Рабочая программа "Развитие исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности детей шестого года жизни"
рабочая программа (старшая группа)
Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности у детей шестого года жизни. Программа составлена на основе примерной образовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой, издательство «Детство-Пресс» , 2011 г. Содержание программы предусматривает разные виды совместной и самостоятельной детской деятельности, активное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prilozhenie_no1_rabochaya_programma_po_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 90.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка – детский сад №16 «Белочка»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Развитие исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности у детей шестого года жизни».
(старшая группа, возраст детей 5-6 лет).
Разработала:воспитатель
Изосимова Наталья Анатольевна,
г. Бердск
I.Пояснительная записка.
Данная программа описывает содержание образовательной деятельности по развитию исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности у детей шестого года жизни. Программа составлена на основе примерной образовательной программы «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, З. А. Михайловой, издательство «Детство-Пресс» , 2011 г. Срок реализации программы 1 год. При написании рабочей программы использованы следующие нормативные документы:
Деятельность по реализации программы осуществляется на основе следующих нормативных документов:
- Федеральный закон 29.12.2012 № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 – 13» «Санитарно-эпидемические требования к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных организаций»;
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»;
- План мероприятий («дорожная карта») к Стратегии развития системы образования г. Бердска на 2014-2020 годы.
Содержание программы предусматривает разные виды совместной и самостоятельной детской деятельности, активное взаимодействие с семьями воспитанников и педагогами. В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, инициативы, исследовательской активности. Задача воспитания такой личности стоит на всех ступенях образования. Уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско- творческое отношение к миру. Наиболее активно такое отношение к миру проявляет себя на ступени старшего дошкольного возраста. Широкие возможности для развития исследовательской активности старшего дошкольника открывает экспериментирование с различными объектами и материалами.
Исследовательски активным, считается такой ребёнок, который проявляет целеустремлённость в экспериментировании, осуществляет настойчивый исследовательский поиск ответа на возникшие проблемы, привлекает разные средства для достижения цели, не пасует перед трудностями, не отказывается от своей идеи, а с удовольствием возвращается к этой деятельности, ищет новые способы и средства достижения цели.
В современных исследованиях ( Н. Н. Поддьяков, А. Н. Поддьяков, О. В. Дыбина, А. И. Савенков, И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир, Г. П. Тугушева, А. Е. Чистякова, О. В. Афанасьева) детское экспериментирование рассматривается как практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольником свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.
В экспериментировании ребёнок выступает в роли исследователя, который самостоятельно и активно познаёт окружающий мир, используя разнообразные способы воздействия на него.
Исследовательская активность старшего дошкольника может быть рассмотрена как самостоятельная, инициативная деятельность, которую ребёнок предпринимает для познания новых для него свойств и качеств объектов окружающего мира и настойчивого поиска решения значимых для него проблем ( А. Н. Поддьякова, О. Л. Князева, Н. Е. Веракса).
Исследовательская активность проявляется:
- в направленном интересе ребёнка к определённым проблемам или объектам, который он удовлетворяет с помощью экспериментирования;
- в активном стремлении найти способ решения проблемы;
- в настойчивости исследовательского и желания его продолжить, несмотря на результат;
- в способности анализировать и оценивать результаты экспериментирования;
- в сохранении интереса к дальнейшему исследовательскому поиску.
Педагогические наблюдения за детьми показывают, что многие дошкольники не достигают в экспериментировании достаточного уровня исследовательской активности. Они не проявляют устойчивого интереса к экспериментированию, затрудняются выдвинуть предположения о возможных способах решения проблемы, отказываются от исследовательского поиска, вместо комбинаторного перебора вариантов решения ограничиваются простым манипулированием с предметами и материалами, при первых возникших трудностях отказываются от продолжения экспериментирования. Несформированность исследовательской активности обедняет познавательный опыт детей и не позволяет им пережить радость самостоятельного открытия нового. Реализация данной программы позволит создать оптимальные условия для развития исследовательской активности старших дошкольников.
Цель программы: Создание условий для развития исследовательской активности в процессе экспериментальной деятельности у детей шестого года жизни.
Задачи:
- формировать интерес к экспериментированию с предметами и материалами в интегрированных видах совместной деятельности;
- развивать самостоятельность детей в процессе исследовательской деятельности;
- упражнять детей в использовании разных способов познания: обследовании объектов, установлении связей между способом обследования и познаваемым свойством объекта, сравнении по разным основаниям;
- побуждать детей к активности в разных видах познавательной деятельности; в экспериментировании, рассуждениях, выдвижении проблем, проявлении сообразительности в процессе их решения.
При определении цели, задач, содержания программы учтены возрастные особенности детей шестого года жизни.
Для детей 5-6 лет характерно формирование возможности саморегуляции, когда дети начинают предъявлять к себе те требования, которые раньше предъявлялись им взрослыми; происходит осознание общепринятых норм и правил поведения, формирование социальных представлений морального плана. Дети испытывают высокую потребность в общении со сверстниками, в деятельности ориентируются на сверстников. В игре существенное место занимает совместное обсуждение правил игры. Игровые действия отличаются разнообразием; вне игры общение становится менее ситуативным. У детей преобладает наглядно-образное мышление, которое позволяет решать сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств (моделей, схем, чертежей). Дети строят игровые и деловые диалоги, осваивают правила речевого этикета, пользуются прямой и косвенной речью.
