Конспект НОД с элементами ТРИЗ-технологии «Животные нашего края, разных стран»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Щетинина Татьяна Вячеславовна

Конспект НОД с элементами ТРИЗ-технологии

«Животные нашего края, разных стран»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod.docx41.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД с элементами ТРИЗ-технологии  

«Животные нашего края, разных стран»

Цель: Продолжать знакомить детей с дикими животными .Систематизировать знания о внешнем виде, повадках, питании , среде обитания животных.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о жизни диких животных о животных родного края, познакомить с заповедником Белгородской области «Белогорье», пополнить имеющиеся опыт новыми сведениями об образе жизни знакомых животных (животных севера и юга) особенностях их питания, местах проживания, формировать навыки связной речи , речевой слух, навыки мыслительной деятельности.                                                                              Учить сравнивать и обобщать собственные наблюдения, стремление к поиску и новизне, создавать   новое, используя метод фокальных объектов, (модель фантастического  животного), самостоятельно объясняя, показывая полученный результат.

Развивающие: Развивать у детей интереса к мыслительной деятельности и самостоятельному поиску решения поставленных перед ними задач.                                                                                                                                                               Развивать у детей умения выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны. Развивать зрительное восприятие, внимание и творческое воображение. Фантазию, мыслительную деятельность.

Воспитательные: Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к животным, умение работать в паре и выслушивать вопросы педагога и ответы детей.

Ход НОД:                                                                                                                                      Организационный момент «Колокольчик»

Колокольчик, мой дружок,

Собери детей в кружок.

- Здравствуйте, девочки!

-Здравствуйте, мальчики!

Начинаем мы играть.

Игровая ситуация «Путешествие в дальние страны»

Кто-то бросил к нам в оконце письмецо,

Может, это лучик солнца,

Что щекочет мне лицо?

Может, это воробьишко,

Пролетая, обронил?

Может, это кот, как мышку,

На оконце заманил? 

-Ребята, давай прочитаем письмо,  узнаем от кого оно?

«Срочно приходите,

Срочно помогите!

Происходят чудеса,

Не поделим мы леса, северные моря, жаркие страны.

Нас волшебник напугал,

Нас он всех заколдовал.

Мы забыли, кто мы есть,

Что нам пить и что нам есть» Дикие животные.

-Дети, вместе с письмом  здесь есть еще  глобус (карта), красивый платочек, для чего это нам, как вы думаете?

-Дети, нам написали письмо дикие животные, а с каких они материков,если они пишут нам про лес, северные моря и жаркие страны?

- На нашей планете существует 6 материков (Африка, Северная Америка, Южная Америка, Евразия, Австралия, Антарктида). Каждый материк отличается от другого по цвету. Цвет на карте обозначает климат. Ведь животный и растительный мир зависит от климатических условий.

Путешествие в лес.

-Ну что, ребята, поможем животным? А как же мы можем им помочь?(Поедем к ним в гости)

-А как нам к ним попасть? (Поедем на автобусе, вертолете, корабле)

-А я предлагаю вам превратиться в волшебников, и поможет нам волшебный платочек и волшебные слова.

Звучит волшебная музыка, дети повторяют слова.

Хлоп, хлоп Хлоп

Топ, топ, топ

Нам платочек  помоги,

В зимний лес нас унеси (слайд  Лес).

- Ребята, посмотрите какой красивый зимний волшебный лес.  А в нем живут животные, которые просят нашей помощи.

 - Дети, какое сейчас время года? (Зима) 

-Почему вы так думаете?

- Какие же перемены принесла зима в нашу жизнь? (стало холодно, дети и взрослые одеваются теплее, земля твердая, замёрзшая, замёрзли лужи, выпал снег).

Д/игра «Хорошо - плохо».

-Скажите, что хорошо в зиме. (Зимой катаются на лыжах. Можно
построить снеговика. Зимой праздник Новый год...)

