Познавательно-исследовательский проект « Бумага, какая она?» для детей 4-5лет.
проект по окружающему миру (средняя группа) по теме

Дети по натуре своей — исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние детей, они настроены на познание окружающего мира. Ребенок хочет познать: рвет бумагу и смотрит. Что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования. Объектом нашего исследования стала бумага. Бумага — один из интереснейших материалов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_bumaga.docx35.08 КБ

Предварительный просмотр:

                     

Муниципальное дошкольное

образовательное учреждение

детский сад №103

Познавательно-исследовательский проект

« Бумага, какая она?»

для  детей 4-5лет.

Разработчики:

Воспитатели

Аверкина Е.Ф.

Сайдяшева З.М.

Саранск 2016г.

Дети по натуре своей — исследователи. Исследовательская, поисковая активность — естественное состояние детей, они настроены на познание окружающего мира. Ребенок хочет познать: рвет бумагу и смотрит. Что получится; проводит опыты с разными предметами; измеряет глубину снежного покрова на участке, объем воды и т.д. Все это объекты исследования. Объектом нашего исследования стала бумага. Бумага — один из интереснейших материалов.

В процессе работы с бумагой дошкольники познают ее свойства, возможности ее преобразования и использования в различных композициях. В процессе создания поделок у детей закрепляются знания эталонов формы и цвета, формируются четкие и достаточно полные представления о предметах и явлениях окружающей жизни. Эти знания и представления прочны, потому что, как писал художник и деятель в области народного искусства Н.Д. Бартрам,«вещь. Сделанная самим ребенком, соединена с ним живым нервом, и все, что передается его психике по этому пути, будет неизмеримо живее, интенсивнее, глубже и прочнее того, что пойдет по чужому, фабричному и очень часто бездарному измышлению, каким является большинство наиболее употребительных учебных наглядных пособий».

Создание поделок доставляет детям огромное наслаждение, когда они удаются, и великое огорчение, если образ не получится. В то же время у ребенка воспитывается стремление добиваться положительного результата. Необходимо отметить тот факт, что дошкольники бережнее обращаются с игрушками, выполненными своими руками, не ломают их, не позволяют другим испортить поделку.

Работа с бумагой способствует развитию воображения дошкольников, т.е. способности увидеть в листе бумаги необыкновенный образ. Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности влияют на развитие способностей детей к творческой деятельности. Говоря о способностях, Т.С. Комарова выделила следующие свойства личности человека: восприятие и формирующиеся на этой основе представления, воображение и ручная умелость, эмоционально положительное отношение к деятельности. Все эти качества личности ребенка мы можем развивать и в процессе работы детей с бумагой.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, с включением детей в практические полезные дела, в различные виды творческой и практически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами социальной среды.

 Обоснование необходимости проекта:  По промежуточным результатам мониторинга   выявилась проблема: у детей недостаточно знаний о свойствах и качествах бумаги.

 Актуальность проблемы: проведя опыты с бумагой, изучая её особенности и свойства можно узнать много нового и интересного.

Предмет исследования:

  • Бумага, картон

Цель:

  • формирование у детей основ знаний и представлений о бумаге, её свойствах.

Задачи:

  • Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой; умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими признаками.
  • Развитие коммуникативных навыков в ходе работы и совместной деятельности
  • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи (между атериалом и строением предмета и способом его использования и т.д.), применяя системный подход.
  • Развитие творческого мышления и креативности воображения.
  • Приобщение родителей к совместной деятельности дошкольного учреждения и семьи.

Методы исследования:

  • Беседа с взрослыми
  • Чтение познавательной литературы
  • Проведение опытов, исследования 
  • изучение бумаги
  • прямые и косвенные наблюдения
  • анализ полученных результатов.

   Участники проекта:

Дети средней группы №1

Воспитатели группы

Родители

Тип проекта: групповой, познавательно – исследовательский, краткосрочный.

