Конспект образовательной деятельности в старшей группе «Что такое деньги и зачем их экономить»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Богачева Ирина Александровна

Конспект образовательной деятельности  в старшей группе «Что такое деньги и зачем их экономить» 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

«Яйский детский сад «Солнышко»

Конкурс методических материалов по организации и содержанию

деятельности, направленной на воспитание, обучение,

развитие и социализацию обучающихся

«Ступени»

Номинация: Дошкольная образовательная организация

Направление: Развитие и воспитание дошкольников

Что такое деньги и зачем их экономить

Конспект образовательной деятельности  в старшей группе

Составители:

Богачева Ирина Александровна,

воспитатель

Рябоволова Татьяна Николаевна,

Старший воспитатель

Пгт. Яя, 2019

Аннотация

Обучение детей азам экономики, формирование у них экономических представлений и экономического сознания - новое направление в дошкольной педагогике.

Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления. На бытовом уровне дошкольник узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Роль взрослых – приблизить дошкольника к реальной жизни, правильно сориентировать в происходящих экономических явлениях, пробудить здоровый интерес к деньгам, сформировать полезные финансовые привычки, которые помогут избежать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.


Что такое деньги и зачем их экономить

Конспект образовательной деятельности  в старшей группе

Цель: Формирование финансовой грамотности у детей старшего дошкольного  возраста

Задачи:  

  • раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта»; наличные и безналичные деньги;
  • закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;
  • воспитывать экономное, бережное отношение к денежным средствам.

Оборудование:

  • столы;
  • стулья по количеству воспитанников;
  • мяч;
  • несколько копилок разных по форме, из разных материалов;
  • кошельки разные по форме, цвету и содержанию;
  • копилка с набором разных монет и банкнот;
  • оборудование для экспериментирования (ёмкость с водой, бумага по размеру бумажных денег);
  • салфетки бумажные, салфетки влажные;
  • ноутбук, проектор, экран;
  • мобильный телефон с приложением «Банкноты 2017»;
  • пластиковые карты;
  • бумага и средства для рисования (карандаши, фломастеры, восковые мелки и другое).

Ход:

На столе стоят копилки из разных материалов и разных размеров, накрытые тканевой салфеткой.

Ребята,  я приготовила для вас сюрприз. А чтобы узнать, что под салфеткой, отгадайте загадку:

Чтоб хранить свои доходы

На карманные расходы,

Зверушка требуется мне,

Та, что с дыркой на спине. 

Что это такое?  (Копилка.)

Копилки бывают разные тряпочные, меховые, стеклянные, пластмассовые, металлические.

Воспитатель демонстрирует копилки, рассматривая с детьми.

На что похожа копилка? А эта? Из чего сделана? Для чего же нужны копилки? (Копить деньги.)

Но мне очень интересно узнать, а зачем людям копить деньги? Что на них можно купить? Расскажите мне, зачем нужны деньги? Я начну предложение, а вы продолжите: «Деньги нам нужны для того, чтобы…»

Возможные ответы детей:

  • покупать продукты;
  • оплачивать бытовые услуги;
  • оплачивать развлечения (воспитатель уточняет у детей, для каких развлечений нам нужны деньги?);
  • оплачивать услуги (уточнить, каких именно);
  • оплачивать проезд на транспорте;
  • покупать подарки;
  • оказать помощь нуждающимся (воспитатель уточняет, что такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

Посмотрите, ребята, а копилка у нас не простая, с сюрпризом. Чтобы было всем всё видно, давайте сядем за столы. Смотрите.

Это что такое? Правильно, монеты. Какая монета? (Круглая, металлическая) Возьмите по несколько монет, потрясите в руках. Что слышите? (Звенит.)

Посмотрите на монеты. Они одинаковые? Чем отличаются? Да, монеты разные, разного достоинства.

У нас в копилке ещё что-то осталось. Давайте достанем.

Что это? Тоже деньги. Как можно назвать эти деньги? (Банкноты, купюры.)

А какие они? (Бумажные, прямоугольные, шуршат.) Они одинаковые или разные? Что можно сказать о банкнотах (Тоже разного достоинства.) Посмотрите, что изображено на банкнотах.

На каждой купюре нарисован герб России - двуглавый орел. А также цифры, обозначающие достоинство купюры. На всех купюрах изображены достопримечательности российских городов.

На пятидесятирублевой банкноте изображены достопримечательности г. Санкт-Петербург. Ростральная колонна с фигурой женщины  и Петропавловская крепость. На оборотной стороне - здание, расположенное на набережной реки Невы.

Сторублевая купюра носит изображение Москвы. На оборотной стороне находится здание Большого Театра и площадь перед ним, а на лицевой - скульптура с Большого Театра.

Hɑ лuцeʙoй ϲтoрoнe 200-рyблeʙoй бɑнĸнoты — Пɑмятнuĸ ɜɑтoплeнным ĸoρɑблям ʙ Ceʙɑϲтoпoлe, нɑ eё oбoрoтe — ʙuд нɑ Xeрϲoнeϲ Tɑʙрuчeϲĸuй.

Представителем купюры номиналом 500 рублей стал город Архангельск. На лицевой стороне изображен памятник Петру Первому, расположенный на фоне парусника и морского вокзала. На оборотной стороне купюры виднеется Соловецкий монастырь. Он является одной из величайших российских святынь.

На купюре в 1000 рублей изображен город Ярославль, а именно: на лицевой стороне - памятник Ярославу Мудрому, а на оборотной - храм Иоанна Крестителя.

Лицевая сторона 2000 рублей - Русский мост; оборотная сторона - Космодром «Восточный». Это символы Дальнего Востока.

Если скачать приложение на телефон, то на двухтысячной и двухсотрублёвой купюре изображение оживает. Хотите посмотреть?

