«Развития познавательного интереса у детей младшего возраста через исследовательско - экспериментальную деятельность.»
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа) по теме

Емельянова Светлана Викторовна

ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

по теме:

«Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через исследовательско - экспериментальную деятельность.»

 

 

 

Актуальность.

 

 

Маленькие дети по своей природе исследователи. Это объясняется тем, что младший дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышение, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возростным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Малышам хочется испытывать всё самим, удивляться неизведонному. У них формируется любознательность – желание позновать закономерности окружающего мира.

  • В процессе иследовательско-эксперементальной деятельности дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.

  • Идёт обогощение памяти ребёнка и активизация его мыслительного процесса.

  • Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать каке-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

  • Развиваются эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

Развивая познавательную активность у дошкольников, мы развиваем и дестскую любознательность. Поэтому детское эксперементирование является важным средством интеллектуального развития дошкольника.

 

Цель:

  • Углублять представления о живой и неживой природе.

  • Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.

  • Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

 

Задачи:

  • Изучить и проанализировать методическую литературу по детской иследователко-эксперементальной деятельности.

  • Распределить подборку практического материала по блокам.

  • Организовать развивающую среду.

  • Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом.

  • Привлечение родителей к пополнению оборудования в уголке эксперементирования.

Формы работы:

 

Совместная работа с детьми:

  • Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, своих готовых изделий.

  • Наблюдения.

  • Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.

  • Просмотр слайдов, фильмов.

  • Чтение художественной литературы.

  • Дидактические игры.

  • Наблюдения в природе плановые и случайные.

  • Поисковая деятельность.

 

Самостоятельная деятельность детей:

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения.

 

Этапы работы:

 

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

изучение научной и учебно – методической литературы

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

 

Перспективный план работы

месяц

направления работы

самообразование

дети

родители

педагоги

сентябрь

1. Изучение нормативно-правовой документации.

2. Изучение литературы по теме самообразования.

3. Проведение диагностики детей в группе.

4. Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы)

Экскурсия в уголок эксперементирования.

Знакомство с

оборудованием.

 

 

Подготовила памятки для родителей, которые помогут создать наиболее благоприятные словия для реализации и представлений ребёнка о предметах и явлениях окружающего мира.

Разработка тематических планов

октябрь

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития иследовательско-эксперементальной деятельности..

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования.

 

НОД «Узнаём какая вода»

НОД «Игры с веерами и султанчиками»

 

Индивидуальные беседы с родителями по обогощению уголка эксперементирования.

 

 

ноябрь

Работа с методической литературой.

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования.

НОД «Свойства песка»

НОД «Почему осенью бывает грязно»

Советы для родителей «Чего нельзя, и что нужно делать для потдержания интереса детей в эксперементальной деятельности.

Знакомство с опытом работы других воспитателей

декабрь

Работа с методической литературой

 

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования

НОД «Лёгкий - тяжёлый»

НОД «Снег – какой он?»

Выставка литературы и наглядного материала для родителей и педагогов по заданной теме

Рекомендации для воспитателей по организации эксперементов с водой.

январь

Работа с методической литературой

Повышение знаний, сбор материала

НОД «Свойства льда»

НОД «Изготовление цветного льда»

 

Оформление папки передвижки для родителей

« Роль семьи в развитии иследовательско-эксперементальной активности ребёнка.»

 

февраль

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования

НОД «Свойсва бумаги»

НОД «Поплывёт не поплывёт»

 

Представление родителям материала, игр, упражнений, литературы и т. д. по заданной теме.

Посещение НОД у воспитателей ДОУ по теме самообразования

март

Изучение литературы по теме самообразования.

Пополнение предметно-развивающей среды современным оборудованием.

НОД «Посадка лука»

НОД «Горячё, холодно.»

 

Подборка игр и эксперементов для совместной деятельности родителей с детьми в домашних условиях

 

апрель

Работа с методической литературой

 

НОД «Веточка берёзы»

НОД «Здравствуй, солнечный зайчик.»

Оформление информационного стенда для родителей

 

май

Повышение знаний, сбор материала

 

Работа с методической литературой

НОД «Кто живет в воде?»

Фото выстовка.

Открытое НОД для педагогов

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_sveta.docx14.48 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

по теме:

«Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через исследовательско - экспериментальную деятельность.»

Актуальность.

Маленькие дети по своей природе исследователи. Это объясняется тем, что младший дошкольникам присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышение, а экспериментирование, как никакой другой метод, соответствует этим возростным особенностям. В дошкольном возрасте он является ведущим, а в первые три года – практически единственным способом познания мира. Малышам хочется испытывать всё самим, удивляться неизведонному. У них формируется любознательность – желание позновать закономерности окружающего мира.

