Тематический план организации исследовательской деятельности в разных возрастных группах
методическая разработка по окружающему миру по теме
Материал содержит тематический план организации исследовательской деятельности с детьми от 4 до 7-8 лет в течение учебного года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 21.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематический план организации исследовательской деятельности
в разных возрастных группах
Образовательная область «Познавательное развитие» предполагает развитие у детей любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях ит.д.), о планете Земля как общем доме людей, особенностях ее природы.
Направления экспериментальной деятельности детей | Задачи развития | ||
3 - 4 года | 4 – 5 лет | 5 -7 лет | |
Развитие представлений о химических свойствах | Растворение различных веществ, температура | Взаимодействие различны веществ при соединении (реакция) и их влияние на свойства других предметов, температура | Выделение веществ из неоднородной смеси путем отстаивания, фильтрования |
Развитие элементарных представлений об основных физических свойствах и явлениях | Магнит, солнечный свет и тепло, звук, свойства воды | Магнит и его свойства, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды, пар, роса | Магнетизм, отражение и преломление света, звук, теплота, замерзание и таяние воды, осадки. Испарение, сила тяготения, трение, электричество, инерция |
Развитие представлений о свойствах воды, песка, глины, воздуха, камня, снега, льда, почва | |||
Формирование элементарных математических представлений | Количественный счет, форма, размер, вес предметов | Количественный счет, форма, размер, вес | Мерка – как способ измерения объема, массы, длины; меры измерения длины |
Формирование элементарных представлений о Солнечной системе и космических явлениях | Солнечные лучи, звезды, небо, луна | Солнце, полнолуние, звездное небо | Солнечная система, планеты, земное притяжение, комета, метеориты, метеоритные кратеры |
Знакомство с основными чертами рельефа планеты | Ручейки, река | Ручейки, река, море, озеро, водоем | Вулканы, горы, озера, острова |
Формирование умения пользоваться приборами – помощниками при проведении экспериментов | Увеличительное стекло, пипетка | Увеличительное стекло, пипетка, соломинки, воронка | Увеличительное стекло, микроскоп, чашечные весы, песочные часы, линейка, сантиметровая лента, бинокль и т.д. |
Развитие у детей умственных способностей | |||
Развитие мыслительных способностей: анализ, классификация, сравнение, обобщение; Формирование способов познания путем сенсорного анализа; Развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий |
Структура проведения игры – экспериментирования:
- Постановка цели, формулирование проблемы.
- Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми.
- Проверка гипотез (опыты, эксперименты).
- Поведение итогов, вывод.
- Фиксация результатов деятельности.
- Вопросы детей.
Тематический план организации исследовательской деятельности
в разных возрастных группах
4 – 5 лет | 5 - 6 лет | 6 -7 лет |
Сентябрь | ||
Листопад за окном | Вода на планете Земля | Я - ученый |
Октябрь | ||
1 – я неделя | ||
« Вкусный контейнер» (органы чувств) | Вода - путешественница | Какая бывает вода? |
2 –я неделя | ||
Листопад под ногами | Водоемы | Вода – растворитель. Очищение воды |
Почему все звенит | ||
3 –я неделя | ||
Ищем клад (песок) | Растворение веществ в воде | Сила тяготения |
Прозрачная вода | ||
4 –я неделя | ||
Песочный город | Цветные стекла | Упрямые предметы |
Вода принимает форму | ||
Ноябрь | ||
1 – я неделя | ||
Ветерок – проказник (воздух) | Измерение времени (часы прошлого и настоящего) | « Волшебные» стеклышки |
Какие предметы могут плавать? | ||
2 –я неделя | ||
Лети, лети, воздушный шарик (воздух) | Тик – так ходики | Почему предметы двигаются? |
Делаем мыльные пузыри | ||
3 неделя | ||
