Цель: Формирование чувства патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну, за свой народ на примере героических поступков детей в военное время.
Приоритетная образовательная область: «Социально - коммуникативное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Задачи:
Познакомить детей с событиями Великой Отечественной войны. Объяснить, что значит термин «Великая Отечественная»; дать представление о том, что она была освободительной, велась во имя мира, процветания и благополучия нашей Родины; расширить представления детей о героическом прошлом народа.
Закреплять знания детей о том, как защищали свою Родину юные герои в годы Великой Отечественной войны.
Формировать у детей патриотические качества и чувство причастности к истории Отечества.
Развивать художественный вкус, фантазию при создании композиции на открытке.
Предварительная работа:
• Беседы «Великая Отечественная война», «Подвиги юных героев», «Они сражались за родину», о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны.
• Экскурсия к Вечному огню, аллее Героев.
• Рассматривание и обсуждение книг, иллюстраций о Великой Отечественной войне.
• Чтение рассказов и стихов о войне.
• Чтение литературных произведений о детях-участниках Великой Отечественной Войны (Валя Котик, Леня Голиков, Марат Казей и др.).
• Разучивание стихов, песен о Великой Отечественной войне, о Дне Победы.
• Слушание фрагментов музыкальных произведений в аудиозаписи В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война»; А. Сурков, К. Листов «В землянке»;
• НОД в области «Художественно – эстетическое развитие» (рисование) «Солдат на посту», (лепка) «Танк»;
• Посещение мероприятия в детской библиотеке «Герои – земляки»;
• Изготовление заготовок, необходимых для создания открытки.
Материалы к занятию:
Ноутбук, проектор, экран, презентация «Дети и война. Маленькие герои большой войны», магнитофон для прослушивания песен военных лет, аудиозаписи песен «Священная война» (муз. А. Александрова, слова В. Лебедева-Кумача) и «День Победы» (муз. Д. Тухманова, слова В. Харитонова), подборка книг на военную тематику, портреты детей – героев; иллюстрации с изображением боевых действий; иллюстрации с изображением праздника Победы, салюта.
Ход НОД:
Воспитатель: - Ребята, у каждой страны и у каждого народа есть свои праздники. Вспомните, какие есть праздники у нас? (Дети называют).
- А какой самый главный праздник для нашей страны? (День Победы).
- А почему вы считаете, что это самый главный праздник? (Ответы детей).
- Как вы думаете, почему началась война, кто хотел захватить нашу Родину?
(На нашу Родину напал Гитлер, он хотел подчинить весь мир).
- Да, ребята, 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Враг напал на нашу мирную страну внезапно, не объявляя нам войны. В те времена во главе Германии стоял Адольф Гитлер. Он хотел завоевать Россию, ведь наша страна огромная и богатая. Богатства он хотел вывезти в Германию. А с народом поступить так: часть народа уничтожить совсем, остальных выселить далеко за Урал, в специальные поселения за колючей проволокой. Нападение фашистов на нашу страну было неожиданным.
- Ребята, а знаете, почему Гитлер рассчитывал на быструю победу? Да потому, что такие победы у немецкой армии уже получались. Почти не встретив сопротивления, она захватила многие страны: Польшу и Чехословакию, Венгрию и Румынию, Францию и Бельгию. (Воспитатель показывает страны па карте.) (Слайд 2)
- А вот с нашей страной у гитлеровских генералов так не вышло. Фашисты просчитались. На защиту Родины встал весь народ от мала до велика. (Звучит негромко запись песни «Священная война») (Слайды 3, 4, 5, 6)
И не только мужчины, но и женщины помогали, и даже дети. Жители городов и деревень, которые не были военными, но тоже хотели бороться с немецкими захватчиками, ушли в партизанские отряды. Жили партизаны в лесах, внезапно нападали на фашистов, уничтожали их, подрывали мосты.
- Ребята, как вы думаете, почему партизаны сидели у костра. (Ответы детей).
Воспитатель: Партизаны очень любили посидеть у костра, после очередного задания и рассказывать о победах Советской Армии, петь фронтовые песни и есть печеную картошку.
Воспитатель: Но чтобы нам не попасть в беду, нужно передвигаться очень тихо и осторожно. (Воспитатель с детьми идут след в след, друг за другом).
Ребята, песню запевай. (Дети с воспитателем поют один куплет песни «Катюша»).
- Давайте вернёмся на свои места, так же тихо, как и пришли.
- Сегодня я вас познакомлю с одним мальчиком, как он помогал нашей родине Марат Казей. Его маму убили фашисты. И сердце наполнилось гневом и ненавистью к врагу, тогда он со своей сестрой Адой ушёл к партизанам. Ему было 12 лет он стал разведчиком партизанского отряда. Будучи раненным в руку, несколько раз ходил в атаку. Марат десятки раз проникал во вражеские гарнизоны и доставлял командованию ценные разведывательные данные. Неоднократно участвовал в диверсиях на железных и шоссейных дорогах.
Воспитатель: По полю длинной цепью двигались фашисты. Шли смело: ведь в кустах всего-навсего остался один партизан. Мальчик припал к автомату. И тут у него кончились патроны! А фашисты уже бежали. Герой поднялся во весь рост:
- Берите меня! Ну!
В кулаке он зажал гранату. Подождал когда фашисты подойдут совсем близко и выпустил гранату из рук. Раздался взрыв!
- Федя, нам расскажет стихотворение .О. Кошевого.
«Клянусь я тебе, дорогая Отчизна,
Что буду я грудью тебя защищать,
Что немца - тирана, захватчика, хама -
Где встречу - уничтожать!»
Воспитатель: 9 Мая в День Победы отгремят по всей стране салюты в честь павших героев и ветеранов Великой Отечественной войны. И пусть прошло немало лет, Героев вечно помнить будем! Память героев, погибших за Родину, почтим минутой молчания.
Памяти павших. Минута молчания.
Маша расскажет нам стихотворение
« Благодарим, солдаты, вас
За жизнь, за детство, за весну
За тишину, за мирный дом,
За мир, в котором мы живем!»
Воспитатель. Дорогие, ребята, предлагаю сделать поздравительные открытки к главному празднику. У вас выполнены основные детали для аппликации. Осталось собрать их в общий рисунок. Прежде, чем составлять композицию, сложим альбомный лист пополам, чтобы получилась раскрывающаяся открытка. Когда композиция будет выложена и понравится вам, можно приступать к наклеиванию деталей. При наклеивании старайтесь не помять их, иначе аппликация потеряет объем.