Рабочая программа "Развитие детской инициативы в процессе реализации проектной деятельности» возрастная категория 5-7 лет
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)

Федотова Елена Михайловна

Рабоча рограмма для детей одготовительной группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gotovaya_rabochaya_programma_svetofor.docx85.01 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 555»

Рабочая программа

«Развитие детской инициативы в процессе реализации

проектной деятельности»

Старшая, подготовительная к школе группа «Светофорчик»

на 2018 – 2019 учебный год

Составители: Кузнецова         Светлана Николаевна воспитатель

I квалификационной категории,

Федотова Елена Михайловна воспитатель.

2018

Содержание

  1. Пояснительная записка.

1.1. Нормативные правовые документы в соответствии, с которыми   разработана Программа;

1.2. Цель Программы;

1.3. Задачи реализации Программы.

1.4. Задачи части, формируемой участниками образовательных отношений.

1.5. Основные принципы Программы.

1.6. Характеристики особенностей развития детей подготовительной к школе группе.

1.7. Взаимодействие с родителями воспитанников.

1.8. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

1.9. Планируемые результаты.

II. Содержание образовательного процесса.

2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы

2.3. Примерная модель проектирования части, формируемой участниками образовательных отношений – на выбор.

2.4. Примерное перспективное комплексно-тематическое планирование работы с детьми.

2.5. Система взаимодействия с семьей организации, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу ДО.

2.5.1. План взаимодействия с родителями воспитанников.

2.5.2. Описание по образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития речи.

III. Организация образовательного процесса.

3.1. Материально – техническое обеспечение Программы.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

3.3. Организация режима пребывания детей в группе.

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

3.5. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды.

3.6. Педагогическая диагностика.

IV. Приложения.

I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана для группы комбинированной направленности, которую посещают дети 5 - 7 лет (далее - Программа):

- в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования;

- на основе основной образовательной программы дошкольного образования (далее – ООП ДО) дошкольной образовательной организации (далее - ДОО) Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад № 555»;

- с использованием основной образовательной программы «Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 342с. – (Серия «Вдохновение») (далее – ООП ДО «Вдохновение»).

     -  Парциальная программа «Развитие речи 5-7 лет» О.С Ушакова.

1.1. Нормативные правовые документы в соответствии, с которыми разработана программа:

  •    Конституция РФ
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (273-ФЗ от 29.12.2012 года)
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской федерации от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».)
  • СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно - эпидемиологические требования к    устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26).
  • Приказ Министерства образования и науки Новосибирской области от 14.04.2014 г. № 919 «О введении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  • Основная образовательная программа дошкольного образования «Вдохновение» / под ред. В.К. Загвоздкина, И.Е. Федосовой. – М.: Издательство «Национальное образование», 2016. – 342с. – (Серия «Вдохновение»).
  • Основная образовательная программа дошкольного образования МАДОУ «Детский сад № 555» города Новосибирска от …
  • Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, зарегистрированном в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г. № 30038
  • Устав МАДОУ детский сад № 555.

Рабочая программа может корректироваться в связи с изменениями:

  • нормативной правовой базы дошкольного образования,
  • образовательного запроса родителей,
  • интересов воспитанников группы др.

1.2. Цель  Программы.

Целью Программы является проектирование социальных ситуаций развития ребенка и развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающих позитивную социализацию, мотивацию и поддержку индивидуальности и инициативы детей через общение, игру, познавательно- исследовательскую деятельность и другие формы активности. 

1.3. Задачи реализации Программы.


- охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;
- обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;
- создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями;
- объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

- формирование общей культуры личности детей, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности,

- формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

- Развивать речь ребёнка, его словарь, грамматический и диалогический строй речи, звуковую культуру речи, связную речь;

- Формировать грамотность и речевую активность;

- Формировать творческую личность ребёнка средствами обучения, игры, созданием образовательного пространства;

- Развивать познавательные способности ребенка как основы интеллекта;

- Создать условия развивающей среды, которая предоставит ребенку богатый спектр возможностей для приобретения компетентностей развитие которых продолжаться в школе.

  1. Задачи части, формируемой участниками образовательных отношений.

 Создать систему работы с детьми 5-7 лет способствующую развивать самостоятельность, инициативу, построенную на основе проектного метода;

 Разработать форму взаимодействия с родителями воспитанников и специалистами детского сада, позволяющая реализовать комплексный подход для реализации совместных проектов;

  • Разработать структуру и содержание единого предметного развивающего пространства направленного на поддержку детской инициативы;

  максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса;

 творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

 вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

  уважительное отношение к результатам детского творчества;

  единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

 соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая давление предметного обучения.

  1. Основные принципы Программы:

1. Признание разнообразия детства

2. Принцип эмоционального благополучия.
3. Принципы содействия, сотрудничества и участия.
4. Принцип обогащения (амплификация) развития через поддержку детской инициативы и интересов.
5. Принцип возрастной адекватности образования.
6. Принцип обучения на примере поведения взрослого.
7. Принцип поддержки игры во всех ее видах и формах.
8. Принцип поддержки любознательности и исследовательской активности.
9. Принцип признания права на ошибку.
10. Принцип вариативности форм реализации Программы и гибкости планирования.
11. Принцип преемственности с начальным общим образованием.
12. Принцип педагогической компетенции.
Принцип совместного действия - является стержневым ядром Программы.

Реализуемая Программа строится на принципах ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.2.)

1) поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;

2) личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;

3) уважение личности ребенка;

4) реализация Программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.

Реализуемая Программа учитывает основные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.4.)

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;

2) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);

3) содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) сотрудничество детского сада с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

8) возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

9) учёт этнокультурной ситуации развития детей.

  1. Характеристики особенностей развития детей

подготовительной к школе группы (5—7 лет).