Ткани (тепло-холодно) | Четыре стихии | Хитрости инерции |
Подушка из пены | ||
4 неделя | ||
Ткани (толстый – тонкий) | Четыре стихии | Что такое масса |
Воздух повсюду | ||
Декабрь | ||
1 неделя | ||
Звуки вокруг нас Воздух невидимка | Воздух работает | Воздух повсюду |
2 неделя | ||
Звуки вокруг нас | Взвесь меня | Солнце дарит нам свет и тепло |
Каждому камешку свой домик | ||
3 неделя | ||
Волшебные снежинки | Сто пудов | Почему дует ветер |
Изменение формы глины и камня | ||
4 неделя | ||
Свойства бумаги | Елочки из бумаги | Почему не тонут корабли |
Свет повсюду | ||
Январь | ||
3 неделя | ||
Хрупкие льдинки | Узоры на стекле | Часы прошлого и настоящего |
Тающий лед | ||
4 неделя | ||
Фокусы с магнитом | Чем можно измерить длину? | Все обо всем |
Разноцветные шарики | ||
Февраль | ||
1 неделя | ||
Игрушки вокруг нас | Твердая вода | Почему не тонут айсберги? |
Таинственные картинки | ||
2 неделя | ||
«Чудесный мешочек» | Свет и тень | Откуда взялись острова |
Все увидим и узнаем | ||
3 неделя | ||
Волшебство в природе | Цветной калейдоскоп | Извержение вулкана |
Песочная страна | ||
4 неделя | ||
Мыльные пузыри | Фокусы в корзине | Как появляются горы |
Замерзшая вода | ||
Март | ||
1 неделя | ||
Мыльные пузыри | Путешествие капельки | Испытание магнита |
Водяная мельница | ||
2 неделя | ||
Постираем и высушим | Спичечный телефон | «Дрожалка и пищалка» |
Звенящая вода | ||
3 неделя | ||
Забавные следы | Спичечный телефон | Как сделать звук громче |
Угадай-ка | ||
4 неделя | ||
Огород на подоконнике | Скользкие дорожки | Почему поет пластинка? |
Огород на подоконнике | ||
Апрель | ||
1 неделя | ||
В путешествие с ручейком | Резиновые сапожки | Метеоритные кратеры |
Фокусы с магнитами | ||
2 неделя | ||
Плавает – тонет | Как работает тормоз? | Удивительный космос |
Солнечные зайчики | ||
3 неделя | ||
Веточка березы | Полезные зеркала | Секретные записки |
Что растворяется в воде? | ||
4 неделя | ||
Живая земля | Что отражается в зеркале? | Что такое молния? |
Живая земля | ||
Май | ||
1 неделя | ||
Свет – темнота | Что такое электричество? | Почему горит фонарик? |
Волшебное сито | ||
2 неделя | ||
Свет – темнота | Что такое электричество? | Электрический театр |
Цветной песок | ||
3 неделя | ||
Огород на подоконнике | Мы строители | Радуга в небе |
Игры с песком | ||
4 неделя | ||
Огород на подоконнике | Интересная наука | Интересная наука |
Игры с водой |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" средняя группа
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") средняя группа...
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" старшая группа
Тематический план "Поисково - исследовательская деятельность в природе" (образовательная область "Познание") старшая группа...
ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩАЯ СРЕДА ПОЗНАВАТЕЛЬНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАЗНЫХ ВОЗРАСТНЫХ ГРУППАХ ДОУ
о принципах построения предметно развивающей среды, об условиях для создания в группе благоприятного микроклимата и зон для экспериментирования...
справка по итогам тематического контроля«Состояние игровой деятельности детей разных возрастных групп».
. Сюжетно-ролевая игра организуется в каждой возрастной группе, каждым воспитателем, как отдельная совместная игровая деятельность детей и взрослого и как часть обучающей деятельности....
"Методика организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах" (доклад для воспитателей ДОУ)
Консультация предназначена для воспитателей разных возрастных групп....
Консультация для воспитателей «Особенности организации театрализованной деятельности в разных возрастных группах»
Консультация для воспитателей...
"Психолого-педагогические особенности развития познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах детского сада".
Сравнительный анализ психолого-педагогических оссобенностей развития познавательно-исследовательской деятельности по возрастам....