Они способны передать в описательных и повествовательных монологах состояние героя, его настроение, отношение к событию, используя эпитеты и сравнения; творческие проявления становятся более осознанными и направленными, образные средства выразительности продумываются и подбираются детьми сознательно. В разных видах продуктивной деятельности замысел ведет за собой изображение.
При разработке программы учтены основные принципы дошкольного образования:
- полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста) обогащение (амплификация) детского развития;
- построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
- содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребёнка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
- сотрудничество организации с семьёй;
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности;
- возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
- учёт этнокультурной ситуации развития детей.
Эффективность образовательного процесса зависит от установления доверительных отношений с родителями воспитанников, которые являются прямыми участниками реализации рабочей программы.
Для реализации рабочей программы создана обогащённая развивающая предметно –пространственная среда. В группе имеется уголок «Почемучка», в котором широко представлено разнообразное оборудование и материалы, где дети самостоятельно могут поиграть с предметами и выявить их свойства и качества.
Планируемые результаты реализации программы.
- дети проявляют интерес к проблеме, принимают поставленную задачу;
- активно стремятся к разрешению проблемы, анализируя исходное состояние ситуации, высказывая предположения по способам её решения;
- поисковая деятельность у детей разворачивается как практические, пробующие действия, направленные на выявление новых свойств объекта;
- дети проявляют настойчивость, самостоятельность, умение планировать деятельность и прогнозировать результат, выражая эмоциональное удовлетворение, желая продолжать экспериментировать.
II Содержание образовательной деятельности
Перспективный комплексно - тематический план реализации программы
( возраст детей 5-6 лет)
Месяц | Тема недели | Содержание деятельности | Задачи | Взаимодействие с родителями |
Сентябрь | 1«Мой любимый город» 2.«Овощи и фрукты» 3.«Цветы» 4. «Осень» | Проблемный вопрос: «Зачем нужна вода?» Опыт: «Вода не имеет формы, запаха, вкуса», «Вода нужна всем», «Зависимость состояния воды от температуры», «Смачивание», «Очистка грязной воды», «Этот цветной мир» (с цветными стеклышками) «тризовская» игра: «Что будет, если…?»; «Хорошо-плохо» - Дидактическая игра: «Кто больше назовет объектов»; - рисование «Любимый уголок моего города»; Проблемный вопрос: «Почему многие овощи и фрукты называют сочными?» Опыт: «Получение овощного (фруктового) сока разными способами»; Игра-экспериментирование: «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус»; «Хорошо – плохо»; »Наоборот»; »Что это такое»; «Полиномы фантазии» д/игра: «Узнай по описанию и назови» Игра: «Раз, два, три… ко мне беги!» -Беседа с детьми о садовых, комнатных и полевых цветах, их сходство и различие, по цвету и форме; Опыт: «Значение воды в жизни цветкового растения»; Опыт: «Условия, необходимые для жизни комнатных растений»(свет, вода, почва); -рассматривание цветочной пыльцы в микроскопы с зарисовкой; Опыт: «Установление способности растения (Колеуса) к поиску света»; Экспериментальная деятельность: «Изготовление духов из герани» «тризовская» игра: «Теремок», «Угадай по описанию». Проблемный вопрос: «Что нам осень принесла?»; Экспериментальная деятельность: «Изучение свойств почвы»; Опыт: «Состав почвы (песок +вода, глина +вода, земля +вода); Опыт: «Свойства рассеянного песка»; Опыт: «Свойства песка («Песчаный конус», «Своды и тоннели»); Опыт: «Водопроницаемость песка и глины»; Опыт: «Зависимость состояния почвы от температуры»; Опыт: «Жизненный цикл плодовой мушки» Исследовательская деятельность: рассматривание листьев разного цвета с одного дерева (обратить внимание на то, как лист постепенно меняет цвет). Дидактическая игра «Составь парочку». | - Прививать любовь к отечеству, гордости за её культуру; формировать социальную позицию участника и созидателя общественной жизни. –Воспитывать интерес и любовь к родному городу. - Расширять представления детей о труде на полях, садах осенью; - Систематизировать знания детей по теме: "Овощи и фрукты". - Формировать у детей приёмы фантазирования: оживление, динамизация, изменение законов природы, уменьшение, увеличение предметов, приём эмпатии, учить находить сходство и различие в различных предметах, видеть пользу и вред (хорошее и плохое) в одном предмете, объекте. - Создавать условия, стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытию творческого и интеллектуального потенциала дошкольников, вовлечение их в практическую деятельность. - Формировать основы экологической культуры дошкольников через практическую деятельность с живыми объектами. - Способствовать формированию осознанного отношения к процессу наблюдения. -Упражнять в подборе рифмующихся слов; - Познакомить с рифмой, воспитывать интерес к словотворчеству | Выставка книг, создание альбома с фотографиями, консультации с родителями. Создание папки-передвижки «О пользе овощей и фруктов» или « Витамины в саду и на грядке»; Конкурс совместных работ детей и родителей «Дары осени» - поделки с детьми из овощей фруктов и природного материала. Анкетирование родителей «Детское экспериментирование в семье». -оформление фотоальбома с информацией о культурных растениях; -выставка «Цветочные фантазии» Совместный сбор информации по теме; -создание папки передвижки; -Разработка маршрутов выходного дня: экскурсия по осеннему лесу; -праздник осени. |
