Конспект НОД по экологии на тему "Зимняя сказка" на ММО для воспитателей Троицка
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать знакомить детей с дикими животными и птицами, обитающими в наших лесах. Расширить знания детей о их повадках, местах обитания, способах приспособлениях к жизни в лесу. Закрепить знания о деревьях нашего леса: ель, сосна, берёза, дуб, липа, клён, рябина. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к природе и животным, желание делать им добро, поощрять желание помогать им.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_ekologii_zimnyaya_skazka.docx | 26.57 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «Гимназия им. Н.В.Пушкова» ДО №2
Конспект НОД по экологии
на тему «ЗИМНЯЯ СКАЗКА».
на ММО (для воспитателей старших и подготовительных групп г.Троицка)
Составила и провела
воспитатель подготовительной к школе группы
Голышева Л.Л.
г.Троицк г.Москва
Февраль 2018г.
Цель: обобщение представлений о зиме.
Задачи: обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, продолжать знакомить детей с дикими животными и птицами, обитающими в наших лесах. Расширить знания детей о их повадках, местах обитания, способах приспособлениях к жизни в лесу. Закрепить знания о деревьях нашего леса: ель, сосна, берёза, дуб, липа, клён, рябина. Воспитывать познавательный интерес, бережное отношение и любовь к природе и животным, желание делать им добро, поощрять желание помогать им.
Действующие лица: почтальон Печкин, Снежная Королева.
Материалы: макет дорожки, рисунки следов птиц, силуэты деревьев, иллюстрации птиц и животных, видеоролик «Зимняя сказка», следы вороны, воробья, волка и зайца, презентация птиц на интерактивной доске, аудиозапись с «голосом» ёлки.
Предварительная работа: разучивание стихов, пословиц и поговорок о зиме, чтение книг о животных и птицах, природе, отгадывание загадок, рисунки детей занятиях по теме «Зима», «Птицы», «Звери» в подарок Снежной Королеве и лесным жителям.
Ход НОД: Собрать около себя детей, загадать стих-загадку о зиме:
«Пришла, рассыпалась клоками….
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов»
Ответы детей.
А сейчас какое время года? – Ответы детей.
Сколько всего месяцев у зимы? – 3
Какой по счёту сейчас месяц зимы и как он называется? – 3-й, февраль.
А как называется 1, 2 месяцы зимы?- Воспитатель обобщает ответы детей: у зимы 3 месяца – декабрь, январь, февраль.
Дети, назовите основные приметы зимы, скажите, почему мы определяем и говорим, что сейчас зима? – Холодно, мороз, дует холодный ветер, падает снег, дни короткие, а ночи длинные, водоёмы покрылись льдом, деревья и кусты без листьев, не растут, «спят», птиц стало меньше и т.д.
Дети, чем отличается февраль от других месяцев зимы – декабря и января? – Ответы детей.
А январь? А декабрь? – Ответы детей.
Стук в дверь. Почтальон приносит телеграмму от Снежной Королевы, которая приглашает ребят к себе в зимнюю сказку. Почтальон: «Ребята, я отдам вам телеграмму, если вы отгадаете загадку. А, разгадав её, вы узнаете, от кого она».
Красивая эта волшебница, но злая.
Есть страна у неё ледяная.
Колдовством мальчика в плен она захватила.
Но верная дружба зло победила.
(Снежная королева)
Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они пойти в гости к Снежной Королеве.
Пойдём мы с вами по снежной тропинке, которая приведёт нас к Снежной Королеве, в её сказочный лес. Дети, посмотрите направо, чьи это следы? (птиц). Найдите и покажите следы вороны и воробья. (дети находят и объясняют кому принадлежат следы)
А сейчас посмотрите налево. Чьи это следы? (зверей). Найдите и покажите следы волка, зайца.
Молодцы, назвали и показали правильно.
