конспект "Лаборатория чудес"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Едемская Лариса Владимировна

Цель: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной деятельности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc89.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной деятельности

Задачи:

Образовательная:

способствовать накоплению у дошкольников представлений о свойствах молока путем проведения экспериментальной деятельности

Развивающая:

развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи;

активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ

Воспитательная:

- воспитывать аккуратность, внимательность, умение действовать самостоятельно и в группах

воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.

Виды деятельности: познавательно - исследовательская.

Формы организации: групповая, индивидуальная

Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование

Оборудование: карточки – схемы; ребус; мультфильм «Фиксики о молочных продуктах»; молоко; ложки; стаканчики; крахмал; йод; лимонный сок; формочки под мороженое; сахар; сметана; гуашь; пипетки; ватные палочки; письмо; картинки с изображением животных.

 

Дети заходят в зал, здороваются.

Здравствуйте дорогие друзья, я приветствую вас в моей научной лаборатории чудес.   Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)

- Лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.

Что такое эксперимент? (ответы детей)

- Эксперимент - это опыт, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).  

Знаю, что у вас в группе есть мини лаборатория, где вы изучаете различные свойства предметов и явления. А вы хотите узнать  свойства одного очень  полезного продукта. (тогда снимите очки, закройте глаза, поморгайте и посмотрите, наденьте очки)

- Какой,  это продукт вы узнаете отгадав мой ребус.

http://ped-kopilka.ru/images/2(440).jpg

Послушайте, что вам расскажет о чудесных свойствах молока мой знакомый профессор.

 Мультфильм «Фиксики о молочных продуктах»

В: - Молоко - важный продукт питания для детей и взрослых. В нем содержится много полезных веществ. Ребята, а как мы можем  выяснить различные свойства   молока?  (можем попробовать его, понаблюдать в течении нескольких дней и посмотреть что будет, провести опыт, эксперимент) Конечно мы можем провести эксперимент.

Для этого нам необходимо  пройти в отдел «Молочная лаборатория».  

Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?

  1.  Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

2. Бережно обращаться с оборудованием.

3. Рабочее место держать в чистоте. Поработал - убери на место. 

4. В конце опытов делать выводы.

Надеюсь, вы будете соблюдать эти правила.

 Проходите за столы, присаживайтесь.

Чудо №1. ОПЫТ С ЙОДОМ. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества. Но на некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.

- Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал? (ДА) Для этого в наше молоко надо добавить йод. Возьмите стакан с молоком и добавьте несколько капель йода.

- Что произошло? Молоко изменило свой цвет?  Какой вывод мы можем сделать из этого? (молоко при добавлении  не изменило свой цвет, значит в нем нет крахмала и оно не потеряло свои полезные свойства)

- Что же произойдет если мы добавим в молоко крахмал? (предположения детей)

Хотите проверить? Я предлагаю вам договориться между собой и выбрать кто из вас будет проводить опыт, а кто зарисовывать результат эксперимента в листе наблюдений.

- Возьмите другой стакан с молоком, всыпьте в него 2 ложки крахмала, размешайте и добавьте несколько капель йода.

- Что произошло? Молоко изменило свой цвет?  Какой вывод мы можем сделать из этого? (молоко разбавленное крахмалом при добавлении йода  изменило свой цвет, значит  оно потеряло свои полезные свойства).

В: Молоко подарила нам Матушка-Природа.  

- Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? ( Молоко коровы называют Коровье )  Как называют молоко козы? ( Молоко козы называют Козье)

- На свете есть и другие животные, которые дают молоко.

- Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс.

- Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят.

- А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло. А вам интересно узнать какой продукт еще получается из молока?  Тогда предлагаю провести следующий  эксперимент.  

Чудо № 2. «Как быстро приготовить из молока простоквашу» (Дети выжимают сок из лимона затем капают по несколько капель лимонного сока пипеткой в стаканчики с молоком, наблюдают процесс свёртывания молока).

 У вас лежат схемы с этапами выполнения эксперимента.  Маргарита, прочитай последовательность выполнения эксперимента.

- Что может у нас получиться если мы добавим лимон в молоко? (д- кисломолочный продукт)

- а давайте проверим с помощью эксперимента?

Приступайте к выполнению.

В: - Что вы видите?

-Что произошло с молоком?

Осталось ли оно прежним?

-Почему? (молоко свернулось от сока лимона, потому что лимон кислый)

- Какой кисломолочный продукт мы получили? (хлотья творога)

Вывод: Если в молоко добавить сок лимона получается другой кисломолочный продукт. Молоко свернется, получится сыворотка и хлопья творожистой массы.

А сейчас ребята у нас в «Молочной лаборатории» - перерыв  

Приглашаю на разминку.

Веселее все вставайте

И за мною повторяйте.

Далеко, далеко

Правая рука вперед, затем левая

Убежало молоко.

«Моталочка»

Только что оно стояло

Стоим ровно, вытянув руки по швам

На плите в кастрюльке.

Руки сложить «ковшиком», вытянуть перед собой

А теперь оно сбежало,

«Моталочка»

На прощанье булькнув.

Присесть, хлопок над головой

Ну куда оно, куда?
Это ужас и беда!

Правая рука под козырек, поворот вправо

Левая рука под козырек, поворот влево. Повторить дважды

И обратно не вернуть!

Поворот вокруг себя

Помогите, кто-нибудь!

Качаем головой, обхватив ее руками

Мы плиту сейчас протрём.

Круговые движения руками

А потом мы чай попьём.

