Сценарий игровой обучающей ситуации «Ноябрь — ворота зимы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
материал содержит загадки , русские народные игры
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
noyabr-vorota_zimy_dlya_detey_starshego_doshkolnogo_vozrasta.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 35 МО Каневской район, Краснодарский край
Автор: Подгорская Ирина Михайловна, воспитатель.
Сценарий игровой обучающей ситуации
«Ноябрь — ворота зимы»
(для детей старшего дошкольного возраста)
Вид ИОС: ситуация-проблема.
Интегрируемые образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная, продуктивная.
Программные задачи.
Образовательные: формировать представление об осени на основе знакомства с существенными признаками ноября, народным земледельческим календарем. Учить устанавливать разнообразные связи в природе. Расширять словарный запас через участие в словесно-речевых играх. Развивать общие речевые навыки, зрительное восприятие в процессе игрового общения.
Развивающие: активизировать речевую деятельность путем развития доказательной речи. Учить фантазировать, используя в качестве основы игровую ситуацию; развивать образное представление.
Воспитательные: воспитывать внимательное и бережное отношение к природе и труду взрослых, любовь к художественному слову. Развивать эмоциональную сферу.
Форма проведения: беседа-диалог.
Действующие лица: ведущий (педагог),персонажи «птицы» - дети.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображениями зимующих птиц, бросовый материал для изготовления кормушек.
Педагог.
Ребята, какие изменения, происходят в природе. Дети высказываются. Взрослый поощряет их активность, хвалит за наблюдательность.
Педагог.
Вот и наступил ноябрь. Смолкли птичьи голоса. Легко ли зимовать человеку? Как выжить птицам зимой?
В этот месяц птицы перебираются поближе к человеческому жилью. Человек устраивает свой быт благоустраивает свое жилье. Ноябрь — месяц-связист: соединяет осень с зимой. В народе зовут его полузимником, потому что он как бы наполовину уходит в зиму, и ледовым кузнецом, потому что в ноябре покрываются льдом реки и озера.
Впрочем, уныние в настроении осени не идет во вред ее бойцовским качествам. Просто так голыми руками ее не возьмешь, надо хорошо потрудиться, чтобы уговорить, убедить уступить место в доме природы следующей хозяйке — зиме. Вот ноябрь и старается: осень провожает на заслуженный отдых, зиму встречает с распростертыми объятиями. С первой прощается деликатно, вторую привечает радушно и терпеливо. У последнего месяца осени были и такие названия: листогной, грудень.
Педагог (дает детям возможность подумать и объяснить, почему ноябрь имеет такие названия). Слово листогной можно разделить на два самостоятельных слова: лист и гниет. Кто-то из детей объясняет это явление.
Педагог. Грудень — название пошло от груд смерзшейся земли.
Педагог. В ноябре на смену грачам и скворцам, улетевшим на юг, прилетели гости с Севера — красногрудые снегири, суетливые чечетки, красавцы-свиристели. Лакомятся румяными ягодами рябины и боярышника.
Звучит аудиозапись «Голоса птиц».
Педагог.
Как весело распевали птицы летом! Но сейчас смолкли птичьи голоса. Почему? (Ответы детей.) Правильно, потому что наступила осень. Птицам стало холодно, голодно, и они улетели на юг. Как вы думаете, а легко ли им лететь?
Педагог выслушивает предположения детей, помогает им правильно оформить свои мысли в речь-рассуждение.
Да, трудно птицам. Плохая погода, бури, снегопады, резкое похолодание, да и охотники могут подстрелить. Поэтому многие птицы гибнут во время перелета, но большинство мужественно справляются с опасной дорогой. Вспомните, какие птицы улетают?
Дети. (Скворцы, грачи, жаворонки, ласточки, журавли).
Педагог. Эти птицы называются перелетными, потому что осенью они улетают в теплые края, а весной возвращаются на свою родину. Но не все птицы улетают на юг. Есть птицы, которые остаются зимовать у нас. Сейчас вы их узнаете.
(Дети одевают маски- шапочки с изображениями птиц, читают стихи).
1-й ребенок.
Я — веселый воробьишко.
Серый маленький воришка,
Я беспечен и болтлив,
И пуглив. Чив-чив!
2-й ребенок.
Сорока-белобока
Вертится, стрекочет.
Весь день хлопочет.
3-й ребенок.
Шустрая ворона.
Известная персона.
Окраской сероватая.
Повадкой вороватая.
Крикунья хрипловатая.
Игра «Воробьи — вороны»
Дети. (выстраиваются в две колонны парами): один ребенок — «воробей», второй — «ворона».
Педагог медленно произносит по слогам: «во-ро-бей» или «во-ро-на». Если взрослый произносит слово «во-ро- бей», дети-«воробьи» отскакивают в сторону, а «вороны» должны успеть задеть их рукой, и наоборот. Но педагог может произнести и другие слова, например «во-ро-та», тогда все остаются на своих местах.
После игры Хозяйка приглашает детей сесть на ковер, отдохнуть и отгадать загадки.
Белобокая сорока
Прилетела издалека.
Не сказала, где была.
Но зато она, ребятки.
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла.
Педагог загадывает детям загадки, дети делают предположения, отгадывают. Взрослый просит ребенка, отгадавшего загадку, обосновать свой ответ.
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червяков,
Зимовать не улетает.
Под карнизом обитает.
(Воробей)
Он серенький на вид.
Но пеньем знаменит.
(Соловей)
По лужку он важно ходит.
Из воды сухим выходит.
Носит красные ботинки.
Дарит мягкие перинки.
