Конспект "Воздух-невидимка"
план-конспект занятия на тему
План - конспект занятия по познавательному развитию с элементами экспериментирования на тему «Воздух - невидимка» для детей старшей группы.
Программное содержание :
- образовательные: формировать представления детей о воздухе, его свойствах ( невидимый, не имеет запаха, легче воды, воздух можно услышать, движение воздуха - это ветер); о роли в жизни живых существ; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; расширять представления детей о значении воздуха в жизни человека; упражнять детей в умении самостоятельно делать выводы, сравнивать и анализировать на основе практического опыта;
- развивающие: развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию; развивать навыки проведения исследовательской деятельности; любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, память, речь; зрительное и слуховое восприятие.
- воспитательные: воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект "Воздух-невидимка" | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №145 комбинированного вида» города Чебоксары Чувашской Республики
План - конспект
занятия по познавательному развитию
с элементами экспериментирования
на тему «Воздух - невидимка»
для детей старшей группы
Подготовила: Харитонова Е.Г.
Место проведения: МБДОУ № 145
г. Чебоксары- 2013 г.
Программное содержание :
- образовательные:
формировать представления детей о воздухе, его свойствах ( невидимый, не имеет запаха, легче воды, воздух можно услышать, движение воздуха - это ветер); о роли в жизни живых существ; способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха;
расширять представления детей о значении воздуха в жизни человека;
упражнять детей в умении самостоятельно делать выводы, сравнивать и анализировать на основе практического опыта;
- развивающие:
развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию; развивать навыки проведения исследовательской деятельности; любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность, память, речь; зрительное и слуховое восприятие.
- воспитательные:
Воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор; любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде, позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Словарная работа.
Воздух- невидимка, опыт.
Материал для опытов. Большой сосуд с водой ( прозрачный),стаканчики, стаканы с водой, трубочки для коктейля, воздушные шарики, прозрачные пакеты, колпачки от фломастера, листочек бумаг и на каждого ребенка, два «портрета» ветра, набор картин для дидактической игры «Ветер добрый, ветер злой»; компьютер, музыкальное сопровождение.
Предварительная работа. Наблюдения за ветром; проведение экспериментов, игра «Мыльные пузыри»; загадки о воздухе, о ветре; чтение познавательной литературы; изготовление корабликов с парусами, вееров, вертушек, игры с ними; рассматривание иллюстраций.
Ход занятия
Сегодня на занятии речь пойдет об одном из природных явлений. О каком явлении мы сегодня будем говорить, вы поймете , отгадав загадку.
Через нос проходит в грудь,
И обратно держит путь,
Он невидимый, но все же
Без него мы жить не можем .
- Что это? (Это воздух).
-Как вы догадались? (Воздух невидимый).
--Правильно, это воздух. Воздух окружает нашу Землю. Только на земле есть жизнь. Воздухом
дышат люди, животные, растения.
- А где живет воздух? Вы, видите воздух? ( Нет, не видим).
- Я тоже не вижу, но знаю что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, потому его называют "невидимкой".
-Несмотря на то, что воздух мы не видим, его можно обнаружить и узнать о нем, проведя опыты, и приглашаю вас в лабораторию.
ОПЫТ «Поиск воздуха». ( на столе трубочки для коктейля, емкости с водой, воздушные шары).
-Предлагаю вам доказать с помощью предметов, что вокруг нас есть воздух.
Дети выбирают любые предметы, показывают опыт самостоятельно или по выбранной модели, объясняют
происходящие процессы на основе результата действий с предложенным оснащением (например: дуют в трубочку, конец которой опущен в воду, надувают воздушный шар).
Воспитатель- Катя, что у тебя в шарике? (Воздух, при надувании шарика воздух попадает в шар ).
-Ксения, что появилось на воде, как они появились? (на воде появились воздушные пузыри, когда я дую в трубочку, я выдыхаю воздух).
Вывод. Внутри нас есть, который мы вдыхаем из окружающей среды. Когда мы дуем в трубочку или в шарик- мы выдыхаем воздух.
ОПЫТ: Воздух легче воды.
Воспитатель берет стакан , демонстрируя его детям.
- Ребята, как вы думаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в стакане что нибудь?
( Ничего нет. Он пустой ).
- Говорите, что ничего нет. Тогда смотрите... Вы тоже возьмите стаканы и выполняйте все действия вместе со мной.(воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в вод)у . Обращает внимание детей, что стакан надо держать очень ровно вертикально.
-Что получается? (Стакан пустой , он не тонет?)
- Попадет ли вода в стакан? ( Нет).
- Что же не пускает воду в стакан? ( Воздух).
- А теперь наклоните стаканчик. Что появилось в воде? (пузырьки)
- Откуда они взялись? (Это воздух выходит из стакана, а его место занимает вода).
- Интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками наверх.
Потому что воздух легче воды.
-Можно ли поймать воздух? Попробуйте поймать его ладошками.
(Дети пытаются поймать воздух и делают вывод, что поймать его нельзя).
-- А хотите, я вам покажу , как можно поймать воздух. (Да ).
ОПЫТ: Что в пакете?
