Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование) в старшей группе «Что я знаю о воде»
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа) на тему
Познавательно-исследовательская деятельность
(экспериментирование)
в старшей группе
«Что я знаю о воде»
Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
voda_eksperemintirovanie.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Познавательно-исследовательская деятельность
(экспериментирование)
в старшей группе
Тема: «Что я знаю о воде»
Воспитатель:
Щеванова Л.А.
Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.
Программные задачи:
Образовательные:
- ознакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
- уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
Развивающие:
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- закреплять умение работать с прозрачной посудой;
- развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
- активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме занятия, развивать связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
- стимулировать самостоятельное формулирование выводов.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде.
- воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, рисунки на тему «Вода»; прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды разных размеров и формы, соломинки для коктейля, сок, молоко, ложки; аудиозапись с голосом магистра естественных наук; клеёнки, салфетки; почтовый ящик, конверт.
ХОД:
Дети стоят полукругом в групповой комнате. Воспитатель обращает внимание на гостей, дети здороваются и садятся на места.
Воспитатель: Ребята! Я сегодня получила письмо и посылку без обратного адреса: «Ребятам старшей группы Теремок».
Открывают и читают: «Здравствуйте, ребята! Я Магистр естественных наук(предварительно обсудить с детьми кто такой магистр и значение словосочетания «естественные науки»). Слышал, что вы много знаете и умеете. Злой волшебник запер в волшебной коробке мои сокровища. Коробка откроется только тогда, когда вы разгадаете секреты, ответите на все вопросы и соберете карточки – схемы. Торопитесь, у вас мало времени. Если успеете, сокровища будут ваши. Удачи!»
Все задания написаны на капельках. Воспитатель достаёт все капельки с конверта и читает задание, которое написано на капельки с цифрой 1.
Задание №1.
Отгадайте загадки.
Люди ждут меня, зовут,
А приду к ним – прочь бегут. (Дождь)
Пушистая вата
Плывёт куда-то,
Чем вата ниже,
Тем дождик ближе. (Облако)
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит. (Речка)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не иду,
Покуда он идет. (Дождь)
Уж не солнце ль виновато,
Что висит на неба вата? (Облака)
Кто бежит по горным круча,
Тараторя сам с собой,
И в густой траве зеленой
Прячет хвостик голубой. (Ручей)
Воспитатель прикрепляет на магнитную доску карточки с рисунками (ответы на загадки).
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки?
Дети. Вода!
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: В морях и океанах – вода какая?(солёная )(воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая), в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода в отличие от солёной, морской? Пресная.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего людям вода, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами.
Задание №2
И так, наше второе задание от магистра естественных наук: «Докажите, что вода это жидкость, которая не имеет запаха и вкуса».
(Вывешиваются таблички-схемы).
Свойство 1: вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
Опыт 1. Дать детям два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.
Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Дать детям для сравнения попробовать сок. Безвкусная
Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.
Воспитатель: Как вы думаете, удалось нам доказать, что вода это жидкость, которая не имеет вкуса и запаха?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо! Наше следующее задание.
Задание №3.
Доказать, что вода прозрачна и не имеет собственной формы.
Свойство 2: вода прозрачна и не имеет собственной формы. Вывешиваются карточки-схемы.
Опыт 4.
На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком.
Воспитатель: Предлагаю опустить ложку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: в стакане с молоком ложечки не видно, а в стакане с водой она просвечивает. Вместе с воспитателем формулируют ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна.
Опыт 5.
Воспитатель: А теперь воспользуемся и другими стаканчиками, которые стоят на нашем столе. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех стаканчиков разная.
Воспитатель: Давайте перельём воду в один стаканчик, а потом в другой. Посмотрите, что происходит с формой воды?
Вместе с детьми воспитатель формулирует следующее свойство воды: в отличие от твёрдых тел, вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают.
И так, какие свойства воды нам с вами удалось доказать с помощью опыта с водой и молоком, с помощью опыта с водой и ёмкостями разной формы.
Ответы детей.
Задание №4.
Ответьте, пожалуйста, на вопрос: «как пополняются запасы воды в природе?».
Воспитатель: Ребята, прежде чем отвечать на этот вопрос, давайте поиграем! Название нашей игры и будет ответом на это задание! И так.
Все ребята выходят на ковёр, вы будете капельками! Я буду вашей мамой-тучкой! (все капельки подходят к тучке). Пошёл дождь, капельки отправились гулять по земле! (дети прыгают на ковре). Стали появляться ручейки! (дети объединяются по несколько человек). Ручейки все начали сливаться в реку! (дети держатся за руки и «превращаются» в одну большую реку). Затем река потекла в море! (взялись за руки в кругу). Тут выглянуло солнышко и стало очень жарко! Капельки начали испаряться
И в виде пара капельки опять вернулись к маме-тучке! (все дети возвращаются к воспитателю).
А теперь присаживаемся на стульчики. Наша игра закончилась. Воспитатель: Как вы думаете, как можно назвать нашу игру!
Ответы детей.
Воспитатель: Приглашаю вас посмотреть фильм о круговороте воды вместе со зверятами из лесной школы.
Воспитатель вместе с детьми делает выводы, а затем вывешивает рисунок-схему на котором изображен круговорот воды в природе, который и будет являться ответом на вопрос магистра естественных наук.
Воспитатель: Посмотрите на эту схему («круговорот воды в природе»). На ней изображено всё, что происходит с водой в природе (рассказ + демонстрация).
Солнце нагревает воду, и вода превращается в пар. В виде пара крошечные, невидимые капельки влаги поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду. Капельки собираются вместе и образуют воду. Когда капелек становится много, они становятся тяжёлыми для облака и выпадают дождём на землю.
Игра на внимание.
Пока дети играли, карточки-схемы куда-то исчезли, воспитатель предлагает их найти, но быть при этом внимательными, так как среди них будут и другие карточки, свойства которых дети не знают, воспитатель дает установку найти только те карточки, свойства которых дети доказали.
Дети находят карточки – схемы, выставляют их на доску и подводят итог.
Воспитатель: Сегодня мы с вами узнали много интересного о воде. О том, что мы не можем жить без воды, что вода — это жидкость, безвкусная, прозрачная и не имеет запаха, формы. Запасы воды пополняются и этот процесс называется круговоротом воды в природе.
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием и давайте послушаем, что же нам скажет Магистр.
Аудиозапись: «Дорогие, ребята! Я рад за вас! Вы все справились с моими заданиями, раскрыли все секреты воды, вам удалось собрать все карточки и за это я вас награждаю своими сокровищами. Для того, чтобы коробка открылась, нужно сказать волшебные слова: «Рабле - крабле, бум!»» (дети открывают коробку и находят в ней сюрприз).
Воспитатель благодарит всех детей за работу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование). Открытое занятие в старшей группе «Что я знаю о воде».
Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды.Программные задачи:Образовательные:· ознакомить детей со свойствами воды...
Конспект организованно образовательной деятельности для детей старшей группы "Что мы знаем о воде?"
Конспекторганизованно образовательной деятельности для детей старшей группы"Что мы знаем о воде?"...
Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».
Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....
Познавательно-исследовательская деятельность (экспериментирование). Открытое занятие в старшей группе «Что я знаю о воде».
Цель занятия: познакомить детей с основными свойствами воды....
Конспект совместной поисково-исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Что мы знаем о воде»
закрепить знания детей о свойствах воды...
Проект по познавательной-исследовательской, экспериментальной деятельности с детьми старшей группы "Неизведанное, загадочное рядом"
Развивать творческой, познавательно-исследовательской активности дошкольников в процессе детского экспериментирования....