«Развитие детской инициативы в процессе поисково-познавательной деятельности средствами квест- технологии»
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа)
Эксперимент – кратковременного исследования , на примере квест- путешествия в средней группе «В гости к Водяному» организованное педагогом, которое безопасно знакомит детей с различными свойствами воды.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Развитие детской инициативы в процессе поисково-познавательной деятельности средствами квест- технологии»
2 СЛАЙД
Экспериментирование является ведущей деятельностью в развитии ребёнка любого возраста, пронизывая все сферы детской деятельности. Маленький ребенок - уже исследователь, который проводит свои наблюдения-эксперименты– исследую всё вокруг себя.
«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков)
ФГОС требует
- поддержки детской инициативы
- самостоятельного активного выбора детьми вида деятельности
- формирования познавательных интересов
- самостоятельного добывания знаний детьми
- развития поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.
3 СЛАЙД
Поисково-исследовательская деятельность может быть организована на:
- Активности самого ребенка: сам ставит цели, ищет пути и способы их достижения, удовлетворяя свои потребности, интересы и волю
- Организуется взрослым, который показывает ребенку алгоритм действий в поисково-исследовательской деятельности.
4 СЛАЙД
Хочу рассказать об организации – кратковременного исследования, на примере квест- путешествия в средней группе «В гости к Водяному», которое безопасно знакомит детей со свойствами воды.
Все дети очень любят смотреть мультики. И легенда исследовательского квеста «В гости к Водяному» появилась после просмотра мультфильма «Летучий корабль». Нам очень жаль Водяного, которому «Летать охото...» Решили мы отправиться в его Подводное Царство и развеять его грусть-тоску, а заодно узнать что-нибудь новенькое.
5 СЛАЙД
Цель нашего путешествия: формирование любознательность в процессе расширения представлений детей о свойствах воды.
Задачи: - развитие сообразительности и самостоятельности мышления детей в решении возникающих задач.
- закреплять умение детей работать в команде.
6 СЛАЙД
Легенда - введение в игровую ситуацию:
Водяной, оказывается, поселился у нас в детском саду – было решено найти его Царство, преодолевая сложности на своем пути. Только вот где же его нам найти... Может быть, он оставил какие-то следы?
7 СЛАЙД
Проблемная ситуация: множество дорожек из разных следов голубого цвета (цвет воды), правильная только одна из капелек воды, остальные тупиковые. Мы выбрали верный маршрут, исследовав все пути, идем в исследовательскую лабораторию по капелькам воды. И собирая подсказки: Все, что встретишь на своем пути – возьми с собой, пригодится! А вот и Водяной!!!
8 СЛАЙД
И тут новая проблемная ситуация: Шалости Водяного, который разложил яйца Курочки-Пеструшки в высокие колбы. Как их достать и помочь Курочке спасти будущих цыплят? Что мы только не предполагали: перевернуть колбы, попробовать достать палочками, но это опасно! Можно расколоть яйца! Водяной только хитро похихикивает и потирает руки. Тогда ребята предложили налить в колбы воды... и ничего не случилось... Только яйца теперь под водой, как их достать??? Затем мы вспомнили, что по дороге собрали мешочки... А что там? Соль? Надо насыпать соль в колбы, насыпали по щепотке, ничего ... яйца на дне колб...
9 СЛАЙД
Таз с водой! Зачем он нам? Может растворить много соли в воде? Растворяем. Что делать дальше? Попробуем налить в колбы, что получиться? Ура! Яйца всплыли на поверхность воды в колбах.
Открытие нового знания: соленая вода выталкивает яйцо, и оно поднимается со дна банки!
Будущие цыплята спасены! Курочка-Пеструшка подарила нам чистую минеральную воду и попросила никогда не пить воду из открытых водоемов!
10 СЛАЙД
Открытие нового знания: в воде есть воздух!
Мы попробовали на вкус водичку, которую нам дала Курочка! Какие пузырьки интересные в воде! Щекочут нос... А Водяной говорит: - А в моей болотной воде тоже есть пузырьки!!!