Дети 5-7 лет обладают устойчивыми социально - нравственными чувствами и эмоциями, высоким самосознанием и осуществляют себя как субъекты деятельности и поведения. Мотивационная сфера дошкольников 5—7 лет расширяется за счет развития таких социальных мотивов, как познавательные, просоциальные (побуждающие делать добро), самореализации. Поведение ребенка начинает регулироваться также его представлениями о том, что хорошо и что плохо. С развитием морально-нравственных представлений напрямую связана и возможность эмоционально оценивать свои поступки. Ребенок испытывает чувство удовлетворения, радости, когда поступает правильно, хорошо, и смущение, неловкость, когда нарушает правила, поступает плохо. Общая самооценка детей представляет собой глобальное, положительное недифференцированное отношение к себе, формирующееся под влиянием эмоционального отношения со стороны взрослых. К концу дошкольного возраста происходят существенные изменения в эмоциональной сфере. С одной стороны, у детей этого возраста более богатая эмоциональная жизнь, их эмоции глубоки и разнообразны по содержанию. С другой стороны, они более сдержанны и избирательны в эмоциональных проявлениях. К концу дошкольного возраста у них формируются обобщенные эмоциональные представления, что позволяет им предвосхищать последствия своих действий. Это существенно влияет на эффективность произвольной регуляции поведения — ребенок может не только отказаться от нежелательных действий или хорошо себя вести, но и выполнять неинтересное задание, если будет понимать, что полученные результаты принесут кому-то пользу, радость и т. п. Благодаря таким изменениям в эмоциональной сфере поведение дошкольника становится менее ситуативным и чаще выстраивается с учетом интересов и потребностей других людей. Сложнее и богаче по содержанию становится общение ребенка со взрослым. Дошкольник внимательно слушает рассказы родителей о том, что у них произошло на работе, живо интересуется тем, как они познакомились, при встрече с незнакомыми людьми часто спрашивает, где они живут, есть ли у них дети, кем они работают и т. п. Большую значимость для детей 5—7 лет приобретает общение между собой. Их избирательные отношения становятся устойчивыми, именно в этот период зарождается детская дружба. Дети продолжают активно сотрудничать, вместе с тем у них наблюдаются и конкурентные отношения — в общении и взаимодействии они стремятся в первую очередь проявить себя, привлечь внимание других к себе. Однако у них есть все возможности придать такому соперничеству продуктивный и конструктивный характер и избегать негативных форм поведения. К семи годам дети определяют перспективы взросления в соответствии с гендерной ролью, проявляют стремление к усвоению определенных способов поведения, ориентированных на выполнение будущих социальных ролей. К 5—7 годам ребенок уверенно владеет культурой самообслуживания и культурой здоровья. В играх дети 5—7 лет способны отражать достаточно сложные социальные события — рождение ребенка, свадьба, праздник, война и др. В игре может быть несколько центров, в каждом из которых отражается та или иная сюжетная линия. Дети этого возраста могут по ходу игры брать на себя две роли, переходя от исполнения одной к исполнению другой. Они могут вступать во взаимодействие с несколькими партнерами по игре, исполняя как главную, так и подчиненную роль. Продолжается дальнейшее развитие моторики ребенка, наращивание и самостоятельное использование двигательного опыта. Расширяются представления о самом себе, своих физических возможностях, физическом облике. Совершенствуются ходьба, бег, шаги становятся равномерными, увеличивается их длина, появляется гармония в движениях рук и ног. Ребенок способен быстро перемещаться, ходить и бегать, держать правильную осанку. По собственной инициативе дети могут организовывать подвижные игры и простейшие соревнования со сверстниками. В возрасте 5—7 лет происходит расширение и углубление представлений детей о форме, цвете, величине предметов. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности предметов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс (цвет, форма, величина и др.). К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. Внимание мальчиков менее устойчиво. В 5—7 лет у детей увеличивается объем памяти, что позволяет им непроизвольно запоминать достаточно большой объем информации. Девочек отличает больший объем и устойчивость памяти. Воображение детей данного возраста становится, с одной стороны, богаче и оригинальнее, а с другой — более логичным и последовательным, оно уже не похоже на стихийное фантазирование детей младших возрастов. Несмотря на то что увиденное или услышанное порой преобразуется детьми до неузнаваемости, в конечных продуктах их воображения четче прослеживаются объективные закономерности действительности. Так, например, даже в самых фантастических рассказах дети стараются установить причинно-следственные связи, в самых фантастических рисунках — передать перспективу. При придумывании сюжета игры, темы рисунка, историй и т. п. дети 5—7 лет не только удерживают первоначальный замысел, но могут обдумывать его до начала деятельности. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (схем, чертежей и пр.) и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений. Действия наглядно-образного мышления (например, при нахождении выхода из нарисованного лабиринта) ребенок этого возраста, как правило, совершает уже в уме, не прибегая к практическим предметным действиям даже в случаях затруднений. Возможность успешно совершать действия  и классификации во многом связана с тем, что на седьмом году жизни в процесс мышления все более активно включается речь. Использование ребенком (вслед за взрослым) слова для обозначения существенных признаков предметов и явлений приводит к появлению первых понятий. Речевые умения детей позволяют полноценно общаться с разным контингентом людей (взрослыми и сверстниками, знакомыми и незнакомыми). Дети не только правильно произносят, но и хорошо различают фонемы (звуки) и слова. Овладение морфологической системой языка позволяет им успешно образовывать достаточно сложные грамматические формы существительных, прилагательных, глаголов. В своей речи старший дошкольник все чаще использует сложные предложения (с сочинительными и подчинительными связями). В 5—7 лет увеличивается словарный запас. В процессе диалога ребенок старается исчерпывающе ответить на вопросы, сам задает вопросы, понятные собеседнику, согласует свои реплики с репликами других. Активно развивается и другая форма речи — монологическая. Дети могут последовательно и связно пересказывать или рассказывать. Важнейшим итогом развития речи на протяжении всего дошкольного детства является то, что к концу этого периода речь становится подлинным средством как общения, так и познавательной деятельности, а также планирования и регуляции поведения. К концу дошкольного детства ребенок формируется как будущий самостоятельный читатель. Тяга к книге, ее содержательной, эстетической и формальной сторонам — важнейший итог развития дошкольника-читателя. Музыкально-художественная деятельность характеризуется большой самостоятельностью. Развитие познавательных интересов приводит к стремлению получить знания о видах и жанрах искусства (история создания музыкальных шедевров, жизнь и творчество композиторов и исполнителей). Дошкольники начинают проявлять интерес к посещению театров, понимать ценность произведений музыкального искусства. В продуктивной деятельности дети знают, что хотят изобразить, и могут целенаправленно следовать к своей цели, преодолевая препятствия и не отказываясь от своего замысла, который теперь становится опережающим. Они способны изображать все, что вызывает у них интерес. Созданные изображения становятся похожи на реальный предмет, узнаваемы и включают множество деталей. Совершенствуется и усложняется техника рисования, лепки, аппликации. Дети способны конструировать по схеме, фотографиям, заданным условиям, собственному замыслу постройки из разнообразного строительного материала, дополняя их архитектурными деталями; делать игрушки путем складывания бумаги в разных направлениях; создавать фигурки людей, животных, героев литературных произведений из природного материала. Наиболее важным достижением детей в данной образовательной области является овладение композицией.

