Конспект занятия по развитию речи "Дикие животные"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Киркина Ирина Юрьевна

Конспект поможет воспитателям на занятиях по развитию речи в средней группе. Закреплять умения составлять разнообразные словосочетания и короткие предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №89 Фрунзенского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

«ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Составила: воспитатель группы

«Теремок» Киркина И.Ю.

Санкт-Петербург

2018

Конспект НОД по Развитию речи «Дикие животные»

в средней группе.

Цель: Расширять представления детей об образе жизни диких животных осенью.

Программное содержание: Обогащать словарь названиями: «Заяц, медведь, волк, лиса, ёж, белка; нора, дупло, берлога; лиса-хитрая, заяц-трусливый, медведь-косолапый». Закреплять умения составлять разнообразные словосочетания и короткие предложения. Продолжать учить описывать животных по картине, разгадывать загадки. Развивать целостное восприятие живой природы с различными взаимосвязями внутри мира животных. Воспитывать интерес к природе, понимание поведения и повадок животных и доброе отношение ко всему живому.

Материал: Иллюстрации с изображением диких животных осенью (волк, медведь, лиса). Игрушечные заяц, ёж, белка. Картинки с изображением диких животных (волк, медведь, лиса, заяц, ёж, белка).

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какое сейчас время года? Вы ведь, наверное, слышали, что дикие животные осенью готовятся к зиме? Предлагаю вам пойти в лес и посмотреть, как они это делают. Животным необходима тишина. Но если мы пойдем в настоящий лес, то вряд ли увидим кого-то. Звери пугливы. Поэтому давайте превратимся в невидимок на время, для того чтобы понаблюдать за обитателями леса.

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаем мы считать

И окажемся в лесу,

Где раскрасила листву

В цвет багряный, золотистый

Осень разноцветной кистью.

Входим в лес. Тихо. Где же звери? Ой, смотрите, кто это? Я кого -то уже вижу.

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

Кто это?

Дети: Белка.

Воспитатель: Правильно, белочка. Вот она(показывает игрушку).

Белка: Здравствуйте, ребята. Вы пришли ко мне в гости? Посмотрите, какая я красивая. Какая у меня шубка?

Дети: рыжая, пушистая, мягкая.

Белка: А зимой какого цвета у меня шубка?

Дети: Серая.

Белка: Почему?

Дети: Деревья зимой голые, серые, и серая шубка белки незаметна на фоне деревьев, когда она прячется от врагов, например от ястреба.

Белка: Ребята, а чем же я буду питаться? А подскажите мне, какие запасы сделать на зиму?

Дети: Белка сушит грибы, орехи в ямки прячет.

Белка: А кто знает, как называется мой дом?

Дети: Дупло.

Воспитатель: Белочка, а ребята сейчас найдут в этом слове волшебный звук. Послушайте: «дупло – [о]». Какой звук вы слышите? Как он называется?

Дети: Гласный.

Воспитатель: Почему?

Дети: Его можно петь.

Воспитатель: Миша, повтори для белочки слово «дупло», чтобы звук [о] слышался дольше других. Какой звук ты выделил голосом? (Спрашивает еще двух-трех ребят).

Белка: Спасибо, ребята. Я теперь узнала, что в названии моего домика есть волшебный звук. Давайте я тоже попробую найти его: «дупло – [о]». Ой, ребята, а зимой я в нем, наверно, замерзну. Как же мне его утеплить?

Дети: Застелить травой и листьями.

Белочка благодарит ребят, дети прощаются с ней и идут дальше по лесу.

Воспитатель: Ой, а это кто?

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки не одной.

Дети: Ежик.

Воспитатель: Правильно, ежик. Показывает игрушку. Бежит – торопится куда-то. Ежик, ежик, куда ты так торопишься?

Ежик: Зима скоро, спешу дом свой утеплить. Ой, а как здесь ребят много. Здравствуйте! Ну-ка, скажите, чем мне лучше утеплить домик?

Дети: Сухими листьями.

Ежик: А как он называется?

Дети: Норка.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в слове «норка» есть волшебный звук? Послушайте: «но-[о]-рка». Какой звук вы слышите? Светочка, скажи слово «норка» так, чтобы звук [о] слышался дольше других. (Спрашивает еще двух-трех ребят).

Ежик: А скажите мне, ребята, чем я буду зимой питаться?

Дети: ответы детей.

Ежик: Но ведь ягод, грибов, зеленых растений нет, червяки, жуки попрятались. Я зимой сплю, нагуляю жир летом и осенью, чтобы всю зиму сытым спать. А давайте-ка с вами поиграем в игру «Ежик и мыши». Я ведь мышей тоже очень люблю.

Игра «Ежик и мыши». Все дети вместе с игроками-мышками встают в круг. Ежик (в руках у какого-нибудь из детей) в центре круга. По сигналу все идут вправо, ежик – влево.

Дети:                 Бежит ежик – тупу-туп.

                            Весь колючий, острый зуб!

                            Ежик, ежик, ты куда?

                             Что с тобою за беда?    (Останавливаются, тихо)

Ежик ножками - туп-туп!

Ежик глазками – луп-луп!

Слышит ежик – всюду тишь,

Чу, скребется в листьях мышь! (Ежик осторожно ходит, прислушивается).

                              Беги, беги, ежик!

                              Не жалей ты ножек,

                              Ты лови мышей,

                              Не лови наших детей!