- Давайте возьмем полиэтиленовый пакет. Что в нем? (Он пустой).
- Сложите пакет несколько раз. Посмотрите, какой он тоненький. Давайте взмахнем пакетом и
закрутим со стороны отверстия. Что происходит?( Мешочек надулся и стал выпуклым, упругим).
- О чем это говорит? (В пакете есть воздух , он прозрачный. Невидимый).
- А теперь выпустим его обратно, что произошло с пакетом?(Он стал плоским и тонким).
- Вдохните воздух носом. Какого он запаха? ( Не имеет запаха ).
- Тогда почему на кухне пахнет пирожками, а на лугу цветами? (воздух распространяет запахи).
- Правильно ребята, это частицы пахучих веществ смешиваются с воздухом и мы ощущаем эти запахи.
Чистый воздух не имеет запаха .
- А как вы думаете, отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу.
Где легче дышится: в лесу или в городе? (В лесу).
- Почему? ( В лесу много растений).
- Конечно в лесу! Приятно вдыхать запах деревьев, чувствовать аромат пахнущих цветов.
Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух . Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь
из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья.
В городе воздух совсем другой: он пхнет бензином и выхлопными газами, загрязнен частицами пыли и копоти.Такой воздух вреден для человека.
Дид. игра « Загрязнение воздуха». (на компьютере)
-А сейчас мы поиграем. Из предложенных картин нужно выбрать, что загрязняет воздух. Если вы определите правильно, она исчезнет с экрана.
Воспитатель:- А как можно услышать воздух? (предположения детей).
Опыт: Что звучит.
- Я предлагаю вам услышать воздух. Возьмите крышку от фломастера и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук).
- Что происходит с воздухом (Он свистит).
- Возьмите листочек бумаги, приложите его к губам и подуйте вдоль него так , что получился звук. Что происходит? ( Край бумаги дрожит. Возникает звук).
- Вы правы, край бумаги дрожит. Мы выдыхаем струю воздуха, край бумаги дрожит.
Он заставляет дрожать и воздух, поэтому и возникает звук.
Звук рождается тогда, когда движется воздух. Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха- это ветер.
Когда воздух перемещается над землей с одного места в другое, люди говорят, что дует ветер.
-Можно ли увидеть ветер? ( ветер нельзя увидеть глазами, его можно только почувствовать).
- Какой бывает ветер?
Дети: Ветер бывает сильный, слабый, холодный, злой, колючий, нежный, освежающий, теплый.
Воспитатель: Как можно узнать, дует ли на улице ветер?
Дети: Нужно посмотреть в окно: если веточки деревьев качаются, листочки шевелятся, значит ветер есть.
Воспитатель:- У меня есть волшебная палочка. Она может превратить вас в кого угодно. Встаньте свободно.
Чики – чики чикалочка,
Игра – превращалочка.
Вокруг себя повернись
И в деревья превратись!
Дети превращаются в деревья.
Дети и воспитатель ( вместе).
Наши ноги - это корни,
Наше туловище- ствол,
Наши руки - это ветви,
Наши пальцы - это листья!
Имитационная игра « Дерево» (звучит музыка).
Воспитатель:- Подул легкий ветерок, зашелестели листочки на деревьях. ( дети шевелят пальчиками). Усилился ветер – затрепетали, закачались веточки. (Дети шевелят кистями рук.) Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветви деревьев, гнет их стволы клонит к земле кроны. (Детьми раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону.) Но вот утих ветер, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури. (Дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками.)
Воспитатель: (взмахивает палочкой). Пусть деревья станут ребятами!
Дети снова рассаживаются.
Воспитатель: А что умеет делать ветер?
Дети: Гудеть в трубе, свистеть, освежать, дуть, кружить листья, качать деревья, поднимать волны на воде.
Воспитатель:- Много разных дел умеет делать ветер – и хороших, и плохих. Вообще-то увидеть сам ветер невозможно. Вы об этом уже сказали. Но внекоторые времена жил на свете один художник, у которого были волшебные очки. В этих очках он мог разглядеть любого невидимку. Однажды художник решил нарисовать ветер. И вот что у него получилось. (Воспитатель показывает детям два «портрета» ветра.) Как вам кажется, на каком портрете нарисован ветер, делающий добрые дела, а на каком – ветер, от которого одни несчастья?
Дети определяют, какой портрет изображает злой ветер, а какой – добрый. Объясняют, почему они так решили.
-Есть у меня картинки, на которых нарисованы дела ветра. Нужно догадаться, о каком ветре идет речь – о добром или злом.
Игра «Ветер добрый, ветер злой»
Выбираются двое детей. Одному нужно выбрать картинку с делами злого ветра, другому – с делами доброго ветра. После выполнения задания остальные дети проверяют правильность отбора картинок. Можно играть на скорость и повторить игру 2-3 раза.
- Воспитатель: Молодцы! Мне очень понравилось с вами заниматься, большое вам спасибо.
- Теперь я хочу узнать, понравилось ли вам занятие. Если понравилось. Возьмите на память солнышко, если нет –тучку. (Дети выбирают).
Воспитатель:- А теперь для вас сюрприз.(просмотр мультфильма «Лунатик и ветер»).