Занятие по познавательному развитию «Не красна изба углами, а красна пирогами»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Занятие по познавательному развитию «Не красна изба углами, а красна пирогами»
Цель: Показать детям предметы старинного быта, назначение кухонной утвари, познакомить с народными традициями, с правилами гостеприимства. Знакомство с пословицами, поговорками о народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Воспитывать любовь к русской народной культуре, обогатить духовный мир детей.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь по удобнее.
Дай Бог тому,
Кто к нашему дому,-
Дорогим гостям,
Милым детушкам
Наделил бы Вас Господь
И житьем, и бытьем,
И здоровьицем!
В старину гостей приветствовали по-разному.
Дети:
-Гостю почет, хозяину честь
-Для дорогого гостя и ворота настежь
-Добрый гость всегда в пору
-Милости просим
-Рады гостям
-Званому гостю первое место
-Будьте как дома
-Немало ли вас, не надо ли нас?
Хозяюшка:
Когда-то давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда. Много поговорок о доме придумали люди:
-Наша изба ровно тепла
-Домом жить - не лукошко шить
-Домом жить - не развесив уши ходить
-Домом жить - обо всем тужить.
А сколько было народных умельцев. Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы. Или вот такой ковш, ложки, матрешки. Какая изба и без скрипа половиц, без разноцветных самотканых половиков, которые ткали вот на таком деревянном ткацком станке.
Хозяюшка: (обращает внимание на сундук)
Раньше деревянных шкафов не было. Их заменял сундук. В нем хранили вещи.
Демонстрирует детям рушники, скатерти, шали.
Физминутка «Ручеек».
Хозяюшка:
В каждой избе была печь. Печка-матушка. Она не только обогревала, но и кормила и лечила людей. Были в избе горшки, чугунки, ухват. В печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие еще предметы быта были в каждой избе.
-Поцелую, полижу и опять положу (ложка)
-Утка в море, хвост на воле (ковш)
-На стене висит болтается, за него всяк хватается (полотенце)
-Идет пароход - то в зад, то вперед, а за ним такая гладь - не морщинки ни видать (утюг).
Молодцы, отгадали все мои загадки.
Хозяюшка подходит к печи, обращаясь к ней произносит:
Ой ты печка - сударыня,
Помоги нам, барыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
(достает из печи блины и пироги и ставит на стол, разливает чай)
Как для Вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов-
Не найти едоков!
Хозяйку потешьте - пирогов моих поешьте!
Прежде чем за стол садиться, назовите правила гостеприимства.
-Чем богаты, тем и рады
-Какова хозяйка, таков и стол
-Не красна изба углами, а красна пирогами
Хозяюшка:
Порадовали ли вас мои пирожки, согрел мой чаек?
А помогли мне в этом мои помощники: печка - барыня, самовар - дружище, у которого сверху дыра, снизу дыра, посередине огонь да вода.
Да вот эти четыре братца: одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят.
Вот такие у меня живут друзья помощники.
Понравилось ли у меня, вам, дорогие гости?
Дети, спасибо за гостеприимство, до свидания!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_po_poznavatelnomu_razvitiyu.docx | 16.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по познавательному развитию
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Цель: Показать детям предметы старинного быта, назначение кухонной утвари, познакомить с народными традициями, с правилами гостеприимства. Знакомство с пословицами, поговорками о народном быте и гостеприимстве. Загадывание загадок о предметах крестьянского труда и быта. Воспитывать любовь к русской народной культуре, обогатить духовный мир детей.
Хозяюшка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь по удобнее.
Дай Бог тому,
Кто к нашему дому,-
Дорогим гостям,
Милым детушкам
Наделил бы Вас Господь
И житьем, и бытьем,
И здоровьицем!
В старину гостей приветствовали по-разному.
Дети:
-Гостю почет, хозяину честь
-Для дорогого гостя и ворота настежь
-Добрый гость всегда в пору
-Милости просим
-Рады гостям
-Званому гостю первое место
-Будьте как дома
-Немало ли вас, не надо ли нас?
