Конспект "Воздух невидимка"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Пальшина Ольга Николаевна

Цель: создание социальной ситуации развития детей  в процессе формирования и закрепления знаний о воздухе и его свойствах через опытно- экспериментальную деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konkurs._konspekt._vozduh_nevidimka.docx35.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Саяногорск

детский сад   № 29 «У Лукоморья»

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе

«Воздух невидимка »

Образовательная область «Познавательное развитие»

Пальшина Ольга Николаевна, воспитатель

г. Саяногорск, 2016 г.

Цель: создание социальной ситуации развития детей  в процессе формирования и закрепления знаний о воздухе и его свойствах через опытно- экспериментальную деятельность.

Задачи:

  • обеспечить условия для обнаружения воздуха в окружающем пространстве и выявления его свойств;
  • способствовать развитию мышления, умения делать выводы в процессе эксперимента и рассуждения;
  • способствовать воспитанию  у детей интереса к окружающему миру, бережного отношения к окружающей природе.

Методы и приёмы: игровой, создание проблемной ситуации, наглядные (зрительные).

Оборудование и ТСО: три воздушных шара, стаканы с водой, трубочки для коктейля, пустые прозрачные бутылочки, тазики  водой, целлофановый пакет, острые палочки, веера по количеству детей; мыльные пузыри на пол подгруппы; карточки – обозначения свойств воздуха, сказочный герой – Лягушонок, аудиоколонка.

Педагогические технологии: гуманно – личностные, информационные, поисково–исследовательские.

Здоровьесберегающие технологии: адекватные возрасту методы (игра), частая сменяемость видов деятельности, предупреждающая утомляемость детей.

Индивидуальная работа: помощь при проведении опытов.

Ход образовательной деятельности

Этап

непосредственно

образовательной

деятельности

Организация рабочего

пространства

Деятельность

взрослого

Деятельность

детей

Условия социальной

ситуации развития и психолого-

педагогические условия

Вводная часть

(Организационный и мотивационный момент)

Дети входят в группу.

Воспитатель входит в группу, здоровается. Предлагает узнать о чем  сегодня будут говорить, отгадав загадку:

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но не видим он для нас.

Дети обращают внимание на приветствие взрослого, здороваются. Отгадав загадку, узнают о том , что разговор пойдет о воздухе.

Условия для проявления речевой активности, эмоциональной раскрепощенности, проявления заинтересованности, мотивации

Основная часть

Из-за дверей доносится шум. В комнату с воздушными шариками забегает Лягушонок. Говорит о том, что ветер подхватил его вместе с воздушными шарами и принес  в детский сад, просит остаться в детском саду.

Воспитатель здоровается с лягушонком, предлагает ему остаться.

Дети здороваются с Лягушонком, предлагают ему остаться

Условия для проявления заинтересованности, мотивации.

Лягушонок подходит к воздушным шарикам. Один шарик лопается. Лягушонок удивляется громкому звуку.

Воспитатель предлагает детям догадаться о том, откуда такой громкий звук взялся.

Дети слушают вопрос и отвечают.

Условия для проявления заинтересованности, мотивации

Лягушонок говорит о том, что он не видит воздуха и значит, его нет.

Воспитатель предлагает детям доказать Лягушонку, что воздух действительно есть.

Дети соглашаются помочь Лягушонку.

Условия для проявления заинтересованности, мотивации.

Опыт №1. «Обнаружение воздуха при помощи пакета».
Звучит оркестровая композиция Д. Эленгтона «Караван».

Воспитатель показывает детям пустой пакет и спрашивает, что в пакете.

Дети высказывают свое предположение.

Условия для развития поисковой активности.

Воспитатель показывает эксперимент с пакетом:

- показывает со всех сторон,

- складывает в несколько раз,

- взмахивает пакетом, ловя воздух, закручивает пакет.

Воспитатель предлагает подумать, почему пакет похож на подушку.

Дети наблюдают за воспитателем, высказывают предположение, что в пакете воздух.

Условия для развития поисковой активности.

Лягушонок смотрит сквозь пакет и говорит, что он ничего не видит.

Воспитатель протыкает пакет острой палочкой, предлагает детям и Лягушонку подставить щеки и дает почувствовать струю воздуха.

После ответов детей выставляет на мольберт карточку – обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный»

Почувствовав струю воздуха, дети делают вывод о том, что воздух нельзя увидеть, но можно почувствовать, так как он прозрачный и бесцветный

Условия для развития поисковой активности.

Опыт №2 (с пустой бутылкой)

Лягушонок смотрит сквозь прозрачные бутылочки и говорит, что внутри них ничего нет. На столе стоит таз с водой.

Воспитатель предлагает детям пустые бутылочки опустить в таз с водой так, чтобы они начали заполняться водой.

Дети опускают пустые бутылочки в таз с водой, наблюдают, что из бутылочек выходят пузырьки воздуха.

Условия для развития поисковой активности, мысленной активности.

Опыт №3 «Воздух легче воды».

Для опыта нужны стаканы с водой  и трубочки для коктейля.

Лягушонок говорит о том, что он тоже видел воздух, пуская в пруду через соломинку пузыри.

Воспитатель хвалит Лягушонка за то, что он подсказал еще один опыт с воздухом, предлагает взять трубочки для коктейля, опустить их в воду и подуть. После этого педагог спрашивает:

-Что выходит из воды с пузырьками?

