Конспект игровой образовательной ситуации по образовательной области: «Познание» для детей старшего дошкольного воз « Не красна изба углами, а красна – пирогами!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Приобщение детей к истокам кубанской культуры.познакомить с историей кубанского быта, его традициями, особенностями русской печи, бытом казачьей семьи.развивать духовный потенциал, прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.19 КБ |
![]() | 27.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 Берёзка» поселка Мостовского
муниципального образования Мостовский район
Конспект
игровой образовательной ситуации
по образовательной области: «Познание»
для детей старшего дошкольного воз
« Не красна изба углами, а красна – пирогами!»
Составила:
воспитатель Олейникова Наталья Викторовна
п.г.т. Мостовской
2017 г.
Тема: « Не красна изба углами, а красна – пирогами!»
Цель: Приобщение детей к истокам кубанской культуры.
Задачи:
- . Образовательные: познакомить с историей кубанского быта, его традициями, особенностями русской печи, бытом казачьей семьи.
- Развивающие:
развивать духовный потенциал, прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.
- Воспитательные: воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение русской народной сказки «Гуси лебеди», загадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок, экскурсия в музей-горницу.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети подходят к кубанской хате, оттуда доносится казачья песня, распахивается дверь: Утро доброе, хозяюшка.
Казачка:
Мир вам, гости долгожданные,
Что пришли вы в добрый час.
Встречу теплую, желанную,
Я устрою здесь для вас!
Какие хорошие да добрые гости пожаловали сегодня ко мне. А знаете ли вы, как на Кубани говорят про гостей?
- Хорошему гостю и хозяин рад.
- Гость немного гостит, да много видит.
- Гость на порог - хозяину радость.
Казачка: Ах да молодцы, знаете Кубанские пословицы. Проходите гости, проходите дорогие, в тесноте, да не в обиде. Где теснее – там и веселее.
Воспитатель: А куда мы с вами ребята попали?
Дети: В казачью хату.
Воспитатель: Какая интересная у тебя хата, хозяюшка, необычное убранство, много интересных и не знакомых для нас вещей.
Казачка: Я хочу вам сегодня рассказать о своем доме.
Каждый человек где-то живёт. У него есть свой дом. Ребята, а вы в каких домах живёте? (Ответы детей)
Сегодня мы с вами поговорим о том, как жили казаки раньше.
Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека был дом. В старину, ребята, дом назывался по-другому – изба.
Это был дом деревянный, срубленный из досок. В избу вели деревянные ступеньки.
Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались.
Слайд№3
На Кубани казаки строили избу из глины, сырцового кирпича или тонкого дерева, обмазанного глиной. Называли такое строение мазанкой.
Слайд №4
Казачка: Рассаживайтесь поудобней, а о чем я сегодня речь поведу, вы сами догадаетесь, когда ответите на мои вопросы:
-Кто в сказке «Гуси-лебеди» спрятал Машу?
-Кто вез Емелю к царю?
-Где испекла бабка Колобок?
Дети: Это печка.
Казачка: Верно ребятки, мой рассказ сегодня будет о печи, ведь недаром молвится: «Без печи, хата – не хата». Садитесь рядком, да поговорим ладком. Вот она моя родимая кормилица. Как вы думаете, где в наше время можно увидеть такую печь?
Дети: У бабушки в деревне есть такая печь.
Казачка В каждой избе была печь. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Хорошая печь - гордость и печника и хозяина.
Слайд№5
Самая большая помощница в избе – печка. Посмотрите –ка, какая она красивая да нарядная.
Слайд № 6
Начиная возводить избу, сначала определяли, где сложить печь, и лишь после этого делали планировку остальных помещений. Отсюда и пошли знаменитые пословицы и поговорки: «Плясать от печки»
Слайд № 7
Печь складывалась из кирпича, а сверху обмазывалась глиной.
Слайд № 8
Печь без кирпича построить не так просто. Глину и песок подбирали особенно тщательно и со знанием дела. Смешивали глину с песком в строго определенной пропорции.
Слайд №9
Когда укладывали раствор в дощатую опалубку в стенки печи, то его тщательно трамбовали, получая кирпичи для будущей печи.
