«Тайны живой природы»
статья по окружающему миру (средняя группа) по теме

Майорова Наталия Николаевна

Информационно – исследовательский проект

 «Тайны живой природы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologicheskiy_proekt.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Информационно – исследовательский проект

 «Тайны живой природы»

Введение

Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.

Здесь, в природе вечный источник детского разума

В. Сухомлинский

Актуальность

В обществе на протяжении последних десятилетий не ослабевает внимание к проблемам экологического образования подрастающего поколения.

Экологическое образование детей дошкольного возраста особенно значимо, так как в этот период ребенок проходит самый интенсивный духовный и интеллектуальный путь развития.

Отсутствие или недостаток эмоциональных, чувственных контактов с природой, информации об окружающем мире, ограничение удовлетворения потребностей ребенка в приобретении тех экологических ценностей, которые одобряются обществом, приводят к экологической потере.

Огромная роль отводится экологическому образованию детей, так как именно в познании природы кроются неограниченные возможности развития личного потенциала каждого ребенка. На сегодняшний день соблюдение экологической культуры, трепетное отношение к природе являются неотъемлемым критерием существования человека на Земле. Кроме того, экологическое образование является основой для всестороннего развития ребенка.

Основная задача дошкольной организации поддержать и развить в ребенке любознательность, интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого процесса условия.

Цель: создать условия для формирования у детей среднего дошкольного возраста осознанного и бережного отношения к природе.

Задачи:

  • Создать поэтапную систему работы по экологическому образованию с составлением перспективного плана работы с детьми и их родителями;
  • Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе, учить  устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями;
  • Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека;
  • Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности;
  • Учить обобщать и систематизировать представления о временах года;
  • Привлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по ее охране;
  • Формировать навыки экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
  • Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.

Участники: дети среднего дошкольного возраста, воспитатели, родители.

Длительность: с сентября 2018 года по апрель 2019 года

Ожидаемый результат

У детей:

1. повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности, познавательной активности;

2. развитие интереса к экспериментированию, анализу, обобщению;

3. воспитание внимательного, разумного, бережного отношения к окружающей природе.

У родителей:

1. повышение экологической культуры;

2.  участие в совместных экологических мероприятиях

Этапы реализации проекта

1 этап – подготовительный  (1-2 недели сентября 2018 года)

2 этап – основной (с 3 недели сентября 2018 года – апрель 2019 года)

3 этап – результативный (апрель 2018 года)

1 этап – подготовительный  (1-2 недели сентября 2018 года)

Действия специалистов,  воспитателей и родителей

  • Изучение методической литературы и интернет-ресурсов
  • Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:

-подбор книг для оформления выставок в книжном уголке;

- оборудование уголка экспериментирования;

- пополнение уголка природы;

- изготовление дидактических игр;

  • Создание картотеки наблюдений на прогулке, включающей тематические наблюдения, художественное слово, загадки, картотеки экспериментирования «Азбука экологии»
  • изготовление фотоальбомов.
  • Подготовка материала для самостоятельной деятельности детей
  • Консультации для родителей: «Роль семьи в воспитании у детей культуры поведения в природе»

Деятельность детей

  • Рассматривание иллюстраций, фотографий, раскрасок;
  • Обсуждение совместно с педагогами найденной информации

2 этап – основной (с 3 недели сентября 2018 года – апрель 2019 года)

Осень ( Сентябрь – октябрь – ноябрь)

Темы: «В гостях у осени», «Лес», «Комнатные растения»

  • НОД «Овощи и фрукты»; НОД «Дары осени: грибы, ягоды», НОД «Комнатные растения в нашем уголке природы», НОД «Сравнение воробья и вороны»
  • беседы с последующем обсуждением: «Осень чудесная», «Что растет на огороде?» «Лес – наше богатство», «Кто главный в лесу?» «Какую пользу приносит лес?», «Лес без птиц и птицы без леса не живут», «Как правильно ухаживать за комнатными растениями: влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения»
  • чтение с последующим обсуждением: Рассказ «Лесные жилища» М. Пришвина, Андерсен Г.Х. «Гадкий утенок»,  Гаршин В. «Лягушка-путешественница», Соколов-Микитов И. «Улетают журавли», « Мешок яблок» В.Г.Сутеева, А.Барто «Золотая осень», Н.Сладкова «Синичкина кладовая»,  «Почему Тюпа не ловит птиц», З.Александровна «Птичья столовая»,  Е.Благинина «Улетают – прилетают»
  • рассматривание иллюстраций
  • заучивание стихотворений: «В огороде» О.Бундур, «Мухомор», «Журавушки  -журавли», Е.Трутнева «Золотая осень», «Дятел»
  • отгадывание загадок
  • Театрализация : «Вот веселый огород, что здесь только не растет», «Встреча в лесу»