Группу посещают … детей, в том числе:

Всего детей

35

Детей 5-6 лет

Для разновозрастной группы

Детей 6-7 лет

Для разновозрастной группы

Из них:

Мальчиков

Девочек

17

12

5

18

12

6

Оценка здоровья детей группы.

Группа, возраст

ЧЧДБ

Группа здоровья

Заболевания (при наличии)

I

II

III

Другая

Тубинфици

рование

ЛОР-патоло

гия

Заболева

ние ОДА

Аллер

гозы

Дру

гое

4-5

6-7

П3

П5

Р14

88

00

00

1

3

0

7

6

1

2

Полученные данные о состоянии здоровья воспитанников определяют один из ведущих приоритетов и реализации образовательной программы – физическое развитие и оздоровление воспитанников.

Среди воспитанников группы имеются дети с особыми образовательными потребностями, в том числе:

Всего детей

Количество детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – дети с ОВЗ)

Дети с ОВЗ в соответствии с заключением ПМПК

35

16

16

Всякий здоровый ребенок уже с рождения – исследователь. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка. Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества и сотворчества. Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Экспериментирование стимулирует интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщения), стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе.

Знания, полученные в результате собственного исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Однако желание ребенка исследовать окружающий мир носит спонтанный характер. Развитие исследовательских способностей ребенка – одна из важнейших задач современного образования. 

1.7. Взаимодействие с родителями воспитанников.

Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка предполагает их непосредственное вовлечение в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей.

А так же, установление с ними доверительных партнерских отношений в рамках Программы предполагает применение современного подхода к организации взаимодействия с семьей, основанного на равноправном партнерстве. Взаимодействие с семьей в духе партнерства в деле образования и воспитания детей является предпосылкой для обеспечения блага детей.

Сведения о семьях воспитанников.

Показатель

Количество

Примечание

Полная семья

30

Неполная семья

5

Многодетная семья

2

Семья с опекуном (приемная семья)

1

Семья, нуждающаяся в психолого – педагогической поддержке

1

Этническая семья (по желанию)

6

Семья охотно желающая участвовать в образовательном процессе

11

Семья, имеющая позитивный опыт воспитания детей

1.8. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования.

  • ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
  • ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;
  • ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;
  • ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;
  • у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;
  • ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;
  • ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Целевые ориентиры в сфере познавательного развития.

Ребенок демонстрирует первичные способности и готовность решать проблемы (анализ разного рода проблем, умение находить альтернативные пути их разрешения, оценивать эти пути, выбирать один из путей, претворять его в жизнь и производить проверку его успешности). Ребенок обладает логическим мышлением, способен к  образованию понятий, формулировке гипотез («Может быть, это происходит потому, что…»), культурой «анализа ошибок», состоящей в способности самостоятельно или совместно с другими детьми или взрослыми обсуждать заблуждения, неверные решения, неправильно понятые смыслы, несоблюдение правил и т.д. Ребенок проявляет выраженную исследовательскую активность, любознательность, интерес к социокультурному и природному миру, отражающуюся в детских вопросах, гипотезах, предположениях, попытках объяснить явления природы и поступки людей. Целевые ориентиры в сфере учения, «умение учиться» В возрасте трех с  половиной  — четырех лет у  детей появляется способность к метакоммуникации. Теперь дети не просто коммуницируют с другими, а начинают обсуждать эти коммуникации. Дети не просто играют, а начинают обсуждать, во  что и  как они хотят играть, как хотят взаимодействовать в  игре. Возникает новая способность: планировать, ставить цели, руководить собственным процессом познания и  действия, обсуждая их со  сверстниками и  взрослыми. Начиная с этого возраста с детьми можно и нужно говорить о том, чему и как они научились или могут научиться. Дети начинают осознавать процессы и пути собственного учения. Задача педагогов — целенаправленно, но тактично поддерживать метакоммуникацию, что способствует развитию способности к осознанному учению и  овладению детьми способами учения. Эту способность называют «умением учиться» или учебно-методической компетентностью. «Умение учиться» является основой для осознанного приобретения знаний и  компетентностей, то есть для непрерывного самостоятельного учения в течение всей жизни. Эта компетентность включает в себя знание о том, как происходит процесс учения, как приобретать и  организовывать знания, как применять их для решения сложных, проблемных ситуаций и как нести за них социальную ответственность. Она дает возможность актуализировать знания и  отфильтровывать неважное или лишнее. У  ребенка развивается сознательное отношение к процессу учения, к тому, как и чему он учится. Учебно-методическая компетентность объединяет прежде всего те базовые компетентности, которые отвечают за сознательное усвоение знаний. «Умение учиться» особенно значимо для обеспечения преемственности со школьным обучением, реализуемом в соответствии с ФГОС начального образования, не только в плане общих предпосылок для овладения содержанием образования, но и прежде всего в плане освоения универсальных учебных действий и метапредметных результатов. В сфере учения ребенок проявляет «умение учиться», в частности: сознательно и самостоятельно получать новые знания; целенаправленно получать и перерабатывать новую информацию; понимать новые знания, уяснять для себя их значение; организовывать полученные новые знания; обращаться со средствами массовой информации; критически подходить к поступающей из Интернета разнородной информации; применять и переносить полученные знания на различные ситуации и проблемы; гибко использовать знания в различных ситуациях.

