Природное окружение. Экологическое воспитание. Тема: «Фрукты».
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Малышева Ирина Владимировна.

Цель занятия: Закрепить знания  детей о фруктах  и их пользе для здоровья человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Группа: старшая дошкольная группа (4 ребёнка).

Образовательная область: Социально – коммуникативное развитие.

Учебный курс: Природное окружение. Экологическое воспитание.

Тема: «Фрукты».

Форма проведения: подгрупповое.

Цель занятия: Закрепить знания  детей о фруктах  и их пользе для здоровья человека.

Коррекционно –  образовательные задачи:

-уточнить  накопленные детьми представления о фруктах их форме и цвете через дидактические игры;

-обогатить знания детей новыми сведениями о пользе фруктов для здоровья человека.

Коррекционно –  развивающие задачи:

-развитие у детей мыслительных операций (анализ, обобщение, классификацию и сравнение);

-совершенствовать развитие устной речи,  умение отвечать полным ответом на вопрос;

-продолжать формировать у детей оценочное отношение на занятии к своей работе и работе сверстников.

Коррекционно –   воспитательные задачи:

-формировать навыки сотрудничества, инициативности,  умение внимательно слушать воспитателя и сверстников;

-воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

Рассматривание  фруктов муляжей. Рассматривание иллюстраций  фрукты. Рисование, лепка, аппликация на тему: «Фрукты».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин фрукты».  Дидактические игры «Что лишнее», «Узнай по описанию», «Один- много», «С какого дерева плод».

Материалы:

Раздаточный материал: яблочки красного и жёлтого цвета для само оценивания ребёнка на занятии, фрукты на ниточке на каждого ребёнка, коробочки изготовленные из бумаги для игры «Поварята», карточки с изображением  фруктов для подбора по цвету.

Демонстрационный материал: два  изготовленных дерева, 5 мандарин, фрукты-картинки, 5 яблок, 6 бананов, 4 груши, 7 апельсин, иллюстрации для игры «Четвёртый лишний», иллюстрации с изображением витаминов в фруктах, плакат с наклеенными фруктами для игры «Поварята».

Оборудование:  магнитная доска, показ видеоматериала.

Используемые методы:

1. Словесный.

2. Практический.

3. Наглядный.

4. Игровой.

Прогнозируемый результат:Дети называют фрукты, знают их по признакам (цвету, форме) классифицируют их, знают какую пользу, приносят фрукты для здоровья человеку. Дети отвечают полным ответом на вопросы воспитателя и дают оценку своей деятельности и деятельности сверстников на занятии.

Ход занятия:

1 Вводная часть (мотивационный этап).

Дети с воспитателем входят в группу. Воспитатель обращает внимание детей на присутствующих там взрослых.

Воспитатель: каждое утро мы говорим друг другу: «Доброе утро», чтобы  весь день был добрым, а настроение хорошим. Давайте скажем эти утренние волшебные слова друг другу  и нашим гостям.

Дети: Доброе  утро.

Упражнение на слуховое восприятие.

Воспитатель: Сейчас сядет тот, кто повторит за мной и не ошибется. Яблоко, лимон, мандарин. Банан, (груша, апельсин).

Дети по одному повторяют за педагогом и садятся, каждый на свое место.

Воспитатель:  ребята, что мы сейчас с вами называли? (мы называли фрукты)

- Как вы думаете, о чём будем говорить? Правильно, будем говорить о фруктах. На прошлом занятии мы говорили о овощах а сегодня тема занятия по окружающему миру «Фрукты». (повторим тему занятия  вместе, индивидуально) На занятии мы закрепим знания о фруктах, их цвете, форме  и узнаем какую  пользу приносят фрукты  для здоровья человека, будем активными, внимательными и стараться отвечать на мои вопросы полным ответом.

Воспитатель: ребята с помощью ваших ответов  мы можем помочь фруктовому королю, хотите я расскажу, что с ним произошло?

-В стране, где живёт фруктовый король (показ иллюстрации короля), злая колдунья заколдовала все фруктовые деревья (посмотреть на эти деревья)  и чтобы снять проклятье нам нужно выполнить задания и фруктовые деревья опять зацветут, а после каждого выполненного задания будем прикреплять на дерево мандарины (показ мандарин).

-Ребята,  есть ещё одно дерево успеха на него в конце занятия вы, оценив себя, прикрепите  яблочки красное яблоко - был активный и внимательный, отвечал полным ответом, жёлтое - был менее активный, но я старался.

-А чтобы вы правильно себя оценили, скажите, как будите слушать? (будем слушать внимательно).

-Как будете работать? (будем работать активно).

- Как будем отвечать? (отвечать будем полным ответом)

-Хорошо. Вы готовы выполнять задания и помочь королю?

2. Основная (содержательный этап);        

Первое задание.

Воспитатель:  Сейчас я буду выставлять на доску по одной картинке, а вы будете называть какой это, фрукт и отвечать на вопросы, какой, какая, какое и определять  форму фруктов и их цвет.

