Детская журналистика как средство развития диалогической речи
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Федорова Лариса Леонидовна

Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskaya_zhurnalistika.docx1007.75 КБ

Предварительный просмотр:

Детская журналистика

как средство развития диалогической речи.

   Речь выполняет многообразные функции в жизни ребенка. Основной и первоначальной является коммуникативная функция — назначение речи быть средством общения.

    Диалогическая речь представляет собой особенно яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые называют диалог первичной естественной формой языкового общения, классической формой речевого общения.

    «Диалогическая речь отличается непроизвольностью, реактивностью. Очень важно отметить, что для диалога типично использование шаблонов и клише, речевых стереотипов, устойчивых формул общения, привычных, часто употребляемых и как бы прикрепленных к определенным бытовым положениям и темам разговора» (Л. П. Якубинский).

     Овладение связной диалогической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение зависит от многих условий (речевой среды, социального окружения, семейного благополучия, индивидуальных особенностей личности, познавательной активности ребенка и т.п.), которые необходимо учитывать в процессе целенаправленного речевого воспитания. В дошкольном возрасте ребенок овладевает прежде всего диалогической речью, которая имеет свои особенности, проявляющиеся в использовании языковых средств, допустимых в разговорной речи.

    Проблема развития диалогической речи остается одной из актуальных проблем теории и практики развития речи детей дошкольного возраста, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания: это главнейший фактор психического и речевого развития ребенка.

    Развитие диалогической речи особенно важно  учитывать в методике обучения детей родному языку. В ходе обучения диалогической речи создаются предпосылки для овладения повествование, описанием.

    Поэтому, развитие диалогической речи  играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает центральное место в общей системе работы по развитию речи в детском саду. Обучение диалогу  можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.

                   

  Диалог — сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи.

 Участие в диалоге требует сложных умений:

- слушать и правильно понимать мысль, выражаемую собеседником;

- формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка;

- менять вслед за мыслями собеседника тему речевого взаимодействия;

-  поддерживать определенный эмоциональный тон;

- следить за правильностью языковой формы, в которую облекаются мысли; слушать свою речь, чтобы контролировать ее нормативность и;

- если нужно; вносить соответствующие изменения и поправки.

    Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника с прослушиванием и последующим говорением другого. Важно, что в диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией.

     Диалог как форма речи состоит из реплик. Из цепи речевых реакций, он осуществляется либо в виде сменяющих друг друга вопросов и ответов, либо в виде разговора (беседы) двух или нескольких участников. Таким образом, опирается диалог на общность восприятия собеседников, общность ситуации, знание того, о чем идет речь.

                   

   

    В условиях реализации в образовательном процессе Государственного образовательного стандарта дошкольного образования особое место занимает выбор эффективных технологий, направленных на формирование целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

Одной из таких технологий является детская журналистика.   

Цель использования данной технологии: помочь ребенку достичь успешного общения с людьми: взаимодействовать со знакомыми и незнакомыми людьми, сверстниками, младшими и старшими детьми. Совершенствование и расширение связной, диалогической речи старших дошкольников.

     Детская журналистика - это инструмент развития творческой личности, несущая творческую и коммуникативно-игровую функцию. Организация журналистской деятельности детей старшего дошкольного возраста с применением, в частности метода интервьюирования, усилит речевую мотивацию к созданию условий для формулирования вопросов, а также к построению ими самостоятельных высказываний и рассуждений.

   

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Детская журналистика как средство развития социализации и коммуникативных навыков дошкольника"

Я начала этот проект с желанием, чтоб мои воспитанники пошли в школу с навыками сотрудничества, чтоб они умели находить выход из проблемных ситуаций, чтоб они умели работать по определенным прави...

«Детская журналистика, как средство развития познавательно- исследовательской деятельности».

Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху компьютеров, спутникового телевидения, мобильной связи, Интернета. Информационные технологии дают нам новые возможности. Наших сегодняшних воспитаннико...

Детская журналистика как средство развития социализации и коммуникативных навыков у старших дошкольников

Каждый педагог стремится вложить в своих воспитанников или учеников все свои знания, всю свою душу, передать опыт, научить их думать и делать выводы, применять полученные знания, действовать и доводит...

Самообразование по теме «Детская журналистика как средство развития диалогической речи детей среднего дошкольного возраста»

Цель: создание условий для формирования диалоговой речи детей среднего дошкольного возраста посредством детской журналистики. Повысить профессиональную компетентность в вопросах «Детской журнали...

Проект « Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»

laquo; Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»...

Проект «Детская журналистика, как средство развития диалогической речи, социализации и коммуникативных навыков дошкольников»

Правильно организованная исследовательская журналистская деятельность дает возможность удовлетворить потребность детей в новых знаниях, впечатлениях, способствует воспитанию любознательного, самостоят...