Октябрь | 1.«Хлеб всему голова» 2.«Перелётные птицы» 3.«Мой любимый детский сад» 4. «Деревья и кустарники» | Проблемный вопрос: «Откуда хлеб на стол пришёл?»; Экспериментальная деятельность «Из чего состоит тесто?»; «Изготовление песочного теста для печенья»; Совместная деятельность: «Мы стряпаем вкусное угощение к чаю»; Совместная деятельность: «Изучение свойств растительных масел»; Совместная деятельность: «Угостим малышей сдобными сухариками»; Опыт: «Выращивание грибка под названием «Хлебная плесень» Проблемный вопрос: «Почему гусь и утка, купаясь в реке, не намокают?»; Опыт: «Исследование свойств птичьего пера»; Опыт: «Тонет - не тонет» Волшебный экран (системный оператор); «Наоборот»; «Польза – вред»; «Полиномы фантазии»; «Хорошо – плохо». Проблемный вопрос: «Почему гусь и утка, купаясь в реке, не намокают?»; Опыт: «Исследование свойств птичьего пера»; Опыт: «Тонет - не тонет». Совместная деятельность: «Из чего сделаны игрушки?»; Изучение свойств дерева, пластмассы, металла; Опыт: «Тонет- не тонет», «Притягивается- не притягивается»; Совместная деятельность: «Кораблик из бумаги и скорлупки грецкого ореха»; Проблемный вопрос: «Зачем нужно проветривание?»; Опыт: «Как увидеть воздух?», «Воздух занимает место»; Опыт: «Песочные часы»; Совместная деятельность: «Изготовление модели календаря» Беседа «Чем отличаются деревья от кустарников?»; Опыт: «Определение возраста дерева по спилу»; Рассматривание следов людей, птиц, зверей; Наблюдение: «Необходимость света для роста растений»; Совместная деятельность: «Защитные свойства снега», опыты со снегом. Игра: «Догадайся где, чей след», с помощью игры ТРИЗ «Круги Луллия». | - Создавать условия для открытий новых знаний в исследовательской деятельности; - Формировать у детей представление о ценности хлеба; -Развивать мыслительные способности детей. - Создать условия для развития познавательных действий; -Формировать представления о перелётных птицах; - Обогащать и расширять знания детей о внешнем виде птиц; - Развивать умение находить общее и то, чем птицы отличаются друг от друга, из чего состоят и частью чего являются, среда обитания и поведение в природе в разное время года; - Развивать умение изменять свои суждения в последовательной форме, используя игру «Хорошо – плохо» учить детей видеть хорошее и плохое в одном объекте; - Развивать мышление, воображение, память, развивать речь детей; - Обогащать словарный запас детей, воспитывать любовь к пернатым. - Формировать у детей духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному детскому саду. - Формировать основы естественно-научных и экологических понятий посредством опытно-экспериментальной деятельности детей. | Оказание помощи в организации выставки хлебной выпечки; - семейные посиделки «Хлеб как семейная реликвия» Участвовать в создании детской книжки—малышки «Птицы нашего края»; Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Участвовать в создании детской книжки—малышки «Птицы нашего края»; Консультация: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях» Выставка рисунков:«Мой любимый детский сад»; подборка фотографий выпускников для создания альбома «Мои родные и близкие – выпускники детского сада». Оформление папки «Мои открытия». Изготовление поделки «Чудесное деревце»; Создание группового альбома «Деревья и кустарники нашего города»; Домашнее задание «Сочини сказку о дереве, кустарнике» |
Ноябрь | 1.«Домашние животные» 2. «Любимые игрушки» 3. «Что нам стоит дом построить?» 4.«Дикие животные» | Проблемный вопрос: «Как маскируются животные?»; Опыт: «Видно, невидно?», «Как кошка языком чистит шерстку» Игра: «Живая и неживая природа». д/игра «Хорошо – плохо»; «Чудесное животное» Проблемный вопрос: «Почему игрушки надо всегда мыть с мылом?»; Опыт: «Моем игрушки холодной водой, горячей водой, тёплой водой с мылом»; Совместная деятельность: «Изучение свойств ткани и бумаги»; Совместная деятельность: «Изучение свойств резины» Опыт: «Сравнение свойств песка и глины»; Совместная деятельность: «Архитекторы выбирают материалы для постройки дома?» Проблемный вопрос: «Почему воздух, вдыхаемый человеком, так же, как и другими живыми существами, содержит водяной пар?»; Опыт: «Определение капелек влаги на зеркальце» Совместная деятельность: «Определение возможности проживания верблюдов в пустыне, неделями обходясь без воды». | - Расширять представления детей о животном мире; Побуждать детей восхищаться красотой родной природы; Формировать основы экологического мировоззрения; - Развитие мыслительных действий – суждения, аналитико-синетические, выводы; - Способствовать осознанию детьми особого отношения (забота, внимание) людей к домашним животным -какие полезные качества можно взять от разных домашних животных. -Расширять поисково-исследовательскую деятельность посредством художественной литературы, игры - драматизации, дизайна; - Формировать коммуникативные навыки, опыт взаимодействия; - Формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию. - Уточнить знания детей о строительных профессиях. - Совершенствовать умение объединять и группировать профессии людей по общему признаку; - Познакомить с историей развития строительства с древних времён. - Способствовать формированию знаний о том, что животные по-разному приспособлены к жизни зимой. | Совместно с родителями создание коллекции игрушек «Наши любимые животные» Беседы с родителями о детской деятельности: чем любят заниматься, во что играть, любимые игрушки; - создание коллажа «Любимые игрушки детей». Консультация на тему: «Игры с ребенком в зимний период» Подбор иллюстраций по теме «Строительство» Создание альбома «Какие бывают дома»; Привлечь родителей к участию в подготовке к драматизации сказки «Заюшкина избушка». Выставка рисунков и поделок на тему «Дикие животные» |
Декабрь | 1.«Зимние забавы» 2. « Город мастеров» 3.«Телевидение» 4.«Новый год» | Беседа на тему: «Игры зимой» Опыт: «Измерение глубины сугробов»; Опыт: «Морозный узор»; Опыт: «Снег и лёд под воздействием высокой температуры»; Опыт: «Что тяжелее: снег или земля?» Игры- эксперименты с изобразительными свойствами и материалами; «Получение новых цветов и оттенков», «Разбеливание цвета», «Рисование по сырому», «Рисование с использованием нетрадиционных техник: монотипия, кляксография, процарапывание Беседа на тему: «Телевидение» его вред Вред и польза. Опыт: «На каком расстоянии от телевизора лучше всего смотреть мультик?» ТРИЗ игра: «Хорошо - плохо…» Изготовление из природного и бросового материала украшений для группы и ёлочки; ТРИЗ игра: «Да-нет-ка (на различение хвойных пород деревьев). Рисование «Я мечтаю о подарках» (нарисуй подарок, а мы угадаем…). | - Закрепить знания детей о зимних забавах. - Развивать у детей любознательность. - Познакомить со свойствами воды. - Формировать умение создавать декоративные композиции по мотивам народных росписей. - Формировать коммуникативные навыки, опыт взаимодействия; - Формировать интерес к исследовательской деятельности и экспериментированию. - Дать представление о телевидении как неотъемлемой части современной жизни, истории его изобретения, совершенствования, о профессиях людей работающих на телевидении. - Формировать основы праздничной культуры; - Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желания активно участвовать в его подготовке; - Поощрять стремление поздравить близких с праздником, преподнести подарки, сделанные своими руками. -Развивать творческие способности детей, воображение; -Побуждать к участию в коллективном обсуждении рисунков. | Создание миниальбома «Зимние забавы»; Консультация для родителей «Чем занять ребенка на улице в зимний период» Выставка «Умелые руки». Досуг: « Моя любимая телепередача» Изготовление макета телевизора. Анкетирование родителей «Ребенок и телевидение», подготовка памятки «Просмотр передач». Конкурс «Елочная игрушка» (для детей и родителей). Праздник Новый годСовместная деятельность в мастерской Деда Мороза: «Новогоднее украшение своими руками» (детско-родительская группа). Изготовление почтового ящика «Для Деда Мороза» для писем. (информация для родителей о желаниях ребенка на праздник Новый год). Индивидуальные консультации: «Что подарить ребенку на Новый год». |
Январь | 3.«Народные праздники» 4.«На холодном Севере» 5. «Кто я, какой я?» (я и моё тело) | Беседа о русском народном творчестве, о русских народных обрядовых песнях, знакомятся с музыкальными инструментами, Колядки внутри детского сада. Проблемный вопрос: «Почему тепло от пальцев нагревает жидкость в термометре?»; Опыт: «Как работает термометр» Совместная деятельность: «Снег(где быстрее тает - в лесу или в городе, на открытом пространстве или возле деревьев, с какой стороны?)» Работа с морфологической таблицей. Беседа на тему: «Кто я?» Загадки о строении тела человека; Опыт «Что же там шумит?»; Совместная деятельность: «Поднесём близко к уху морскую раковину» Дидактические игры: «Карусель», «Угадай по звуку", «Узнай по запаху», «Узнай по вкусу»; .