Лимон – желтый, сочный, кислый, овальный;

Апельсин – оранжевый, круглый, сладкий, сочный;

Груша – сладкая, желтая, сочная, твердая;

Яблоко – сладкое, красное, сочное, круглое;

Слива – синяя, овальная, сладкая, сочная;

Персик – круглый, сочный, розовый, сладкий;

Воспитатель: ребята посмотрите,  и назовите, какие фрукты круглой формы? Какие фрукты овальной формы?

Какие фрукты похожи на треугольник?

-Ребята, как одним словом назвать яблоки, апельсины, сливы? (фрукты).

- Ребята, где растут фрукты? (фрукты растут на деревьях).

- Как называют деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые деревья).

- Где растут фруктовые деревья? (в саду) - (дети повторяют ещё раз).

- Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).        

Воспитатель: Скажите мне, чтобы на фруктовых деревьях выросли спелые, и сочные плоды, что необходимо деревьям? (Ответы детей.)

-Правильно, деревьям необходимо солнце, вода, хорошая земля.

Кто ухаживает за деревьями в саду? (Ответы детей: люди.)

Что делают люди? (Ответы детей: вскапывают землю вокруг, подрезают ветки, защищают деревья от паразитов, поливают.)

Воспитатель:  правильно ребята,  чтобы на деревьях росли вкусные и сочные   фрукты люди должны трудиться  ухаживать беречь и охранять деревья.

-С первым  заданием справились, правильно ответили на мои вопросы, определили форму и цвет фруктов. Прикрепляем на дерево первый мандарин.

Упражнения на дыхание(для развития плавного ротового выдоха).

Воспитатель: Возьмите по одному фрукту и назовите его. Теперь возьмите его за ниточку и подуйте. Ветерок легкий поднялся и фрукты на веточках тихонько закачались. А теперь подул сильный ветер, фрукты на ветках сильно качаются.

(Дети дуют на фрукты, вырезанные из цветной бумаги на ниточках.)

Правильно показали, когда дует лёгкий, а когда сильный ветер.

Воспитатель:  скажите, чего много на фруктовых деревьях?

Дети:(на фруктовых деревьях много фруктов)

-Чего много на яблоне? ( яблок).

-Чего много на грушевом дереве? (груш) - (повтори ещё раз).

-Чего много на сливовом дереве? (слив).

-Чего много на мандариновом дереве? (мандарин).

-Чего много на апельсиновом дереве? (апельсин).

Второе задание  Игра «Посчитаем фрукты»

Воспитатель: я предлагаю вам посчитать фрукты, выставленные на доску:

-Одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.

-Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов.

-Одна груша, две груши, три груши, четыре груши, пять груш.

-Сколько всего?

Воспитатель: Со вторым заданием справились,  закрепили счёт от 4 до 7, молодцы.  Прикрепляем второй мандарин.

Давайте отдохнём немного,  проведём  пальчиковую гимнастику:

Раз, два, три, четыре, пять, (сжимают-разжимают пальцы)

Будем фрукты мы считать: (пальцы хлопают)

Груша, персик, мандарин, (поочередно загибают пальцы рук)

Абрикос и апельсин.

Раз, два, три, четыре, пять (сжимают-разжимают пальцы)

Фруктов было ровно пять! (Пальцы хлопают)

Воспитатель: Продолжаем помогать фруктовому королю.

Третье задание. Игра. «Четвертый лишний» с использованием компьютера.

Воспитатель: - Вам нужно в  каждом ряду назвать лишний предмет, и объясняют, почему он лишний.

-Груша, картошка, яблоко, персик.

-Яблоко, слива, банан, огурец.

-Апельсин, мандарин, помидор, слива.

-Яблоко, груша, лук, слива.

Дети: в первом ряду лишний картофель, потому что это овощ.

Воспитатель: с третьим заданием справились,  нашли лишний предмет в каждом ряду и объяснили, почему он лишний. Прикрепляем на дерево мандарин.

Воспитатель: ребята, а зачем нужно кушать фрукты?

Дети: Во фруктах содержатся полезных витаминов.

Воспитатель: правильно во фруктах содержится много полезных витаминов. Витамины это такие вещества, которые помогают детям, расти здоровыми, (слайды в каких фруктах какие витамины).

-В персиках, абрикосах, яблоках присутствует витамин А, важен для зрения и роста

-В лимонах, апельсинах и мандаринах присутствует витамин  С укрепляет весь организм, помогает не болеть.

-Витамин В помогает укреплять память и внимание.

-Витамин Е помогает организму быстрее справиться с простудными болезнями. Поэтому полезно кушать разные  фрукты.

Воспитатель:  ребята, а что можно приготовить из фруктов?

Дети: из фруктов можно приготовить кисель, варенье, джем, повидло, желе, компот, кисель, морс, сок, начинку для пирога, торта, салаты, сухофрукты.

Четвёртое задание.

Воспитатель: Чтобы выполнить четвёртое задание мы с вами поиграем в интересную игру, игра называет "Поварята", мы с вами будем поварятами. А готовить мы будем сок и варенье из разных фруктов. Я каждому из вас раздаю баночку с вареньем и коробочку с соком, на них изображены фрукты. А вы должны будет приклеить коробочку с соком и баночку с вареньем под тот фрукт, который изображен на листе и сказать, правильно названия сока и варенья.