  1. Планируемые результаты на этапе завершения освоения Программы

К 7 ми годам: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в игре, общении, конструировании и других видах детской активности; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности; ребенок положительно относится к миру, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и  чувства других, сопереживать неудачам и сорадоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; ребенок обладает воображением, которое реализуется в разных видах деятельности и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и  реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в  ситуации общения, может выделять звуки в словах; у ребенка складываются предпосылки грамотности; у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными произвольными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими; ребенок способен к  волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и  сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать, строить смысловую картину окружающей реальности, обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из  области живой природы, естествознания, математики, истории и  т.  п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Степень реального развития этих характеристик и способности ребенка их проявлять к  моменту перехода на  следующий уровень образования, как уже было указано выше, может существенно варьироваться у разных детей.

Планируемые результаты освоения парциальной программы детей 5 - 7 лет.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание.

  • - интересуется новым, неизвестным в окружающем мире (мире предметов и вещей, мире отношений и своем внутреннем мире);
  • - задает вопросы взрослому, в случаях затруднений обращается за помощью к взрослому;
  • - любит экспериментировать;
  • - способен самостоятельно действовать (в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности);
  • - принимает живое, заинтересованное участие в образовательном процессе.
  • быстрое включение в активный познавательный процесс;
  • самостоятельное пользование материалом;
  • установка цели и нахождение путей ее достижения;
  • самостоятельность при поиске открытий;
  • проявление волевых усилий (упорства) в достижении поставленной цели;
  • настойчивость в отстаивании своего мнения;
  • расширение кругозора детей;
  • развитие критического мышления и речи;
  • развитость мускулатура пальцев;
  • проявления поисковой активности и умении извлекать в ходе её информацию об объекте.
  • Ребенок проявляет инициативу и творчество в решении исследовательских задач:
  • самостоятельно ставит проблему;

II. Содержание образовательного процесса

Программа предусматривает целостное развитие ребенка и  взаимную интеграцию образовательных областей, то в  описаниях каждой из  них указаны связи данной образовательной области с  другими. Это позволяет, реализуя деятельность, описанную в какой-либо из областей, решать отдельные задачи развития и из других областей. Программой рекомендуется рассматривать задачи социально-коммуникативного и речевого развития как общие сквозные задачи образовательной деятельности Организации, на  достижение которых направлена работа всех образовательных направлений и  повседневной жизни сообщества детей и взрослых, участвующих в реализации Программы (приложение пр. «Вдохновение» стр. 92 - 209).

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

 Познавательное развитие направлено на поддержку интересов, любознательности и  познавательной мотивации, формирование познавательных поисково-практических действий, развитие воображения и  творческой активности, формирование первичных представлений о  себе, других людях, объектах окружающего мира, о  свойствах и  отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и  др.), о  планете Земля как общем доме людей, об  особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира. Содержание образовательной деятельности в области познавательного развития в соответствии с Программой «Вдохновение» раскрывается в направлениях «Математика», «Окружающий мир: естествознание и  техника», «Окружающий мир: экология, природа как ценность», «Окружающий мир: общество, история и  культура», которые реализуются интегрированно с  другими направлениями и другими образовательными областями образовательной деятельности.

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ, ЭКОЛОГИЯ И ТЕХНИКА

В современном высокотехнологичном обществе естественные науки и техника стали частью повседневной жизни людей, и образование в области естествознания и техники является важнейшей составной частью общего образования. Также важнейшее значение приобретают экологическое образование, формирование мышления, направленного на устойчивое развитие. Ребенок с  самого рождения проявляет исследовательскую активность и  интерес к  окружающим предметам и  их свойствам, а  в  возрасте трех-пяти лет уже обладает необходимыми предпосылками для того, чтобы открывать явления из области биологии, химии или физики, устанавливая и понимая взаимосвязи «если… то…». В своей повседневной жизни ребенок приобретает многообразный опыт соприкосновения с объектами природы — воздухом, водой, огнем, землей (почвой), светом, другими объектами живой и  неживой природы и  т. п. Ему нравится наблюдать природные явления, исследовать их, экспериментировать с ними. Он строит гипотезы и теории, объясняющие явления, знакомится с  первичными закономерностями, делает попытки разбираться во взаимосвязях, присущих этой сфере. Ребенок учится узнавать окружающий мир всеми органами чувств и воспринимать его как незаменимый и ранимый. Он развивает в себе чувство экологической ответственности и  пытается во  взаимодействии с  другими защитить окружающую среду и сохранить ее для последующих поколений. Экологическое образование происходит ежедневно. Экологическое образование и  воспитание призвано внести свой вклад в процесс защиты окружающей среды, помочь дошкольникам найти собственные ответы на вопросы: «Что такое окружающая среда?», «Какое значение я ей придаю?», «Какую роль я играю в  окружающей среде?» Таким образом, экологическое образование и  экологическое воспитание вступают в  тесную связь с развитием личных ценностно-смысловых установок.

Техника.

Современные дети окружены техникой и пользуются ею в повседневной жизни (автомобили, предметы домашнего обихода и предметы первой необходимости, телевизоры, мобильные телефоны, компьютеры…), активно взаимодействуют с  ней и  хотят учиться управлять ею. Естественно-научные объяснения явлений природы и техники в различных формах влияют на формирование картины мира детей, их субъективного опыта. Поэтому адекватное возрасту по форме и содержанию знакомство с явлениями природы и техникой, с  их возможностями и  опасностями являются важной составной частью образовательной программы дошкольной организации. Практические и познавательно-исследовательские действия в области естественных наук и техники одинаково интересны и одинаково значимы и для девочек, и для мальчиков. Возможность свободных практических действий с разнообразными материалами, участие в  элементарных опытах и  экспериментах имеют большое значение для умственного и эмоционально-волевого развития ребенка, способствуют построению целостной картины мира, оказывают стойкий, долговременный эффект. У ребенка формируется осознание того, что пока еще он не может понять всего, что ему понять хотелось  бы, что нужно долго заниматься некоторыми вещами, чтобы понять их. Таким образом, ребенку открывается познавательная перспектива..