Слайд №10
В каждом доме русская печь была немножко не такая, как в соседнем. Они отличались формой и устройством кожуха, формой и размером устья, количеством печурок, расположением задвижек, размерами, наличием или отсутствием подтопка.
Слайд № 11
Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб. Недаром говорят «Не красна изба углами, а красна пирогами».Если изба в порядке, значит она полна добром и богатством, а печь значит, что дом хлебосольный, есть всё в достатке. Здесь готовили еду для всей семьи и домашней живности.
Слайд № 12
Чтобы ставить в печь и вытаскивать тяжелые чугуны и корчаги, применяли вот такое нехитрое приспособление -ухват. Чугун слегка приподнимали с помощью рычага, а потом катили на этом деревянном ролике.
Слайд №13
На печи лечили простудные заболевания, прогревали застуженную спину. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая ее с солью.
Пучки лекарственных трав, кореньев и корневищ сушили возле печки, вешая их на специальную жердочку. Высушенные, травы и коренья хранились в холщовых мешочках.
Слайд№14
Здесь малые ребята и спали. Для этого делалась специальная лежанка. На специальной лежанке спать было тепло и приятно. Зимой можно полежать, погреться, помечтать. А сколько сказок и разных историй рассказывали ребятам на русской печке. На печке грели косточки старики и старухи – и говорят помогало.
Слайд№15
В русской печи крестьяне парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого из печи после топки удаляли угли и золу, внутри подметали, клали солому или коврик из камыша, сверху их накрывали половичком. Любитель попариться залезал в печь головой вперед, в печи разворачивался и садился на солому.
Слайд №16
Печь объединяла семью: зимними вечерами возле нее садились все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-нибудь, пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили. Печь нужна была в любом возрасте.
Слайд №17
Физкультминутка. звучит народная мелодия, дети встают в хоровод и делают движения, повторяя за взрослым.
Ребята посмотрите в окно. Какое время года сейчас на дворе.
Дети отвечают (осень).
Казачка предлагает вспомнить стихотворение об осени.
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят…летят…летят
Казачка:
А осенью часто бывают дожди, значит сыро и холодно. Чтобы не замёрзнуть люди топят печь.
А как ещё можно согреться?(ответы детей)
Казачка:
- Да, ребята, в холодную погоду нас греет не только печка, но и горячий чай. И самовар у меня уже подоспел. Да вот беда, к чаю не успела приготовить. И тесто уже подошло.
Ребята, а давайте вместе что-нибудь приготовим? А потом вместе будем чай пить.
Детушки, а что вы к чаю можете слепить?
Дети:
-Баранки.
Казачка подводит детей к столам, на которых лежат пластины и комочки теста,
накрытые салфетками, и начинают лепить баранки. По окончании лепки, дети
складывают свои работы на противень, а казачка ставит его в печь. Казачка
хвалит детей за красивые баранки.
- Ребята, вы ничего не чувствуете? Какой аромат? Давайте посмотрим на наши
баранки.
Казачка достает из печи противень с баранками и приглашает детей к самовару, читает потешку;
Сверху пар, снизу пар -
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашечку чая!
Вот так мы живем.
Баранки жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Казачка предлагает детям подняться в группу и угостить ребят баранками и всем
вместе чай попить.
Список используемой литературы.
1.Т.П.Хлопова «Ты. Кубань, ты наша Родина».
2. А.В.Маслов « Кубанская старина. Жизнь и быт казаков».
3.Н. В. Макарычева «Программа ознакомления с малой Родиной. Я и моя станица Ленинградская».
4. Л.О. Тимофеева В.Ф. Князева «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края.
5. Вертепа И.В. Программа воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста посредством приобщения к региональным ценностям «НАШ КРАЙ»
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 Берёзка» поселка Мостовского
муниципального образования Мостовский район
Конспект
игровой образовательной ситуации
по образовательной области: «Познание»
для детей старшего дошкольного воз
« Не красна изба углами, а красна – пирогами!»
Составила:
воспитатель Олейникова Наталья Викторовна
п.г.т. Мостовской
2017 г.