–Что это за фрукт?  

Дети: это яблоко, можно приготовить из яблок яблочный сок, яблочное варенье и т. д.

-С  четвёртым заданием вы справились, правильно назвали, какой сок и варенье можно приготовить из фруктов. Прикрепляем  четвёртый мандарин.

Физминутка: под весёлую песенку «Сочный фрукт –лучший друг ребёнка».

Воспитатель: Ребята давайте встанем, я буду показывать под музыку вам движения, а вы должны их за мной повторить.

Пятое задание.

Воспитатель: В последнем пятом задании вы будете работать по двое.

-На столе разложены карточки, на которых изображены фрукты. Вам нужно разложить карточки с фруктами в соответствии с цветом, назвать изображённый фрукт и его цвет.

Проходите за столы.

Воспитатель: Женя, какой это цвет? Какие фрукты ты приложила к этому цвету? и т. д.

Воспитатель: все правильно выполнили пятое задание, разложили фрукты по цвету и назвали их, прикрепляем  пятый мандарин.

3. Заключительная часть, (рефлексивный этап).

Воспитатель: ребята посмотрите, на дерево мы выполнили с вами все задания, прикрепили все мандарины.

-Как вы думаете, помогли мы фруктовому королю?

-Я думаю,  помогли и в его царстве снова зацветут фруктовые деревья и появятся на них вкусные и сочные фрукты.

Воспитатель: а сейчас вам предстоит оценить свою работу на этом дереве при помощи яблок, яблочко   красного цвета- был активный,  внимательный и отвечал полным ответом, яблоко жёлтого цвета- был менее активный, но я старался.

Воспитатель: - я согласна с тобой Денис, ты  активно работала и отвечала на вопросы полным ответом, поэтому ты прикрепил красное яблоко.

-Женя я согласна с тобой, ты правильно прикрепила  красное яблоко, потому что ты была внимательной.

-Владик, почему ты прикрепил жёлтое яблоко? Что у тебя не получилось? Я тоже думаю тебе нужно постараться научиться отвечать полным ответом.

-Женя скажи, ты согласна с Владиком, он прикрепил жёлтое яблочко? Почему?

-Вова, тебе нужно стараться и быть внимательным на следующем занятии ты постараешься, и у тебя всё получится и. т. д).

Воспитатель: ребята, назовите тему занятия.

Дети: Тема занятия «Фрукты», (повторим ещё раз все вместе).

Воспитатель: О чём говорили?

Дети: мы говорили о фруктах, об их цвете, форме.

Воспитатель: правильно мы  закрепляли знания о  фруктах, их цвете, форме.

Воспитатель: Что нового узнали?  

Дети: узнали какую пользу, приносят фрукты для здоровья человека.

Воспитатель: Кому мы помогли на занятии?

Дети: Мы помогли фруктовому королю.

Воспитатель: Зачем мы это делали?

Дети:  Чтобы зацвели деревья и выросли фрукты.

Воспитатель: Чему учились?

Дети: Мы учились быть активными, внимательными и отвечать на вопросы полным ответом.

Воспитатель: Что вам понравилось  на занятии?  

-Какое задание больше всего понравилось? Почему

-Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

Воспитатель: на следующем занятии мы поможем белочке собрать грибы.

Фруктовый король благодарит вас за то, что вы выполнили все задания и помогли снять проклятье с  фруктовых деревьев и дарит вам наклейки с изображением фруктов, а я прошу  вас нарисовать дома ваш любимый фрукт и принести нам на выставку. Спасибо, наше занятие окончено.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностический материал "Природное окружениие.Экологическое воспитание"

Пособие для воспитателей ДОУ .Оценивание воспитанников различными методами....

Непосредственная – образовательная деятельность Природное окружение. Экологическое воспитание во второй младшей группе. Тема: «Овощи».

уточнить представление детей об овощах; закрепить умение различать количество предметов; используя при этом слова: «один» и «много»; развивать слуховое восприятие, смысловую сторону речи; воспит...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Ребенок и окружающий мир: Предметное окружение. Явления общественной жизни. Природное окружение (экологическое воспитание)» в средней группе.

Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Программа направлена на группу общеразвивающей направленности к программе "Воспитание и обучение в детском саду"  под р...

План самообразования 2016-2017 учебный год "Природное окружение. Экологическое воспитание".

План самообразования составлен для детей средней группы....

Природное окружение (Экологическое воспитание) «Волшебница вода»

Цель: Познакомить детей со свойствами воды, её значении для всего живого, о бережном отношении к воде....

Критерии диагностики. «Природное окружение. Экологическое воспитание»

Знания о растениях.1 балл — Узнаёт и называет по картинкам и живым объектам 1-3 вида растений (цветочных, травянистых), 1-2 видов деревьев. Может показать 1-2 части растения, называемых воспитат...

«Природное окружение. Экологическое воспитание»

Знания о растениях.1 балл — Узнаёт и называет по картинкам и живым объектам 1-3 вида растений (цветочных, травянистых), 1-2 видов деревьев. Может показать 1-2 части растения, называемых воспитат...