«Тайны живой природы»
статья по окружающему миру (средняя группа) по теме
Информационно – исследовательский проект
«Тайны живой природы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt.doc | 94 КБ |
Предварительный просмотр:
Информационно – исследовательский проект
«Тайны живой природы»
Введение
Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе вечный источник детского разума
В. Сухомлинский
Актуальность
В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения.
Экологическое образование детей дошкольного возраста особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.
Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые одобряются обществом, приводят к экологической потере.
Огромная роль отводится экологическому образованию детей, так как именно в познании природы кроются неограниченные возможности развития личного потенциала каждого ребенка. На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.
Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке любознательность, интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.
Цель: создать условия для формирования у детей среднего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.
Задачи:
- Создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением перспективного плана работы с детьми и их родителями;
- Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
- Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
- Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
- Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
- Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
- Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Участники: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.
Длительность: с сентября 2018 года по апрель 2019 года
Ожидаемый результат
У детей:
1. повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;
2. развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;
3. воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.
У родителей:
1. повышение экологической культуры;
2. участие в совместных экологических мероприятиях
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный (1-2 недели сентября 2018 года)
2 этап – основной (с 3 недели сентября 2018 года – апрель 2019 года)
3 этап – результативный (апрель 2018 года)
1 этап – подготовительный (1-2 недели сентября 2018 года)
Действия специалистов, воспитателей и родителей
- Изучение методической литературы и интернет-ресурсов
- Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
-подбор книг для оформления выставок в книжном уголке;
- оборудование уголка экспериментирования;
- пополнение уголка природы;
- изготовление дидактических игр;
- Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования «Азбука экологии»
- изготовление фотоальбомов.
- Подготовка материала для самостоятельной деятельности детей
- Консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании у детей культуры поведения в природе»
Деятельность детей
- Рассматривание иллюстраций, фотографий, раскрасок;
- Обсуждение совместно с педагогами найденной информации
2 этап – основной (с 3 недели сентября 2018 года – апрель 2019 года)
Осень ( Сентябрь – октябрь – ноябрь)
Темы: «В гостях у осени», «Лес», «Комнатные растения»
- НОД «Овощи и фрукты»; НОД «Дары осени: грибы, ягоды», НОД «Комнатные растения в нашем уголке природы», НОД «Сравнение воробья и вороны»
- беседы с последующем обсуждением: «Осень чудесная», «Что растет на огороде?» «Лес – наше богатство», «Кто главный в лесу?» «Какую пользу приносит лес?», «Лес без птиц и птицы без леса не живут», «Как правильно ухаживать за комнатными растениями: влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»
- чтение с последующим обсуждением: Рассказ «Лесные жилища» М. Пришвина, Андерсен Г.Х. «Гадкий утенок», Гаршин В. «Лягушка-путешественница», Соколов-Микитов И. «Улетают журавли», « Мешок яблок» В.Г.Сутеева, А.Барто «Золотая осень», Н.Сладкова «Синичкина кладовая», «Почему Тюпа не ловит птиц», З.Александровна «Птичья столовая», Е.Благинина «Улетают – прилетают»
- рассматривание иллюстраций
- заучивание стихотворений: «В огороде» О.Бундур, «Мухомор», «Журавушки -журавли», Е.Трутнева «Золотая осень», «Дятел»
- отгадывание загадок
- Театрализация : «Вот веселый огород, что здесь только не растет», «Встреча в лесу»
Продуктивная деятельность:
- рисование «Овощи, фрукты», «Осеннее дерево», букет из листьев, «Грибы прячутся в траве», «Золотая осень», «Птицы»
- аппликация: «Осеннее дерево» (коллективная работа), корзина грибов, «Птички»,
- лепка «Поляна грибов», «Подсолнух», «Осеннее дерево»
Экспериментирование: «Сухие листья», «Рыхлая и твердая почва», «Листочки к солнышку», «Как правильно ухаживать за комнатными растениями: влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» , «Для чего растениям плоды?», «Почему животным тепло зимой»
Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Вершки-корешки», «Когда это бывает?», «С какого дерева листок?», «Угадай, что где растет» «Отгадай, какая птица»
- сюжетно-ролевые игры: «Семья» ( заготовки на зиму), «Магазин» покупка овощей, фруктов, консервации.
- пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Овощи», «Капуста», «По грибы», «Наш лесок», «Лукошко», «Перелетные птицы», «Поздняя осень», «Узнай и назови комнатное растение», «Что и где растет», «Хризантемы», «Бегония», «Фикус»
- подвижные игры: «Перелет птиц», «Гуси – гуси», «Воробушки и автомобиль»,»Птички в гнездышках», «Зайка серенький сидит»,
- Хороводные игры: «Огородная – хороводная», «Осенний хоровод» , «Ой, в лесу, лесочке…», «Мы на луг ходили, хоровод водили»,
- Настольно-печатные игры: «Во саду иль в огороде», «Дары леса», «Волшебные дары осени»
- Конструктивная игра «Птицы» (из геометрических фигур), «Красивые цветы» (из геометрически фигур), «Фотоаппарат»
Самостоятельная деятельность детей:
- деятельность в уголке экспериментирования
- деятельность в центре изобразительного искусства
- сюжетно-ролевые игры
- настольно-печатные игры
- свободное общение
Совместная деятельность детей и родителей:
- Экскурсии «Оранжерея»
- «Осенний праздник»
- конкурс для родителей «Краски осени» - изготовление поделок из природного и бросового материала
- фотоальбом «Как я ухаживаю за комнатными растениями дома»
- сундучки по временам года «Осенний хоровод»
Зима ( декабрь – январь – февраль)
Тема: «Животные мир. Животные зимой», «Воздух», «Вода»
- НОД «Животные зимой», «Сравнение белого и бурого медведей»
- беседы с последующем обсуждением: «Знакомые незнакомцы» ( животные), «Кто и как готовится к зиме» (дикие животные), «Домашние животные и их детеныши»
- рассказывание по картине: «Зайцы», «Ежи», «Зима»
- чтение с последующим обсуждением: В.Чаплин «Как лиса в лесу живет», Г.Снегирев «Звери в лесу», Серия книг «Познаем мир»
- рассматривание иллюстраций
- заучивание стихотворений: И.Суриков «Зима», И.Никитин «Встреча зимы», Я.Аким «Первый снег», М.Лапыгин «Снегирь», С.Маршак «Январь»
- Театрализация : «Заюшкина избушка»
Продуктивная деятельность:
- Рисование: «Снеговик», «Белая береза»
- аппликация: «Зимний лес» (коллективная работа)
- лепка: «Снеговик»
Экспериментирование: «Гололедица», «Камни», «Мерзнет ли песок?», «Какой бывает вода?», «Чем полезен холодный снег для растений?», «Сравнение свойств песка, глины, почвы».
Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Чей хвост, чья голова», «Двуногие - четвероногие», «Пятнистые - полосатые», «Кто где живет и чем питается»
- пальчиковая гимнастика: «Белка», «Ежик», «Животные зимой», «Зайчик», «Кто живет в лесу»
- подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Зайцы и волк», «Охотник и зайцы»
- Настольно-печатные игры: «Животные и их детеныши», «Времена года»
Самостоятельная деятельность детей:
- деятельность в уголке экспериментирования
- деятельность в центре изобразительного искусства
- сюжетно-ролевые игры
- настольно-печатные игры
- свободное общение
Совместная деятельность детей и родителей:
- Экскурсии «Оранжерея»
- Библиотека. Тема: «Новогодние чудеса» ( с родителями)
- Сундучок «Зимний калейдоскоп»
- Зимний праздник «Новый год»
- Фотоальбом «Звери наших лесов»
- Мастер-класс «Новогодние игрушки»
- Кормушки для птиц
Весна ( март - апрель)
Тема: «Пробуждение природы весной», «Насекомые»
- НОД «Весна пришла – весне дорога», Рассматривание картины «Грачи прилетели», «Насекомые»
- беседы с последующем обсуждением: «Почему тает снег?», «Зима или весна?», «Что дети знают о насекомых?» , «Комар: полезное или вредное насекомое», «Если вас укусила….», «Зима или весна?»
