Доклад на тему: «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
материал
Доклад на тему:
«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1.a3.docx | 24.74 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад № 5 «Теремок » с. Погореловка Корочанского района Белгородской области»
Доклад на тему:
«Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Подготовила воспитатель
Веснина Т.В
2021 год
Современные условия жизни общества предъявляют определенные требования к развитию личности, способной к самореализации, к проявлению активности и творчества в решении жизненно важных проблем. Первоосновы такой личности необходимо заложить уже в дошкольном детстве, когда интенсивно идет развитие познавательной деятельности. Познавательная деятельность понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, как поиск знаний, приобретение их самостоятельно или под тактичным руководством взрослого.
«Конечно, ребенок познает мир в процессе любой своей деятельности, но именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, практикуется в установлении связей между предметами и явлениями, что позволяет ему не только расширять, но и упорядочивать свои представления о мире».
Актуальность данного вопроса подтверждается и Федеральным государственным образовательным стандартом, который определяет направление на развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, интеллектуального развития, детской одарённости.
В связи с этим в системе дошкольного образования формируется эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира — метод экспериментирования.
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит «не хочу и отстань». Создание условий для детского экспериментирования позволяет каждому ребёнку найти дело по своим силам, интересам и способностям.
Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Исследовательская, поисковая деятельность - это их естественное состояние, они настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику нашей работы с дошкольниками.
В начале работы по данному направлению были проанализированы данные педагогических наблюдений, которые показывают, что у детей недостаточен объем знаний в области естественно - научных представлений. В связи с этим разработан план мероприятий, созданы условия для детского экспериментирования: пополнен центр опытно-экспериментальной деятельности различными коллекциями, подобрана познавательная литература, дидактические игры поисково-исследовательского содержания.
Основная цель работы: создание условий развитие познавательного интереса и активности детей дошкольного возраста.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
1.Расширение представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
2.Развитие у детей элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях.
3. Развитие способности рассуждать, делать выводы, заключения в ходе экспериментов, наблюдений.
Согласно плану разработан цикл непрерывной образовательной деятельности, краткосрочных проектов, картотеки опытов, игр по экспериментированию.
Во время непрерывной образовательной деятельности проводятся разные игры – экспериментирования с песком, глиной, водой, снегом, камешками. Это побуждает воспитанников к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей. Именно в играх дети приобретают опыт поисковых действий.
Для воспитанников младшего возраста используются элементарные опыты, которые не требуют какого-либо специального оборудования, но позволяют знакомить со свойствами неживой природы. Они с удовольствием определяют свойства бумаги, переливают воду из одной посуды в другую, определяют какие предметы тонут в воде, пускают мыльные пузыри. Все это вызывает у них удивление, и даже восторг от своих маленьких и больших открытий.
Воспитанники старшего дошкольного возраста, участвуя в опытно-экспериментальной деятельности, пытают предугадать результат, сделать заранее вывод, выдвинуть гипотезы. С огромным удовольствием дети выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и другие. Используя проблемно-поисковый метод, педагог создает проблемную ситуацию, в которой детям предстоит определить требующий решения вопрос, выдвинуть гипотезы, провести опытно-экспериментальную деятельность и сделать выводы.
Например, в сказке «Приключения Буратино», которую знают дети, Буратино попадает в новую ситуацию: «Он спешит в школу, а перед ним широкая река, а моста не видно. Плавать он не умеет и боится войти в воду». Воспитатель просит помочь Буратино. Дети предлагают разные варианты и, наконец, вспоминают, что он сделан из дерева, а дерево не тонет, поэтому он может спокойно переплыть реку. В подтверждение этой гипотезы, дети опускают в тазик с водой деревянные предметы, имеющиеся в группе (карандаши, кубики, палочки).
Эксперименты используются и при изучении математики. Так, например, воспитанники в ходе опытов сравнивают вес разных предметов, определяют длину предметов с помощью различных мерок, а так же делают выводы, что объем может быть одинаковым в неодинаковых сосудах.
