Конспект игровой образовательной ситуации по образовательной области: «Познание» для детей старшего дошкольного воз « Не красна изба углами, а красна – пирогами!»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Олейникова Наталья Викторовна

Приобщение детей к истокам кубанской  культуры.познакомить с историей кубанского быта, его традициями, особенностями  русской печи, бытом казачьей семьи.развивать духовный потенциал, прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ne_krasna_izba_pirogami.docx27.19 КБ
Файл konspekt_ne_krasna_izba_pirogami.docx27.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 Берёзка» поселка Мостовского

муниципального образования Мостовский район

                                                                   

Конспект

 игровой образовательной ситуации

 по образовательной области: «Познание»

для детей старшего дошкольного воз

« Не красна изба углами, а красна – пирогами!» 

       

       

                                                                             Составила:

                                                                             воспитатель Олейникова Наталья Викторовна

п.г.т. Мостовской

2017 г.

Тема:  « Не красна изба углами, а красна – пирогами!» 

Цель: Приобщение детей к истокам кубанской  культуры.

 Задачи:

  • . Образовательные: познакомить с историей кубанского быта, его традициями, особенностями  русской печи, бытом казачьей семьи.
  • Развивающие:

развивать духовный потенциал, прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.

  • Воспитательные: воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение русской народной сказки «Гуси лебеди», загадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок, экскурсия в музей-горницу.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети подходят к кубанской хате, оттуда доносится казачья песня, распахивается дверь: Утро доброе, хозяюшка.

Казачка:

Мир вам, гости долгожданные,

Что пришли вы в добрый час.

Встречу теплую, желанную,

Я устрою здесь для вас!

Какие хорошие да добрые гости пожаловали сегодня ко мне. А знаете ли вы, как на Кубани говорят про гостей?

- Хорошему гостю и хозяин рад.

- Гость немного гостит, да много видит.

- Гость на порог - хозяину радость.

Казачка: Ах да молодцы, знаете Кубанские пословицы. Проходите гости, проходите дорогие, в тесноте, да не в обиде. Где теснее – там и веселее.

Воспитатель: А куда мы с вами ребята попали?

Дети: В казачью хату.

Воспитатель: Какая интересная у тебя хата, хозяюшка, необычное убранство, много интересных и не знакомых для нас вещей.

Казачка: Я хочу вам сегодня рассказать о своем доме.

Каждый человек где-то живёт. У него есть свой дом. Ребята, а вы в каких домах живёте? (Ответы детей)
Сегодня мы с вами поговорим о том, как жили казаки раньше.
Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека был дом. В старину, ребята, дом назывался по-другому – изба.

Это был дом деревянный, срубленный из досок. В избу вели деревянные ступеньки. 
Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались. 

Слайд№3

На Кубани казаки строили избу из глины, сырцового кирпича или тонкого дерева, обмазанного глиной. Называли такое строение мазанкой.

 Слайд №4

Казачка: Рассаживайтесь поудобней, а  о чем я сегодня речь поведу, вы сами догадаетесь, когда ответите на мои вопросы:

-Кто в сказке «Гуси-лебеди» спрятал Машу?

-Кто вез Емелю к царю?

-Где испекла бабка Колобок?

Дети: Это печка.

 Казачка: Верно ребятки, мой рассказ сегодня будет о печи, ведь недаром молвится: «Без печи, хата – не хата». Садитесь рядком, да поговорим ладком. Вот она моя родимая кормилица. Как вы думаете, где в наше время можно увидеть такую печь?

Дети: У бабушки в деревне есть такая печь.

Казачка В каждой избе была печь. С печью связан весь быт, вся жизнь людей.  Хорошая печь - гордость и печника и хозяина.

Слайд№5

Самая  большая  помощница  в избе – печка. Посмотрите –ка, какая она красивая да нарядная.

Слайд № 6

Начиная возводить избу, сначала определяли, где сложить печь, и лишь после этого делали планировку остальных помещений. Отсюда и пошли знаменитые пословицы и поговорки: «Плясать от печки»

Слайд № 7

Печь складывалась из кирпича, а сверху обмазывалась глиной. 

Слайд № 8

Печь без кирпича построить не так просто. Глину и песок подбирали особенно тщательно и со знанием дела. Смешивали глину с песком в строго определенной пропорции.

Слайд №9

 Когда укладывали раствор в дощатую опалубку в стенки печи, то его тщательно трамбовали, получая кирпичи для будущей печи.