-Скажите, а есть ли что-то плохое в зиме? (Зимой холодно. Дует сильный,
холодный ветер. Зимой выпадает много снега и машины не могут
ездить...)

Больше всех материков
И, конечно, краше,
Тот, где мы с тобой живем,
Где Россия наша. 
(Евразия)

Показ слайдов «Дикие  животные»

Видео ролик «Как звери в лесу зимуют»

-Где живут все эти животные (В лесу, в природе)

-А кто их кормит? (сами себе находят корм, добывают)

-Как можно назвать животных, которые сами себе находят и добывают корм?

(дикие животные)

Вывод: Дикими животными называют животных, живущих в дикой природе и сами себе добывающих корм.

-Чем же питаются дикие животные? (травой, плодами деревьев, орешками, шишками, другими животными.

-Когда, травы уже не бывает, что им нужно сделать, чтобы не умереть с голоду. (запасти корм)

-Все ли животные запасают корм на зиму? А медведь запасает себе корм (нет, он зимой спит).

 -Медведи летом усиленно питаются, запасают жир, а осенью они готовят себе дом, где проводят зиму и впадают в спячку. Спячка-это малоподвижный сонный образ жизни.

 -А еще, какие животные спят зимой? (ёжик, барсук) показ слайдов.                                         - Некоторые животные с приближением зимы меняют окраску.

  - Смена окраски шерсти на другую называется линькой. Какие животные меняют свои шубки? (заяц, белка, лиса)

Как вы думаете, почему они это делают? (так они защищают себя от хищников и людей)

 С приходом зимы цвет шерсти чаще всего меняется у зверей. Травоядным животным изменение окраски необходимо, чтобы оставаться незаметными для хищников, а последним — чтобы сливаться с окружающей средой и иметь успех на охоте. Так ближе к зиме шубка дикого зверя становится светло-серой или белой, что позволяет ему притвориться снежным комом, имитировать расцветку коры деревьев или спрятаться среди одиноких кустов сухой травы. Однако шерсть животных зимой должна не только маскировать их под окружающие пейзажи, чтобы уберечь от хищников, но и согревать в морозы — от них не уйдешь. Поэтому, кроме длинных красивых волосков, зимняя шубка имеет густой и плотный подшерсток, защищающий кожу зверей от холода. Такой теплый природный камуфляж бережет лесных обитателей от опасности и позволяет пережить голодный сезон холодов. С приходом тепла и солнца роскошная белая шубка линяет, уступая новым, рыжим или темно-серым волоскам, которые, словно первые весенние ростки, с нетерпением рвутся наружу.

 - А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние?

 - Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные также должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Такой период в жизни животных

 - Смена окраски шерсти на другую называется линькой. Какие животные меняют свои шубки? (заяц, белка)

 - Ребята, как вы думаете, от человека зависит красота природы?  (Люди сажают леса, оберегают животных, кормят птиц, очищают реки и т. д.)

-В нашей Белгородской области есть чудное место, в котором уживаются разные звери и птицы. Это Государственный природный заповедник «Белогорье».(показ слайда)

В заповеднике проживает много животных. Это кабаны, косули, лисицы, енотовидные собаки, зайцы, куницы, ласки, хори. (Дети рассматривают слайды с изображением животных, запоминают их названия) .

Просмотр слайдов «Животные Белогорья»

Мозговой штурм 

-Как можно назвать животных, которые питаются травой? (травоядные).

-Как можно назвать животных, которые питаются другими животными (хищники).

-Как называются животные, которые питаются растениями и животными (всеядные). ---

-Как вы думаете, может ли белый мишка жить в нашем лесу?

-Кто ест траву? (закрепление картинки с изображением травы, зайца)

-А кто ест зайца? (закрепление картинки с изображением волка)

 Скажите, что будет, если зайцы съедят всю траву

А что же будет, если волки съедят всех зайцев

-В природе, ребята, все взаимообразно. И когда заяц ест траву, волк охотится на зайцев - это называется пищевая цепочка.  (хоровое проговаривание со всеми детьми и индивидуально).Поэтому, ребята, животные умеют маскироваться.

