Конспект занятия по экологии в старшей группе Тема: «Береза — краса России»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Ковалёва Анжелика Геннадьевна

Конспект занятия по экологии в старшей группе

Тема: «Береза — краса России»


Программное содержание:

Образовательные задачи:

• Закрепить знания о деревьях, растущих в лесу (ель, сосна, рябина.);

• Расширить знания детей о берёзе, как символе России;

• Закрепить понятие, что ценность деревьев в сохранение чистоты воздуха, что необходимо для всего живого (выделяют кислород, очищают воздух.);

• Активизировать словарь детей (кудрявая, белоствольная берёза, зеленокосая, березовая роща, хвойные, лиственные деревья, береста);

Развивающие задачи:

• Развивать у детей умение обобщать накопленные знания о деревьях;

• Развивать умение высказывать суждение о роли деревьев для окружающих;

• Развивать познавательную активность детей через использование модели «Строение дерева».

Воспитательные задачи:

• Воспитывать нравственные и эстетические чувства от общения с природой;

• Усилить эстетические переживании от встречи с символом русской природы – березкой;

• Помочь осознать детям, что они могут принять посильное участие в охране деревьев, выполняя определённые правила поведения;

Методы и приёмы:

• Наглядные. Использование объектов наблюдения – деревья на территории д/с (берёза, ель, сосна, использование моделей «дерево» при ответах на вопросы;

• Словесные. Постановка проблемных вопросов, загадывание загадок, поощрения детей, чтение стихотворений о деревьях.

Материалы: картинки с изображение березы, аудиозапись

Ход заятия

  1. Вводная часть

Организационный момент:

Здравствуйте дети, меня зовут Анжелика Геннадьевна, и сегодня я у вас проведу занятие.

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг,

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся!

 

Воспитатель:Дети,давайте закроем глаза и представим себе,что мы с вами пришли в парк,а здесь растёт много много разных деревьев. Назовите мне,пожалуйста,какие деревья вы знаете? (Ответы детей.)

Дети открывают глаза.

Воспитатель:А сейчас я вам загадаю загадку:

Её узнаешь по простой примете,

Нет дерева белей на свете. (Берёза).

Воспитатель:Правильно дети!Так чем е отличается берёза от других деревьев? Давайте с вами придумаем ласковые имена берёзке7 (белоствольная,кудрявая,нежная и т. д.)

Воспитатель обращает внимание детей на макет берёзы.

Воспитатель:Берёза единственное в мире дерево с белой корой. Это делает её особенно нежной,красивой и трогательной.

Воспитатель показывает ребятам картины с изображением берёзы.

Воспитатель:Недаром художники и поэты восхищались этой красотой. И написали много стихотворений про берёзу.

  1. Основная часть

Так и хочется прочитать стихотворения С. А. Есенина:

Береза

 

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.

 

  1. Организационный момент

Беседа

В природе очень много разных деревьев. И все ни по-своему милы, чудесны на вид, благодаря им наша огромная планета зеленеет с весны до самой осени. Но милее и стройнее березы вряд и найдется деревце. Ведь недаром ее называют стройной как девица, и она – символ нашей страны-России. Русская береза.   Нет дерева более близкого русскому человеку, чем береза.

Едва повеет теплом,как берёзовые почки начинают разворачиваться в пахучие,блестящие,зелёные листочки. Берёзы очень любят солнечный свет. А когда берёз много растёт-это называется берёзовая роща. Берёзки принарядились в белые атласные сарафаны-сбросили истрепавшийся за зиму наряд,верхний слой бересты. Побелели,кора их стала гладкой и шелковистой. На белой бересте,чётко выделяются. тёмные чёрточки и полоски,через которые берёза дышит в жару. Они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Старые берёзы высокие. Стволы у них внизу тёмные,покрытые толстой. грубой,морщинистой корой,а вверху более светлые,серебристо-белые. Её зелёные ветви струятся на ветру,словно девичьи косы.

Живут берёзы очень долго 150 или 180 лет. Весной на кончиках берёзовых ветвей появляются длинные серёжки. На Руси всегда любили белоствольную красавицу берёзу. Её называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. На Троицу,гибкими,душистыми ветками берёз украшали дома и храмы,девушки водили хороводы вокруг берёз.

Физминутка

На берёзу галка села

На берёзу галка села (присесть, руки к коленям),
С дерева потом слетела (встать, помахать руками).
На кровати спит Федот (присесть, руки под щёку)
И с кровати не встаёт (встать, развести руками в стороны).

 

Знаете ли вы, почему в лесу так легко дышится?

Дети: Деревья и растения в лесу, как и человек, живые, а раз живые, значит, они тоже дышат, но при дыхании они выделяют кислород, который необходим для вас с нами) или (деревья при дыхании очищают воздух.

Воспитатель: Правильно, дети, значит, деревья помогают человеку выжить.

