Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности "Мы - изобретатели"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Корсакова Евгения Павловна

Конспект непосредственной организованной образовательной деятельности "Мы - изобретатели" в группе старшего возраста по познавательному развитию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nood_my_-_izobretateli.docx111.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждениеhttp://ramki-vsem.ru/3/gold/13.png

«Гнездниковский детский сад «Колосок»

Солигаличского муниципального района Костромской области

                             Конспект

непосредственной организованной образовательной деятельности

по познавательному развитию в старшей группе общеразвивающей направленности

       

 

http://www.e-reading.by/illustrations/1025/1025209-i_012.jpg

 

Воспитатель: Корсакова Евгения Павловна

2017 год

Цель: ознакомление с жизнедеятельностью замечательного изобретателя-самоучки Ивана Петровича Кулибина.

Задачи: закрепить понятие «человек-изобретатель»; обогатить знания о мире открытий и изобретений; развивать конструкторско – технические умения, воспитывать интерес к современным изобретениям, любознательность, наблюдательность, воображение.

Оборудование: «Камень» с надписью, часы – ширма, с обратной стороны – петух,  слайды с портретом И. П. Кулибина и его изобретениями, игрушки – машинка, вертолёт, картинки салюта, одуванчика, вертолёта,  3 коробочки, конверты 3 – х цветов, пазлы «Машина», «Вертолёт», «Салют», ленточки 3- х цветов по количеству детей.

                                  Ход образовательной деятельности:

- Ребята, давайте спросим у взрослых, кто чем занимался вчера вечером?

( ответы взрослых).

Трудно представить, что из нашей жизни исчезнет вдруг телевизор, компьютер, телефон. А ведь все изобрели это совсем недавно. Когда наши старенькие бабушки были маленькими девочками, никаких телевизоров и в помине не было. Вот как сильно изменилась наша жизнь за последние сто лет! А давайте представим, как жили наши предки 200 лет назад. Отправимся в  путешествие.

Дети подходят к «камню», на нем указано:

Налево пойдешь – дальний путь предстоит.

Прямо пойдешь – выхода не найдешь. 

Направо пойдешь – в чудесное место попадешь.                                                                     Дети читают надпись и выбирают путь. 

Дети проходят «сквозь» часы и оказываются« в прошлом».

 (рассаживаются по цветам ленточек)

Беседа — рассуждение: 

- Давным-давно человек был очень близок к природе. Люди как-то заметили, что есть животные, которые гораздо лучше человека видят, лучше слышат, лучше охотятся, и стали использовать эти преимущества. Например, человек заметил, что у кабана очень острые клыки, и решил себе сделать такие же: он придумал … (нож.)

— А что изобрел человек, глядя вот на этот цветок? (одуванчик). Если подуть на такой пушистый белый цветок, что получится? (Полетят пушинки, как парашютики)

- Как называют  человека, который впервые догадался изобрести очень нужные и полезные предметы для себя и для других людей?  Как про него можно сказать, какой он?
- Изобретатель — такой же человек, как и мы с вами, но только более любознательный и наблюдательный. Изобретатель все замечает, много наблюдает. Он самый первый делает интересные, полезные и нужные предметы, он их изобретает. Как можно иначе, по-другому еще назвать изобретателя, как вы думаете? 
(ответы детей)

— Действительно, изобретателя можно иначе назвать творческим человеком или человеком-творцом, его можно назвать умелым человеком или умельцем, мастером своего дела, человеком — «золотые руки».

Когда – то в нашей стране жил знаменитый мастер умелец, изобретатель Кулибин. Он изобрёл много умных технических средств и механизмов. И хотя это было 200 лет тому назад,  мы помним об этом человеке. Он много знал, много умел, всему учился сам, обращался за советами к учёным ( слайд с портретом). Хотите узнать, что изобрёл Иван Петрович  Кулибин? Отгадав загадки и найдя отгадки, мы познакомимся с его изобретениями. ( На столах стоят коробочки с игрушками:  машинка, вертолёт, бенгальская свеча).

- Подумайте, благодаря чему появились эти изобретения.

Загадка про вертолёт.

Без разгона ввысь взлетаю, 
Стрекозу напоминаю.
Отправляюсь я в полёт, 
Кто же это?
(Вертолёт) (достают из коробки вертолёт).

Но Иван Петрович придумал не сам вертолёт, а лопасть для водного судна (слайд). А вот потом другой изобретатель, глядя на кого, как выдумаете, изобрёл вертолёт? (рассматривание и сравнение вертолёта и стрекозы).