Продуктивная деятельность:

  • рисование «Овощи, фрукты», «Осеннее дерево», букет из листьев, «Грибы прячутся в траве», «Золотая осень», «Птицы»
  • аппликация: «Осеннее дерево» (коллективная работа), корзина грибов, «Птички»,
  • лепка «Поляна грибов», «Подсолнух», «Осеннее дерево»

Экспериментирование:   «Сухие листья», «Рыхлая и твердая почва», «Листочки к солнышку», «Как правильно ухаживать за комнатными растениями: влаголюбивые и засухоустойчивые комнатные растения» , «Для чего растениям плоды?», «Почему животным тепло зимой»

Игровая деятельность:

  • дидактические игры: «Вершки-корешки», «Когда это бывает?», «С какого дерева листок?», «Угадай, что где растет» «Отгадай, какая птица»
  • сюжетно-ролевые игры: «Семья» ( заготовки на зиму), «Магазин» покупка овощей, фруктов, консервации.
  • пальчиковая гимнастика: «Осенние листья», «Овощи», «Капуста», «По грибы», «Наш лесок», «Лукошко», «Перелетные птицы», «Поздняя осень», «Узнай и назови комнатное растение», «Что и где растет», «Хризантемы», «Бегония», «Фикус»
  • подвижные игры: «Перелет птиц», «Гуси – гуси», «Воробушки и автомобиль»,»Птички в гнездышках», «Зайка серенький сидит»,
  • Хороводные игры: «Огородная – хороводная», «Осенний хоровод» , «Ой, в лесу, лесочке…», «Мы на луг ходили, хоровод водили»,
  • Настольно-печатные игры:  «Во саду иль в огороде», «Дары леса», «Волшебные дары осени»
  • Конструктивная игра «Птицы» (из геометрических фигур),  «Красивые цветы» (из геометрически фигур), «Фотоаппарат»

Самостоятельная деятельность детей:

  • деятельность в уголке экспериментирования
  • деятельность в центре изобразительного искусства
  • сюжетно-ролевые игры
  • настольно-печатные игры
  • свободное общение

Совместная деятельность детей и родителей:

  • Экскурсии «Оранжерея»
  • «Осенний праздник»
  • конкурс для родителей «Краски осени» - изготовление поделок из природного и бросового материала
  • фотоальбом  «Как я ухаживаю за комнатными растениями дома»
  • сундучки по временам года «Осенний хоровод»

Зима ( декабрь – январь – февраль)

Тема: «Животные мир. Животные зимой», «Воздух», «Вода» 

  • НОД «Животные зимой», «Сравнение белого и бурого медведей»
  • беседы с последующем обсуждением: «Знакомые незнакомцы» ( животные), «Кто и как готовится к зиме» (дикие животные), «Домашние животные и их детеныши»
  • рассказывание по картине: «Зайцы», «Ежи», «Зима»
  • чтение с последующим обсуждением: В.Чаплин «Как лиса в лесу живет», Г.Снегирев «Звери в лесу», Серия книг «Познаем мир»
  • рассматривание иллюстраций
  • заучивание стихотворений: И.Суриков «Зима», И.Никитин «Встреча зимы», Я.Аким «Первый снег», М.Лапыгин «Снегирь», С.Маршак «Январь»
  • Театрализация : «Заюшкина избушка»

Продуктивная деятельность:

  • Рисование: «Снеговик», «Белая береза»
  • аппликация: «Зимний лес» (коллективная работа)
  • лепка: «Снеговик»

Экспериментирование: «Гололедица», «Камни», «Мерзнет ли песок?», «Какой бывает вода?», «Чем полезен холодный снег для растений?», «Сравнение свойств песка, глины, почвы».