Воздуха пузырьки! Они помогают рыбе плавать, как подводная лодка – всплывать и снова опускаться на дно.
И как же это так получается ??? Стало нам очень интересно увидеть воздух в воде своими глазами!
И Водяной нас попросил налить в колбы чистой вкусной воды... Нам Курочка дала такую воду! – вспомнили мы... И бросить в нее виноградинку, которая чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но, на нее, тут же, начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но, на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».
11 СЛАЙД
Мы поблагодарили Водяного за интересные эксперименты и попросили не обижать своими шалостями других!
И в подарок Водяной дал нам чистую воду, чтобы мы угостили своих друзей!
12 СЛАЙД
Эксперимент - наблюдение, на примере длительного проекта с использованием квест- технологий в средней группе «Куда морковка прячет семена?»
Сюрпризный момент нашего проекта: Заяц Стёпа пришел в гости. Очень хотел кушать...
Проблемная ситуация: Что делать? Чем накормить Стёпу?
13 – 14 СЛАЙД
И тут мы увидели подсказку: корзину с овощами: огурцы, помидоры, болгарский перец, морковь.
И что же может накормить зайца салатом из огурцов и помидоров? Нет! Морковка, но она одна... Съест ее зайка и опять голодать будет. Что же делать? Может вырастить огород? А где взять семена морковки? А какие они? Попросить у мамы или купить... Надо посмотреть внутри овощей – предложили ребята. Смотрим, пробуем на вкус, добираемся до моркови... А семян внутри нет!
Возникает новая проблемная ситуация: «Как увидеть семена моркови? Где она их прячет?»
15 – 16 СЛАЙД
Вспоминаем о том, где можно встретить овощи... Как называются части растений... Морковь – это и есть корень морковного растения. Завернув ее во влажную ткань, через некоторое время мы увидели маленькие тоненькие корешки, которые будут питать основной корень растения.
Надо морковку посадить! – предложили дети, и тогда на ней вырастут семена, как у огурца или помидора. Семена укропа, шнит-лука, петрушки и моркови, которые принесли из дома, мы тоже посеяли, предположив, что вырастут морковки или семена моркови.
17 – 20 СЛАЙД
Наблюдаем за ростом и развитием нашего растения, фиксируя результаты
в календаре наблюдений.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/05/31/picture-401530-1401539325.jpg)
презентация «Развитие детской инициативы в разных видах деятельности (проектная деятельность)»
Актуальность данной темы В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также услови...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/01/picture-817005-1517486972.jpg)
Развитие детской инициативы посредством организации совместной деятельности с родителями
Ребенок дошкольного возраста неутомимый исследователь, который хочет все знать, все понять, во всем разобраться, у него своеобразное, особое видение окружающего мира, он смотрит вокруг на происходящее...
Мастер – класс: «Развитие детской инициативы в процессе проектной деятельности»
Мастер – класс:«Развитие детской инициативы в процессе проектной деятельности»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/27/picture-1231977-1616850080.jpg)
Развитие детской инициативы через организацию экспериментальной деятельности.
Инициативность — Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность в дошкольном возрасте – это действие, направленное на преодоление наличной ситуации в соотв...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/22/picture-1322003-1616433856.jpg)
Развитие детской инициативы у дошкольников в деятельности
У ребенка своеобразное, особое видение окружающего мира. Он смотрит вокруг на происходящее с восторгом и удивлением и открывает для себя чудесный мир, где много интересных предметов и вещей, событий и...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/05/picture-777376-1459846473.jpg)
«Развитие детской инициативы в разных видах деятельности».
Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования принципиально меняют содержание и организацию образовательного процесса на уровне дошкольного образования. В основе обновл...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/22/picture-171909-1416673190.jpg)
Муниципальный методический семинар «Развитие детской инициативы через использование комплекса современных педагогических технологий»
Уважаемые гости тема нашего семинара «Развитие детской инициативычерез использование комплекса современных педагогических технологий»СЛ. 2. Современный мир динамичен и меняется, поэтому об...