Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Перелетные птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

ЦЕЛЬ: закрепить знания детей о приметах осени; воспитывать у детей желание заботиться о живой природе, познакомить детей с понятиями: лететь клином, косяком, стайкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_pereletnye_ptitsy.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

детский сад комбинированного вида №5 «Золотой ключик»

муниципального образования городской округ Люберцы Московской области

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению                    с окружающим миром в старшей группе

на тему: «Перелетные птицы»

Выполнила:

Милованова Людмила Николаевна

(воспитатель I кв. категория)

г.о. Люберцы, 2018 г.

Цель: Способствовать расширению знаний воспитанников о перелетных птицах.

Задачи:

Образовательные: закрепить знания детей о приметах осени; пассивный словарь: «лететь клином», «стайкой», «косяком»; расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: ласточке, аисте, кукушке, соловье, граче, скворце; о частях тела птиц; упражнять детей в образовании единственного и множественного числа существительных.

Развивающие: повышать мотивацию к познавательной активности; развивать наблюдательность, мышление, воображение; формировать представление детей о перелетных птицах.

Воспитательные: воспитывать у детей желание заботиться о живой природе, познакомить детей с понятиями: «лететь клином, косяком, стайкой».

Программное содержание:

Организационный момент, сюрпризный момент о сказочном герое. Основная часть: загадки, игра, пальчиковая гимнастика «Зимние птицы», беседа, вопрос, активное слушанье, демонстрация и рассматривание картинок, анализ.

Итог занятия. Рефлексия.

Словарная работа: «лететь клином», «стайкой», «косяком».

Материалы и оборудование: Иллюстрации перелетных птиц, аудиозапись голосов и пения птиц; демонстрационное оборудование магнитная доска,  разноцветные  магниты  10  шт.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки; чтение стихов, рассказов о птицах; беседа о птицах и живой природе, рассматривание иллюстраций.

 

Ход организованной образовательной деятельности

I – Организационный момент.

Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева:

Скучная картина! Чахлая рябина

Тучи без конца, Мокнет под окном;

Дождик так и льется, Смотрит деревушка

Лужи у крыльца, Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Еще просит сердце

Света и тепла.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, о каком времени года говорится в стихотворении? Назовите, пожалуйста, осенние месяцы, характерные признаки осени, что происходит в жизни птиц осенью? (Ответы детей).

Ребята, сегодня утром, когда я шла в детски сад, увидела, ворону, которая передала нам письмо в почтовый ящик. А на письме написано, что для детей из группы «Почемучки». Прочтем что здесь написано? (Ответы детей).

Воспитатель читает письмо: «Карр-карр! Беда-беда! Птицы улетели неизвестно куда. Я решила обратиться за помощью к вам ребята, в детский сад. Ведь лучшего друга, чем вы, для птичек не найти. Ребята, помогите, пожалуйста! Помогите мне найти их, куда они все делись? Каррр»

Воспитатель: Поможем найти вороне птиц? (Ответы детей).

II – Основная часть

Воспитатель: А как называются птицы, которые улетают в теплые края и которые остаются?  Ребята, а вы хотели бы узнать, какие птицы улетают в теплые края? (Ответы детей).

Ребята, тогда сначала отгадайте загадки.

Загадки:

  1.  Кто на елке, на суку счет ведет: «Ку-ку. Ку-ку»? /Кукушка/

Кукушка – небольшая птица, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки.

  1. Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. /Ласточка/

Ласточка – маленькая изящная птичка. Всю жизнь ласточка проводит в полете, очень редко опускается на землю. Ласточки питаются  насекомыми – свой корм они ловят прямо на лету, если они летают низко над землей, то следует ждать дождя.

  1.  Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома -

Длинноногий, длинноносый,

Длинношейный, безголосый.

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. /Аист/

Аист – большая птица белого цвета, с большим клювом.

  1.  Эта маленькая птица

Петь большая мастерица
На берёзке средь ветвей
Трель заводит...  /Соловей/

Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост  и лапки.

  1.  Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскач

А зовется птица….. /Грач/

Грач – перелетная птица, большого размера, имеет оперение черного цвета с блеском, с большим клювом.

  1.  Стоит ствол

На стволе кол

На колу дворец

Во дворе певец…../Скворец/

Скворец – певчая птица черного оперения с фиолетовым отливом, способная подражать пению других птиц.

Вот мы с вами и познакомились с перелетными птицами.

Физминутка-игра

Воспитатель: Ребята, поиграем в игру. Сейчас я буду называть слова, и если вы услышите название перелетных птиц, то махайте руками, как крылышками, а если это название предмета, то надо стоять на месте.

Слова: аист, арбуз, соловей, стул, ласточка, цветок, кукушка, кровать, скворец.

Ребята, а почему птицы улетают в теплые края? (Ответы детей).

Воспитатель: Вы обращали внимание, что некоторые птицы улетают «стайками» все вместе (соловьи, скворцы); некоторые выстраиваются «клином» в виде треугольника (это гуси); другие выстраиваются «косяком» (журавли) впереди летит вожак, который показывает дорогу, в конце наиболее сильные птицы и в середине наиболее слабые.

Воспитатель: Ребята, те птицы, которые не улетают в теплые края, и остаются с нами на зиму, называются «зимующие птицы». Давайте немного отдохнём и сделаем пальчиковую гимнастику.  

                            Пальчиковая гимнастика «Зимние птицы»
Я зимой кормлю всех птиц:    
(Загибаем и разгибаем кисти рук)

Голубей, ворон, синиц,
Воробьев и снегирей —
(загибают и разгибают пальцы, перечисляя птиц)
Вот кормушка у дверей.
(посыпаем щепоткой на другую ладошку корм).

Молодцы!

Воспитатель: Давайте поиграем в игру один и много.

Например одна птица, а много птиц:

Один грач — много грачей
один стриж — много стрижей
один аист — много аистов
один скворец — много скворцов
одна утка — много уток
одна ласточка — много ласточек
один соловей — много соловьев
одна кукушка — много кукушек
один птенец — много птенцов

Итог занятия. Рефлексивный момент:

Воспитатель: 

Ребята, вам понравилось наше занятие?

О чем мы сегодня говорили?

Ребята, так как называются птицы, которые улетают в теплые края?

А птицы, которые с нами остаются на зиму – это…?  

(Ответы детей)

А в конце нашего занятия давайте послушаем, как красиво поют птицы в лесу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Зимующие птицы».

Цель: познакомить детей с видами зимующих птиц, закрепить понятие «зимующие птицы».Задачи: 1. Расширять представления детей о жизни зимующих птиц, познакомить с новым представителем птиц в зимнее врем...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Перелетные птицы»

Познакомить детей с понятиями: « лететь «клином», «цепочкой», «стайкой». Расширить и закрепить представления детей о перелетных птицах: аисте, кукушке, с...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: " Перелетные птицы"

Из года в год люди с нетерпением ждут прихода весны, а ее приход издавно символизируют первые перелетные птицы. Расширить и закрепить знания детей о наших пернатых соседях поможет наше занятие, с учас...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром для старшей группы «Перелетные птицы»

Цель: создание условий для ознакомления детей с окружающим миром Задачи: - образовательная – уточнить и закрепить представления детей о весне, её признаках. Обобщить знания о перелетны...

Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром во средней группе «Встречаем птиц»

Встречаем птицПрограммные задачи:- закрепить знание о  птицах;-закрепить название птиц, их внешние признаки, строение, питание.- совершенствовать знания о строении тела птиц;- разв...