Конспект "Воздух невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе формирования и закрепления знаний о воздухе и его свойствах через опытно- экспериментальную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkurs._konspekt._vozduh_nevidimka.docx | 35.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
муниципального образования г. Саяногорск
детский сад № 29 «У Лукоморья»
Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе
«Воздух невидимка »
Образовательная область «Познавательное развитие»
Пальшина Ольга Николаевна, воспитатель
г. Саяногорск, 2016 г.
Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе формирования и закрепления знаний о воздухе и его свойствах через опытно- экспериментальную деятельность.
Задачи:
- обеспечить условия для обнаружения воздуха в окружающем пространстве и выявления его свойств;
- способствовать развитию мышления, умения делать выводы в процессе эксперимента и рассуждения;
- способствовать воспитанию у детей интереса к окружающему миру, бережного отношения к окружающей природе.
Методы и приёмы: игровой, создание проблемной ситуации, наглядные (зрительные).
Оборудование и ТСО: три воздушных шара, стаканы с водой, трубочки для коктейля, пустые прозрачные бутылочки, тазики водой, целлофановый пакет, острые палочки, веера по количеству детей; мыльные пузыри на пол подгруппы; карточки – обозначения свойств воздуха, сказочный герой – Лягушонок, аудиоколонка.
Педагогические технологии: гуманно – личностные, информационные, поисково–исследовательские.
Здоровьесберегающие технологии: адекватные возрасту методы (игра), частая сменяемость видов деятельности, предупреждающая утомляемость детей.
Индивидуальная работа: помощь при проведении опытов.
Ход образовательной деятельности
Этап непосредственно образовательной деятельности | Организация рабочего пространства | Деятельность взрослого | Деятельность детей | Условия социальной ситуации развития и психолого- педагогические условия |
Вводная часть (Организационный и мотивационный момент) | Дети входят в группу. | Воспитатель входит в группу, здоровается. Предлагает узнать о чем сегодня будут говорить, отгадав загадку: Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но не видим он для нас. | Дети обращают внимание на приветствие взрослого, здороваются. Отгадав загадку, узнают о том , что разговор пойдет о воздухе. | Условия для проявления речевой активности, эмоциональной раскрепощенности, проявления заинтересованности, мотивации |
Основная часть | Из-за дверей доносится шум. В комнату с воздушными шариками забегает Лягушонок. Говорит о том, что ветер подхватил его вместе с воздушными шарами и принес в детский сад, просит остаться в детском саду. | Воспитатель здоровается с лягушонком, предлагает ему остаться. | Дети здороваются с Лягушонком, предлагают ему остаться | Условия для проявления заинтересованности, мотивации. |
Лягушонок подходит к воздушным шарикам. Один шарик лопается. Лягушонок удивляется громкому звуку. | Воспитатель предлагает детям догадаться о том, откуда такой громкий звук взялся. | Дети слушают вопрос и отвечают. | Условия для проявления заинтересованности, мотивации | |
Лягушонок говорит о том, что он не видит воздуха и значит, его нет. | Воспитатель предлагает детям доказать Лягушонку, что воздух действительно есть. | Дети соглашаются помочь Лягушонку. | Условия для проявления заинтересованности, мотивации. | |
Опыт №1. «Обнаружение воздуха при помощи пакета». | Воспитатель показывает детям пустой пакет и спрашивает, что в пакете. | Дети высказывают свое предположение. | Условия для развития поисковой активности. | |
Воспитатель показывает эксперимент с пакетом: - показывает со всех сторон, - складывает в несколько раз, - взмахивает пакетом, ловя воздух, закручивает пакет. Воспитатель предлагает подумать, почему пакет похож на подушку. | Дети наблюдают за воспитателем, высказывают предположение, что в пакете воздух. | Условия для развития поисковой активности. | ||
Лягушонок смотрит сквозь пакет и говорит, что он ничего не видит. | Воспитатель протыкает пакет острой палочкой, предлагает детям и Лягушонку подставить щеки и дает почувствовать струю воздуха. После ответов детей выставляет на мольберт карточку – обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный» | Почувствовав струю воздуха, дети делают вывод о том, что воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, так как он прозрачный и бесцветный | Условия для развития поисковой активности. | |
Опыт №2 (с пустой бутылкой) Лягушонок смотрит сквозь прозрачные бутылочки и говорит, что внутри них ничего нет. На столе стоит таз с водой. | Воспитатель предлагает детям пустые бутылочки опустить в таз с водой так, чтобы они начали заполняться водой. | Дети опускают пустые бутылочки в таз с водой, наблюдают, что из бутылочек выходят пузырьки воздуха. | Условия для развития поисковой активности, мысленной активности. | |