Сроки реализации проекта: ноябрь – декабрь 2016года

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное  развитие»« Социально - коммуникативное  развитие »,    «Художественно-эстетическое  развитие»«Речевое  развитие»,

1. Подготовительный:

Определение объекта изучения.

формление родительского уголка: размещение консультаций, рекомендаций, практического материала.

  • Подбор наглядно-дидактических пособий, познавательной и художественной литературы, демонстрационного и раздаточного материала для непосредственно-образовательной деятельности, опытов, игр.
  • Индивидуальные беседы с родителями о предстоящей выставке.
  • Подготовить альбом, образцы бумаги для создания коллекции «Бумага».

2. Исследовательский:

  • Чтение произведений С.Маршака «Чистый лист», С.Михалкова «Бумага».
  • Загадывание загадок о бумаге, знакомство с пословицами и поговорками о бумаге.
  • Предложить вниманию родителей подборку литературы «Своими руками» (изготовление поделок из бумаги).
  • Непосредственно-образовательная деятельность детей по ознакомлению детей с бумагой, историей ее возникновения.
  • Создание коллекции «Бумага».
  • Сочинение коротких рассказов на тему: «А вдруг исчезнет бумага?»
  • Проведение игр: дидактических, словесных, творческих. Художественное творчество.
  • Кружковая работа «Оригами».
  • Эксперименты иопыты с бумагой.
  • Рассматривание поделок из бумаги (оригами, аппликация).
  • «Книжкина больница» — ремонт книг с целью воспитания бережного отношения к книгам, бумаге.
  • Беседы по безопасности «Не шути с огнем».
  • Игры с бумажными игрушками.

3. Заключительный:

  • Обработка и оформление результатов проекта.

Ожидаемые результаты по проекту.

  • Сформированные проектно-исследовательские умения и навыки: выявить проблему, самостоятельно искать нужное решение, выбирать из имеющихся способов наиболее адекватный и продуктивно его использовать, самостоятельно анализировать полученные результаты
  • Сформированные на уровне индивидуального развития ребенка предпосылки учебной деятельности: развитие произвольности психических процессов, формирование навыков коммуникативного общения.
  • Развитие сенсорно-аналитической деятельности
  • Обогащение словаря детей терминологией по теме.
  • Наличие у детей системных знаний о бумаге, ее роли в жизни человека.
  • Сближение родителей и детей в ходе совместной деятельности.
  • В ходе изучения областей оказалось, что бумага очень часто применяется людьми и расходуется в больших количествах, поэтому расходовать бумагу нужно экономно, а использованную собирать и отдавать для вторичной переработки.

Опыт № 1

«Волшебная бумага»

Детям предлагаются альбомные листы бумаги белого цвета, фломастеры разного цвета. Что можно сделать с бумагой и фломастерами?

Вывод: бумагу можно использовать для рисования.

 

Опыт № 2

«Сминание бумаги»

Сейчас мы будем ставить опыт и познакомимся со свойством бумаги – бумага мнется. Вот у нас лежат несколько образцов бумаги разной плотности и назначения, попробуем ее помять.

Вывод: бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.

Опыт № 3

«Сравнение бумаги»

Детям были предложены два вида бумаги: картон, простая альбомная бумага. Мы пробовали с детьми разрезать ножницами сначала бумагу. Бумага разрезалась быстро и легко. При разрезании картона у детей возникли затруднения.

Вывод: картон толще чем бумага.

Опыт № 4.

«Разрывание бумаги»

Предлагаем детям два вида материала: бумагу, ткань.

Нужно было разорвать бумагу. Бумага быстро и легко рвалась на полоски. Затем нужно было разорвать ткань, но дети с этой работой не справились.

Вывод: ткань прочнее чем бумага

Опыт № 5.

«Вода и бумага»

Для этого опыта мы взяли: бумажные салфетки, альбомный лист бумаги.

Положили два вида бумаги в ванночки с водой. Салфетки тут же размокли, они рвались в руках детей. Во торой ванночке бумага намокла, но не рвалась.

