Конспект: «Воздух-невидимка с элементами моделирования»
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Программные задачи: формировать представления детей о воздухе и его свойствах; способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представлений детей о его значимости в жизни человека, растений, животных; развивать у детей способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; закрепить элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха; воспитывать бережное отношение к окружающему миру.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие».
Планируемые результаты: имеет представление о воздухе и его свойствах, о значимости воздуха в жизни всего живого; экспериментирует и делает выводы; владеет достаточным словарным запасом, диалогической речью, рассуждает и дает необходимые пояснения.
Материал: глобус, стаканчики, трубочки, пластилин, камешки, таблетки активированного угля, свеча, стекло, тазики, мелкие игрушки, парашютики, упаковка киндер-сюрприз, вырезанные из бумаги деревья, картинки грязного воздуха, песня «Облака».
Предварительная работа: проведение прогулок-исследований, наблюдений, опытов; загадывание загадок о явлениях природы; чтение художественной литературы, разучивание детей.
1. Эмоциональный настрой.
-Улыбнитесь друг другу.
-А теперь улыбнитесь мне, а я вам.
-Начинаем.
2. Игровая мотивационная ситуация.
Спор воспитателя и игрушки би-ба-бо Каркуши.
К:-на земле четыре океана
В:-нет пять
К:-нет, четыре
-Ребята покажите их на карте. Как они называются.
В:-Ая говорю, есть пятый. Это особенный океан, в нем нет воды, его нет на карте, на глобусе.
-Не догадались, как он называется?
-Тогда отгадайте загадку, она вам подскажет ответ:
«Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь,
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не сможем».
-Что это такое? (Воздух)
-Если это воздух, то как называется этот океан? (Воздушный)
3. Беседа (закрепление пройденного)
-Вспомните, так что такое воздух? (Движение ветра)
-Кому необходим воздух? (Человеку, растениям, животным, всему живому)
-А что будет, если воздух исчезнет? (Все живое погибнет)
-Предлагаю закрыть нос и рот ладонью, т. е. задержать дыхание.
-Что с вами происходит? (Тяжело дышать, не хватает воздуха, задыхаемся)
-Какой можно сделать вывод? (Без воздуха жить нельзя)
-Давайте вспомним и назовем свойства воздуха, которые вы знаете?
Скажите:
-Имеет ли воздух вкус? (Нет). Давайте попытаемся захватить ртом воздух и почувствовать вкус. Что не получается?
Вывод: воздух не имеет вкуса.
-Имеет ли воздух вкус? (нет). Понюхайте вокруг. Ну, как?
Вывод: воздух не имеет запаха.
-Имеет ли воздух цвет? (Нет). Значит он бесцветный.
-Молодцы.
4. Продолжение беседы.
-Ребята, посмотрите (показ ручки), что у меня в руках? (ручка)
-Мы ее видим? (да)
-А воздух мы видим? (нет)
-Вот и я, ребята, его не вижу, но точно знаю, что он присутствует здесь, вокруг нас.
-Давайте проверим, поймаем воздух?
-Каким способом можно поймать воздух? (от.)
-Вот, Каркуша предлагает поймать нашу невидимку в пакет. Раскройте его, а потом быстро зажмите.
-Каким стал пакет? (упругим)
-Что у нас в пакете? (воздух)
-Давайте сделаем вывод вместе: воздух можно поймать хоть он и невидимый.
-Молодцы.
-Дети, вспомните, как называется движение воздуха? (ветер)
-А как вы считаете, в облаках ветер живет? (да)
-Почему? (они движутся)
-Вот и мы сейчас отдохнем, и будем двигаться как облака, но только под музыку.
5. Физкультминутка «Облака»
6. экспериментирование + моделирование.
–Дети, я вам даю упаковки от киндер-сюрприза. Бросьте их в тазик с водой, который стоит возле меня.
-Что произошло с ними, что вы видите? (они плавают на поверхности)
-Почему плавают?
-Что есть внутри этих предметов? (воздух)
-Давайте смастерим «живую модель» киндер-сюрприза в виде маленьких человечков.
-Умницы.
-А теперь давайте проверим, во всех ли предметах есть воздух или только в упаковке от киндер-сюрприза?
