насекомые исчезают, птицам нет корма, им нечем прокормиться. Они вынуждены улететь в те края, где тепло, а там много корма
Воспитатель: ребята, чем отличаются птицы от других животных?
Дети: (отвечают, опираясь на модели – схемы).
Воспитатель: каких птиц вы знаете?
Дети: (перечисляют птиц).
Воспитатель: куда улетают птицы осенью?
Дети: на юг.
Воспитатель: как называются птицы, которые улетели на юг?
Дети: перелетные птицы.
Воспитатель: каких вы знаете перелетных птиц?
Дети: …
Воспитатель: с наступлением холодов осенью начинается перелет птиц, вот как об этом написано в стихотворении Е.Благининой:
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели, улетели журавли.
Не слыхать кукушки в роще,
И скворечник опустел,
Аист крыльями полощет –
Улетает, улетел.
Лист качается узорный,
В синей луже на воде.
Ходят грач с грачихой черные
В огороде, по гряде.
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи,
Улетают, улетели, улетели и грачи.
Ребята, о каких птицах это стихотворение?
Дети: о перелетных.
Воспитатель: первыми улетают от нас быстрокрылые птицы. Это стрижи, ласточки, скворцы, жаворонки. Они улетают в конце августа, т.к. пропадают многие насекомые. Эти птицы питаются насекомыми, они называются насекомоядными.
А сейчас вам задание, найдите насекомоядных птиц?
В золотые осенние дни собрались к отлету журавли. Покружились они над родным болотом, собрались в косяки, потянулись в дальние теплые страны. Впереди летит самый сильный – вожак. Позднее всех улетают дикие гуси и утки – когда замерзают реки и озера. Эти птицы называются водоплавающие.
И опять вам задание, найдите водоплавающих птиц?
Воспитатель: Ребята, назовите, самую красивую и изящную перелетную птицу? (ответы детей)
Воспитатель: Это лебеди. Прилет лебедей означает, что пришла настоящая весна.
Воспитатель: Оказывается, Лебедь шипун и Утка – пеганка - это водоплавающие птицы из Красной книги. Они встречаются на озерах Тюменской области, (слайд
Высоко летят стаи птиц, с неба слышим мы их прощальные клики. Словно они кричат: «До свидания, до радостной встречи весной!»
А сейчас предлагаю поиграть в игру «Прилетели птицы!»
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи…
(дети хлопают)
Воспитатель: Что не правильно?
Дети: мухи.
Воспитатель: А мухи – это кто?
Дети: насекомые.
Воспитатель: вы правы. Ну что ж продолжим.
Прилетели птицы:
Голуби, синицы.
Аисты, вороны,
Галки, макароны!..
(дети хлопают)
Воспитатель: начинаем снова…
Прилетели птицы:
Голуби, куницы!..
(если дети не обращают внимание на куниц, то воспитатель объявляет счет)
Воспитатель: один ноль в мою пользу. Куницы – вовсе не птицы. Продолжаем…
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Галки и стрижи
Комары, кукушки…
(дети хлопают и говорят что комары это насекомые)
Воспитатель:
Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Галки и стрижи,
Чибисы, чижи,
Аисты, кукушки,
Лебеди, скворцы…
Все вы молодцы!
Физкультминутка. «Птички»
Птички прыгают, летают,
Птички весело поют,
Птички крошки собирают,
Птички зернышки клюют.
Перышки почистили,
Клювики почистили,
Дальше полетели
И на место сели.
Воспитатель: ребята, перед вам на столах лежат перья, рассмотрите их внимательно.
Чем различаются перья?
Дети: цветом, размером, формой.
Воспитатель: каждое перо имеет стержень, догадайтесь, где стержень у пера? Покажите его. А еще у пера есть бородки. Найдите бородки. Покажите их. Обратите внимание, как прикреплены бородки к стержню. Положите перышки на стол.
Что случится, если сейчас подует ветерок?
Дети: перья полетят, они легкие.
Воспитатель: если стержень пера разрезать, то мы увидим, что внутри пусто, поэтому перья очень легкие.
Обмакните перо в стакан с водой, намокло ли перо, изменилось ли перо?
Дети: нет, вода скатилась капельками.
Воспитатель: перья защищают птицу от воды и сырости.
Подумайте, зачем нужны птицам большие перья?
Дети: чтобы летать.
Воспитатель: для чего им нужны маленькие перышки?
Дети: для тепла.
Воспитатель: теперь рассмотрите окраску перьев. Что можете сказать?
Дети: перья разные по цвету. Они украшают птиц.
Воспитатель: часто можно встретить очень красивых птиц. У большинства птиц ярко окрашены только самцы. Они используют свою окраску, чтобы привлекать самок. Самки тех же птиц имеют чаще всего однотонную окраску, которая помогает им прятаться от врагов, когда они высиживают яйца.