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР: ОБЩЕСТВО, ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

Одним из важнейших условий жизнеспособности общества является наличие общих для его членов духовно-нравственных и культурные ценностей. Человек - член общества, носитель и создатель культуры. В дошкольном возрасте у ребенка должны формироваться первичные представления о том, как складывается и развивается культура общества и его отдельных членов. Взаимодействуя с людьми и познавая окружающий мир, ребенок учится воспринимать себя не только как отдельную личность или как члена группы, но и как представителя определенной культурно-исторической общности. Семья как первичная ячейка общества — самое близкое окружение ребенка. Семейные ценности, культура и традиции формируют основу его духовно-нравственных и культурных ценностей. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи, оказание ребенком посильной помощи взрослым влияют на формирование у него представлений о семейном укладе. Одним из первых общественных институтов, с которым сталкивается ребенок после семьи, является дошкольная организация, где он встречается с  детьми и  взрослыми из  различных социальных, этнических и  культурных сред, имеющих различные привычки, убеждения, ценности. По  мере взросления ребенок знакомится с  социокультурной средой своего населенного пункта (района, города), с другими общественными институтами (поликлиникой, больницей, магазином, дорожной полицией и т. д.), с культурными, историческими и религиозными институтами и памятниками. Ребенок получает информацию о том, что было раньше и что есть теперь, познает ценность прошлого и настоящего, традиций и перемен. Он учится уважать других людей, их ценности, достоинство, обычаи. Это социокультурное многообразие помогает ребенку познакомиться с историей родного края, ощутить эмоциональную привязанность к родине и осознать себя как часть большого, разнообразного мира, о котором он может узнать еще больше.

Процесс овладения культурно-историческими и общественными представлениями в раннем и дошкольном возрасте позволяет ребенку: усвоить правила и  нормы жизни в  обществе, научиться понимать их смысл и пользу; получить первичные представления о  современном общественном устройстве, познакомиться с понятиями «семья», «государство» и т. п.; почувствовать, что у  него есть родная земля, корни и  что он является частью сформировавшегося социального окружения; узнать о ценностях родной страны, народа, его традициях и праздниках; получить представления о других странах, народах планеты; укрепить чувство любви к стране, миру, что в дальнейшем не даст развиться равнодушию по отношению к своему окружению;  развивать чувство гражданской идентичности («Я  — гражданин России») и любовь к Родине; получить первичные представления об истории и культуре Отечества; получить представление о  разнообразии культур, ценностей и  интересов, познакомиться с ценностями национальной культуры; получить представление о  многонациональном, конфессиональном характере нашей страны, формировать уважительное отношение к представителям разных религий; научиться вырабатывать совместно с другими детьми и взрослыми правила собственной группы (права и  обязанности), уважать правила других групп (связь с  социально-коммуникативным и  речевым развитием, реализация принципа участия);  развить позитивную самооценку как члена общественной группы, призванного и  способного принимать ответственность за  себя и  долю ответственности за группу; учиться оказывать помощь другим людям и принимать помощь от других; начинать понимать образ жизни и поступки людей с учетом условий, в которых они находятся (например, в тундре зимой холодно и много снега и люди передвигаются на собачьих или оленьих упряжках); получить первичное представление о  различных способах культурно-исторического и  общественного познания (рассматривание наглядных материалов, прослушивание аудиозаписей, посещение культурно-исторических мероприятий и значимых культурно-исторических памятников и мест и т. д.); получить первичное представление о культурно-исторической взаимосвязи; замечать влияние прошлых и  нынешних поступков на  будущее (на  своем примере, на примере своей группы, семьи); познакомиться с разными профессиями, получить первичные представления о разнообразном мире профессий; развить фантазию и креативность с помощью расширения кругозора; познакомиться с  разными видами общественного транспорта: наземным, воздушным, водным, а также с правилами пользования транспортом; научиться пользоваться стационарным и  мобильным телефоном как средствами для коммуникации со своей семьей, друзьями; усвоить первичные представления о  роли денег как средства обмена товарами, услугами и пр.

  • выдвигает гипотезы, предположения;
  • самостоятельно планирует деятельность;
  • выбирает предметы и материалы для самостоятельной деятельности;
  • доводит дело до конца;
  • ребенок формулирует в речи, достигнут или нет результат, делает выводы.

2.1. Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов.

В описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов входит:

  • перечень средств, методов и технологий реализации Программы;
  • описание особенностей образовательной деятельности разных видов и культурных практик (формы совместной деятельности взрослых и детей);
  • способы и направления поддержки детской инициативы (организация свободной самостоятельной деятельности детей);
  • особенности взаимодействия педагогов с семьями воспитанников (обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи, поддержка в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность);
  • иные характеристики содержания Программы, наиболее существенные с точки зрения авторов.

В этом разделе не должно содержаться много текстовых описательных фрагментов. Целесообразно наполнить его схемами и таблицами, которые будут отражать специфику реализации задач и суть используемых педагогических технологий в конкретной группе.

2.2. Способы и направления поддержки детской инициативы

Активность  ребенка  является  основной  формой  его  жизнедеятельности,  необходимым  условием его развития, которая закладывает фундамент и дает перспективы роста интеллектуального, творческого потенциала ребенка.

Использование разнообразного дидактического наглядного материала, способствующего выполнению каждым ребенком действий с различными предметами, величинами.

Организация речевого общения детей, обеспечивающая самостоятельное использование слов, обозначающих математические понятия, явления окружающей действительности.

Организация обучения детей, предполагающая использование детьми совместных действий в освоении различных понятий. Для этого на занятиях дети организуются в микрогруппы по 3-4 человека. Такая организация провоцирует активное речевое общение детей со сверстниками. Организация разнообразных форм взаимодействия: «педагог - дети», «дети - дети».

Направления поддержки детской инициативы.

- позиция педагога при организации жизни детей в детском саду, дающая возможность самостоятельного накопления чувственного опыта и его осмысления.

Основная роль воспитателя - организация ситуаций для познания детьми отношений между предметами, когда ребенок сохраняет в процессе обучения чувство комфортности и уверенности в собственных силах;

- психологическая перестройка позиции педагога на личностно-ориентированное взаимодействие с ребенком в процессе обучения, содержанием которого является формирование у детей средств и способов приобретения знаний в ходе специально организованной самостоятельной деятельности;

- фиксация успеха, достигнутого ребенком, его аргументация создает положительный эмоциональный фон для проведения обучения, способствует возникновению познавательного интереса.