Опыт №3 «Воздух легче воды». Для опыта нужны стаканы с водой и трубочки для коктейля. Лягушонок говорит о том, что он тоже видел воздух, пуская в пруду через соломинку пузыри. | Воспитатель хвалит Лягушонка за то, что он подсказал еще один опыт с воздухом, предлагает взять трубочки для коктейля, опустить их в воду и подуть. После этого педагог спрашивает: -Что выходит из воды с пузырьками? - Откуда вы взяли воздух, чтобы дуть в трубочку? - Почему пузырьки поднимаются на поверхность? Воспитатель подводит детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом выдохнуть в трубочку. После ответов детей на мольберт воспитатель ставит еще одну карточку – обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды». | Дети берут трубочку и, опуская ее в стакан, дуют. Говорят о том, что с пузырьками выходит воздух. Делают вывод, что воздух попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы дышим, а, значит, воздух находится в нас. Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды. | Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, самостоятельности. | |
Приготовить мыльные пузыри. | Воспитатель проводит физминутку «Мыльные пузыри», задает вопрос: - Что находится внутри пузырей? | Сначала одни дети надувают мыльные пузыри, другие ловят, а потом наоборот. | Условия для здоровьесбережения. | |
Лягушонок задает вопрос: - Имеет ли воздух запах? | Воспитатель предлагает вдохнуть, подводит к мысли, что воздух не имеет запаха , ставит на мольберт карточку «Воздух не имеет запаха» | Дети делают вывод о том, что воздух не имеет запаха. | Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, самостоятельности. | |
Лягушонок интересуется, почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами. | Воспитатель подводит к мысли, что воздух умеет двигаться, напоминает, что Лягушонка принес на шариках ветер. Педагог спрашивает: -Что такое ветер? - Какой бывает ветер? | Дети вспоминают, что на прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта), ветер –это движение воздуха. | Условия для развития поисковой активности, мысленной активности. | |
Опыт№5 «Движение воздуха» Для опыта приготовить веер, теннисный мячик, маленькие ворота, музыкальное сопровождение – музыка из кинофильма «Усатый нянь», «Переполох». | Воспитатель предлагает почувствовать движение воздуха в комнате, взяв в руки веер и помахав им. Педагог задает вопрос: - Что вы почувствовали? | Дети обмахивают лицо веером и делают вывод, что они почувствовали движение воздуха. | Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, здоровьесбережения. | |
Воспитатель предлагает детям и Лягушонку поиграть в футбол, забивая мяч в ворота, не касаясь до него ни руками, ни ногами. Педагог интересуется, догадались ли дети, каким образом это можно сделать? После проведения опыта ставить на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха» | Дети предлагают подуть на мячики, чтобы они залетели в ворота, играют вместе с Лягушонком в «воздушный футбол». Дети делают вывод, что воздух помог им играть. Он двигал мячики | Условия для развития поисковой активности, мысленной активности. | ||
Опыт №6 «Мы дышим воздухом». | Воспитатель предлагает узнать, зачем воздух нужен людям и поиграть в игру «Водолаз». | Дети крепко зажимают нос руками, сжимают губы, предварительно «готовят» организм к «погружению» - делают вдох – выдох три раза, затем приседают –«погружаются» и сидят на корточках, кто сколько может. Делают вывод, что человеку необходим воздух. | Условия для развития поисковой активности, мысленной активности. | |
Воспитатель спрашивает: - Кому нужен воздух? - Что мы должны делать, чтобы воздух был чистым? - Для чего нужны растения? - Какой можно сделать вывод? После ответов на вопросы педагог ставит на мольберт карточку «Мы дышим воздухом» | Дети отвечают на вопросы и делают вывод о том, что воздух нужен, чтобы дышать, нужен животным. Чтобы воздух был чистым нужно сажать больше растений, беречь нашу планету. | Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, диалогической речи. | ||
Заключительная часть | На мольберте карточки – определения: - Воздух не имеет цвета. - Воздух легче воды. -Воздух не имеет запаха. - Воздух движется и передвигает предметы. - Мы дышим воздухом. Он часть природы. Воздух есть внутри у нас, внутри пустых предметов. | Воспитатель предлагает при помощи схем, вспомнить о каких свойствах воздуха узнали дети? | Дети по схемам называют свойства воздуха, которые они узнали. | Условия для развития диалогической речи. |
Рефлексия | Лягушонок предлагает детям подарить ему изображения улыбающихся шариков, если им понравилось добывать новые знания. А если детям было не интересно, то они должны подарить изображения грустных шариков | Воспитатель располагает на доске изображения улыбающихся и грустных шариков. | Дети дарят Лягушонку изображения шариков. | Условия для оценки эмоционального состояния, умения вслушиваться в речь собеседника, самоконтроля. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"
Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...
Невидимка-воздух
- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...
Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Занятие "Воздух - невидимка"
На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"
Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка" ...
Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.
В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....
Тема: воздух – невидимка
Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....