«Скажи - по другому»; «Творческая ошибка»; «Цепочка слов»; «Один – много»; «Хорошо – плохо»; «Кем был раньше»; «Фантазия»; «Изобрази фигуру»; Зарисовка – системный оператор «Что было, есть и будет?» Если бы ты сейчас сразу стал взрослым? | - Познакомить детей с народными традициями и обычаями, с народными праздниками (Колядки, Прощание с ёлочкой) - Формировать основы праздничной культуры; - Развивать эмоционально положительное отношение к предстоящему празднику, желания активно участвовать. - Помочь детям выявить некоторые особенности термометра, как он работает; - Дать детям понять, что столбик жидкости в термометре, либо поднимается, либо опускается, показывая тем самым температуру воздуха. - Развивать умение детей заполнять символами информацию об объектах и самостоятельно делать выводы. - Дать детям представление о внешнем виде человека, о его особенностях как живого организма; - Развивать у детей мышление, воспитывать интерес к познанию самого себя. - Формировать системный подход в ознакомлении с окружающим миром и развитии фантазии. - Закреплять представление о функциях «помощников умной головы». используя генетический подход, показать становление системы, последовательность и особенность её поэтапного развития (качественные изменения). | Работа по изготовлению различных костюмов Рисунок на тему: «Дед мороз и Снегурочка на холодном Севере» Выставка рисунков. Изготовление альбома совместного творчества воспитателей, детей, родителей «Здоровье – это просто». Ознакомить детей с картотекой игр по технологии – ТРИЗ. Привлечь родителей к изготовлению пособия к игре «Маленькие человечки» |
Февраль | 1.«Семья» 2.«Будь здоров» 3.«Защитники отечества» 4. «Мы учёные». Неделя экспери-ментов. | Проблемная ситуация: «Что я буду делать, если мама заболеет, а папа уедет в командировку? Рассматривание человека на системном операторе. Игра: «Радость или огорчение» Вы изобрели помощника маме для тяжелой работы, каков он будет? Придумывание фантастического дома, для своей семьи. Побеседовать с ребёнком о полезных и вредных продуктах. Опыт: «Рассматривание под лупой кусочков грязного яблока» Беседа об армии. Игра «Кто, где служит?» Рассматривание иллюстраций. Ручной труд «Самолет» (техника «оригами»). Тематическое развлечение (совместно с родителями) «Будем Родине служить!». Опыт: «Движение воздуха» Обсуждение вопроса: « Кто такие учёные-лаборанты?» Свойство воды (запах, вкус, цвет, форма) В каком состоянии может быть вода? ( жидкое, парообразное, лёд). Игры с маленькими человечками ММЧ. | - Формировать уважительное отношение к родителям (старшим) – этические нормы (доброта, помощь). -Дать понятие, что семья – ниточка между прошлым и будущим (ленточка жизни). - Формировать способности эмоциональной саморегуляции в различных жизненных ситуациях, развивать нравственные качества. - Воспитывать любовь к своей семье и близким. - Формировать осознанное отношение к своему здоровью и желание сохранять и укреплять его; вести здоровый образ жизни. - Формировать представления детей об армии, о родах войск, об особенностях военной службы. - Совершенствовать навыки делового общения по поводу планирования деятельности и прогнозирования её результатов. - Совершенствовать детско-родительские отношения в процессе совместной деятельности; - Воспитывать инициативность и самостоятельность в процессе игрового общения в непривычной обстановке - Формировать представление о том, что для жизни на земле необходимо солнце; - Развивать умение детей давать характеристику погоды по наличию либо отсутствию солнца на небе (ясно или пасмурно) подвести к пониманию зависимости температуры воздуха от солнца; - Способствовать формированию у детей основ естественнонаучного описания мира; - Формировать умение анализировать вещества и объяснять элементарные физические процессы; - Создать условия для усвоения обобщенной модели веществ и явлений. | Выставка семейных фотографий: «Мама, папа, я - дружная семья». Составление генеалогического дерева. Спортивный праздник “Папа, мама, яспортивная семья”; Картотека «Игры для всей семьи. Оформление стенгазеты: «23 февраля» Совместная организация и участие в проведении праздника, посвящённого Дню Защитника Отечества. Участие в тематическом развлечении в качестве персонажей, членов команды, оформителей. Помощь в создании лаборатории «Почемучка» для маленьких учёных. |
Март | 1.«О любимых мамах» 2.«Весна пришла» 3.«Наш удивительный огород» 4. «Театр» | Беседы с детьми: «Моя любимая мама»; «Мамы разные нужны, мамы всякие важны» Разучивание стихов, изготовление подарков для мам. Игры с выносным материалом;Опыт: «Тортик для мамы» Дидактические игры: «Скажи, какая?», «Назови ласково», «Угадай профессию мамы». Беседа: «Весна пришла». Отгадывание загадок о весне. Опыт-игра с бумагой: «Борьба с наводнением»; Опыт: «Ручьи» (изготовление плотины на ручье) Игра «Хорошо – плохо». Какой ты представляешь себе царицу Весну? Посадка лука, петрушки. Уход (выбор способов ухода, ориентируясь на сигнальные признаки); Опыт: «Наблюдение за ростом лука в благоприятных и неблагоприятных условиях (свет, вода, тепло)»; Опыт: «Необходимость удобрений для растений»; Выращивание растения из морковных верхушек. Оформление дневника наблюдений. .Экспериментирование в «огороде на окне». Как помочь гороху подрасти? (изучение условий роста и развития растений). Знакомство детей с пальчиковым театром, театром- рукавичкой, театром теней. Опыт- игра со светом: «Теневой театр»на стене с помощью рук показывать тени разных зверей, птиц.