  1. Основная часть

 

Расскажите мне об этом дереве:

  1. Какой ствол у берёзы?

Белый с чёрными трещинками.

  1. : Для чего нужны ей корни?

Дети: Держаться в земле, пить воду из земли.

  1. Лес: Какие ветви у берёзы?

Дети: Раскидистые, тонкие.

  1. Лес: Как размножается береза?

Дети: Семенами, которые имеют крылышки. Когда они созревают, становятся липкими и их разносит ветер.

 

Бесседа

В природе очень много разных деревьев. И все ни по-своему милы, чудесны на вид, благодаря им наша огромная планета зеленеет с весны до самой осени. Но милее и стройнее березы вряд и найдется деревце. Ведь недаром ее называют стройной как девица, и она – символ нашей страны-России. Русская береза.   Нет дерева более близкого русскому человеку, чем береза.

Едва повеет теплом,как берёзовые почки начинают разворачиваться в пахучие,блестящие,зелёные листочки. Берёзы очень любят солнечный свет. А когда берёз много растёт-это называется берёзовая роща. Берёзки принарядились в белые атласные сарафаны-сбросили истрепавшийся за зиму наряд,верхний слой бересты. Побелели,кора их стала гладкой и шелковистой. На белой бересте,чётко выделяются. тёмные чёрточки и полоски,через которые берёза дышит в жару. Они открываются и пропускают воздух к корням дерева. Старые берёзы высокие. Стволы у них внизу тёмные,покрытые толстой. грубой,морщинистой корой,а вверху более светлые,серебристо-белые. Её зелёные ветви струятся на ветру,словно девичьи косы.

Живут берёзы очень долго 150 или 180 лет. Весной на кончиках берёзовых ветвей появляются длинные серёжки. На Руси всегда любили белоствольную красавицу берёзу. Её называли деревом счастья. Считали символом девичьей нежности и красоты. На Троицу,гибкими,душистыми ветками берёз украшали дома и храмы,девушки водили хороводы вокруг берёз.

 

Заключитаельная часть

Подвижная игра « Во поле берёза стояла».

Ход.

Выбираются два ребёнка – берёзы, которые стоят лицом друг к другу. Дети – берёзы поднимают обе руки вверх и берутся за руки.

Остальные дети, взявшись за руки,  образуют хоровод, который не торопясь, в такт с ритмом песни, проходит через «ворота» - руки двух берёзок.

Берёзки и остальные дети поют первый куплет песни «Во поле берёза стояла»:

Во поле берёза стояла,Во поле кудрявая стояла.Люли, люли, стояла,

Люли, люли, стоя - ла.

Последний слог в слове «стояла» отделяется секундной паузой.

 В этот момент руки двух «берёзок» опускаются, чтобы поймать ребёнка из хоровода. Пойманный ребёнок становится «берёзкой». Уже три «берёзки» берутся за руки, поднимают их. 

Игра продолжается до тех пор, пока «берёзки» не «переловят» всех детей.

Чем больше «берёзок», тем им легче ловить  детей.

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему Знакомство с черепахой.Автор Садвакасова Асель Жоламановна -воспитатель старшей группы.

Занятие по знакомству детей дошкольного возраста с рептилиями ( черепахой), с использованием дидактического панно, кругов Эйлера и и видеосюжетов о жизни черепах...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Береза - символ России"

Конспект непосредственно - образовательной деятельности в музее "Береза - символ России"...

Конспект занятия по экологии в старшей группе Тема: «Береза — краса России»

Цель: Учить детей видеть красоту русскЗадачи:Образовательные:  Закрепить знания о деревьях, растущих в лесу (ель, сосна, рябина.).  Расширить знания детей о берёзе, как символе...

Конспект занятия по экологии в старшей группеКонспект занятия по экологии в старшей группе

      Воспитатель : Акимова Н ВТема: «Деревья»Цели: уточнить знания детей о признаках осени (пожелтела трава, отцвели растения, с деревьев опали листья и т....

"Грибное царство" Конспект занятия по экологии в старшей группе (старшая группа).

Разыгрался ветер на лесной поляне,Закружил осинку в красном сарафане.И листок с березы золотистой пчелкойВьется и кружится над колючей елкой.Облетели листья клена, клен от холода дрожит.На дорожке бал...

Конспект занятия по экологии в старшей группе №10 Тема: «Юные экологи спешат на помощь».

Расширять представление детей о взаимосвязи всего живого на земле о значимости природных ресурсов: воды, воздуха в жизни человека и всего живого. Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чем...

Конспект занятия по экологии в старшей группе №10 Тема: «Юные экологи спешат на помощь».

Расширять представление детей о взаимосвязи всего живого на земле о значимости природных ресурсов: воды, воздуха в жизни человека и всего живого. Учить устанавливать причинно-следственные связи: к чем...