Тема: « Не красна изба углами, а красна – пирогами!»
Цель: Приобщение детей к истокам кубанской культуры.
Задачи:
- . Образовательные: познакомить с историей кубанского быта, его традициями, особенностями русской печи, бытом казачьей семьи.
- Развивающие:
развивать духовный потенциал, прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.
- Воспитательные: воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение русской народной сказки «Гуси лебеди», загадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок, экскурсия в музей-горницу.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети подходят к кубанской хате, оттуда доносится казачья песня, распахивается дверь: Утро доброе, хозяюшка.
Казачка:
Мир вам, гости долгожданные,
Что пришли вы в добрый час.
Встречу теплую, желанную,
Я устрою здесь для вас!
Какие хорошие да добрые гости пожаловали сегодня ко мне. А знаете ли вы, как на Кубани говорят про гостей?
- Хорошему гостю и хозяин рад.
- Гость немного гостит, да много видит.
- Гость на порог - хозяину радость.
Казачка: Ах да молодцы, знаете Кубанские пословицы. Проходите гости, проходите дорогие, в тесноте, да не в обиде. Где теснее – там и веселее.
Воспитатель: А куда мы с вами ребята попали?
Дети: В казачью хату.
Воспитатель: Какая интересная у тебя хата, хозяюшка, необычное убранство, много интересных и не знакомых для нас вещей.
Казачка: Я хочу вам сегодня рассказать о своем доме.
Каждый человек где-то живёт. У него есть свой дом. Ребята, а вы в каких домах живёте? (Ответы детей)
Сегодня мы с вами поговорим о том, как жили казаки раньше.
Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека был дом. В старину, ребята, дом назывался по-другому – изба.
Это был дом деревянный, срубленный из досок. В избу вели деревянные ступеньки.
Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались.
Слайд№3
На Кубани казаки строили избу из глины, сырцового кирпича или тонкого дерева, обмазанного глиной. Называли такое строение мазанкой.
Слайд №4
Казачка: Рассаживайтесь поудобней, а о чем я сегодня речь поведу, вы сами догадаетесь, когда ответите на мои вопросы:
-Кто в сказке «Гуси-лебеди» спрятал Машу?
-Кто вез Емелю к царю?
-Где испекла бабка Колобок?
Дети: Это печка.
Казачка: Верно ребятки, мой рассказ сегодня будет о печи, ведь недаром молвится: «Без печи, хата – не хата». Садитесь рядком, да поговорим ладком. Вот она моя родимая кормилица. Как вы думаете, где в наше время можно увидеть такую печь?
Дети: У бабушки в деревне есть такая печь.
Казачка В каждой избе была печь. С печью связан весь быт, вся жизнь людей. Хорошая печь - гордость и печника и хозяина.
Слайд№5
Самая большая помощница в избе – печка. Посмотрите –ка, какая она красивая да нарядная.
Слайд № 6
Начиная возводить избу, сначала определяли, где сложить печь, и лишь после этого делали планировку остальных помещений. Отсюда и пошли знаменитые пословицы и поговорки: «Плясать от печки»
Слайд № 7
Печь складывалась из кирпича, а сверху обмазывалась глиной.
Слайд № 8
Печь без кирпича построить не так просто. Глину и песок подбирали особенно тщательно и со знанием дела. Смешивали глину с песком в строго определенной пропорции.
Слайд №9
Когда укладывали раствор в дощатую опалубку в стенки печи, то его тщательно трамбовали, получая кирпичи для будущей печи.
Слайд №10
В каждом доме русская печь была немножко не такая, как в соседнем. Они отличались формой и устройством кожуха, формой и размером устья, количеством печурок, расположением задвижек, размерами, наличием или отсутствием подтопка.
Слайд № 11
Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб. Недаром говорят «Не красна изба углами, а красна пирогами».Если изба в порядке, значит она полна добром и богатством, а печь значит, что дом хлебосольный, есть всё в достатке. Здесь готовили еду для всей семьи и домашней живности.