Условия,  необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают:

Обеспечение эмоционального благополучия через:

- непосредственное общение с каждым ребенком;

- уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

Поддержку индивидуальности и инициативы детей через:

- создание  условий  для  свободного  выбора  детьми  деятельности,  участников  совместной деятельности;

- создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;

Установление правил взаимодействия в разных ситуациях:

- создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми;

- развитие коммуникативных способностей детей, позволяющих разрешать конфликтные ситуации со сверстниками;

- развитие умения детей работать в группе сверстников;

Построение вариативного развивающего образования,  ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и сверстниками через:

- создание условий для овладения культурными средствами деятельности;

- организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей;

- поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;

- оценку индивидуального развития детей.

2.3. Примерная модель проектирования части, формируемой участниками образовательных отношений.

МОДЕЛЬ №1:Организации жизнедеятельности детей «План-дело-анализ»

Распорядок дня

Время  

Форма  

Участники  

7.30-9.00

 

9.00–9.10

Приход, общение, игры,

завтрак

Детский совет

(групповой сбор)

 

Воспитатель: модератор

Основной состав группы, воспитатель, гости

(родители и др.); в дни выбора темы проекта и планирования ст. воспитатель, специалисты

ДОУ

9.10–9.50 (10.10)

Работа в центрах

Дети, воспитатель, гости

активности         на         основе самоопределения  

Воспитатель (в вариантах): ведет наблюдения; оказывает помощь и поддержку; обучает желающих детей чему-либо в одном из

центров

(родители воспитанников), по возможности

специалисты ДОУ

До детского совета или после него и работы в центрах

Специально

организованные занятия

(музыкальное, физкультурное)

Основной состав группы  

В         одно         время         с  самостоятельной работой в центрах

Индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия, лечебно-оздоровительные процедуры

Дети, имеющие особые

потребности, специалисты

10.00-10.10

(в         дни,         когда         нет музыкального         или физкультурного занятия) или 10.30-10.40  

Подведение итогов

работы в центрах  

Основной состав группы  

10.40 и далее по обычному расписанию возрастной группы  

 

Подход «План–дело–анализ» основан на обобщении опыта реализации различных программ, ориентированных на ребенка, предполагающих отказ от жесткого расписания с четкими границами между различными фазами работы и  предлагающими гибкость в планировании. Общим для всех вариантов является ритмическое построение дня, выделение в начале дня значительного промежутка времени для свободной активности детей по их выбору. Например, в Монтессори садах это фаза «свободной работы», в вальдорфских садах – свободной игры и т.д.

Технология «План–дело–анализ» обеспечивает детям позицию полноправных субъектов деятельности: влияние на выбор активности  темы образовательной работы, формы работы в рамках проекта; самоопределение в последовательности и общей продолжительности выполнения самостоятельно выбранной деятельности; роль инициаторов, активных участников, а не исполнителей указаний взрослых; реализацию своих интересы, потребностей в учении, общении, игре и других видах деятельности, самостоятельно принимая решение об участии или неучастии в общем проекте или в конкретном действии.  

Воспитатели, специалисты ДОУ, родители воспитанников имеют равные права для внесения в общий план идей о темах, содержании, видах деятельности. Взрослые основывают свою деятельность на понимании и признании потенциальных способностей, возможностей и прав ребенка на свободу, самостоятельное познание окружающего мира во всем его многообразии; предоставляют детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей, очерчивая ее рамками принятой культуры и формируя у воспитанников понимание ответственности за свой выбор, действия и результаты. Задача взрослых состоит не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или для реализации образовательной программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор и спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий. Вместе с тем, взрослые находят то, чему ребенка можно научить, чтобы помочь ему быть успешным.

Формы работы отличаются вариативностью и многообразием. Прилагая максимум усилий для того, чтобы привлечь детей к активному выдвижению идей, обсуждению возможных вариантов и в итоге к выбору темы, к свободному высказыванию мнений по поводу собственной деятельности, взрослые поддерживают их инициативу и креативность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий. Свободная деятельность осуществляется в центрах активности после того, как ребята сделают выбор, спланируют свои действия, выберут место работы и партнеров.  

Принятие решения об индивидуальной работе или сотрудничестве с другими детьми или взрослыми остается за ребенком, вплоть до отказа от участия в общей теме.

 В старших группах подгрупповые и индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, психологом, плановые образовательные или оздоровительные процедуры могут быть обозначены как равнозначный центр активности. В этом случае подгруппа детей будет работать по плану взрослого. Смысл такого подхода состоит в формировании у дошкольников осознанного отношения к оздоровительным, учебным и коррекционным занятиям как необходимому усилию.  

Непосредственное вмешательство взрослого в самостоятельную работу ребенка или работу подгруппы может быть вызвано только поставленными учебными целями (научить чему-либо, провести коррекционную работу и т.п.), конфликтом, не решаемым самими ребятами или ситуациями, когда дети просят помощи взрослого.  

Выбор темы и содержания. Все, что происходит в детском саду и за его стенами, может дать толчок для выбора темы проекта – строящийся по соседству с детским садом дом, возвращение из путешествия с родителями, полученная в подарок книга, приближение праздника. Задача взрослых не в том, чтобы самим выбрать (назначить) одну из предложенных тем, а в том, что бы помочь детям сделать согласованный выбор самостоятельно.  

Совместное планирование. В ходе и в результате совместного обсуждения идей дети и взрослые вырабатывают совместный план действий. Совместное планирование свидетельствует о профессиональной состоятельности воспитателей – умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу; структурирует идеи детей и взрослых по видам деятельности (исследование, чтение, игра, рисование, строительство, кулинария и т. д.), но не устанавливает временной и пространственной закрепленности, то есть оставляет свободу выбора: что и когда делать; сколько раз возвращаться к деятельности или содержанию; с кем в партнерстве; где и как организовать деятельность. Взрослым совместное планирование дает возможность планировать и организовывать индивидуально-коррекционную работу «внутри» той деятельности, которую выбрал сам ребенок.

Взрослые члены команды (воспитатели, старший воспитатель, специалисты) собираются вместе для того, чтобы обсудить выбранную тему и идеи, предложенные детьми.  

Итоговый компонент дневного цикла образовательной деятельности, «План–дело–анализ» – это итоговый сбор. Он проводится ежедневно после того, как дети выполнят задуманное – реализуют свой план в каком-либо центре активности (искусства, науки, математики, строительства, игры, песка и воды и т.

