конспект "Лаборатория чудес"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Цель: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.doc | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: формирование познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе опытно - экспериментальной деятельности
Задачи:
Образовательная:
способствовать накоплению у дошкольников представлений о свойствах молока путем проведения экспериментальной деятельности
Развивающая:
развивать умение выдвигать гипотезы, делать выводы, устанавливать причинно - следственные связи;
активизировать словарь детей, развивать умение отвечать на вопросы, аргументировать свой ответ
Воспитательная:
- воспитывать аккуратность, внимательность, умение действовать самостоятельно и в группах
воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, доброту, заботливое отношение друг к другу.
Виды деятельности: познавательно - исследовательская.
Формы организации: групповая, индивидуальная
Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование
Оборудование: карточки – схемы; ребус; мультфильм «Фиксики о молочных продуктах»; молоко; ложки; стаканчики; крахмал; йод; лимонный сок; формочки под мороженое; сахар; сметана; гуашь; пипетки; ватные палочки; письмо; картинки с изображением животных.
Дети заходят в зал, здороваются.
Здравствуйте дорогие друзья, я приветствую вас в моей научной лаборатории чудес. Вы знаете, что такое лаборатория? (Дети отвечают)
- Лаборатория - это специальное место, где проводят опыты и эксперименты.
Что такое эксперимент? (ответы детей)
- Эксперимент - это опыт, которые проводят ученые, чтобы убедиться в правильности своих предположений. А, вы любите экспериментировать? (Дети отвечают).
Знаю, что у вас в группе есть мини лаборатория, где вы изучаете различные свойства предметов и явления. А вы хотите узнать свойства одного очень полезного продукта. (тогда снимите очки, закройте глаза, поморгайте и посмотрите, наденьте очки)
- Какой, это продукт вы узнаете отгадав мой ребус.
Послушайте, что вам расскажет о чудесных свойствах молока мой знакомый профессор.
Мультфильм «Фиксики о молочных продуктах»
В: - Молоко - важный продукт питания для детей и взрослых. В нем содержится много полезных веществ. Ребята, а как мы можем выяснить различные свойства молока? (можем попробовать его, понаблюдать в течении нескольких дней и посмотреть что будет, провести опыт, эксперимент) Конечно мы можем провести эксперимент.
Для этого нам необходимо пройти в отдел «Молочная лаборатория».
Как вы думаете, какие правила надо соблюдать, работая в лаборатории?
- Соблюдать тишину, не мешать работать другим.
2. Бережно обращаться с оборудованием.
3. Рабочее место держать в чистоте. Поработал - убери на место.
4. В конце опытов делать выводы.
Надеюсь, вы будете соблюдать эти правила.
Проходите за столы, присаживайтесь.
Чудо №1. ОПЫТ С ЙОДОМ. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества. Но на некоторых заводах молоко разбавляют водой, а для придания густоты добавляют крахмал. В этом случае молоко теряет свои полезные свойства.
- Хотите узнать, добавили ли в наше молоко крахмал? (ДА) Для этого в наше молоко надо добавить йод. Возьмите стакан с молоком и добавьте несколько капель йода.
- Что произошло? Молоко изменило свой цвет? Какой вывод мы можем сделать из этого? (молоко при добавлении не изменило свой цвет, значит в нем нет крахмала и оно не потеряло свои полезные свойства)
- Что же произойдет если мы добавим в молоко крахмал? (предположения детей)
Хотите проверить? Я предлагаю вам договориться между собой и выбрать кто из вас будет проводить опыт, а кто зарисовывать результат эксперимента в листе наблюдений.
- Возьмите другой стакан с молоком, всыпьте в него 2 ложки крахмала, размешайте и добавьте несколько капель йода.
- Что произошло? Молоко изменило свой цвет? Какой вывод мы можем сделать из этого? (молоко разбавленное крахмалом при добавлении йода изменило свой цвет, значит оно потеряло свои полезные свойства).
В: Молоко подарила нам Матушка-Природа.
- Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? ( Молоко коровы называют Коровье ) Как называют молоко козы? ( Молоко козы называют Козье)
- На свете есть и другие животные, которые дают молоко.
- Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс.
- Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят.
- А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло. А вам интересно узнать какой продукт еще получается из молока? Тогда предлагаю провести следующий эксперимент.
Чудо № 2. «Как быстро приготовить из молока простоквашу» (Дети выжимают сок из лимона затем капают по несколько капель лимонного сока пипеткой в стаканчики с молоком, наблюдают процесс свёртывания молока).
У вас лежат схемы с этапами выполнения эксперимента. Маргарита, прочитай последовательность выполнения эксперимента.
- Что может у нас получиться если мы добавим лимон в молоко? (д- кисломолочный продукт)
- а давайте проверим с помощью эксперимента?
Приступайте к выполнению.
В: - Что вы видите?
-Что произошло с молоком?
Осталось ли оно прежним?
-Почему? (молоко свернулось от сока лимона, потому что лимон кислый)
- Какой кисломолочный продукт мы получили? (хлотья творога)
Вывод: Если в молоко добавить сок лимона получается другой кисломолочный продукт. Молоко свернется, получится сыворотка и хлопья творожистой массы.
А сейчас ребята у нас в «Молочной лаборатории» - перерыв
Приглашаю на разминку.
Веселее все вставайте
И за мною повторяйте.
Далеко, далеко | Правая рука вперед, затем левая |
Убежало молоко. | «Моталочка» |
Только что оно стояло | Стоим ровно, вытянув руки по швам |
На плите в кастрюльке. | Руки сложить «ковшиком», вытянуть перед собой |
А теперь оно сбежало, | «Моталочка» |
На прощанье булькнув. | Присесть, хлопок над головой |
Ну куда оно, куда? | Правая рука под козырек, поворот вправо Левая рука под козырек, поворот влево. Повторить дважды |
И обратно не вернуть! | Поворот вокруг себя |
Помогите, кто-нибудь! | Качаем головой, обхватив ее руками |
Мы плиту сейчас протрём. | Круговые движения руками |
А потом мы чай попьём. | Руки сжать в кулаки, поставить друг на друга, имитация питья |
Чайник на огне стоит. | «Звездочки» |
В нём вода не убежит. | Указательным пальцем отрицательное движение |
Чудо - опыт № 3 «Вкусное превращение»
Послушайте загадку: - Послушайте загадку:
Не конфета, не печение -
В рот положишь - наслаждение.
Тает замороженное
Вкусное…(Мороженое)
- Вы когда - ни будь делали мороженное? Хотите этому научиться?
-Перед вами схема посмотрите внимательно, и назовите продукты, необходимые для приготовления мороженого (ответы детей)
Сейчас я хочу вам показать процесс приготовления мороженного, вы поможете мне в этом?
- Чтобы приготовить мороженое необходимо взять пустой стакан, налить в него 4 ложки молока (Максим помоги мне), Василиса добавь 1 ложку сахара и Вика добавь 2 ложки сметаны, Данил, а ты перемешай.
Я попрошу своего помощника отнести все в морозильную камеру. А мы с вами чуть позже посмотрим что же у нас получилось.
Мы с вами знаем, что в молоке много полезных веществ, которые нужны нашему организму.
Чем полезен белок в молоке? (Белок в молоке укрепляет мышцы).
А минеральные соли? (минеральные соли в молоке укрепляют волосы и кости). Вы правы, а вот за питательность молока отвечают жиры, находящиеся в нем.
Хотите посмотреть красивый опыт, который получается благодаря наличию в молоке жира.
Чудо№ 4. «Молочное волшебство»
Подойдите к столу, у вас в тарелках налито молоко (жирное молоко). добавьте в него несколько капель любой краски (Пипеткой, кисточкой или ватной палочкой).
- Возьмите сухую ватную палочку и коснитесь ей молока.