Слайд №10

В каждом доме русская печь была немножко не такая, как в соседнем. Они отличались формой и устройством кожуха, формой и размером устья, количеством печурок, расположением задвижек, размерами, наличием или отсутствием подтопка.

Слайд № 11

Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб. Недаром говорят «Не красна изба углами, а красна пирогами».Если  изба в порядке, значит она полна добром и богатством, а печь значит, что  дом хлебосольный, есть всё в достатке. Здесь готовили  еду для всей семьи и домашней живности.

Слайд № 12

Чтобы ставить в печь и вытаскивать тяжелые чугуны и корчаги, применяли вот такое нехитрое приспособление -ухват. Чугун слегка приподнимали с помощью рычага, а потом катили на этом деревянном ролике.

Слайд №13

На печи лечили простудные заболевания, прогревали застуженную спину. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая ее с солью.

Пучки лекарственных трав, кореньев и корневищ сушили  возле печки, вешая их на специальную жердочку. Высушенные, травы и коренья хранились в холщовых мешочках.

Слайд№14

Здесь малые ребята  и спали. Для этого делалась специальная лежанка. На специальной лежанке спать  было тепло и приятно. Зимой можно полежать, погреться, помечтать. А сколько сказок и разных историй рассказывали  ребятам на русской печке. На печке грели косточки старики и старухи – и говорят помогало. 
Слайд№15

В русской печи крестьяне парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого из печи после топки удаляли угли и золу, внутри подметали, клали солому или коврик из камыша, сверху их накрывали половичком. Любитель попариться залезал в печь головой вперед, в печи разворачивался и садился на солому.

Слайд №16 

Печь объединяла семью: зимними вечерами возле нее садились все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-нибудь, пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили. Печь нужна была в любом возрасте.

Слайд №17

Физкультминутка.  звучит народная мелодия, дети встают в хоровод и делают движения, повторяя за взрослым.
Ребята посмотрите в окно. Какое время года сейчас на дворе.
Дети отвечают (осень).
Казачка предлагает вспомнить стихотворение об осени.
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят…летят…летят
Казачка:
А осенью часто бывают дожди, значит сыро и холодно. Чтобы не замёрзнуть люди топят печь.

А как ещё можно согреться?(ответы детей)

Казачка:
Да, ребята, в холодную погоду нас греет не только печка, но и горячий чай. И самовар у меня уже подоспел. Да вот беда, к чаю не успела приготовить. И тесто уже подошло.
Ребята, а давайте вместе что-нибудь приготовим? А потом вместе будем чай пить.
Детушки, а что вы к чаю можете слепить?
Дети:
-Баранки.
Казачка подводит детей к столам, на которых лежат пластины и комочки теста,
накрытые салфетками, и начинают лепить баранки. По окончании лепки, дети
складывают свои работы на противень, а казачка ставит его в печь. Казачка
хвалит детей за красивые баранки.

Ребята, вы ничего не чувствуете? Какой аромат? Давайте посмотрим на наши
баранки.
Казачка достает из печи противень с баранками и приглашает детей к самовару, читает потешку;
Сверху пар, снизу пар -
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашечку чая!
Вот так мы живем.
Баранки жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Казачка предлагает детям подняться в группу и угостить ребят баранками и всем
вместе чай попить.

Список используемой литературы.

1.Т.П.Хлопова «Ты. Кубань, ты наша Родина».

2. А.В.Маслов « Кубанская старина. Жизнь и быт казаков».

3.Н. В. Макарычева «Программа ознакомления с малой Родиной. Я и моя станица Ленинградская».

4. Л.О. Тимофеева В.Ф. Князева «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края.

5. Вертепа И.В.  Программа воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста посредством приобщения к региональным ценностям «НАШ КРАЙ»



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №1 Берёзка» поселка Мостовского

муниципального образования Мостовский район

                                                                   

Конспект

 игровой образовательной ситуации

 по образовательной области: «Познание»

для детей старшего дошкольного воз

« Не красна изба углами, а красна – пирогами!» 

       

       

                                                                             Составила:

                                                                             воспитатель Олейникова Наталья Викторовна

п.г.т. Мостовской

2017 г.

Тема:  « Не красна изба углами, а красна – пирогами!» 

Цель: Приобщение детей к истокам кубанской  культуры.

