Доклад «Роль загадки в познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»
статья на тему
Важным средством развития умений давать определения понятиям у дошкольников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все, же вполне серьезное задание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 16.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Ёлочка» с приоритетным осуществлением деятельности
по познавательно-речевому развитию детей
Доклад
«Роль загадки в познавательно - исследовательской деятельности
детей дошкольного возраста»
Воспитатель
Н.Г. Москвичева
Важным средством развития умений давать определения понятиям у дошкольников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда мы смотрим на них не просто как на забаву, а как на веселое, но все, же вполне серьезное задание.
Загадки – один из древних жанров народного творчества. Своего рода современное тестирование. Помните в сказках? Отгадаешь три загадки – отдам царевну в жены и полцарства, а не отгадаешь – не сносить тебе головы.
Детям нравится отгадывать загадки. У них вызывает радость и процесс, и результат этого своеобразного состязания. Загадки развивают у них умение выделять существенные признаки предмета или явления, доказывать правильность своего решения. Однако, чтобы процесс отгадывания загадки имел познавательно – развивающий эффект, необходимо формировать у ребенка определенные умения.
Научить выделять указанные в загадки признаки неизвестного предмета и сопоставлять эти признаки между собой. Такое сопоставление и приводит постепенно к отгадке. Если ребенок затрудняется найти решение, не нужно сообщать отгадку сразу и растолковывать ответ даже в том случае, когда малыш просит об этом. Главное не в быстром темпе отгадывания, а в том, чтобы был найден правильный ответ, как результат правильного умозаключения.
Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений действительности, которые предлагается отгадать. Например, в загадке: «Стоит матрешка на одной ножке, закутана, запутана», иносказательно представлена капуста. В загадке о реке: «Течет, течет, не вытечет, бежит, бежит - не выбежит есть описание реки, но отсутствует изображение предмета, нет иносказания. Есть загадки другого типа. Например: «Без чего человеку жить нельзя? Такие загадки требуют хорошо развитого мышления. Ведь необходимо из огромного количества возможных ответов дать один, но такой, с каким согласились бы все. Мало ли, например без чего не может жить человек: и без воды, и без воздуха, и без еды. Но все – таки отгадка – «Без имени» - удовлетворит, пожалуй, всех. Много есть загадок, имеющих шуточные отгадки, например: «Какой месяц короче всех?» Ответ: «Февраль, но правильный ответ май ». (Всего три буквы)
Типы загадок:
- загадки иносказания;
- загадки – описания;
- загадки – вопросы;
- загадки – игры.
Есть еще один тип, загадки – задачки, они очень похожи на задачки из учебников.
Семь маленьких котят.
Что дают - все едят,
А один сметаны просит.
Сколько же всего котят?
Загадки – задачки, загадки – вопросы, это действительно тесты на сообразительность, они развивают, активизируют нашу мыслительную деятельность. Все типы загадок носят познавательно – развивающий характер, способствуют развитию мыслительной деятельности человека.
Развивая мышление. Загадка стремилась через свое поэтическое «окошечко» познакомить ребенка с окружающим его миром, причем привлечь внимание к таким сторонам предметов и явлений, которые невидимы для глаз, привыкшего схватывать, только внешние их признаки.
О чем загадки? Обо всем, что окружало человека, и о нем самом. Хорошо использовать такие загадки при «Путешествиях по реке времени». Они помогают лучше запомнить истории жилища, транспорта, книги и т.д. Дети принимают активное участие в придумывании загадок, дома с родителями составляют книжки – самоделки.
Загадки помогают обобщить получаемую информацию, выделить основные части, формировать представления о трудовой деятельности человека и бережного отношения к предметам рукотворного мира.
В процессе познания природы используются загадки – вопросы или «Почемучки», они способствуют активизации мыслительной деятельности, развитию логического мышления, развитию речи.
Например:
Кто летом гуляет, а зимой засыпает?
Что шумит без ветра?
Во время прогулки детям дается задание «Я загадаю загадку, а отгадку вы найдете на участке, около песочнице, на дереве и т. д. Такие загадки развивают познавательно – исследовательскую деятельность, наблюдательность, внимание, способствуют общению между детьми. Во время игры «Отгадай загадку, нарисуй отгадку» можно определить, как дети запомнили материал недели: мебель, транспорт, посуда и т. д.. Загадки можно использовать во время образовательной деятельности, во всех режимных моментах. Используются следующие виды детской деятельности: коммуникативная, игровая, познавательно – исследовательская, продуктивная.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/14/picture-525847-1415973621.jpg)
Доклад: «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста».
Информация о том, как сказки влияют на нравственность детей. Развитие и воспитание в душе каждого ребёнка духовного начала....
Роль загадки в развитии речи детей дошкольного возраста
Развитие речи детей с помощью загадки...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/23/picture-323355-1532331862.jpg)
Доклад «РОЛЬ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Детское экспериментирование рассматривается как основной вид деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства....
![](/sites/default/files/pictures/2024/10/31/picture-991407-1730372970.jpg)
Доклад «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»
Выступление на педагогическом совете на тему: «Роль педагога в формировании личности ребенка дошкольного возраста»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/26/picture-995021-1669485187.jpg)
«Роль загадки в умственном развитии детей дошкольного возраста»
Одним из средств умственного развитя детей дошкольного возраста может являться "загадка". С помощью "Загадки" процесс воспитания и обучения можно сделать увлекательным и инте...
Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ познавательного развития средний возраст
Презентация "Роль сказок в познавательном развитии детей дошкольного возраста“ ...