Цикл экспериментов: Вода
опыты и эксперименты по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Администрация муниципального образования городского округа Воркута
МБДОУ «Детский сад № 103 » г. Воркуты
Цикл игр-экспериментов с детьми дошкольного возраста
«Маленькие учёные»
Подготовил воспитатель:
МБДОУ «Детский сад № 103» г. Воркуты
Сысоева М.Н.
г. Воркута
2018 г.
Игры-эксперименты
ВОДА
- «Мыльные пузырики»
Цель: Продолжать знакомить детей со свойствами воды, развивать умние проводить опыт, развивать умение работать в коллективе. Развивать речь, умение делать выводы, воспитывать наблюдательность.
Словарь: жидкий, растворяет вещества, твердое, шампунь, мыло, надуваем, пена, размешиваем.
Материалы и оборудование: тазики с водой, флаконы с шампунем, кусочки мыла, палочки для размешивания, соломки, салфетки, фартуки.
Ход эксперимента: Вспомнить правила проведения экспериментов. Повторить свойства воды и вспомнить ранние опыты с водой. Уточнить: какие вещетва растворяются в воде (сахар, краски, соль и пр.), как они растворяются. (варианты ответов детей)
Предложить детям новый опыт: «Мыльные пузырики»
- Ребята, а для чего нужно мыло (шампунь)?
- Чтобы стирать, мыться, мыть голову и пр…
Детей делят на две группы: 1- растворяет в воде шампунь, 2- растворяет мыло.
Затем каждая группа рассказывает, как у них проходил процесс растворения их вещества, как долго растворялось, как вело себя и какие были ощущения. Потом дети сравнивают, у кого получилось больше пены, а кого больше пузырей и лучше надуваются. Делают выводы.
Вывод: Мыло твердое и хуже растворяется в воде, пузыри из него надуваются хуже. Шампунь же наоборот жидкий, быстро растворяется, деалет много пены и пузырей.
«Тепло-холодно»
Цель: уточнить представления детей, о том, что вода бывает тёплой и холодной, горячей, это можно узнать, если ее потрогать. Мыло мылится в любой воде и смывают грязь.
Материалы и оборудование: горячая и холодная вода в тазиках, тряпка, мыло.
Ход эксперимента: детям предлагается намылить руки сначала сухим мылом без воды. Потом детям предлагается намочить руки и намылить мыло в холодной воде. Уточняем, что воды холодная, прозрачная, а после намыливания рук, она становится мутной.
Затем то же делам с горячей водой. Отмечаем, что мыло мылится быстрее, но тоже становится мутной.
Вывод: Вода – наш помощник, в тёплой воде все вещества растворяются быстрее.
«Грязнуля вода»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды. Побуждать детей выдвигать гипотезы, догадки. Развивать познавательный интерес. Воспитывать самостоятельность при выполнении эксперимента. Воспитывать бережное отношение к воде.
Материалы и оборудование: 8 пустых стаканов, 4 бутылочки с водой, песок, краски, растительное масло, мука, марля, ватные диски, палочки, салфетки.
Ход эксперимента:
- Дети, а можно ли пить воду сразу из-под крана? Почему? Какую воду можно пить? (вопросы сопровождаются ответами детей)
Напомнить детям, что с помощью кипячения воды мы ее очищаем и микробы погибают.
- Ребята, а какие ещё способы очистки воды вы знаете? (ответы детей) уточняем, как можно очистить воду, ели нет этих средств (предложения детей).
Далее предлагаем детям разделиться на 4 группы: 1- очищает воду, смешанную с мукой, 2- воду с песком, 3- с красками, 4- с растительным маслом.
Дети самостоятельно распределяют обязанности.
Начала размешивают вещества в воде, до их полного растворения, потом половину воды процеживают через несколько слоёв марли, а вторую половину через ватный диск.
После окончания работы, дети делятся впечатлениями. Проверяют правильность гипотез.
Вывод: вода с мукой и краской, так и не очистилась до конца, ни через марлю, ни через вату, но на фильтрах все же остались частички загрязнителей.
Вода с песком и маслом очистилась лучше через вату, чем через марлю. Эти вещества не полностью растворились в воде и при фильтровании остались н фильтре.
«Волшебные краски»
Цель: знакомить детей с процессом растворения краски в воде (сами или при размешивании). Развивать наблюдательность, воображение, сообразительность.
Материалы и оборудование: краски, лопаточка, 2 баночки с прозрачной водой, тряпочки.
Ход эксперимента: в первую баночку с водой добавляем немного красной краски и наблюдаем, что происходит (краска растворяется медленно, неравномерно распределяясь по баночке).
Во вторую баночку добавляем немного синей краски и размешиваем. Что мы видим? (краска растворяется полностью и равномерно распределяются по баночке). Затем смешиваем обе краски (какой что случилось?).
Вывод: если краску не размешивать, она растворяется в воде медленно и неравномерно, а при размешивании – равномерно.
«Вижу-не вижу»
Цель: углублять знания детей о свойствах и качестве воды, развивать любознательность, закреплять знание правил безопасности при обращении со стеклянными предметами.
Материалы и обрудование: 1 баночка с прозрачной водой, 2 с подкрашенной водой, камешки, тряпочки.