(воспитатель демонстрирует птиц с ярким оперением)
Воспитатель: не все птицы улетают, есть те, которые остаются с нами зимовать. Как они называются?
Дети: зимующие, оседлые.
Воспитатель: каких вы знаете зимующих птиц? К зимующим птицам относятся: воробей, дятел, ворона, клест, свиристель, галка, снегирь, синица, сорока, дятел и другие. Все эти птички также проживают на территории города Заводоуковска
Дети: (перечислят зимующих птиц нашего края)
.Воспитатель: Зима, это испытание для птиц. Одни птицы могут справиться, а другие улетают от нас в теплые страны. А почему они все же возвращаются обратно? Ведь каждый перелет очень труден и опасен для птиц? Некоторые не выдерживают столь долгого пути и погибают?
Дети: Птицы летят домой.
Воспитатель: Ученые до сих пор не могут ответить на этот вопрос. А я думаю, что птицы просто хотят вернуться на свою Родину. Ведь они здесь родились, вылупились из яиц, учились летать, добывать пищу. Их зовёт любовь к родному краю, родному дому.
Воспитатель: А почему говорят, что зима трудное время для птиц?
Дети: (высказываются).
Воспитатель: как можно проявить о них заботу зимой?
Дети: …
Воспитатель: что можно использовать в качестве корма для птиц зимой?
Дети: (слайд).…
Воспитатель: действительно, зима – трудное время для птиц, особенно если она морозная и многоснежная. Не найти птицам под снегом корма. Голодная птица сильно страдает от холода. Зимний день короткий, а чтобы выжить, не замерзнуть, пищи нужно съесть гораздо больше, чем летом.
Нужно поддержать птиц, сделать для них кормушки и не забывать приносить в них корм. Это очень полезное дело.
- Молодцы, узнали всех птиц.
Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз.
Птиц зерном и хлебом (Кормушка).
-Правильно. Для чего нужны кормушки?
-Чем питаются птицы и что можно положить в кормушку).
-Молодцы!
-Зимующие птицы не боятся морозов, они много летают и сами стараются добывать еду даже в самую холодную погоду. Они отыскивают насекомых, спрятавшихся в трещины коры, в щели домов и заборов, отыскивают плоды и семена лиственных растений, шишки хвойных деревьев с семенами. Они прилетают к нашим жилищам за помощью. И мы с вами должны помочь пережить зиму пернатым друзьям. А что нам нужно сделать, как помочь, чтобы они выжили в холодное время года?
(ответы детей).
- Правильно, птиц обязательно нужно подкармливать зимой, строить для них кормушки. Не забывать чистить эти кормушки, прежде чем положить туда корм. Возле кормушек нельзя бросать пакеты, банки, в которых приносите корм. Необходимо следить, чтобы корм в кормушке был всегда. Помните, что птицам нужны семечки подсолнечника, семена арбуза, дыни, тыквы, кусочки несолёного сала, крошки хлеба.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО АППЛИКАЦИИ "ДРУЗЬЯ ДЛЯ СНЕГОВИКА"
ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ...
Конспект открытого занятия по рисованию в средней группе. "как много друзей на свете".
Программные задачи:Учить детей закрашивать животных способом тычка, закреплять умение рисовать разными способами: тычками и концом кисти. Расширять знания детей о домашних животных.Прбуждать у детей э...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО НОД в подготовительной группе «Поможем голубю найти друзей»
Интеграция. Коммуникация. Познание. Худ. творчество. Музыка.Задачи.Образовательные:1. Закрепление навыка четкого произношения поставленных звуков в словах, фразах.2....
Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием театральной деятельности с куклами – марионетками на тему: «Путешествие Буратино и его друзей».(старшая группа)
Цель: расширять представления о сказках. Развивать творческое воображение, тренинг эмоций, образное мышление. Использовать в речи сложные предложения разных видов. Воспитывать культуру речевого общени...
Конспект открытого занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе Тема: «Мы построим Зайцу дом и друзей всех позовем»
Программные задачи:учить дифференцировать по смыслу глаголы, имеющие разные приставки и общую основу «строить»;учить самостоятельно по смыслу подбирать нужный приставочный глаг...
Конспект открытого занятия "Без друзей в жизни туго"
Благодаря этому занятию дети расширяют совй словарный запас,свои представления о взаимоотношениях людей,пополняют словарный запас.Цель:познакомить с правилами дружбы,показать важность истинных друзей ...
Конспект открытого занятия "Друзья для золотой рыбки" (нетрадиционные техники рисования)
Конспект НОД для средней группы (4-5 лет)...
- Мне нравится (3)
Комментарии
Интересная деятельность,
Интересная деятельность, возьму себе на заметку.
Хороший материал.
Хороший материал.