Что касается краткосрочных проектов, то темы бывают самые разнообразные, определяется предмет для изучения, выдвигаются гипотезы и доказываются в опытно-экспериментальной деятельности, делаются выводы. Это проекты на более детальное изучение свойств магнита, лимона, песка, воды и другие. Старшие дошкольники разрабатывают и реализуют индивидуальные проекты. Они дома проводят эксперименты, опыты с родителями, выдвигают различные идеи, открывая новое в уже знакомых ситуациях, изучают новое и неизведанное. Далее дети представляют свои работы на очном этапе конкурса исследовательских проектов в ДОУ. По итогам, лучшие проекты отправляются для участия в муниципальном этапе Всероссийского конкурса исследовательских работ и творческих проектов дошкольников и младших школьников «Я – исследователь».
Так в 2019-2020 учебном году было отправлено для участия 3 проекта:
Исследовательская работа «Удивительные свойства магнита» (Демченко Василина), занявшая 1 –е место в муниципальном этапе конкурса направлена на решение следующих задач: что такое магнит, какими свойствами обладают магниты, каким образом люди используют магниты в своей жизни. Изучив литературу и проведя практические опыты, были сделаны выводы и доказана польза магнитов для жизни человека.
Проект «Электричество – это серьезно!» (Попов Саша, Сухенко Андрей, Шубный Артемий). При его реализации, воспитанники, занявшие 4-е место в муниципальном этапе конкурса, изучали в книгах, энциклопедиях и журналах интересные факты, провели опыты, позволяющие узнать больше об электричестве, выяснили, чем опасно электричество для человека и сделали альбом «Дети и электричество. Правила поведения», с которым ознакомили детей своей группы.
Проект «Горячий лед» (Сучкова Варвара) направлен на получение горячего льда при комнатной температуре и атмосферном давлении из реагентов, которые есть практически в каждом доме. По результатам проведенных исследований были определены свойства тёплого льда, благодаря которым можно сделать химическую грелку, которая не может обжечь.
Опытно-экспериментальная деятельность находит широкое применение во время прогулок. Любое время года благоприятно для проведения опытов с солнечным светом, воздухом, водой, песком. У детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать, анализировать и делать выводы. У них появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества и свойства. И, конечно, детское экспериментирование позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, а это влияет на их самооценку.
Всем известно, что ни одну воспитательную и образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами.
Для организации взаимодействия с семьями воспитанников организовано анкетирование родителей с целью выявления отношения к поисково - исследовательской деятельности детей. Изучив результаты, было выявлено, что большинство родителей заинтересованы в экспериментировании детей. Далее родителям были предложены рекомендации по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях: «Проведите опыты с детьми дома», памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», а также активные ссылки для детского экспериментирования и кейс технологических карт с подробным описанием опытов и экспериментов. Такая форма взаимодействия оказалась достаточно продуктивной и вызвала интерес и у детей, и у родителей.
Данные педагогических наблюдений доказывают положительное влияние опытно-экспериментальной деятельности на развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста.
Подводя итоги, можно с уверенностью сказать, что детское экспериментирование как форма организации познавательной деятельности имеет огромный развивающий потенциал. С ее помощью у дошкольников совершенствуются познавательная активность, умение самостоятельно осуществлять поиск знаний, анализ реальных факторов, соотносить их с выдвинутыми предположениями, делать выводы. А самое главное, детям нравится самостоятельно экспериментировать, проводить опыты, изучать новое и неизведанное!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по теме «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно – экспериментальную деятельность»
Дети дошкольного возраста очень наблюдательны. Наблюдая окружающий мир, они делают свои выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи. Поэтому я веду целенаправленную, продуманную п...
Презентация мастер-класс для родителей на тему «Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность»
Форма родительского собрания мастер -класс в виде презентации на тему: "Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста через опытно-экспериментальную деятельность"...
Самообразование «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение«Детский сад № 76 г.Челябинска» План самообразованияна 2020-2021 уч. год &laq...
Опыт работы: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»
В своей работе с дошкольниками я руководствуюсь мудрым советом “Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы...
Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»
Опыт работы: Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности»...
План самообразования воспитателя на 2021-2024 гг. «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»
Тема: «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности»Цель: Совершенствование педагогической компетентности в вопросах ра...
Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста посредством опытно - экспериментальной деятельности».
Представляю вашему вниманию опыт своей работы по данной теме....