Хозяюшка:
Когда-то давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Такие дома называли избами. И все-то в избе было сделано из дерева: и пол, и потолок, и стены, и посуда. Много поговорок о доме придумали люди:
-Наша изба ровно тепла
-Домом жить - не лукошко шить
-Домом жить - не развесив уши ходить
-Домом жить - обо всем тужить.
А сколько было народных умельцев. Из обыкновенного полена могли, например, вырезать вот такую шкатулку, в которой хранили мелкие предметы. Или вот такой ковш, ложки, матрешки. Какая изба и без скрипа половиц, без разноцветных самотканых половиков, которые ткали вот на таком деревянном ткацком станке.
Хозяюшка: (обращает внимание на сундук)
Раньше деревянных шкафов не было. Их заменял сундук. В нем хранили вещи.
Демонстрирует детям рушники, скатерти, шали.
Физминутка «Ручеек».
Хозяюшка:
В каждой избе была печь. Печка-матушка. Она не только обогревала, но и кормила и лечила людей. Были в избе горшки, чугунки, ухват. В печи очень вкусно готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.
Отгадайте загадки, и вы узнаете, какие еще предметы быта были в каждой избе.
-Поцелую, полижу и опять положу (ложка)
-Утка в море, хвост на воле (ковш)
-На стене висит болтается, за него всяк хватается (полотенце)
-Идет пароход - то в зад, то вперед, а за ним такая гладь - не морщинки ни видать (утюг).
Молодцы, отгадали все мои загадки.
Хозяюшка подходит к печи, обращаясь к ней произносит:
Ой ты печка - сударыня,
Помоги нам, барыня.
Ты свари, испеки,
Обогрей, освети,
Полечи и спаси,
В дом богатство принеси.
(достает из печи блины и пироги и ставит на стол, разливает чай)
Как для Вас, мои друзья,
Наварила, напекла
Девяносто два блина,
Два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов-
Не найти едоков!
Хозяйку потешьте - пирогов моих поешьте!
Прежде чем за стол садиться, назовите правила гостеприимства.
-Чем богаты, тем и рады
-Какова хозяйка, таков и стол
-Не красна изба углами, а красна пирогами
Хозяюшка:
Порадовали ли вас мои пирожки, согрел мой чаек?
А помогли мне в этом мои помощники: печка - барыня, самовар - дружище, у которого сверху дыра, снизу дыра, посередине огонь да вода.
Да вот эти четыре братца: одним кушаком подпоясаны, под одной шляпой стоят.
Вот такие у меня живут друзья помощники.
Понравилось ли у меня, вам, дорогие гости?
Дети, спасибо за гостеприимство, до свидания!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Не красна изба углами, а красна пирогами»
Задачи: Прививать любовь к людям и милосердие, знакомить с русскими обычаями. Воспитывать у детей интерес к народному творчеству. Вызывать желание приобщаться к фольклору и побуждать желание исп...
НОД по ФКЦМ Тема: "Не красна изба углами, а красна пирогами"
НОД по ФЦКМ формирующая у детей представлене о национальном блюде русского народа - пирог и процессе его приготовления....
"Не красна изба углами, а красна пирогами"
Конспект развлечения для детей старшего дошкольного возраста(6-7 лет)....
Конспект игровой образовательной ситуации по образовательной области: «Познание» для детей старшего дошкольного воз « Не красна изба углами, а красна – пирогами!»
Приобщение детей к истокам кубанской культуры.познакомить с историей кубанского быта, его традициями, особенностями русской печи, бытом казачьей семьи.развивать духовный потенциал, привива...
Сценарий образовательной деятельности по приобщению старших дошкольников к ИРНК «Не красна изба углами, а красна – пирогами!»
Методическая разработка...
Технологическая карта проекта "Не красна изба углями, а красна пирогами"
Технологическая карта проекта "Не красна изба углями, а красна пирогами"...
Проект "Красна изба углами, а стол пирогами"
Познакомить воспитанников с гостеприимством русского народа, с традициями выпечки имбирных пряников, сдобных булочек и других изделий из теста. Основной целью проекта, является, показать детям, как из...