Руки сжать в кулаки, поставить друг на друга, имитация питья

Чайник на огне стоит.

«Звездочки»

В нём вода не убежит.

Указательным пальцем отрицательное движение

Чудо - опыт № 3 «Вкусное превращение»

Послушайте загадку: - Послушайте загадку:

Не конфета, не печение -
В рот положишь - наслаждение.

Тает замороженное
Вкусное…(Мороженое)

- Вы когда - ни будь делали мороженное? Хотите этому научиться? 

-Перед вами схема посмотрите внимательно, и назовите продукты, необходимые для приготовления мороженого (ответы детей)

 Сейчас я хочу вам показать процесс приготовления мороженного, вы поможете мне в этом?

- Чтобы приготовить мороженое необходимо взять пустой стакан, налить в него 4 ложки молока (Максим помоги мне), Василиса добавь 1 ложку сахара и  Вика добавь 2 ложки сметаны,  Данил, а ты  перемешай.  

Я попрошу своего помощника отнести все в морозильную камеру. А мы с вами чуть позже посмотрим что же у нас получилось.

Мы с вами знаем, что в молоке много полезных веществ, которые нужны нашему организму.

Чем полезен белок в молоке? (Белок в молоке укрепляет мышцы).

А минеральные соли? (минеральные соли в молоке укрепляют волосы и кости).  Вы правы, а вот за питательность молока отвечают жиры, находящиеся в нем.

Хотите посмотреть красивый опыт, который получается благодаря наличию в молоке жира. 

Чудо№ 4.  «Молочное волшебство»

  Подойдите к столу, у вас в тарелках налито молоко (жирное молоко).  добавьте в него несколько капель любой краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).

- Возьмите сухую ватную палочку и коснитесь ей молока.

- Что вы наблюдаете? (ответы детей)

- А теперь, возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло, и коснитесь молока.

- Что происходит? (ответы детей)

- Краски, начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки. 

- Как вы думаете, почему это произошло? (потому что мы добавили жидкое мыло) А что делает жидкое мыло с жиром? (уничтожает его)

Вывод:  Краски начинают двигаться так как жидкое мыло растворяет жир, который находится в молоке.

 

Ребята интересно, а наше мороженное получилось? Думаю пора посмотреть.  Вот и наше мороженое. Какой же вывод можно сделать? Что происходит с молоком, если в него добавить сахар, сметану и поместить в холодильник? (молоко замерзает) Почему? (молоко замерзает, потому что в нем есть вода)

Вывод педагога: в молоке содержится жир, при низкой температуре молоко имеет свойство замерзать, потому что при охлаждении молока жир переходит из жидкого состояния в твердое, в результате чего повышается его  плотность.

 

Я, хочу ещё вам рассказать об одном чудесном свойстве молока.  В давние времена, когда, не было карандашей, фломастеров и ручек. Люди, свои секреты, тайные послания  писали невидимыми симпатическими чернилами, то есть молоком.   При определенных условиях, они становились видимыми. И, я вам написал послание молоком, но для того чтоб прочитать мое письмо, вам надо будет  дома   вместе родителями провести интересный опыт используя схему на конверте.

 Опыт №4. «Секретное письмо»

Рефлексия.

-Ребята, вам понравилось работать в лаборатории?

 - Что нового вы сегодня узнали?

В процессе экспериментирования с молоком к какому  выводу пришли :

1. Молоко – полезный для человека продукт питания.

2. С молоком можно экспериментировать и получать новые молочные продукты питания

-С какими трудностями столкнулись?

 

-Вы сегодня все молодцы, вы были внимательными, правильно с помощью схем проводили опыты, активно отвечали на вопросы, делали выводы, показали свое умение действовать самостоятельно и в парах. Мне очень понравилось с вами работать.

 Если вам понравилось, и вы узнали что-то новое – поставьте на магнитную доску веселый стаканчик молока, если не понравилось – грустный.

До свидания, друзья, до новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чудеса из теста

Мастеркласс по изготовлению игрушек из солёного теста....

Проект "Чудеса на грядке"

Экологический проект "Чудеса на грядке" в средней группе...

Конспект занятия во второй младшей группе "Лесные чудеса"

Формировать у  детей  представление  о диких  животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенности  образа  жизни.  Познакомить  детей с...

«Путешествие в страну чудес» по мотивам произведения Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес».

В данном конспекте продемонстрированы возможности использования настольных игр для достижения развивающих и психокоррекционных задач в работе с детьми в ДОУ....

«В стране чудес». Интегрированное занятие в подготовительной группе «В стране чудес».

Интегрированное занятие в разновозрастной группе Цель: закрепление ранее изученного материала....

Календарный план на октябрь в разновозрастной группе 18.11 по 22.11.2021 год. Тема: «Мастерская чудес – Чудеса творим мы сами».

Организация интегрированных «встреч» в «Мастерской чудес» с детьми, организованных для развития интереса к самостоятельной творческой деятельности влияющей на развитие речевой ...


 

Комментарии

Тубасова Светлана Константиновна

Лариса Владимировна, отличный конспект экспериментирования детей в детском саду. Окружающий нас мир широк и разнообразен, ребенок существо любопытное и чем больше он узнает сейчас, тем проще ему будет в будущем.
Проведение лабораторных опытов для детей в подготовительной к школе группе позволило в доступной и понятной для ребенка форме объяснить многие явления.Эксперименты в нод тщательно продуманы, что позволило объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создают творческую личность.Уверена, что детям было очень интересно. Вы, молодцы, так держать!