Слайд № 12
Чтобы ставить в печь и вытаскивать тяжелые чугуны и корчаги, применяли вот такое нехитрое приспособление -ухват. Чугун слегка приподнимали с помощью рычага, а потом катили на этом деревянном ролике.
Слайд №13
На печи лечили простудные заболевания, прогревали застуженную спину. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая ее с солью.
Пучки лекарственных трав, кореньев и корневищ сушили возле печки, вешая их на специальную жердочку. Высушенные, травы и коренья хранились в холщовых мешочках.
Слайд№14
Здесь малые ребята и спали. Для этого делалась специальная лежанка. На специальной лежанке спать было тепло и приятно. Зимой можно полежать, погреться, помечтать. А сколько сказок и разных историй рассказывали ребятам на русской печке. На печке грели косточки старики и старухи – и говорят помогало.
Слайд№15
В русской печи крестьяне парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого из печи после топки удаляли угли и золу, внутри подметали, клали солому или коврик из камыша, сверху их накрывали половичком. Любитель попариться залезал в печь головой вперед, в печи разворачивался и садился на солому.
Слайд №16
Печь объединяла семью: зимними вечерами возле нее садились все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-нибудь, пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили. Печь нужна была в любом возрасте.
Слайд №17
Физкультминутка. звучит народная мелодия, дети встают в хоровод и делают движения, повторяя за взрослым.
Ребята посмотрите в окно. Какое время года сейчас на дворе.
Дети отвечают (осень).
Казачка предлагает вспомнить стихотворение об осени.
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят…летят…летят
Казачка:
А осенью часто бывают дожди, значит сыро и холодно. Чтобы не замёрзнуть люди топят печь.
А как ещё можно согреться?(ответы детей)
Казачка:
- Да, ребята, в холодную погоду нас греет не только печка, но и горячий чай. И самовар у меня уже подоспел. Да вот беда, к чаю не успела приготовить. И тесто уже подошло.
Ребята, а давайте вместе что-нибудь приготовим? А потом вместе будем чай пить.
Детушки, а что вы к чаю можете слепить?
Дети:
-Баранки.
Казачка подводит детей к столам, на которых лежат пластины и комочки теста,
накрытые салфетками, и начинают лепить баранки. По окончании лепки, дети
складывают свои работы на противень, а казачка ставит его в печь. Казачка
хвалит детей за красивые баранки.
- Ребята, вы ничего не чувствуете? Какой аромат? Давайте посмотрим на наши
баранки.
Казачка достает из печи противень с баранками и приглашает детей к самовару, читает потешку;
Сверху пар, снизу пар -
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашечку чая!
Вот так мы живем.
Баранки жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Казачка предлагает детям подняться в группу и угостить ребят баранками и всем
вместе чай попить.
Список используемой литературы.
1.Т.П.Хлопова «Ты. Кубань, ты наша Родина».
2. А.В.Маслов « Кубанская старина. Жизнь и быт казаков».
3.Н. В. Макарычева «Программа ознакомления с малой Родиной. Я и моя станица Ленинградская».
4. Л.О. Тимофеева В.Ф. Князева «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края.
5. Вертепа И.В. Программа воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста посредством приобщения к региональным ценностям «НАШ КРАЙ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Чудо-воздух»
Конспектнепосредственно-образовательнойдеятельности. Образовательная область:«Познание»для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Чудо-воздух»...

Конспект непосредственно образовательной деятельности образовательная область «Познание» для детей старшей группы. Тема: «Сохрани своё здоровье сам».
Формирование знаний детей о здоровом образе жизни...
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА РАССКАЗЫВАЕТ О ПТИЦАХ»
Программное содержание:· Учить распознавать птиц: голубя, воробья, синицу, снегиря;· Составлять рассказ о птицах при...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область Познание ФЭМП в старшей группе
В конспекте представлен полный развернутый план занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Интересный мир геометрических фигрур"...

Сценарий НОД по образовательной области «Познание» для детей старшего дошкольного возраста «Птица счастья»
Очень интерессный познавательный конспект...

Конспект игровой образовательной ситуации по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Тема: «Природа—наш дом»
Цель: Формирование экологической культуры....