 Задачи:

  • . Образовательные: познакомить с историей кубанского быта, его традициями, особенностями  русской печи, бытом казачьей семьи.
  • Развивающие:

развивать духовный потенциал, прививать любовь к самобытной красоте жизни наших предков.

  • Воспитательные: воспитывать у детей интерес к культуре своих предков.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций, чтение русской народной сказки «Гуси лебеди», загадывание загадок, разучивание пословиц и поговорок, экскурсия в музей-горницу.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Дети подходят к кубанской хате, оттуда доносится казачья песня, распахивается дверь: Утро доброе, хозяюшка.

Казачка:

Мир вам, гости долгожданные,

Что пришли вы в добрый час.

Встречу теплую, желанную,

Я устрою здесь для вас!

Какие хорошие да добрые гости пожаловали сегодня ко мне. А знаете ли вы, как на Кубани говорят про гостей?

- Хорошему гостю и хозяин рад.

- Гость немного гостит, да много видит.

- Гость на порог - хозяину радость.

Казачка: Ах да молодцы, знаете Кубанские пословицы. Проходите гости, проходите дорогие, в тесноте, да не в обиде. Где теснее – там и веселее.

Воспитатель: А куда мы с вами ребята попали?

Дети: В казачью хату.

Воспитатель: Какая интересная у тебя хата, хозяюшка, необычное убранство, много интересных и не знакомых для нас вещей.

Казачка: Я хочу вам сегодня рассказать о своем доме.

Каждый человек где-то живёт. У него есть свой дом. Ребята, а вы в каких домах живёте? (Ответы детей)
Сегодня мы с вами поговорим о том, как жили казаки раньше.
Раньше не было многоэтажных домов, а у каждого человека был дом. В старину, ребята, дом назывался по-другому – изба.

Это был дом деревянный, срубленный из досок. В избу вели деревянные ступеньки. 
Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам. Так люди здоровались. 

Слайд№3

На Кубани казаки строили избу из глины, сырцового кирпича или тонкого дерева, обмазанного глиной. Называли такое строение мазанкой.

 Слайд №4

Казачка: Рассаживайтесь поудобней, а  о чем я сегодня речь поведу, вы сами догадаетесь, когда ответите на мои вопросы:

-Кто в сказке «Гуси-лебеди» спрятал Машу?

-Кто вез Емелю к царю?

-Где испекла бабка Колобок?

Дети: Это печка.

 Казачка: Верно ребятки, мой рассказ сегодня будет о печи, ведь недаром молвится: «Без печи, хата – не хата». Садитесь рядком, да поговорим ладком. Вот она моя родимая кормилица. Как вы думаете, где в наше время можно увидеть такую печь?

Дети: У бабушки в деревне есть такая печь.

Казачка В каждой избе была печь. С печью связан весь быт, вся жизнь людей.  Хорошая печь - гордость и печника и хозяина.

Слайд№5

Самая  большая  помощница  в избе – печка. Посмотрите –ка, какая она красивая да нарядная.

Слайд № 6

Начиная возводить избу, сначала определяли, где сложить печь, и лишь после этого делали планировку остальных помещений. Отсюда и пошли знаменитые пословицы и поговорки: «Плясать от печки»

Слайд № 7

Печь складывалась из кирпича, а сверху обмазывалась глиной. 

Слайд № 8

Печь без кирпича построить не так просто. Глину и песок подбирали особенно тщательно и со знанием дела. Смешивали глину с песком в строго определенной пропорции.

Слайд №9

 Когда укладывали раствор в дощатую опалубку в стенки печи, то его тщательно трамбовали, получая кирпичи для будущей печи.

Слайд №10

В каждом доме русская печь была немножко не такая, как в соседнем. Они отличались формой и устройством кожуха, формой и размером устья, количеством печурок, расположением задвижек, размерами, наличием или отсутствием подтопка.

Слайд № 11

Печь не только обогревала избу. В печи пекли хлеб. Недаром говорят «Не красна изба углами, а красна пирогами».Если  изба в порядке, значит она полна добром и богатством, а печь значит, что  дом хлебосольный, есть всё в достатке. Здесь готовили  еду для всей семьи и домашней живности.

Слайд № 12

Чтобы ставить в печь и вытаскивать тяжелые чугуны и корчаги, применяли вот такое нехитрое приспособление -ухват. Чугун слегка приподнимали с помощью рычага, а потом катили на этом деревянном ролике.