Если купюры ожили, то это значит деньги настоящие, не поддельные.

Вот сколько интересной информации содержат банкноты. Подробнее о достопримечательностях мы поговорим в другой день.

Положите на одну руку монету, на другую – банкноту. Скажите, что легче? Как вы думаете, почему?

Да монеты тяжелее бумажной купюры, т.к. сделаны из металла. Как вы думаете, деньги тонут? Давайте проверим. Положите монету в ёмкость с водой. Что произошло? Что можно сказать о металлических деньгах? Вместо бумажных денег возьмём бумажный листочек и опустим его в ту же ёмкость, что и монету. Что произошло? (Бумага намокла и плавает.)

Возьмите в руки мокрый листочек. Что можно о нём сказать? А если попробовать потянуть за края? (Легко рвётся.) А монета порвётся? Достаньте её из воды, попробуйте порвать, поломать. У кого получилось? Как вы думаете, почему? (Сделана из металла.) Какой вывод можно сделать? (Металлические деньги прочные, но тяжёлые. Бумажные деньги лёгкие, но не прочные.)

Вы правы, с бумажными банкнотами нужно обращаться аккуратно, потому что она может порваться, и будет непригодна к использованию.

Вытирайте руки салфетками, выходите из-за стола. Предлагаю поиграть в игру «Дополни». Я буду кидать вам по очереди мяч и называть   признак монеты, а вы назовите противоположный признак банкноты и наоборот.

Монета круглая, а банкнота …

Банкнота бумажная, а монета …

Монета звенит, а банкнота …

Монета металлическая, а банкнота…

Ребята, а в чём ваши мамы и папы носят деньги? (В кошельке.) У меня тоже есть кошелёк и не один. Хотите, покажу? Садитесь на ковёр. (Раздаю кошельки.) Какого цвета бывают кошельки? Из чего сделаны? Агата, расскажи, что есть у тебя в кошельке? Сколько там отделов? Саша, а в твоём кошельке сколько отделов? Ваня, какие деньги удобно хранить в твоём кошельке?

Как вы думаете, для чего в кошельках есть прорези? Банкноты туда можно положить? Удобно их туда укладывать? (Неудобно.) А монеты входят? (Много не положишь, вытаскивать сложно.)

Ребята, бумажные купюры и металлические монеты есть у нас в наличии и называются они «наличные деньги». Ещё бывают безналичные деньги. Их у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте (показать пластиковые карты). Попробуем вложить карту в прорезь. Как вы думаете, удобно карту хранить здесь? Вы видели такие карточки у родителей? Расскажите о них  (пластиковую карту нужно вставлять в банкомат и знать пароль).

Что удобнее носить с собой: наличные (монеты, банкноты) или карты (безналичные)? А в чем неудобство пластиковой карты? (Можно забыть пароль.)

Мы с вами сегодня работали с деньгами, а они грязные, потому что, деньги находятся в каждых руках, поэтому, я предлагаю протереть руки салфетками.

Ребята,  в начале нашей беседы о копилках, мы сказали, что деньги можно копить, а как вы думаете, как можно копить деньги?

(Складывать в копилку, открывать счета в банке, не покупать то, что не надо, покупать, необходимое, экономить.)

Правильно, а как правильно экономить, я приглашаю вас посмотреть мультфильм в нашем мини-кинотеатре.

Просмотр фрагмента  мультфильма «Уроки Тётушки Совы».

Беседа по содержанию: Напомните мне, как мы можем экономить деньги каждый день?

Ребята, как вы думаете, ваши родные и близкие люди (мамы, папы, сестрёнки, братишки) знают правила экономии? Как мы можем рассказать им об этой важной теме, да чтобы ничего не забыть? (Нарисовать и подарить родителям.) Как они могут звучать? Давайте мы эти правила назовем (выключать воду, выключать электричество, выключать телевизор, быть бережливым, ненужные вещи не выбрасывать, а предложить тем, кому они пригодятся).

Итак, вы решили, что нарисуете? Выбирайте, чем вы будете рисовать (фломастеры, восковые мелки, карандаши) и приступайте к работе…


Литература:

  1. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет. // Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации // Электронный ресурс:  https://fincult.info/prepodavanie/base/metodicheskie-materialy/8461/
  2. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности: Сборник методических материалов на основе парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5–7 лет. Методические материалы. // Банк России, Министерство образования и науки Российской Федерации // Электронный ресурс: https://ako.ru/upload/medialibrary/ee5/Формирование%20предпосылок%20финансовой%20грамотности%20для%20старших%20дошкольников.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности старшая группа «Пожарная безопасность в лесу»

Формировать представление детей о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья, сформировать чувство опасности огня....

Образовательная деятельность по финансовой грамотности с детьми старшей группы "Что такое деньги и для чего они нужны?"

Закрепление  представлений детей о том, для чего нужны деньги, что можно и что нельзя  на них купить; расширение представлений  детей  о том, за какую работу платят зарплату, а за ...

Конспект занятия в средней группе «Что такое деньги и зачем они нужны?»

Цель: развитие у дошкольников финансовой грамоты, воспитывать уважение к труду, как источнику получения денежных средств....

НОД конспект занятия в старшей группе «Что такое деньги и зачем они нужны?»

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего возраста.Задачи:Познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта&raq...

Организованная образовательная деятельность по финансовой грамотности для старшей группы "Что такое деньги?"

Познакомить детей с понятием «деньги» и их предназначением. Рассказать, для чего нужны деньги, какого достоинства бывают и какие....

Конспект образовательной деятельностив старшей группе"Русская печка-всему дому кормилица"

Конспект комплексной образовательной деятельности для старшего дошкольного возраста по патриотическому воспитанию....