Вот мы и пришли с вами в сказочный лес. Посмотрите, как здесь красиво. Как нарядились деревья. Все они в снегу, в инее, словно в серебре блестят на солнце. Вы устали, проделали длинный путь. Давайте присядем на зимний вал и полюбуемся красотой зимнего леса. (Видеоролик «Зимняя сказка»)
Разминка «Снежок».
Ребята, давайте с вами немного разомнёмся.
Раз, два, три, четыре
Мы с тобой снежок лепили,
Круглый, крепкий, очень гладкий,
И совсем, совсем не сладкий.
Раз – подбросим, два – поймаем,
Три – уроним и сломаем.
Много разных деревьев растёт в лесу. Какие вы знаете деревья? (берёза, липа, дуб, сосна, клён, осина, рябина). Скажите, чем отличается дуб от берёзы? (Толщина ствола, форма ветвей, цвет и поверхность коры).
Чем липа отличается от других деревьев? (Толстый коричневый ствол, маленькие почки, как горошины, семена как чёрненькие ягодки).
Кто хочет прочитать стихи, загадки о деревьях?
Дрожжин «Берёза»:
«Мороз в окно глядит и дышит,
И на стекле узоры пишет,
А против мёрзлого окна,
Дыханьем дедушки мороза
В парчу и жемчуг убрана
Стоит кудрявая берёза».
С.Есенин «Пороша»:
«Заколдован невидимкой, дремлет лес под сказку сна
Словно белою косынкой подвязалася состна.
Понагнулась, как старушка, оперлася на клюку,
А над самою макушкой долбит дятел на суку».
Загадки:
Стройна и прекрасна, на ней ягода красна. (рябина)
Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит. (осина)
А теперь я вам загадаю загадку, а вы ответьте.
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год.
Вы любите ёлочку? За что? – Ответы детей.
Давайте подойдём к ёлочке и поговорим с ней. – Ребёнок читает стихотворение с обращением к ёлке. Воспитатель включает аудиозапись с «ответами» ёлки: «Ёлочка - ёлка, колкая иголка
Где ты выросла?
В лесу.
Что ты видела?
Лису.
Что в лесу?
Морозы, голые берёзы,
Волки да медведи
Вот и все соседи.
А у нас под Новый год
Каждый песенку поёт.
Ребята, а вы бережёте деревья, не ломаете веточки? – Ответы детей.
Почему нельзя ломать? Воспитатель обобщает ответы детей.
Дети, кто ещё живёт в лесу? (птицы). Каких зимующих птиц вы знаете? (воробьи, синички, снегири, дятлы, сороки, вороны и так далее).
Кто хочет прочесть стихотворение про птиц или загадать загадку? После ответов детей показывать птиц на интерактивной доске.
- Белые щёчки, жёлтая грудка,
Чёрненький галстук у ней.
Вредных личинок она уничтожит
И сохранит урожай для людей. (Синица)
- Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели, прилетели
Стайку встретили метели,
А мороз Красный нос
Им рябинку принёс.
Хорошо угостил
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
Дети, птицам голодно зимой, скажите, чем они питаются?
(семенами и плодами деревьев и кустарников, личинками насекомых, которых добывают в щелях древесной коры). А чем питается синичка? (насекомыми, любит полакомиться кусочками сала, любит семена конопли, подсолнуха).
А что ест воробей? (овёс, пшено, крошки пшеничного хлеба). Воробьи в холодные дни сидят нахохлившись, а в оттепель купаются в снегу.
Какие птицы прилетают к жилью человека? (вороны, галки, сороки).
Почему они прилетают к жилью человека? (ищут корм в мусорных контейнерах и ночуют на деревьях парков и садов). Воспитатель обобщает ответы детей и говорит, что птиц надо подкармливать, т.к. под толстым слоем снега и льда нелегко отыскать корм. Вот и рассчитывают птицы на доброту и сострадание человека. И страшнее для них не холод, а голод.
Какие добрые дела мы можем сделать для птиц? (подкармливать зимой, развешивать кормушки с зёрнами овса, пшена, семечек, крошек пшеничного хлеба; для синичек на веточках нанизывать кусочки несолёного сала).