п.). Задачи «Итогового сбора» – предъявить индивидуальные достижения и общие результаты работы в центрах активности; организовать процесс рефлексии, обсудить, насколько полученный результат соответствует задуманному, что помогало и что мешало в достижении цели; наметить последующие шаги (перспективы развития проекта). Еще одна, не менее значимая задача состоит в том,  чтобы осознать чувство удовлетворенности,  пробудить энтузиазм, вселить в детей уверенность в том, что они могут быть успешными.  

Продолжительность работы по теме. В отличие от учебного занятия, работа по теме может длиться столько дней, сколько у взрослых будет сохраняться творческая и методическая готовность поддерживать ее новыми идеями и ресурсами, а у детей – интерес к выбранному содержанию. Продолжительная работа по теме позволяет детям попробовать свои силы в различных видах деятельности именно в то время, когда у них возникает в этом потребность. Иногда ребенок несколько дней подряд только наблюдает за действиями других детей, прежде чем решается включиться в работу. Некоторые дети могут пропустить несколько дней по какой-то причине или не успевать завершить запланированное, в этом случае длительность темы позволяет им включиться в работу в любой момент. В рамках общей темы он может работать над своим индивидуальным проектом.

2.4. Примерное перспективное комплексно-тематическое планирование работы с детьми.

2.5. Система взаимодействия с семьей организации, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих образовательную программу ДО. 

2.5.1. План взаимодействия с родителями воспитанников.

«Здоровье»:

- информирование родителей о факторах, влияющих на физическое здоровье ребенка (спокойное общение, питание, закаливание, движение).

 «Физическая культура»:

- привлечение родителей к участию в совместных с детьми физкультурных праздниках и других мероприятиях)

 «Безопасность»:

- знакомство родителей с опасными для здоровья ребенка ситуациями (дома, на даче, на дороге, в лесу, у водоема) и способами поведения в них;

- информировать родителей о том, что должны делать дети в случаи непредвиденной ситуации; при необходимости звонить по телефонам экстренной помощи – «01», «02», «03»:

«Социализация»

- заинтересовать родителей в развитии игровой деятельности детей, обеспечивающей успешную социализацию, усвоение гендерного поведения;

- сопровождать и поддерживать семью в реализации воспитательных воздействий.

 «Труд»:

- изучить традиции трудового воспитания в семьях воспитанников;

- проводить совместные с родителями конкурсы, акции по благоустройству и озеленению территории детского сада, ориентируясь на потребности и возможности детей и научно обоснованные принципы  и нормативы.

 «Познание»:

- ориентировать родителей на развитие у ребенка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками;

- совместно с родителями планировать маршруты выходного дня к историческим, памятным местам отдыха горожан (сельчан).

 «Коммуникация»:

- развивать у родителей навыки общения, используя семейные ассамблеи, коммуникативные тренинги.

- демонстрировать ценность и уместность как делового так и эмоционального общения.

 «Чтение художественной литературы»:

- доказывать родителям ценность домашнего чтения;

- поддерживать контакты семьи с детской библиотекой. «Художественное творчество»:

- поддержать стремление родителей развивать художественную деятельность детей в детском саду и дома;

- привлекать родителей к активным формам совместной  с детьми деятельности способствующим возникновению творческого вдохновения.

 «Музыка»:

- раскрыть возможности музыки как средства благоприятного воздействия на психическое здоровье ребенка.

- информировать родителей о концертах профессиональных и самодеятельных коллективов, проходящих в учреждениях дополнительного образования и культуры.

2.5.2. Описание по образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития речи.

Создание условий для получения образования детьми с учетом их речевых особенностей является основной задачей в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья. Это должно быть:

∙ создание развивающей предметно-пространственной среды в группе, адекватной общим и особым образовательным потребностям, физически и эмоционально комфортной для ребенка с ОВЗ, открытой для его родителей (законных представителей), гарантирующей сохранение и укрепление физического и психологического здоровья обучающихся;

∙ взаимодействие участников коррекционного образовательного процесса;

∙ использование в образовательном процессе современных коррекционных технологий, адекватных образовательным потребностям детей с ОВЗ;

∙ обеспечение дифференцированных условий (оптимальный режим учебных нагрузок)

∙ учёт индивидуальных особенностей ребёнка на адекватной возрасту форме работы с детьми - игровой деятельности, соблюдение комфортного психо-эмоционального режима;

∙ использование современных педагогических технологий, в том числе информационных, компьютерных для оптимизации образовательного процесса, повышения его эффективности;

∙ использование специальных методов, приёмов, средств обучения, специализированных образовательных и коррекционных программ, ориентированных на особые образовательные потребности детей;

∙ дифференцированное и индивидуализированное обучение с учётом специфики нарушения развития ребёнка; комплексное воздействие на обучающегося, осуществляемое на индивидуальных и групповых коррекционных занятиях);

∙ обеспечение здоровье сберегающих условий (оздоровительный и охранительный режим, укрепление физического и психического здоровья, профилактика физических, умственных и психологических перегрузок воспитанников, соблюдение санитарно – гигиенических правил и норм);

∙ Обеспечение участия всех детей с ОВЗ, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно – развлекательных, спортивно – оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

III. Организация образовательного процесса.

3.1. Материально – техническое обеспечение Программы.

Для обеспечения программы в группе есть:

  • интерактивная доска;
  • компьютер;
  • телевизор;
  • CD – магнитола.

3.2. Обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания.