Где можно увидеть тигра, льва, белого медведя и других животных юга, севера, океана в Москве? (в зоопарке, в цирке, в океанариуме)

Как называют людей, которые работают с животными в цирке? (дрессировщики)

Кто лечит животных? (ветеринары)-Ребята звери просят, нас  выполнить еще одно задание и вот тогда получится, их расколдовать.

Игра «Четвертый лишний»

-Это задание для самых внимательных детей. Посмотрите на экран: вы видите 4 ряда картинок. Вы должны посмотреть и  сказать, какая картинка лишняя и почему. (Ответы детей.)                                                                  

  -Ребята, вот сколько всего мы знаем о жизни диких животных нашего края, у нас с вами получилось их расколдовать.

Прикрепляем значок «Дикие животные» на карту (материк Евразия)

Путешествие на Север.

-Дети, нам пора отправляться дальше в путь, давайте скажем волшебные слова, и поможет нам наш платочек.

Хлоп, хлоп , Хлоп

Топ, топ, топ

Нам платочек  помоги,

В северные дали унеси (слайд Север)

Там очень-очень холодно, там всегда зима

Там лежат холодные вечные снега

Там медведи белые бродят круглый год

Морж усатый медленно в полынье плывёт

Что ж это за материк? (Север)

-Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)

- Каким цветом раскрашен этот материк? (Белым)

- Здесь нет растительности. А живут ли на таком материке животные? (Живут.)

-Какие же животные приспособились к такому суровому, холодному климату?(Пингвины,тюлени.)
 - Какая погода характерна для Севера? (Морозная, холодная, студеная)

-Почему там всегда холодно? (Дует ледяной ветер – дыхание океана)

-Почему океан «Северный ледовитый»? (Весь скован льдом, покрыт снегом)

-Север называют «край земли»? Как это понимать? (кончается суша, начинается море, океан; зимой не отличишь, где суша, где океан: кругом лед да снег)

-Здесь находится Великий Северный Путь, как же пройдут караваны кораблей? (могучие ледоколы прокладывают путь во льдах)

-Дети, сколько месяцев у нас длится зима? А на Севере длиннее или короче? (зимой на Севере темно, ни утра, ни дня, ни вечера: круглые сутки ночь, полгода – ночь. Это полярная ночь.)                                                                                                                                              

-Дети, посмотрите, какую красоту можно увидеть полярной ночью. Что это? (северное сияние). (показ картинки  с изображением Северного сияния).                                                                        Если зимой – полярная ночь, то летом – полярный день: сплошной день, белые ночи.

Северный полюс-Эта самая верхняя точка земли называется. Туда можно добраться только на корабле или самолете, потому что он со всех сторон окружен океаном.

Презентация «Животные Севера»                                                                                                                                     Лёд в Арктике никогда не тает, там Северный Ледовитый океан закован льдами. В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь.

Северный олень.

Дикие северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни. Посмотрите на оленя, на его голову,Тело покрыто волосяным по кровом. Он защищает оленя от стужи. Особенно длинная шерсть на шее. У него также крепкие ноги. На ногах широкие копыта, которые не проваливаются в снег. К зиме олени накапливают жир. Это помогает переносить им сильные морозы. В морозную погоду они сбиваются в плотные стада. Чем же питаются северные олени? - травой, мхом. лишайником, ягелем. Летом кормится всевозможными травами, грибами

Белый медведь.                                                                                                                                                 Белый медведь – хищник, у него широкие лапы, когти короткие. Подошвы лап покрыты длинными, жесткими волосками, поэтому он не скользит на льдинах. Тело как вы и сказали покрыто белой длинной шерстью, она делает его незаметным Толстый слой подкожного жира и густая шерсть защищают белого медведя от холода, он может долго находится в воде. У него также тонкое чутьё, он может найти пищу под толстым слоем снега. Он питается рыбой, охотится на тюленей, моржей.