- Что вы наблюдаете? (ответы детей)
- А теперь, возьмите другую ватную палочку, окуните ее в жидкое мыло, и коснитесь молока.
- Что происходит? (ответы детей)
- Краски, начинают «танцевать», разбегаясь от ватной палочки.
- Как вы думаете, почему это произошло? (потому что мы добавили жидкое мыло) А что делает жидкое мыло с жиром? (уничтожает его)
Вывод: Краски начинают двигаться так как жидкое мыло растворяет жир, который находится в молоке.
Ребята интересно, а наше мороженное получилось? Думаю пора посмотреть. Вот и наше мороженое. Какой же вывод можно сделать? Что происходит с молоком, если в него добавить сахар, сметану и поместить в холодильник? (молоко замерзает) Почему? (молоко замерзает, потому что в нем есть вода)
Вывод педагога: в молоке содержится жир, при низкой температуре молоко имеет свойство замерзать, потому что при охлаждении молока жир переходит из жидкого состояния в твердое, в результате чего повышается его плотность.
Я, хочу ещё вам рассказать об одном чудесном свойстве молока. В давние времена, когда, не было карандашей, фломастеров и ручек. Люди, свои секреты, тайные послания писали невидимыми симпатическими чернилами, то есть молоком. При определенных условиях, они становились видимыми. И, я вам написал послание молоком, но для того чтоб прочитать мое письмо, вам надо будет дома вместе родителями провести интересный опыт используя схему на конверте.
Опыт №4. «Секретное письмо»
Рефлексия.
-Ребята, вам понравилось работать в лаборатории?
- Что нового вы сегодня узнали?
В процессе экспериментирования с молоком к какому выводу пришли :
1. Молоко – полезный для человека продукт питания.
2. С молоком можно экспериментировать и получать новые молочные продукты питания
-С какими трудностями столкнулись?
-Вы сегодня все молодцы, вы были внимательными, правильно с помощью схем проводили опыты, активно отвечали на вопросы, делали выводы, показали свое умение действовать самостоятельно и в парах. Мне очень понравилось с вами работать.
Если вам понравилось, и вы узнали что-то новое – поставьте на магнитную доску веселый стаканчик молока, если не понравилось – грустный.
До свидания, друзья, до новых встреч.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чудеса из теста
Мастеркласс по изготовлению игрушек из солёного теста....
Проект "Чудеса на грядке"
Экологический проект "Чудеса на грядке" в средней группе...
Конспект занятия во второй младшей группе "Лесные чудеса"
Формировать у детей представление о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенности образа жизни. Познакомить детей с...
Конспект вечера развлечений "Путешествие в страну чудес" по мотивам произведения Л.Кэрролла "Алиса в стране чудес"
конспект вечера развлечений с использовнием ИКТ....
«Путешествие в страну чудес» по мотивам произведения Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес».
В данном конспекте продемонстрированы возможности использования настольных игр для достижения развивающих и психокоррекционных задач в работе с детьми в ДОУ....
«В стране чудес». Интегрированное занятие в подготовительной группе «В стране чудес».
Интегрированное занятие в разновозрастной группе Цель: закрепление ранее изученного материала....
Календарный план на октябрь в разновозрастной группе 18.11 по 22.11.2021 год. Тема: «Мастерская чудес – Чудеса творим мы сами».
Организация интегрированных «встреч» в «Мастерской чудес» с детьми, организованных для развития интереса к самостоятельной творческой деятельности влияющей на развитие речевой ...
- Мне нравится (3)
Комментарии
Лариса Владимировна, отличный
Лариса Владимировна, отличный конспект экспериментирования детей в детском саду. Окружающий нас мир широк и разнообразен, ребенок существо любопытное и чем больше он узнает сейчас, тем проще ему будет в будущем.
Проведение лабораторных опытов для детей в подготовительной к школе группе позволило в доступной и понятной для ребенка форме объяснить многие явления.Эксперименты в нод тщательно продуманы, что позволило объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создают творческую личность.Уверена, что детям было очень интересно. Вы, молодцы, так держать!