Ход эксперимента:
- Что вы видите в баночке?
Какого цвета вода?
- хотите поиграть с камешками?
В баночку с прозрачной водой опускаем камешек, наблюдаем за ним (он тяжёлый, опустился на дно).
- Что вы видите? Почему? (вода прозрачная)
Затем камешек опускают в подкрашенную воду.
- Что происходит с камешком? Почему? (камешек не видно, так как вода мутная, не прозрачная).
Вывод: в прозрачной воде все хорошо видно, а в грязной, не прозрачной воде – не видно.
«Вкусная, не вкусная»
Цель: совершенствовать знания детей о свойствах воды. Подвести к пониманию того, что вода не имеет вкуса, а при добавлении в неё вкусовых добавок (соль, сахар, лимонный сок), то вода приобретает вкус. Развивать познавательный интерес, мыслительную активность, формировать навыки работы в коллективе. Воспитывать любознательность.
Материалы и оборудование: стаканы, ложки, яблочный сок, кипячёная вода, 3 графина для размешивания воды, сахар, соль, лимонный сок.
Ход эксперимента:
- У воды есть вкус? (ответы) – даём попробовать детям кипячёную воду и яблочный сок.
– Чем отличается сок и вода? Какая на вкус вода, а какой сок? (ответы детей)
- Что случится с водой, если в неё добавить сахар (соль, лимонный сок)? (варианты детей)
Предлагаем детям провести эксперимент. Детей делим на 3 группы: 1-добавляет соль, 2-сахар, 3-лимонный сок и тщательно размешивают. Затем ложкой пробуют на вкус, что получилось и делают выводы.
Вывод: вода изменила вкус. Обычная вода не имеет вкус, вода с сахаром – сладкая, с солью – солёная, с лимонным соком – кислая.
«Круглая, квадратная – какая?»
Цель: развивать наблюдательность, познавательный интерес детей. Выявить, что вода – жидкость и может принимать форму сосуда, в который налита.
Материалы и обордование: сосуды разной формы и размера,
воронка, шарик, ковши одинакового размера, пакет, резиновая перчатка, подносы, листы с нарисованной формой сосудов, цветные карандаши.
Ход эксперимента: на столах стоят тазы с водой. К детям пришёл Незнайка и рассказал, что он помогал друзьям делать бассейн и у него появился вопрос:
- Может ли вода иметь форму?
- Как узнать?
Детям предлагается рассмотреть сосуды перед ними:
-Какой они формы? Давайте нальем в них воду.
- Чем удобнее наливать? Куда удобнее наливать? (варианты детей)
Дети наливают воду во все сосуды, которые у них есть одинаковыми ковшиками, одинаковое количество воды и наблюдают, что воды поровну, но она на разной высоте. Рассматривают сосуды и делают вывод.
Вывод: вода не имеет определенной вормы – это жидкость, она течет и изменяется. При наливании ее в сосуд, она принимает его форму. На листочках дети зарисовывают полученные результаты.
«Вода - путешественница»
Цель: дать детям представление о круговороте воды в природе. Показать, что состояние воды зависит от температуры, в которой она находится.
Материалы и оборудование: лёд и снег в металлической ёмкости, холодильник (мини переносной холодильник).
Ход эксперимента: с улицы после прогулки принести с собой кусок льда и снега, положить их в 2 кастрюли. Одну оставили в группе, а вторую поставили в мини холодильник.
- Что случилось со льдом и снегом, которые оставили в группе? (они растаяли и стали водой)
- Какие они были на улице? (твёрдые и холодные)
- Какая вода? (жидкая)
- Почему растаяли лёд и снег? (потому что здесь тепло)
- А почему те лёд и снег в холодильнике не растаяли? (потому, что в холодильнике холодно, как и на улице зимой).
Вывод: в теплом помещении или при нагревании снег и лёд тают и становятся жидкостью, а при постоянном холоде остаются в прежнем состоянии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра – эксперимент «Водичка, водичка….» «Прозрачная вода»
В гости к ребятам приходит Капелька._ Кто такая капелька? Где живёт?...
Игра-эксперимент "Водичка и волшебники", младшая группа.
Игра по станциям, на каждой ребятам предстоит станть волшебниками и выполнить разные опыты, познакомиться со свойствами воды. вода может быть жидкая, пар, твердая; она льётся, журчит, капае...
Экспериментально-исследовательская деятельность с дошкольниками в цикле экспериментов «УМНАЯ ВОДИЦА»
Природа в любое время года открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству, укрепляя нежные и добрые чувства. Иногда в детстве, встретившись с таким чудом, хочется перенести ег...
Эксперимент "Вода и мыло"
Цель: знакомить детей с неживой природой.Задачи:-познакомить детей со свойством пены: «воздушная», «легкаЦель: знакомить детей с неживой природой.Задачи:-познакомить детей со свойством пены: «воздушна...
Цикл экспериментов: Воздух
цикл экспериментов с воздухом....
Цикл экспериментов: Растения
Растения - наши помошники. Они очищают воздух и дарят нам свою красоту....
Конспект цикла бесед «Вода и ее роль в жизни человека» в подготовительной для школы группе
Конспект цикла бесед «Вода и ее роль в жизни человека» в подготовительной для школы группе...