Морж

Морж – это тоже большое и сильное животное.Туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы. Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Моржи питаются рыбой, рачками.

Морской котик

Морские котики тоже хорошо приспособлены к жизни в воде. Большую часть времени проводят в воде, быстро в ней передвигаются и ловко ныряют. Посмотрите на котика. Что у него вместо ног? - Плавники. Верно, плавники, а не ласты. Тело покрыто шерстью, состоящих из коротких жестких волосков. Котик - водное животное, он питается рыбой, детеныши морского котика белого цвета, для чего им нужен белый окрас? Для того что бы быть незаметным для хищников.

-Ребята, а как вы думаете, что спасает от холода животных, которые живут на Севере? (От холода спасает толстая кожа и толстый слой жира)

-Ребята звери просят, нас  выполнить задание и вот тогда получится, их расколдовать

Игра  «Подскажи словечко»
В Антарктиде кто живет,

Обожает снег и лед?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он ее весь день

С легкостью! Ведь он - ...

Ответ: Тюлень

 

Кто в холодном океане,

Словно в теплой пенной ванне,

Может плавать и нырять,

Стаи льдинок разгонять?

Да! Такие виражи

Могут делать лишь... 

Ответ: Моржи

В Антарктиде кто не знает

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же... 

Ответ: Пингвин

Братья, сестры бурым мишкам,

Но не любят мед и шишки,

Моржи, тюлени им соседи.

Кто это? - Белые... 

Ответ: Медведи

Он снег глубокий разгребает

И ягель вкусный добывает,

Копает он порой весь день

Полярный северный...

Ответ: Олень

 Игра «Исправь ошибку».

-У оленя тюленята (у оленя оленята).

-Северный олень - хищник, питается мясом других животных.

-Белый и бурый медведи живут на Севере.

-Животные Севера часто болеют, так как живут в постоянном холоде.

-Тюлень питается травой.

-Ребята, вот, сколько всего мы знаем о жизни диких животных Севера, у нас с вами получилось их расколдовать.

Прикрепляем значок «Животные   Севера» на карту (материк Антарктида.)

Путешествие  в южные страны.

-Дети, опять скажем волшебные слова, и поможет нам наш платочек.

Хлоп, хлоп , Хлоп

Топ, топ, топ

Нам платочек  помоги,

В африканские дали унеси (слайдАфрики)

Что за Африка-страна,
Где лишь лето и весна,
Где кругом стоит жара –
Все узнать о ней пора.

-Ребята, в Африке очень жарко,что нам необходимо одеть  для этого?  (нужно одеться в белую плотную одежду, взять запас воды)
- Могут ли там произрастать растения?

-Как они там выживают без воды?
- Кого называют «кораблем пустыни»?
В Африке очень трудно спрятаться, так как мало растительности.

-Ребята звери для вас придумали интересные вопросы, я предлагаю внимательно послушать и ответить на них.

Викторина:
-Зачем зебре такое одеяние? (Полосы в стаде видны размытыми, у каждой зебры свое расположение полос, позволяет легко узнавать друг друга)
-Зачем обезьяне длинный хвост {он нужен, чтобы она цеплялась за него, как руль)
-Любимое лакомство верблюда? {косточки от фиников)
-Какое животное собирает со дна реки водоросли, как ковшом
экскаватора? {бегемот)
-Самое быстрое животное Африки? (гепард)
-За что носорог получил свое название? Почему ему нравится валятся
в грязи? {на носу —рог и валяясь, защищает свою кожу от солнца и насекомых)
-Хобот слона — это нос или рука? Для чего нужны слону бивни?
(бивнями он роет землю в поисках съедобных кореньев и для битвы с врагами)
-Почему у попугаев клюв крючком ? {открывает семена скорлупы
орехов, цепляется клювом за стволы, карабкается)
-Как крокодилица переносит своих детей и их успокаивает, когда они
балуются? {в пасти и подбрасывает их вверх)
-Вы молодцы.. Дальше нам не стоит идти, джунгли становятся все гуще и непроходимее.