  • В процессе иследовательско-эксперементальной деятельности дети получают реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта.
  • Идёт обогощение памяти ребёнка и активизация его мыслительного процесса.
  • Формируется самостоятельность, целеполагание, способность преобразовывать каке-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
  • Развиваются эмоциональная сфера ребёнка, творческие способности, формируются трудовые навыки.

Развивая познавательную активность у дошкольников, мы развиваем и дестскую любознательность. Поэтому детское эксперементирование является важным средством интеллектуального развития дошкольника.

Цель:

  • Углублять представления о живой и неживой природе.
  • Способствовать к участию детей в исследованиях и обобщению результатов опытов.
  • Формировать представления о свойствах и качествах предметного мира.

Задачи:

  • Изучить и проанализировать методическую литературу по детской иследователко-эксперементальной деятельности.
  • Распределить подборку практического материала по блокам.
  • Организовать развивающую среду.
  • Оформление картотеки опытов с водой, воздухом, песком, светом.
  • Привлечение родителей к пополнению оборудования в уголке эксперементирования.

Формы работы:

Совместная работа с детьми:

  • Рассматривание книг, иллюстраций, репродукций, своих готовых изделий.
  • Наблюдения.
  • Экспериментирование, опыты с материалом, цветом.
  • Просмотр слайдов, фильмов.
  • Чтение художественной литературы.
  • Дидактические игры.
  • Наблюдения в природе плановые и случайные.
  • Поисковая деятельность.

Самостоятельная деятельность детей:

Благодаря опытам дети сравнивают, сопоставляют, делают выводы, высказывают свои суждения и умозаключения.

Этапы работы:

1 ЭТАП информационно-аналитический (вводно-ознакомительный)

изучение научной и учебно – методической литературы

2 ЭТАП — внедрение в практику.

3 ЭТАП — представление опыта работы по теме.

Перспективный план работы

месяц

направления работы

самообразование

дети

родители

педагоги

сентябрь

1. Изучение нормативно-правовой документации.

2. Изучение литературы по теме самообразования.

3. Проведение диагностики детей в группе.

4. Разработка мероприятий по теме самообразования (перспективного плана работы)

Экскурсия в уголок эксперементирования.

Знакомство с

оборудованием.

Подготовила памятки для родителей, которые помогут создать наиболее благоприятные словия для реализации и представлений ребёнка о предметах и явлениях окружающего мира.

Разработка тематических планов

октябрь

Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития иследовательско-эксперементальной деятельности..

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования.

НОД «Узнаём какая вода»

 НОД «Игры с веерами и султанчиками»

Индивидуальные беседы с родителями по обогощению уголка эксперементирования.

ноябрь

Работа с методической литературой.

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования.

 НОД «Свойства песка»

НОД «Почему осенью бывает грязно»

Советы для родителей «Чего нельзя, и что нужно делать для потдержания интереса детей в эксперементальной деятельности.

Знакомство с опытом работы других воспитателей

декабрь

Работа с методической литературой

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования

НОД «Лёгкий - тяжёлый»

НОД «Снег – какой он?»

Выставка литературы и наглядного материала для родителей и педагогов по заданной теме

Рекомендации для воспитателей по организации эксперементов с водой.

январь

Работа с методической литературой

Повышение знаний, сбор материала        

НОД «Свойства льда»

НОД «Изготовление цветного льда»

Оформление папки передвижки для родителей

« Роль семьи в развитии иследовательско-эксперементальной активности ребёнка.»

февраль

Изучение интернет ресурсов по теме самообразования

НОД «Свойсва бумаги»

 НОД «Поплывёт не поплывёт»

Представление родителям материала, игр, упражнений, литературы и т. д. по заданной теме.

Посещение НОД у воспитателей ДОУ по теме самообразования

март

Изучение литературы по теме самообразования.

Пополнение предметно-развивающей среды современным оборудованием.

НОД «Посадка лука»

НОД «Горячё, холодно.»

Подборка игр и эксперементов для совместной деятельности родителей с детьми в домашних условиях

апрель

Работа с методической литературой

НОД  «Веточка берёзы»

НОД «Здравствуй, солнечный зайчик.»

Оформление информационного стенда для родителей

май

Повышение знаний, сбор материала        

Работа с методической литературой

НОД «Кто живет в воде?»

Фото выстовка.

Открытое НОД для педагогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

""Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой".

Дети по природе своей - исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматри...

Программа по самообразованию "Развитие познавательного интереса у детей младшего возраста через экспериментирование"

Программа разработана для педагога по направлению "Экспериментальная деятельность" при работе с детьми 2 младшей группы....

Публичная лекция: «Развитие познавательно-творческих способностей детей дошкольного возраста через проектно-экспериментальную деятельность»

Современная социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того чтобы каждый ребенок вырос не только соз...

Консультация для педагогов и родителей Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через организацию исследовательской деятельности

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем бол...

Доклад на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»

Доклад на тему:«Развитие познавательного интереса у детей  дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»...