Список литературы:

  1. Геометрическая мозаика в интегрированных занятий В.П. Новикова;
  2. Трудовое воспитание дошкольников Н.В. Лабутина;
  3. Конструирование в детском саду старшая группа И.А. Лыкова;
  4. Конструирование в детском саду подготовительная группа И.А. Лыкова;
  5. Развитие речи детей 5 – 7 лет О.С. Ушакова;
  6. Обучение творческому рассказыванию детей 5 – 7 лет Л.М. Греб;
  7. Ознакомление дошкольников с литературой и развитием речи О.С. Ушакова;
  8. Хрестоматия подготовительная группа в детском саду;
  9. Полная хрестоматия для дошкольников 2кн С.Д. Томилова;
  10. Сказки о предметах и их свойствах Е.А. Алябьева;
  11. Азбука вежливости Л. Васильева – Гангнус;
  12. Беседы о Великой Отечественной войне Т.А. Шорыгина;
  13. Школа дорожных знаков О.В. Старцева;
  14. Организация Непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе Т.М. Бондаренко;
  15. Подвижные игры на прогулке Е.А. Бабенкова;
  16. Простые опыты с воздухом М. Султанова;
  17. Изобразительная деятельность в детском саду старшая группа И.А. Лыкова;
  18. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная группа И.А. Лыкова;
  19. Физические занятия с элементами логоритмики С.Ф. Копылова;
  20. Подвижные тематические игры для дошкольников Т.В. Лисина;
  21. Социально – нравственное воспитание дошкольников в формировании представлений об этикете С.В. Конкевич;
  22. Укрепление здоровья ребенка в детском саду М.Е. Верховкина;
  23. Моделирование игрового опыта детей на основе сюжетно – ролевых игр Т.В. Березенкова;
  24. Театрализованные игры с детьми от 2 лет Т.А. Рокитянская;
  25. Букварь Н.С. Жукова

3.3. Организация режима пребывания детей в группе.

Приложение № 1

3.4. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий.

В основе лежит комплексно-тематическое планирование воспитательно-образовательной работы в ДОУ

Цель: построение воспитательно – образовательного процесса, направленного на обеспечение единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач, с учетом интеграции на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму» с учетом контингента воспитанников, их индивидуальных и возрастных особенностей, социального заказа родителей.

Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения программы являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:

• явлениям нравственной жизни ребенка

• окружающей природе

• миру искусства и литературы

• традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям

• событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (родной город, День народного единства, День защитника Отечества и др.)

• сезонным явлениям

• народной культуре и традициям.

В связи с этим в группе запланированы мероприятия:

  • «Здравствуй, детский сад»;
  • «Удивительный Космос»;
  • «День Победы»;
  • «Мой город Новосибирск»;
  • «Ивана Купала»;
  • «День семьи, любви и верности»
  • «День здоровья».

3.5. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды.

Предметно-пространственная среда ДОО является одним из основных средств, формирующих личность ребенка, источником получения знаний и социального опыта. Так как именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент начальных знаний об окружающем мире, культура взаимоотношений ребенка с взрослыми и детьми.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде.

Предметно-пространственная среда должна быть:

•        содержательно насыщенной (оснащено средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием и т.д.)

•        трансформируемой (изменение ПРС в зависимости от образовательной ситуации, меняющихся интересов и возможностей детей);

•        полифункциональной (разнообразное использование различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов и т.д);

•        вариативной (наличие в группе различных пространств, а так же разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей);

•        доступной;

•        безопасной.

Предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию  потенциала пространства Организации;

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей;

Предметно-пространственная среда должна обеспечивать реализацию различных образовательных программ;

Согласно ФГОС пространство группы может организовываться в виде различных зон («центров», «уголков»), оснащенных большим количеством развивающих материалов.

В среде необходимо выделить следующие зоны для разного рода видов активности:

1 - рабочая

2 - активная

3 – спокойная

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей с помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом, способствующий формированию единой предметно- пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько предметно - развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в одну или несколько многофункциональных сред.

Центры в группе «Светофорчик»:

  1. Изобразительное искусство;
  2. Сенсорики;
  3. Патриотическое воспитание;
  4. Развивающие и дидактические игры;
  5. «Школа безопасности»;
  6. Гараж;
  7. Мое настроение;
  8. Физкульт – Ура;
  9. Салон красоты «Кудряшка»
  10. Библиотеки с художественной и познавательной литературой;
  11.  Веселые нотки;
  12.  Сюжетно – ролевые игры;
  13.  Театральная студия «Колобок»;
  14.  «Мой гардероб»;
  15.  Кухня и гостиная;
  16.  «Русская изба»;
  17.  Экспериментирование «Веселая наука»;
  18.  «Мы дежурим»;
  19.  «Веселая азбука»;
  20.  «Математика»;
  21.  «Я пришел!»

3.6. Педагогическая диагностика

Реализация Программы в соответствии с требованиями ФГОС ДО предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником

в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития дошкольников, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).

Педагогическая диагностика проводится в виде мониторинга, что предполагает заполнение индивидуальных карт развития ребенка.

Суть педагогической диагностики заключается в том, что при оценке индивидуального развития воспитанников мы соблюдаем два основополагающих принципа:

• не присваиваем критериям развития ребенка

числовую характеристику;

• не сравниваем индивидуальные достижения воспитанников межу собой.

Инструментарий  для  педагогической  диагностики — индивидуальные карты детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка в ходе:

• коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы  установления  и  поддержания  контакта,  принятия  совместных  решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);

• игровой деятельности;

• познавательной  деятельности  (как  идет  развитие  детских  способностей, познавательной активности);

• проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);

• художественной деятельности;

• физического развития.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка,

построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

В ходе образовательной деятельности педагоги должны создавать диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.

С этой целью используются индивидуальные карты детского развития с рекомендациями по выстраиванию индивидуальной траектории развития каждого ребенка данной возрастной подготовительной группы (приложение 1) утвержденные  педагогическим советом ДОО.

IV. Приложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности (проектная деятельность)»

Актуальность данной темы В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также услови...

«Развитие детской инициативы в процессе поисково-познавательной деятельности средствами квест- технологии»

Эксперимент – кратковременного исследования , на примере квест- путешествия в средней группе «В гости к Водяному» организованное педагогом, которое безопасно знакомит детей с различн...

Рабочая программа "Развитие исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности детей шестого года жизни"

Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности у детей шестого года жизни.  Программа состав...

Мастер – класс: «Развитие детской инициативы в процессе проектной деятельности»

Мастер – класс:«Развитие детской инициативы в процессе проектной деятельности»...

Мастер-класс для педагогов «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей

Мастер-класс для педагогов«Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей...

Из опыта – работы: «Поддержка детской инициативы в процессе исследовательской деятельности детей раннего возраста»

laquo;Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при...

консультация на тему: "Эффективные формы работы с детьми для развития детской инициативы в процессе музыкальной деятельности"

Данная консультация предназначена для музыкальных руководителей ДОУ и содержит материал по использованию эффективных форм работы с детьми для поддержки детской инициативы в процессе музыкальной деятел...