- Дидактическая игра «Угадай героя сказки»; - психологический этюд «Покажи животное»; - инсценировка отдельных эпизодов сказки; - изготовление атрибутов, элементов костюмов, декораций к сказке, программы, билетов; - распределение ролей, функций театральных работников; -театрализованное представление «Веселая сказка». | - Воспитывать бережное и чуткое отношение к самым близким людям (маме, бабушке), потребности радовать близкихдобрыми делами; - Совершенствовать навыки экспериментирования со снегом и бросовым материалом. - Обогащать словарь детей прилагательными, существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами; - Упражнять в составлении описательного рассказа о маме как носителе определенной профессии. -Обогащать представления детей о весне: сезонных изменениях в природе, одежде людей, трудовой деятельности. - Закрепить знания детей о весне, её признаках, приметах, погоде. - Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы. - Формировать у детей осознание себя, как части природы, определять гуманную позицию в природной среде. - Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях; - Воспитывать желание добиваться результата при проведении опытов, чувствоответственности за участие в общем деле; - Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества. - Развивать способность детей средствами театрального искусства. -Совершенствовать навыки сотрудничества со сверстниками в процессе совместной деятельности; - Упражнять в использовании в речи сочетаний: описания и повествования, описания и рассуждения; - Поощрять оригинальность и индивидуальность высказываний детей; - Развивать интерес к театрализации. - Совершенствовать детско-родительские отношения в процессе совместной деятельности; | Праздник посвящённый « Международному женскому дню 8 марта» Оформление стенда «Угадай, чья это мама» (с размещением детских снимков мам) Экскурсия родителей в групповую «картинную галерею», в которой экскурсоводы- дети. Предложить провести дома игры с водой. (Вывесить в родительском уголке памятку по играм с водой). Помощь в создании огорода на подоконнике, в группе. Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования. экспонатов для мини-музея «Семена». Организация и проведение совместных мероприятий: -участие в обогащении игровой среды в группах; -участие в оформлении фотовыставки «Мы в театре»; Наглядная информация «Значение театральной деятельности в жизни ребенка» Совместная деятельность в детско-родительской группе: изготовление театральной афиши с приглашением на спектакль для групповой выставки. Участие в спектакле в качестве персонажей, работников сцены. |
Апрель | 1.«Я и мои друзья» 2. «Космос» 3. «В гостях у сказки» 4. «Мой мир» | Беседа на тему: «Мои друзья» Хороводная игра: «В хоровод играю я, и со мной мои друзья» (представление детей друг другу в хороводной игре) - передать детям положительное отношение друг к другу. Опыт «Почему не получился пирожок?» - ознакомление со свойствами песка. Беседа о планетах Солнечной системы Опыт: «Звёзды светят постоянно» Проблемный вопрос: «Почему кажется, что звёзды движутся по кругу?», «Почему солнце можно видеть до того, как оно поднимется над горизонтом?» Игра- строительство из песка «Космодрома» Игра с «Волшебниками», придумай космический корабль. Если бы ты оказался в космосе, чтобы ты увидел? Викторина: «Путешествие по сказкам» Опыт: «Таинственные фигурки героев сказок», с помощью магнита заставлять двигаться на листе бумаги или на экране различные металлические фигурки, предметы- булавки, шпильки, проволочных человечков. Рассматривание фотографий, иллюстраций о явленияхпроисходящих в мире, беседы по их содержанию. Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Я и МОЙ МИР» Опыт: игры со светом. «Пускаем солнечные зайчики». Викторина: «Путешествие по сказкам» Опыт: «Таинственные фигурки героев сказок», с помощью магнита заставлять двигаться на листе бумаги или на экране различные металлические фигурки, предметы- булавки, шпильки, проволочных человечков. Рассматривание фотографий, иллюстраций о явлениях происходящих в мире, беседы по их содержанию. Просмотр мультимедийных презентаций по теме «Я и МОЙ МИР» Опыт: игры со светом. «Пускаем солнечные зайчики». | - Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. - Способствовать установлению добрых взаимоотношений между детьми. - Вовлекать детей в элементарную исследовательскую деятельность по изучению качеств и свойств объектов неживой природы. - Уточнить представлений детей о Космосе, планетах Солнечной системы (элементарные представления о Земле; о материках, морях и океанах, о полюсах и экваторе, периодичности смены дня и ночи, чередовании времён года их цикличностью и зависимостью от положения планет на звёздном небе). - Развивать любознательность, воображение, фантазирование, логическое мышление. - Продолжать развивать умение воспринимать природу не как объект, а как самоценный субъект. Осваивать культуросообразные способы её познания. - Развивать интерес к сказкам как произведению искусства; - Способствовать раскрытию творческого потенциала детей, развитию воображения; - Формировать понимание важности совместного творчества детей и их родителей. - Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи в природе и места человека в них; - Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле. - Формировать у детей интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях; - Воспитывать желание добиваться результата при проведении опытов, чувство