-Ребята, вот сколько всего мы знаем о жизни животных жарких стран, у нас с вами получилось их расколдовать.

Прикрепляем значок животные жарких стран Прикрепляем значок «Животные   Африки » на карту (материк Африка)

Практический этап  

Задание "Загадочное животное"                                                                                                                                        - Как называется все то, что человек придумывает? (Фантазия)

-Вы любите фантазировать?

-Правильно. Человек начинает фантазировать, и все, что он придумает, будет фантастическим, если этого нет в реальной жизни, на самом деле. Сказка - это фантазия людей. 

-Я предлагаю придумать фантастических зверей, в жизни таких не бывает.

-Но прежде, чем их выполнить, давайте присядем за столы и разомнём пальчики.

Пальчиковая гимнастика: «В жарких странах»

Если в жаркую страну, я случайно попаду,

(сжимать и разжимать пальцы в кулаки)

То увижу там шакала,

(соединить все пальцы обеих рук с большими образуя «бинокль», поднести к глазам)

Кенгуру, гиппопотама, обезьяну, тигра, льва.

(поочередно загибать пальцы одновременно на обеих руках)

Крокодила и слона.

(сжимать и разжимать пальцы правой руки в кулак)

Хорошо живётся им -

(сжимать и разжимать пальцы левой руки в кулак)

Не бывает снежных зим!

(хлопнуть в ладоши и развести руки в стороны)

Для выполнения этого задания, нужно достать  волшебную фишку  из ящика и найти  себе пару и объединится в пару.

 (Дети собирают  из частей разных животных фантастических зверей)

-Молодцы ребята, вы настоящие фантазеры.                                                                                -Каких животных вы изобразили?

 -У кого самое фантастическое животное?

Рефлексия                                                                                                                                                         - Вот пришло время возвращаться нам домой.

-Давайте произнесем волшебное заклинание, и мы очутимся у себя в группе. Вам понравилось наше приключение?

- Кому мы сегодня помогли? 

-Кто заколдовал животных

-Что вы нового узнали?                                                                                                                                         -Что понравилось больше всего?

-Не забудьте, ребята, что мы не должны животных обижать, а должны о них заботиться! Наши животные вас благодарят за помощь и дарят вам медали «Спасибо за помощь»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по обучению детей творческому рассказыванию в подготовительной группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Хочу быть сказочником!» (Сам.обр)

Занятие направлено на обучение детей с ОНР творческому высказыванию с опорой на предметы, поставленные вопросы и прослушивание музыкального произведения; обучение пересказыванию рассказа в стихотворно...

Конспект ООД с элементами ТРИЗ-технологии по ознакомлению с окружающим для детей старшей группы компенсирующей направленности "Встреча с лесовичком"

Данный конспект организованной образовательной деятельности познакомит детей с особенностями лесной природы осенью, будет способствовать развитию умения отгадыватьзагадки и объяснять их решение, совер...

Конспект НОД с элементами ТРИЗ-технологии в средней группе "Волшебное путешествие"

Развитие речи детей, фантазии, воображения. Расширение кругозора с помощью  применения элементов ТРИЗ-технологии....

Конспект занятия с элементами ТРИЗ технологии "Съедобное и не съедобное, полезное и не полезное"

Конспект занятия с элементами ТРИЗ технологии "Съедобное и не съедобное, полезное и не полезное"...

Конспекты занятий с элементами ТРИЗ технологии

Конспекты занятий с элементами ТРИЗ технологии...

Конспект НОД с элементами ТРИЗ технологий по художественному творчеству

Конспект НОД с элементами ТРИЗ технологий по художественному творчеству с использованием ЭОР "Этот загадочный Звёздный мир!"Цель: уточнить и систематизировать представления детей о косм...