Игровая деятельность:

  • дидактические игры: «Чей хвост, чья голова», «Двуногие - четвероногие», «Пятнистые - полосатые», «Кто где живет и чем питается»
  • пальчиковая гимнастика: «Белка», «Ежик», «Животные зимой», «Зайчик», «Кто живет в лесу»
  • подвижные игры: «Зайка беленький сидит», «Зайцы и волк», «Охотник и зайцы»
  • Настольно-печатные игры:  «Животные и их детеныши», «Времена года»

Самостоятельная деятельность детей:

  • деятельность в уголке экспериментирования
  • деятельность в центре изобразительного искусства
  • сюжетно-ролевые игры
  • настольно-печатные игры
  • свободное общение

Совместная деятельность детей и родителей:

  • Экскурсии «Оранжерея»
  • Библиотека. Тема: «Новогодние чудеса» ( с родителями)
  • Сундучок «Зимний калейдоскоп»
  • Зимний праздник «Новый год»
  • Фотоальбом «Звери наших лесов»
  • Мастер-класс «Новогодние игрушки»
  • Кормушки для птиц

Весна  ( март - апрель)

Тема: «Пробуждение природы весной», «Насекомые»

  • НОД  «Весна пришла – весне дорога»,  Рассматривание  картины «Грачи прилетели», «Насекомые»
  • беседы с последующем обсуждением: «Почему тает снег?»,  «Зима или весна?»,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        «Что дети знают о насекомых?» ,  «Комар: полезное или вредное насекомое», «Если вас укусила….», «Зима или весна?»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
  • чтение с последующим обсуждением И. С. Соколов-Микитова из книги «Весна в лесу», Ф. Тютчева «Зима недаром злится», С. Маршак « Весенняя песенка»;  В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», З.Александровой «Муравей», Ф. Тютчев «Весенние воды», В. Жуковский «Жаворонок» В. Бианки «Путешествие муравьишки» К. Чуковский «Муха-Цокотуха», В.Сутеев «Кораблик»
  • рассматривание иллюстраций
  • заучивание стихотворений: С. Д. Дрожжина «Пройдет зима холодная», «Трудолюбивая пчелка»
  • Театрализация : по сказке В.Бианки «Как муравьишка домой спешил», по сказке «Муха-Цокотуха»

Продуктивная деятельность:

  • рисование «Божья коровка»
  • аппликация:  «Бабочки на лугу», «Солнышко»

Экспериментирование:  «Водяные переливы», «Почему тает снег?», «На поисках воды», «Чистая вода», «Из чего «сделаны» облака»

Игровая деятельность:

  • дидактические игры: «Что сначала, что потом»,  «Когда это бывает?», «Что здесь случилось?», «Что случилось на прогулке?»,  «Назови насекомое» «Путешествие на луг»,
  • сюжетно-ролевые игры: « Доктор» - сюжет «Мишку укусила оса»
  • пальчиковая гимнастика: «Насекомые» «Трудолюбивая пчела»
  • подвижные игры: «Лягушка и комары», «Медведь и пчелы», «Поймай комара»;

Самостоятельная деятельность детей:

  • деятельность в уголке экспериментирования
  • деятельность в центре изобразительного искусства
  • сюжетно-ролевые игры
  • настольно-печатные игры
  • свободное общение

Совместная деятельность детей и родителей:

  • Экскурсии «Оранжерея»
  • посадка лука.
  • Библиотека «Встречай птиц»

3 этап – результативный (апрель 2018 года)

Результаты итогового мониторинга показали положительную динамику.

Формирование ключевых компетенций у детей:

        информационная – у детей повысилась познавательская активность

        коммуникативная – дети стали более точно и ясно выражать свои суждения и предположения

        социальная – у детей сформировалась уверенность в себе, дети стали более открытыми во взаимоотношениях друг с другом

Информационно-исследовательский проект «Тайны живой природы» – предоставил каждому ребенку возможность не только получать знания, но и развивать творческие способности, формировать коммуникативные навыки, формировать начальные предпосылки исследовательской деятельности. Так же в ходе реализации проекта был установлен продуктивный диалог родителей, педагогов и детей.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Путешествие по страницам книги "Тайны живой природы"

Конспект занятия  для воспитанников  подготовительной к школе группы детского сада...

Проект « Тайны живой природы»

Поиск новых путей для реализации экологического просвещения и воспитания привел меня к осуществлению проектной деятельности, в которую должны быть вовлечены все участники педагогического процесса: дет...

Марафон " Тайна живой природы".

13 мая 2016 году в городе Сатке в центре оброзования " Радуга" прошел Интеллектуальный марафон " Тайна живой природы", посвящен междунаронлй акции "Марш парков".Участвовали дети трех садов, по пять че...

конспект НОД "Тайны живой природы"

занятие направление на умение устанавливать причинно-следственные связи в природе...

Занятие по познавательно-исследовательской деятельности (старший дошкольный возраст) Раздел: Тайны живой природы (мир растений и животных) Тема: Для чего нужен растениям воздух? (долговременный эксперимент)

Тайны живой природы.Познавательно-исследовательская  деятельность "Зачем растениям воздух?" (долговременный  эксперимент с детьми старшего дошкольного возраста)...

Тайны живой природы

       Тайны живой природы...