Птицы наши друзья и приносят большую пользу. Охраняют наши леса, поля, сады и огороды от вредных насекомых и мелких грызунов. Если бы не птицы, на Земле не осталось бы деревьев и кустарников. Они радуют нас своим красивым пением. Птицы помогают людям предсказывать погоду.
Игра «Прилетели птицы».
Стук в дверь. Появляется Снежная Королева, здоровается с детьми, спрашивает, понравилось ли детям у неё в снежном королевстве. Задаёт детям вопрос: кто ещё живёт в её сказочном лесу? (волк, заяц, лиса, медведь, белка, ёж). Знаете ли вы, где они проводят зиму?- Ответы детей. Ёжик спит под корнями деревьев на подстилке из листьев. Медведь, накопив запасы жира, ложится в берлогу на всю зиму. Лиса, заяц и волк бегают по лесу в поисках пищи. Лиса охотится за зайцами и мышами по полям и лугам. Голодные волки охотятся на лису и зайца, а также на больных кабанов и птиц. Белки делают запасы на зиму (орехи, жёлуди, грибы сушёные, ягоды).
Снежная Королева хвалит детей за подробный рассказ детей о её лесных друзьях. Она спрашивает, знают ли дети пословицы и поговорки о зиме.
- «Зима морозная – лето жаркое».
- « Иней на деревьях – к морозу».
- «Много снега – много хлеба,
Много волы – много травы».
- «Подкорми птиц зимой – они отплатят тебе добром летом».
- «Мороз не велик, да стоять не велит».
- «Береги нос в большой мороз».
Снежная Королева хвалит детей и говорит детям, что пройдёт немного времени, и ей придётся отдать правление следующему времени года – весне.
Воспитатель: «Не грусти, Снежная Королева, дети сейчас тебя развеселят и станцуют».
Танец. (на усмотрение воспитателя)
Дети дарят Снежной Королеве и её лесным друзьям рисунки, нарисованные ими на предыдущих занятиях по теме «Зима», «Птицы», «Звери». Прощаются с ней. Отправляются назад по снежной тропинке в детский сад.
Ребята, вам понравилось путешествие к Снежной Королеве? Что особенно понравилось? Вы, ребята, молодцы, показали хорошие знания о зиме, животных, птицах. Снежная Королева за это вам дарит леденцы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развлечения по экологии "Сундучок со сказками"
Конспект развлечения "Сундучок со сказками" был успешно проведен мною на ГМО ....
МКДОУ « Мирненский детский сад « Колосок» Конспект занятия по экологии в подготовительной группе «Друзья природы» Воспитатель Варешина Н.В.
МКДОУ « Мирненский детский сад « Колосок»Конспект занятия по экологии в подготовительной группе«Друзья природы»Воспитатель Варешина Н.В.Программное содержание...
Конспект занятия Для воспитанников старшей группы. “Путешествие по родному городу Троицку “
познакомить детей с символикой города, его достопримечательностями...
Конспект занятия по экологии «Расскажи другу сказку»
Цель. Знакомить с различными жанрами устного народного творчества, формировать умение по серии картинок составлять "диафильм” с участием представителей животного и растительного мира, разви...
Конспект занятия по "Экологии" во второй младшей группе "Рассказ воспитателя: Как звери готовятся к зиме"
Конспект занятия по "Экологии" во второй младшей группе "Рассказ воспитателя: Как звери готовятся к зиме"...
НОД по экологии. Старший возраст. МДОУ "Детский сад № 98 "Сказка". г. Петрозаводск. Воспитатель: Сухова А. В.
Тема: «Экология. О важности cортировки твердых бытовых отходов.» Цель: Изучение причины возникновения мусора. Отличие мусора и отходов. Зн...
НОД по экологии. Старший возраст. МДОУ "Детский сад № 98 "Сказка". г. Петрозаводск. Воспитатель: Сухова А. В.
Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старших и подготовительных группна тему: «Всемирный день водных ресурсов» Цель: Формирование у детей представления о...