ответственности за участие в общем деле; - Развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества | Внести в уголок экспериментирования песок и формочки для игр с песком, воронку. Рули, совочки, формочки, игрушки, мел, машинки. Просмотр и обсуждение информации из фильмов и телевизионных программ: о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, звёздных войнах. Выставка рисунков на тему: «Моя любимая сказка» Посетить сказочное представление любого детского театра города. Консультация: «Развлекая, воспитывать» Анкетирование родителей: «Экологическое воспитание детей в семье» и « Ваше отношение к красоте природы». Выставка рисунков на тему: «Моя любимая сказка» Посетить сказочное представление любого детского театра города. Консультация: «Развлекая, воспитывать». Анкетирование родителей: «Экологическое воспитание детей в семье» и «Ваше отношение к красоте природы» |
Май | 1. «Праздники весны» 2. «Цветущая весна» 3«Насекомые» 4. «Неделя игры» | Рассмотреть иллюстрации с изображением украшенные улицы города; Разучивание стихов, Беседа: «Как готовиться к празднику» Игры-забавы с мыльными пузырями, шариками. Видео-просмотр ролика по теме «Весна». Опыт с веточками тополя. Распускание срезанных веток. Наблюдение за посадками в огороде на окне. Опыт: «Листья и стебли растений пропускают H2O»; Опыт: «Растение теряет влагу через испарение» Беседа, загадки о насекомых Рассматривание картинок с изображением насекомых. Опыт- наблюдение за полетом вертолета, сравнение его со стрекозой. Беседа на тему: ««Во что мы играем в детском саду». Сочинение загадок на тему « Моя игрушка» Опыт: «Какие бывают игрушки, свойства игрушек» (продолжаем определять свойства пластмассы, резины, дерева). | - Формировать первоначальные представления о празднике и его атрибутах: флагах, шарах, цветах. - Способствовать формированию любви и интереса детей к природе. - Совершенствовать умение наблюдать за сезонными изменениями, замечать видимые зависимости в природе (солнышко пригреет, почки проснутся и появятся листочки). - Развивать познавательный интерес к миру насекомых, поощрять любознательность и поисковую деятельность о жизни насекомых, их строении, способах передвижения. - Создать у детей радостное настроение от показа своих любимых игрушек. - Привлечь детей к разнообразию видов игровой деятельности, продолжать развивать и воспитывать интерес к играм; - Расширить знания о некоторых играх и игрушках, воспитывать бережноеотношение к ним. | Прогуляться по городу и рассмотреть с детьми праздничное украшение города; - понаблюдать за весенними изменениями в природе. Конкурс рисунков тему: «Цветущая весна» Создать условия для расширения представлений детей о мире насекомых. Выставка «Моя любимая игрушка». Размещение в родительский уголок информации: «Влияние игры на развитие детей», «Игры с ребёнком» |
3. Взаимодействие с педагогами ДОУ.
Воспитатель |
Воспитатель по экологическому воспитанию | Педагог-психолог | Воспитатель по изобразительной деятельности: | Музыкальный руководитель: |
экспериментальная деятельность дошкольников; -помощь в оборудовании детской экспериментальной лаборатории; -совместное родительское собрание « Роль семьи в развитии интереса ребёнка к экспериментальной деятельности». | консультации по возрастным особенностям детей; -совместное проведение родительских собраний; -проведение анкетирования родителей. | интегрированные занятия; -совместная разработка и реализация группового проекта; -проведение мастер-класса для детей и родителей; -игры-эксперименты с изобразительными средствами и материалами. | интегрированные занятия; -проведение досугов, праздников, развлечений; -музыкальное сопровождение в открытых организационных моментах. |
III. Организация образовательной деятельности:
Для реализации программы создана обогащённая развивающаяпредметно-пространственная среда, которая отвечает следующим требованиям:
- она носит системный характер, отвечает целям и задачам воспитания, инициирует деятельность детей;
- учитывает специфику возрастного этапа развития ребенка, т,е, способствует решению задачи создания « зоны ближайшего развития;
- обеспечивает возможность взаимодействия детей между собой и со взрослыми, что способствует формированию у них навыков коллективной деятельности;
- имеет, наряду с консервативными элементами, часто меняющиеся составляющие, которые побуждают детей к их познанию через практическое экспериментирование. Это порождает новые идеи, образы, способы, что обогащает как саму детскую деятельность (игру, конструирование и т.д.), так и развитие детей в ней.
Развивающая предметно-пространственная среда в группе имеет ряд особенностей. Игровое оборудование расположено так, чтобы не сковывать инициативу детей при постановке и решении ими игровых задач, возникающих по ходу игрового замысла. В группе и на участке размещается необходимое количество разнообразного игрового материала, который дети используют по своему усмотрению. Наряду с многофункциональными предметами (кубы, бруски, цилиндры), разными по размеру, форме, материала, детям подготовительного возраста предлагаются обычные игрушки и игровая атрибутика.
