Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе «Что я знаю о воде»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему

Познавательно-исследовательская деятельность

(экспериментирование)

в старшей группе

 «Что я знаю о воде»

 

Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voda_eksperemintirovanie.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно-исследовательская деятельность

(экспериментирование)

в старшей группе

Тема: «Что я знаю о воде»

Воспитатель:

Щеванова Л.А.

Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.

Программные задачи: 

Образовательные:

  • ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
  • уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.

Развивающие:

  • развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
  • закреплять умение работать с прозрачной посудой;
  • развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
  • активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
  • стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

Воспитательные:

  • воспитывать бережное отношение к воде.
  • воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;

Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, рисунки на тему «Вода»; прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды разных размеров и формы, соломинки для коктейля, сок, молоко, ложки; аудиозапись с голосом магистра естественных наук; клеёнки, салфетки; почтовый ящик, конверт.

ХОД: 
Дети стоят полукругом в групповой комнате. Воспитатель обращает внимание на гостей, дети здороваются и садятся на места.
Воспитатель:  Ребята! Я сегодня получила письмо и посылку без обратного адреса: «Ребятам старшей группы Теремок».


Открывают и читают: «Здравствуйте, ребята! Я Магистр естественных наук(предварительно обсудить с детьми кто такой магистр и значение словосочетания «естественные науки»). Слышал, что вы много знаете и умеете. Злой волшебник запер в волшебной коробке мои сокровища. Коробка откроется только тогда, когда вы разгадаете секреты, ответите на все вопросы и соберете карточки – схемы. Торопитесь, у вас мало времени. Если успеете, сокровища будут ваши. Удачи!»

  Все задания написаны на капельках. Воспитатель достаёт все капельки с конверта и читает задание, которое написано на капельки с цифрой 1.

Задание №1.

Отгадайте загадки.

Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. 
(Дождь)

Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. 
(Облако)

Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. 
(Речка)

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет,

И никуда я не иду,

Покуда он идет. (Дождь)

Уж не солнце ль виновато,

Что висит на неба вата? (Облака)

Кто бежит по горным круча,

Тараторя сам с собой,

И в густой траве зеленой

Прячет хвостик голубой. (Ручей)

 

Воспитатель прикрепляет на магнитную доску карточки с рисунками (ответы на загадки).

Воспитатель: Что объединяет наши отгадки?

Дети. Вода!

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?

Ответы детей.

Воспитатель: В морях и океанах – вода какая?(солёная )(воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая), в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода в отличие от солёной, морской? Пресная.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?

Ответы детей.

Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами.

Задание №2

И так, наше второе задание от магистра естественных наук: «Докажите, что вода это жидкость, которая не имеет запаха и вкуса».

(Вывешиваются таблички-схемы).

Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют 
жидкостью.

Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная

Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.

Воспитатель: Как вы думаете, удалось нам доказать, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса и запаха?

Ответы детей.

Воспитатель: Хорошо! Наше следующее задание.

Задание №3.

Доказать, что вода прозрачна и не имеет собственной формы.

Свойство 2: вода прозрачна и не имеет собственной формы. Вывешиваются карточки-схемы.

Опыт 4.

На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком.

Воспитатель: Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?

Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.

Опыт 5.

Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.

Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная.

Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.

И так, какие свойства воды нам с вами удалось доказать с помощью опыта с водой и молоком, с помощью опыта с водой и ёмкостями разной формы.

Ответы детей.

Задание №4.

Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «как пополняются запасы воды в природе?».

Воспитатель: Ребята, прежде чем отвечать на этот вопрос, давайте поиграем! Название нашей игры и будет ответом на это задание! И так.

Все ребята выходят на ковёр, вы будете капельками! Я буду вашей мамой-тучкой! (все капельки подходят к тучке). Пошёл дождь, капельки отправились гулять по земле! (дети прыгают на ковре). Стали появляться ручейки! (дети объединяются по несколько человек). Ручейки все начали сливаться в реку! (дети держатся за руки и «превращаются» в одну большую реку). Затем река потекла в море! (взялись за руки в кругу). Тут выглянуло солнышко и стало очень жарко! Капельки начали испаряться

И в виде пара капельки опять вернулись к маме-тучке! (все дети возвращаются к воспитателю).

А теперь присаживаемся на стульчики. Наша игра закончилась. Воспитатель: Как вы думаете, как можно назвать нашу игру!

Ответы детей.

Воспитатель: Приглашаю вас посмотреть фильм о круговороте воды вместе со зверятами из лесной школы.

 Воспитатель вместе с детьми делает выводы, а затем вывешивает рисунок-схему на котором изображен круговорот воды в природе, который и будет являться ответом на вопрос магистра естественных наук.

Воспитатель: Посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ + демонстрация).

Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.

Игра на внимание.

 Пока дети играли, карточки-схемы куда-то исчезли, воспитатель предлагает их найти, но быть при этом внимательными, так как среди них будут и другие карточки, свойства которых дети не знают, воспитатель дает установку найти только те карточки, свойства которых дети доказали. 
Дети находят карточки – схемы, выставляют их на доску и подводят итог.

Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали много интересного о воде. О том, что мы не можем жить без воды, что вода — это жидкость, безвкусная, прозрачная и не имеет запаха, формы. Запасы воды пополняются и этот процесс называется круговоротом воды в природе.
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием и давайте послушаем, что же нам скажет Магистр. 

Аудиозапись: «Дорогие, ребята! Я рад за вас! Вы все справились с моими заданиями, раскрыли все секреты воды, вам удалось собрать все карточки и за это я вас награждаю своими сокровищами. Для того, чтобы коробка открылась, нужно сказать волшебные слова: «Рабле - крабле, бум!»» (дети открывают коробку и находят в ней сюрприз).

 Воспитатель благодарит всех детей за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование). Открытое занятие в старшей группе «Что я знаю о воде».

Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:·         ознакомить детей со свойствами воды...

Конспект организованно образовательной деятельности для детей старшей группы "Что мы знаем о воде?"

Конспекторганизованно образовательной деятельности   для детей старшей группы"Что мы знаем о воде?"...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"

Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....