- чтение с последующим обсуждением И. С. Соколов-Микитова из книги «Весна в лесу», Ф. Тютчева «Зима недаром злится», С. Маршак « Весенняя песенка»; В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», З.Александровой «Муравей», Ф. Тютчев «Весенние воды», В. Жуковский «Жаворонок» В. Бианки «Путешествие муравьишки» К. Чуковский «Муха-Цокотуха», В.Сутеев «Кораблик»
- рассматривание иллюстраций
- заучивание стихотворений: С. Д. Дрожжина «Пройдет зима холодная», «Трудолюбивая пчелка»
- Театрализация : по сказке В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», по сказке «Муха-Цокотуха»
Продуктивная деятельность:
- рисование «Божья коровка»
- аппликация: «Бабочки на лугу», «Солнышко»
Экспериментирование: «Водяные переливы», «Почему тает снег?», «На поисках воды», «Чистая вода», «Из чего «сделаны» облака»
Игровая деятельность:
- дидактические игры: «Что сначала, что потом», «Когда это бывает?», «Что здесь случилось?», «Что случилось на прогулке?», «Назови насекомое» «Путешествие на луг»,
- сюжетно-ролевые игры: « Доктор» - сюжет «Мишку укусила оса»
- пальчиковая гимнастика: «Насекомые» «Трудолюбивая пчела»
- подвижные игры: «Лягушка и комары», «Медведь и пчелы», «Поймай комара»;
Самостоятельная деятельность детей:
- деятельность в уголке экспериментирования
- деятельность в центре изобразительного искусства
- сюжетно-ролевые игры
- настольно-печатные игры
- свободное общение
Совместная деятельность детей и родителей:
- Экскурсии «Оранжерея»
- посадка лука.
- Библиотека «Встречай птиц»
3 этап – результативный (апрель 2018 года)
Результаты итогового мониторинга показали положительную динамику.
Формирование ключевых компетенций у детей:
информационная – у детей повысилась познавательская активность
коммуникативная – дети стали более точно и ясно выражать свои суждения и предположения
социальная – у детей сформировалась уверенность в себе, дети стали более открытыми во взаимоотношениях друг с другом
Информационно-исследовательский проект «Тайны живой природы» – предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Так же в ходе реализации проекта был установлен продуктивный диалог родителей, педагогов и детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Путешествие по страницам книги "Тайны живой природы"
Конспект занятия для воспитанников подготовительной к школе группы детского сада...
Проект « Тайны живой природы»
Поиск новых путей для реализации экологического просвещения и воспитания привел меня к осуществлению проектной деятельности, в которую должны быть вовлечены все участники педагогического процесса: дет...
Марафон " Тайна живой природы".
13 мая 2016 году в городе Сатке в центре оброзования " Радуга" прошел Интеллектуальный марафон " Тайна живой природы", посвящен междунаронлй акции "Марш парков".Участвовали дети трех садов, по пять че...
конспект НОД "Тайны живой природы"
занятие направление на умение устанавливать причинно-следственные связи в природе...
Проект Тайна живой природы
Проект...
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности (старший дошкольный возраст) Раздел: Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема: Для чего нужен растениям воздух? (долговременный эксперимент)
Тайны живой природы.Познавательно-исследовательская деятельность "Зачем растениям воздух?" (долговременный эксперимент с детьми старшего дошкольного возраста)...
Тайны живой природы
Тайны живой природы...