-У вас на столах емкости с водой и предметы: камень, пластилин, таблетки активированного угля.
-Мы будем по очереди бросать эти предметы в воду и наблюдать, что происходит?
-Первым бросим камень? Что мы видим? (камень утонул и воздух вышел в виде пузырьков)
-А много ли воздуха в камне? (нет)
-Следующий бросаем пластилин: много ли пузырьков? (нет, но больше, чем в камне)
-И, наконец, таблетки активированного угля. Что мы видим? (много пузырьков)
-Какой можно сделать вывод: предметы опустились на дно, а из них вышел воздух, пузырьки поднялись вверх, так как воздух легче воды.
-Кто повторит вывод?
7. Работа в микрогруппах.
-А теперь разделимся на группы.
-Перед вами модели предметов, которые вы только что бросали в воду. Определите, какой предмет относится к одной из этих моделей (они лежат у вас на столе-картинки). Одной группе достанется камень, другой-пластилин, третьей-таблетки активированного угля(мешочки).
-Молодцы, все верно.
-Давайте еще раз вспомним вывод: воздух есть во всех предметах.
8. Продолжение экспериментирования + игра.
Каркуша: ребята, а воздух способен удерживать предметы?
-Давайте проверим и поиграем в очень интересную игру «Парашютисты»
-Возьмем мелкие предметы и бросим вверх.
-Что произошло? (они упали вниз быстро, со звуком)
-А теперь: на счет раз, два, три подбросим наш десант, взяв платочек, привязав к нему нитки и груз.
-Что мы видим?
-Наш парашют опускается медленно, воздух распирает купол парашюта и не дает упасть быстро, а наоборот, падение медленное (падает легко)
-Вместе сделаем вывод: значит, воздух способен удерживать легкие предметы в пространстве.
-Умницы.
-А теперь разрешите провести эксперимент мне.
-Я зажгу свечу и буду держать стекло над пламенем (звучит тревожная музыка)
-Почему музыка тревожная? Наверно где-то опасность?
-Какую опасность вы видите?
1) Огонь. Нужно осторожно обращаться с огнем.
2) Начал загрязняться воздух, к. к на стенке появляется копоть, сажа.
-Что еще может загрязнять воздух. (Выхлопные газы от автомобилей, заводы, дым от пожаров, когда сжигаем пластиковые бутылки, дым сигарет)
Рассматривание картинок «Что воздух загрязняет?»
-А какой воздух полезен для человека? (чистый, свежий)
-Что необходимо, чтобы воздух был чистым?
Дети: сажать деревья, цветы, сеять траву, поливать дорожки в жару, проветривать помещения, протирать пыль.
Дети оформляют панно «Берегите воздух», прикрепляют силуэты деревьев.
9. Рефлексия.
-Дети, вы молодцы, хорошо поработали. Узнали много нового и интересного. Не забудьте рассказать об этом своим родным.
Скачать:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект "Воздух невидимка"
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе формирования и закрепления знаний о воздухе и его свойствах через опытно- экспериментальную деятельность....
Конспект "Воздух-невидимка"
План - конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему «Воздух - невидимка» для детей старшей группы.Программное содержание :- образователь...
Конспект НОД с элементами эксперимента «Воздух-невидимка»
Конспект НОД с элементами эксперимента «Воздух-невидимка»Cнежана Хертек Конспект НОД с элементами эксперимента «Воздух-невидимка»Цель:Образовательные:- подвести к понимани...
Конспект образовательного события с элементами экспериментальной деятельности. Средняя группа «Воздух-невидимка»
Цель: Создание социальной ситуации для развития познавательных способностей детей в процессе экспериментирования....
Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Воздух- невидимка», подготовительная к школе группа .
Конспект образовательной деятельности с элементами экспериментирования «Воздух- невидимка», подготовительная к школе группа . Цель: Формирование целостного восприятия окружающего мир...
Конспект "Воздух невидимка"
Цель: раскрыть понятие «воздух», его свойства (прозрачен, невидим, не имеет запаха, с его помощью дышат люди, животные и растения), роль воздуха в жизни человека, животных и растений....
Конспект занятия в средней группе с элементами экспериментирования "Воздух-невидимка"
Дети знакомятся со свойствами воздуха, определяя их опытным путем....