Слайд №13

На печи лечили простудные заболевания, прогревали застуженную спину. Лечились не только теплом, но и печной золой, часто смешивая ее с солью.

Пучки лекарственных трав, кореньев и корневищ сушили  возле печки, вешая их на специальную жердочку. Высушенные, травы и коренья хранились в холщовых мешочках.

Слайд№14

Здесь малые ребята  и спали. Для этого делалась специальная лежанка. На специальной лежанке спать  было тепло и приятно. Зимой можно полежать, погреться, помечтать. А сколько сказок и разных историй рассказывали  ребятам на русской печке. На печке грели косточки старики и старухи – и говорят помогало. 
Слайд№15

В русской печи крестьяне парились. Эта процедура считалась на Руси лечебной. Для этого из печи после топки удаляли угли и золу, внутри подметали, клали солому или коврик из камыша, сверху их накрывали половичком. Любитель попариться залезал в печь головой вперед, в печи разворачивался и садился на солому.

Слайд №16 

Печь объединяла семью: зимними вечерами возле нее садились все домочадцы, и кто-нибудь рассказывал сказку или историю, приключившуюся с ним или услышанную от кого-нибудь, пели протяжные крестьянские песни. Одновременно продолжали делать несложные домашние дела: женщины занимались рукоделием, мужчины что-нибудь чинили. Печь нужна была в любом возрасте.

Слайд №17

Физкультминутка.  звучит народная мелодия, дети встают в хоровод и делают движения, повторяя за взрослым.
Ребята посмотрите в окно. Какое время года сейчас на дворе.
Дети отвечают (осень).
Казачка предлагает вспомнить стихотворение об осени.
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят
И летят…летят…летят
Казачка:
А осенью часто бывают дожди, значит сыро и холодно. Чтобы не замёрзнуть люди топят печь.

А как ещё можно согреться?(ответы детей)

Казачка:
Да, ребята, в холодную погоду нас греет не только печка, но и горячий чай. И самовар у меня уже подоспел. Да вот беда, к чаю не успела приготовить. И тесто уже подошло.
Ребята, а давайте вместе что-нибудь приготовим? А потом вместе будем чай пить.
Детушки, а что вы к чаю можете слепить?
Дети:
-Баранки.
Казачка подводит детей к столам, на которых лежат пластины и комочки теста,
накрытые салфетками, и начинают лепить баранки. По окончании лепки, дети
складывают свои работы на противень, а казачка ставит его в печь. Казачка
хвалит детей за красивые баранки.

Ребята, вы ничего не чувствуете? Какой аромат? Давайте посмотрим на наши
баранки.
Казачка достает из печи противень с баранками и приглашает детей к самовару, читает потешку;
Сверху пар, снизу пар -
Шипит наш русский самовар.
Милости просим на чашечку чая!
Вот так мы живем.
Баранки жуем, чаем запиваем,
Всех в гости приглашаем.
Казачка предлагает детям подняться в группу и угостить ребят баранками и всем
вместе чай попить.

Список используемой литературы.

1.Т.П.Хлопова «Ты. Кубань, ты наша Родина».

2. А.В.Маслов « Кубанская старина. Жизнь и быт казаков».

3.Н. В. Макарычева «Программа ознакомления с малой Родиной. Я и моя станица Ленинградская».

4. Л.О. Тимофеева В.Ф. Князева «Приобщение старших дошкольников к традициям родного края.

5. Вертепа И.В.  Программа воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста посредством приобщения к региональным ценностям «НАШ КРАЙ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности. Образовательная область: «Познание» для детей старшего дошкольного возраста Тема: «Чудо-воздух»

Конспектнепосредственно-образовательнойдеятельности. Образовательная область:«Познание»для детей старшего дошкольного возрастаТема: «Чудо-воздух»...

КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ «КРАСНАЯ ШАПОЧКА РАССКАЗЫВАЕТ О ПТИЦАХ»

Программное содержание:·        Учить распознавать птиц: голубя, воробья, синицу, снегиря;·        Составлять рассказ о птицах при...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности образовательной области «Познание» с детьми старшего дошкольного возраста«ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЛАБОРАТОРИЯ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ВО...

Конспект непрерывной образовательной деятельности образовательная область Познание ФЭМП в старшей группе

В конспекте представлен полный развернутый план занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе "Интересный мир геометрических фигрур"...