Мышки бегают по кругу, выбегают за круг. Ежик их ловит. Пойманная мышка выходит из игры и становится в круг. Дети прощаются с ежиком и идут дальше гулять по лесу.

Воспитатель: А кто еще из зверей зимой в спячку впадает? Правильно, медведь. (Показывает иллюстрацию). Чем медведь питается летом и осенью?

Дети: Ягодами, грибами, муравьями, жуками.

Воспитатель: на зиму он не делает запасов. Подумайте почему?

Дети: Он всю зиму спит.

Воспитатель: Где спит медведь?

Дети: В берлоге.

Воспитатель: Где он ее сделал?

Дети: Под корнями упавшего дерева.

Воспитатель: Натаскал молодых елочек, мха, хвороста. Зимой берлогу накроет снежное одеяло. Тепло в ней медведю.  Ребята, давайте пройдем дальше по лесу.

Ой, а это кто?

                               Он зимой холодный

                              Ходит злой, голодный.

Дети: Волк.

Воспитатель: Он тоже к зиме готовится (Показывает иллюстрацию). Шерсть его за лето и осень отрастает и становится густой и теплой. Почему?

Дети: Волк спит прямо на снегу, закрыв хвостом нос и ноги.

Воспитатель: Волки живут зимой семьями. Кто входит в волчью семью?

Дети: Волк, волчица и волчата.

Воспитатель: Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся ночью. Пойдемте-ка посмотрим, кто же еще живет в лесу. Ой, ребята, кто это? (показывает игрушечного зайца)

Заяц: Здравствуйте, ребята! Я так рад, что вы пришли ко мне в гости. Посмотрите, какой я стал красивый. Какого цвета у меня шубка?

Дети: Белая.

Заяц: А зачем мне зимой шубу менять надо? От кого я прячусь? А как я спасаюсь от лисы?

Дети: Заяц убегает, запутывает следы.

Заяц: А где же мой дом?

Дети: Днем заяц спит в снежной ямке, ночью выходит еду добывать.

Заяц: А что я ем зимой?

Дети: Заяц обгладывает кару с веток опавших деревьев, забирается в сад и лакомится карой яблонь.

Заяц: Ой, ребята, что-то я заболтался тут с вами, слышу, сюда лиса бежит. (Убегает).

Воспитатель: (Показывает иллюстрацию с изображением лисы). А вот и рыжая плутовка-лиса. Она зимой, как в валенках, потому что отрастает у нее на лапах густая шерсть, и лиса не мерзнет. Чем питается лиса зимой?

Дети: Мышей из-под снега достает.

Воспитатель: Давайте мы с вами поиграем в игру.

Игра «Что умеют делать звери?» Дети встают в круг (превращаются в зверей). Каждый должен рассказать, что он умеет делать, чем питается, как двигается. Рассказавший правильно, получает картинку с изображением данного животного. Например: «Я рыжая белка. Прыгаю с ветки на ветку. На зиму делаю запасы: орехи собираю, грибы сушу». «Я трусливый заяц. Быстро скачу, люблю грызть морковку».

А теперь, ребята, покажите ту картинку с изображением животного, в названии которого есть звук [а] («Лиса- [а]»).

Ребенок показывает картинку и доказывает, что в названии есть звук [а].

Какой звук ты выделил? Как он называется?

Ребенок: Гласный.

Воспитатель: Почему?

Ребенок: Его можно петь.

Воспитатель: Ну что ж, наше прогулка подошла к концу, давайте на поезде поедем в детский сад.

Игра «Поезд»: стоя друг за другом, дети кладут руки на плечи впереди стоящего.

Дети: Чух, чух, пых-чу,

            Пых-чу, вор-чу. (2 раза)

            Стоять на месте не хочу!

Поезд начинает медленно двигаться, постепенно прибавляя скорость.

            Ко-ле-са-ми

            Стучу, стучу.

(Топают ногами)

            Ко-ле-са-ми

           Верчу, верчу. (2 раза)

(Делают круговые движения руками перед собой.)

            Са-дись скорее,

             Про-ка-чу!

             Чу! Чу!

Поезд останавливается.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект-занятие по развитию речи "Животные и их детёныши"

Задачи:Образовательные:- учить детей различать взрослых животных и их детёнышей;- способствовать воспитанию звуковой выразительности речи: произнесению звукоподражаний громко – тихо, тоненьким...

Конспект занятия по развитию речи "Животные жарких стран"

формирование лексико-грамматических средств языка и развитее связной речи по теме «Животные жарких стран»....

Конспект занятия по развитию речи "Животные жарких стран" (старшая группа)

В данной методической разработке представлен конспект занятия по развитию речи, а также мнемосхема по стихотворению "Где обедал воробей?"...

Конспект занятия по развитию речи «Животные» в младшей группе

Цель:Закрепить знание детей о диких и домашних животных.Задачи:·        учить детей в умении сравнивать, находить сходство и различие диких и домашних жи...

Конспект занятия по развитию речи «Животные в лесу»

С помощью уточнения знаний детей о жизни животных в лесу зимой обогащать словарь детей  младшего возраста и развивать речь....

Конспект занятия по развитию речи : "Животные"

Конспект занятия по развитию речи "Животные"...

Конспект занятия по развитию речи «Животные Севера»

Конспект занятия по развитию речи Тема: «Животные Севера»...