- Слушайте следующую загадку:

                        Не летает, не жужжит,

                        Жук по улице бежит,

И горят в глазах жука

 Два блестящих огонька.

(автомашина). (достают из коробки машинку).

Посмотрите, как выглядела первая машина. Её называли экипаж – самокатка. На что она ещё похожа? (на велосипед).(слайд)

- Предлагаю поиграть в игру «автомобили». 

- А вот ещё одна загадка

Грянул гром, веселый гром,
Засверкало все кругом.
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют -
Это праздничный ( салют).

Дети достают из коробки картинку с салютом. (слайд)

- А как вы думаете, для чего людям салюты, фейерверки? (ответы детей)

- Хотите порадоваться, наблюдая за искорками маленького «фейерверка»? Только нужно быть очень осторожными, зажигать свечу должен взрослый. (наблюдение за горением бенгальской свечи) .

- О человеке-изобретателе сложено много пословиц и поговорок:

Каков мастер - такова и работа.

Умелые руки не знают скуки.

Дело мастера боится.

 (Объяснить смысл одной пословицы).

Среди таких добрых дел - великие открытия и изобретения для всех людей.

Послушайте стихотворение.(читает ребёнок).

Как птицы и растения,

С тобою там и тут

Живут изобретения,

Открытия живут.

Не то чтоб скучно, серо,

Без них иначе б жил,

И был бы дом пещерой,

А стол бы камнем был.

И днем бы на охоту

Ты безоружным брел:

Копье ведь тоже кто-то

Когда-то изобрел

Игла, горшок и парус,

Да что там ни возьми,

Компьютер и гитара

Придуманы людьми.

Стул, двери, ложка, вилка,

Ракета и кино,

Гамак, сенокосилка,

Автобус и окно.

Пусть чуда нет теперь в них,

Но мир не позабыл

Людей тех самых, первых,

Кто чудо сотворил.  (Е. Ефимовский)

- А сейчас мы немного отдохнем.

(дети становятся в круг и выполняют движении,  следуя словам)

 «Что произойдет?»

Подними ладошки выше               (Дети складывают руки над головой)

И сложи над головой.

Что же вышло? Вышла крыша.

 А под крышей – мы с тобой. 

Подними ладошки выше,

А потом сложи другой.                               (Дети сгибают руки в локтях перед собой,  

                                                                          поочередно опуская кисти рук)

Кто же вышел?

Вышли гуси –

Вот один, а вот другой,

Подними ладошки выше

И сложи перед собой.                                          (Дети складывают руки перед собой)

Что же вышло? Вышел мостик.

Мостик крепкий и прямой.

- А вы хотите быть изобретателями? (ответы детей) (Воспитатель предлагает детям пройти и сесть за столы, на столах конверты с пазлами). Детям предлагается собрать пазлы.

-  Я  предлагаю  вам  продолжить наблюдения  самостоятельно,  и  если  кто-то  ещё  найдёт  сходство  чего-либо  в  природе  с  изобретениями  человека,  обязательно  расскажет  об  этом  нам  всем, ведь русская пословица гласит «Жизнь дана на добрые дела».

Ну а нам пора возвращаться обратно. Дети подходят к ширме, на ней петух. Почему петух, мы с вами попали в прошлое через часы? (ответы детей). Конечно, раньше не было часов, люди вставали и ложились с «петухами». Дети выходят через петуха.

- Расскажите взрослым, что вы увидели в «прошлом», о чём узнали.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Ознакомление с природой»

Тема: «Зимняя сказка».  Программные задачи:   Развивать умение, понимать смысл образных выражений загадки. Упражнять в подборе определений к заданному слову. Совершенствовать умение дет...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Экология»

Тема: «По лесным тропинкам».    ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ:   Продолжать формировать элементарные экологические представления о природе (о животных и растениях, о единстве организма и среды...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Тема: «Удивительные животные Африки».

Программные задачи:- систематизация и углубление представлений детей о животном     мире        жарких     стран...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» (старшая группа)Тема: «Удивительные животные Африки».

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности по образовательной области «Коммуникация» Подготовила и провела воспитательГБОУ детский сад с этнокультурным (русск...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности (образовательные области "здоровье" и "познание" ) в подготовительной группе "Мои верные помощники"

Цель:продолжать формировать элементарные представления о роли органов чувств: глаза, уши, нос в жизни человека;обсудить вопросы гигиены органов слуха, зрения, дыхания;работать над совершенствованием н...

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»

Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности .Тема непосредственно образовательной деятельности – Экскурсия на книжную выставку «Русские народные сказки»...