(Гусь)
Черный, проворный.
Кричит «Крак!»,
Червякам — враг.
(Грач)
Днем спит,
Ночью летает
И прохожих пугает.
(Сова)
Педагог. Воробьи, вороны, сороки, голуби живут у нас и летом, и зимой — круглый год. Но кроме этих птиц к нам на зиму прилетают и другие пернатые. Послушайте стихотворение.
Вот и осень. Снова иней
Ночью травы серебрит.
Ягод столько на рябине,
Что в глазах от них рябит.
И дрозды, и свиристели.
Прилетайте в добрый час.
Нынче ягоды поспели
Очень вкусные у нас.
А. Берсенев
Дрозды, свиристели прилетают к нам с Севера на зимовку, потому что там зима гораздо холоднее, чем у нас. Зимовать к нам также прилетают синицы, снегири, клесты, чечетки.
Педагог. Долго не приходит зима. 14 ноября по народному календарю наступают Кузьминки — встреча зимы. Идет борьба: зима с осенью борются. А еще Кузьма и Демьян — покровители ремесел, главным образом кузнечного искусства и женского рукоделия.
Слайд. Кузнец с молотком, нитки спицы , прялка.
Русская народная игра «Кузнецы», или «Ярка»
Считалкой выбирают водящего, который садится на корточки в центр круга. Играющие садятся на корточки по кругу, начинают перекатывать друг другу мяч и петь ярку:
Ярка, не ярка.
Баран, не баранка:
Старая овечка да не ярочка.
Вотитель, вотитель!
Выше города плетень,
А на том плетне кузнецы куют.
Кузнецы куют, по головке бьют.
С последними словами ребенок, у которого оказался мяч, быстро перекатывает его водящему. В это время все разбегаются в разные стороны. Водящий хватает мяч и бросает в бегущих; в кого попадает, тот становится водящим.
Педагог. В конце месяца на Руси начинались зимние катания на санях. «Молодая зима с гор на санках катается», — говорили в народе. Сыплет зима из правого рукава снег, из левого — иней, и бегут за ней вьюги да метели.
Песня «Саночки» А. Филиппенко сл. Т. Волгиной (используем два куплета).
Зимой несладко многим. Если наступающая зима по всем приметам ожидалась холодной, с суровыми морозами, к ней готовились основательно: хорошо утепляли избы, заготавливали побольше дров. Не забывали в деревнях позаботиться и о птицах.
Ребята, не забывайте, что впереди зима и птицам нужна наша помощь. Какую помощь мы можем оказать птицам? {Ответы детей.)
Педагог, внимательно выслушав детей, подводит итог беседе.
Игра «Рябина»
Слушаем стихи и выполняем различные движения.
На рябине ягоды
Красные висят.
(Поднимаем руки вверх.)
Зимним днём к рябине
Птички прилетят.
(Машем руками.)
И рябина птичек
Не прогонит, нет!
(Качаем головой вправо-влево.)
Будет птичкам завтрак,
Будет и обед.
(Стучим указательным пальцем по ладошке - будто птицы клюют.)
Угостит рябина
Ягодой своей
Всех, кто есть захочет,
Всех, кто дружит с ней.
(Выставляем руки вперёд ладошками вверх - будто угощаем.)
Слайд.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой.
Стайки на крыльцо.
Сколько гибнет их — не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Приучите птиц в мороз
К своему окну.
Чтоб без песен не пришлось
Вам встречать весну!
А. Яшин
Педагог предлагает детям рассмотреть материал который может понадобиться для изготовления кормушек, а также фотографии с выставки «Покормите птиц зимой2
Давайте будем помнить, что птицы — наши верные друзья.
В народе говорили: «Привадил юрких птах — себе радость доставил, русский обычай исполнил».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая обучающая ситуация игра – путешествие «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе
Сценарий игровой обучающей ситуации «Особенности жизни диких животных зимой» в средней группе поможет вовоспитателям найти материал о животных Сибири. Используется презентация с фонотекой...
Сценарий игровой обучающей ситуации на понимание и запоминание русской народной пословицы
Сценарий игровой обучающей ситуации на понимание и запоминание русской народной пословицы...
Сценарий игровой обучающей ситуации с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (нарушение зрения).
Игра-квест "За космическими сокровищами" позволило пополнить мою копилку инновационными решениями обычных занятий. Игра заинтересовала детей, ведь искать "клады" - это так весело! ...
«Моделирование педагогического процесса. Речевое творчество» Сценарий игровой обучающей ситуации на понимание и запоминание пословицы «Дерево живет корнями, а человек – друзьями» для детей старшего дошкольного возраста
Конспект занятия по речевому развитию...
Сценарий игровой обучающей ситуации «Остров «Дары Фрёбеля» совместной деятельности с воспитанниками подготовительной к школе группы компенсирующей направленности (нарушение зрения).
План-конспект с использованием игрового набора «Дары Фребеля» в подготовительной группе. Доминирующая образовательная область - познавательнаяТема игровой ситуации:«Путешес...
Сценарий Игровой обучающей ситуации для детей старшей группы по теме: сюжетно-ролевая игра «Морское путешествие»
Цели: создание условий для формирования интереса детей к сюжетно-ролевым играм. Установление эмоционально-положительного контакта детей в процессе совместной игровой деятельности. Вызвать радость...
Сценарий игровой обучающей ситуации «ЛЕС - СКОЛЬКО В НЕМ ЧУДЕС»
Цель: создание условий для экологического воспитания детей дошкольного возраста.Задачи: формировать элементарные экологические знания и представления, начала экологического мировоззрения;систематизиро...