В группе имеется развивающий центр «Познавайкин мир», в котором широко представлены разнообразные мыслительные модели. Их использование позволяет превратить процесс познания признаков объектов, их преобразование в увлекательную для детей деятельность, позволяющую, в конечном итоге, освоить базовые способы познания объектов окружающего мира и самостоятельно их использовать. В группе создана игротека развивающих, так называемых « тризовских» игр: ( «Подари вопрос?», круги Луллия, «Логическая цепочка», «Лото»), в том числе широко представлены игры, выполнение руками воспитателей и родителей воспитанников («Соты», «Волшебные очки», «Аукцион»).
Имеется уголок экспериментирования с необходимым оборудованием, которое расположено в доступном для детей месте. В группе широко представлены разнообразные изобразительные материалы: Сангина, постель, мелки, акварель, гуашь, уголь, фломастеры, пластические материалы.
Широко представлены различные настольно- печатные игры различной тематики ( «Наша улица», «Мы играем в магазин», «Космос», «Обитатели Земли» и др.). В группе имеется постоянно действующий «огород на окне». Содержание, которого меняется в зависимости от сезона года.
Совместно с родителями часто организуется мини-музей (« Это – Русь», «музей космоса», игрушек – самоделок, предметов привезенных из путешествий и др.).
Все компоненты развивающей предметно-пространственной среды побуждают детей к взаимодействию со взрослыми и сверстниками на основе партнерства и сотрудничества, а так же предполагают активное участие семей воспитанников в их обогащении и совершенствовании. Развивающая среда в полной мере соответствует требованиям ФГОС ДО к условиям реализации Основной образовательной программы дошкольного образования.
Список используемой литературы.
- Программа «Детство».- С-П.: Детство-Пресс, 2014;
- Алешина Н.В., Ознакомление с окружающим и социальной действительностью.- М.: ЭлизеТрейдинг, 2002;
- Дошкольник 4-5 лет. Как работать по программе «Детство».- С-Пб.: Детство-Пресс, 2010;
- Гончарова Н.В., Михайлова З.А., План-программа образовательно-воспитательной работы в детском саду.- С-Пб.: Детство-Пресс, 2010;
- Крулехт М.В., Дошкольник и рукотворный мир.- С-Пб.: Детство-Пресс, 2002.
- Младший дошкольник в детском саду. Как работать по программе «Детство».- С-Пб.: Детство-Пресс, 2010;
- «Я познаю мир». Т. А. Сидорчук, ООО «Мастер студия», г. Ульяновск, 2014 г.;
- Технология обучения дошкольников умению решать творческие задачи. Т.А Сидорчук, г. Ульяновск, 2006
- Технологии развития интеллекта дошкольников. Сидорчук Т.А. , Н.Ю.Прококофьева , «Волга – ТРИЗ» Ульяновск2015г.;
- Учебное пособие «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников. Т.А.Сидорчук –АО Первая образцовая типография», г.Ульяновск 2015г.;
- Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений и студентов педагогических колледжей «Развитие мышления, воображения и речи дошкольников»: Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. – Ульяновск, ИПК ПРО, 2003.;
- Методическое пособие «Методы формирования навыков мышления, воображения и речи дошкольников». Т.А.Сидорчук «Ульяновский дом печати»2015г.;
- Методическое пособие «Формирование системного мышления дошкольников» Т.А.Сидорчук, Гуткович И.Я –АО Первая образцовая типография», г.Ульяновск 2015г.;
- Методическое пособие «Шаг в неизвестность». Формирование способов естественно-научного познания у детей дошкольного возраста. Т.В.Владимирова - АО Первая образцовая типография», г.Ульяновск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Самостоятельна художественная деятельность детей шестого года жизни
В самостоятельной изобразительной деятельности дети старшей группы все отчетливее проявляют склонность к какому-то ее виду- рисованию, лепке, аппликации...
Изобразительная деятельность, как средство ознакомления детей шестого года жизни с окружающим миром.
Рабочая программа эксперимента....
Рабочая программа по воспитанию, образованию и развитию детей шестого года жизни
рабочая программа для старшей группы соответствующая ФГОС МКДОУ №6 Байкаловский детский сад "Рябинушка" 2014 - 2015 год...
Рабочая программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Весёлая ритмика» (для детей шестого года жизни)
программа по допобразованию...
Комплексно-тематическое планирование к рабочей программе старшего дошкольного возраста для детей шестого года жизни.
Комплексно-тематическое планирование по всем областям, влючая формируемую часть и методическое обеспечение....
Круглый стол тема: «Развитие познавательной активности детей шестого года жизни»
Круглый стол позволяет создать образовательную среду, в которой теория и практика усваиваются одновременно.обеспечить необходимыми технологиями совместной деятельности в системе «дети – родители – пед...
Развитие психических процессов детей шестого года жизни
В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых кач...