Вывод: бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.

Опыт № 6.

«Шуршащая или поющая бумага».

Мы с ребятами решили узнать. Может ли бумага издавать звуки, петь?.. Для этого опыта предложила взять разноцветную бумагу и выполнять движение «стирка белья». Бумага шуршала, скрипела.

Вывод: при смятии, трении – бумага издаёт звук.

Опыт № 7.

«Склеивание бумаги»

Для данного опыта нам понадобилась: цветная бумага, ножницы, клей.

Разрезав целый лист бумаги, дети убедились, что целого листа бумаги больше нет. Было предложено взять клей и склеить части.

Вывод: бумажные предметы можно склеивать.

Опыт № 8.

«Бумага гнется»

Возьмите листы бумаги разного цвета и плотности, сложите лист на два прямоугольника, четко выделите линию сгиба, а потом разверните бумагу и попробуйте удалить линию сгиба. Получится ли это у нас? (Не получится, потому что линия уже оставила отпечаток на бумаге).

Вывод: при сгибании на бумаге остается линия сгиба.

 

 

 

Опыт № 9

У меня есть две ленточки. Одна бумажная, а вторая из ткани. Сейчас две девочки попытаются завязать эти ленточки кукле Маше. Ленточка из ткани завязывается, а из бумаги рвётся.

Вывод: Бумага легко рвётся.

 

                                                        

Опыт №10

«Летающая бумага»

Принесла детям полоски фольги (конфетная обвёртка). Может ли бумага летать?.. для этого нужно помахать веером, чтобы получился ветерок. Этот опыт очень понравился детям. Разноцветная фольга разлетелась по всему столу.

Вывод: полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.

 

Опыт №11

«Бумага горит»

Это свойство бумаги покажу я. Как вы думаете, почему? Потому что это очень опасно, может быть пожар, можно получить ожог, травму глаз и др. А если это где-то произойдет, вы обязательно должны помочь, хотя бы вызвать пожарников и скорую помощь. - По каким номерам вы будете звонить и просить о помощи? (Номер 01, номер 02, номер 03). Воспитатель поджигает лист бумаги, бумага сгорает.

Вывод: Бумага горит.

 

После проведения опытов дети сделали выводы:

 

Выводы исследований:

  • бумагу можно использовать для рисования.
  • бумага мнется, но более плотную бумагу тяжелее сминать.
  • картон толще чем бумага.
  • ткань прочнее чем бумага
  • бумага боится воды. Все бумажные предметы портятся от встречи с водой – бумага материал не прочный.
  • при смятии, трении – бумага издаёт звук.
  • бумажные предметы можно склеивать.
  • при сгибании на бумаге остается линия сгиба.
  •  бумага легко рвётся.
  • полоски фольги очень легкие, поэтому когда дует ветер они разлетаются.
  • Бумага горит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Мир бумаги"

Знакомство детей с различными видами бумаги через поисковую деятельность....

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Свойство бумаги»

Конспект занятия по познавательно — исследовательской деятельности «Свойство бумаги»Познавательно – исследовательская деятельность во второй младшей группе «Свойство...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности «Удивительная бумага»

Цель: формировать представления о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах; способствовать развитию   познавательного интереса к окружающему миру....

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности: "Свойства бумаги"

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности: "Свойства бумаги"...

Занятия с детьми среднего возраста по познавательно-исследовательской деятельности «Свойства бумаги»

Занятия с детьми среднего возраста по познавательно-исследовательской деятельности "Свойства бумаги"...

Познавательно - исследовательский, творческий проект "Профессия нефтяник. Какая она?"

Изучение особенностей профессии «нефтяник», ее значимости в обществе....

ПОЗНАВАТЕЛЬНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МИНИ – ПРОЕКТ: « ВОТ КАКОЙ ПЕСОЧЕК»

Что нужно для игры в песок? А нужно, в сущности, так мало:Любовь, желанье, доброта, чтоб вера в детство не пропала....