- Откуда вы взяли воздух, чтобы дуть в трубочку?

- Почему пузырьки  поднимаются на поверхность?

Воспитатель подводит детей к тому, что необходимо сначала вдохнуть воздух, а потом выдохнуть в трубочку.

После ответов детей на мольберт воспитатель ставит еще одну карточку – обозначение свойства воздуха «Воздух легче воды».

Дети берут трубочку и,  опуская ее в стакан, дуют. Говорят о том, что с пузырьками выходит воздух. Делают вывод, что воздух попадает к нам в легкие, затем мы его выдыхаем в трубочку и получаются пузырьки. Мы дышим, а, значит, воздух находится в нас.  Пузырьки поднимаются на поверхность потому, что воздух легче воды.

Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, самостоятельности.

Приготовить мыльные пузыри.

Воспитатель проводит физминутку «Мыльные пузыри», задает вопрос:

- Что находится внутри пузырей?

Сначала одни дети надувают мыльные пузыри, другие ловят, а потом наоборот.

Условия для здоровьесбережения.

Лягушонок задает вопрос:

- Имеет ли воздух запах?

Воспитатель предлагает вдохнуть, подводит к мысли, что воздух не имеет запаха , ставит на мольберт карточку «Воздух не имеет запаха»

Дети делают вывод о том, что воздух не имеет запаха.

Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, самостоятельности.

Лягушонок интересуется, почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами.

Воспитатель подводит к мысли, что воздух умеет двигаться, напоминает, что Лягушонка принес на шариках ветер. Педагог спрашивает:

-Что такое ветер?

- Какой бывает ветер?

Дети вспоминают, что на прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта), ветер –это движение воздуха.

Условия для развития поисковой активности, мысленной активности.

Опыт№5 «Движение воздуха»

Для опыта приготовить веер, теннисный мячик, маленькие ворота, музыкальное сопровождение – музыка из кинофильма «Усатый нянь», «Переполох».

Воспитатель предлагает почувствовать движение воздуха в комнате, взяв в руки веер и помахав им.

Педагог задает вопрос: - Что вы почувствовали?

Дети обмахивают лицо веером и делают вывод, что они почувствовали движение воздуха.

Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, здоровьесбережения.

Воспитатель предлагает детям и Лягушонку поиграть в футбол, забивая мяч в ворота, не касаясь до него ни руками, ни ногами. Педагог интересуется, догадались ли дети, каким образом это можно сделать?

После проведения опыта ставить на мольберт карточку-обозначение свойства воздуха»

Дети предлагают подуть на мячики, чтобы они залетели в ворота, играют вместе с Лягушонком в «воздушный футбол».

Дети делают вывод, что воздух помог им играть. Он двигал мячики

Условия для развития поисковой активности, мысленной активности.

Опыт №6 «Мы дышим воздухом».

Воспитатель предлагает узнать, зачем воздух нужен людям и поиграть в игру «Водолаз».

Дети крепко зажимают нос руками, сжимают губы, предварительно «готовят» организм к «погружению» - делают вдох – выдох три раза, затем приседают –«погружаются» и сидят на корточках, кто сколько может.

Делают вывод, что человеку необходим воздух.

Условия для развития поисковой активности, мысленной активности.

Воспитатель спрашивает:

- Кому нужен воздух?

- Что мы должны делать, чтобы воздух был чистым?

- Для чего нужны растения?

- Какой можно сделать вывод?

После ответов на вопросы педагог ставит на мольберт карточку «Мы дышим воздухом»

Дети отвечают на вопросы и делают вывод о  том, что воздух нужен, чтобы дышать, нужен животным. Чтобы воздух был чистым нужно сажать больше растений, беречь нашу планету.

Условия для развития поисковой активности, мысленной активности, диалогической речи.

Заключительная часть

На мольберте карточки – определения:

- Воздух не имеет цвета.

- Воздух легче воды.

-Воздух не имеет запаха.

- Воздух движется и передвигает предметы.

- Мы дышим воздухом. Он часть природы. Воздух есть внутри у нас, внутри пустых предметов.

Воспитатель предлагает

при помощи схем, вспомнить о каких свойствах воздуха узнали дети?

Дети по схемам называют свойства воздуха, которые они узнали.

Условия для развития диалогической речи.

Рефлексия

Лягушонок предлагает детям подарить ему изображения улыбающихся шариков, если им понравилось добывать новые знания. А если детям было не интересно, то они должны подарить изображения грустных шариков

Воспитатель располагает на доске изображения улыбающихся и грустных шариков.

Дети дарят Лягушонку изображения шариков.

Условия для оценки эмоционального состояния, умения вслушиваться в речь собеседника, самоконтроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"

Занятие по исследовательской деятельности "Воздух-невидимка"...

Невидимка-воздух

- подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас;- дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление ...

Конспект занятия по исследовательской деятельности "Воздух - невидимка""

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Занятие "Воздух - невидимка"

На занятии дети знакомятся со свойствами воздуха, через исследовательскую деятельность....

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка"                              ...

Конспект занятия "Воздух-невидимка" для детей средней группы.

В конспекте отражена работа по систематизации знаний о воздухе, его свойствах и необходимости....

Тема: воздух – невидимка

Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека. Выяснмть с детьми для чего нужен воздух....