Занятие по познавательному развитию «По следам осени»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Михалькевич Ольга Викторовна

конспект занятия в подготовительной группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu_k_seminaru.docx465.49 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

«По следам осени» в подготовительной группе

Цель: Закреплять и расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи.

Интеграция образовательных областей:

«Познавательное развитие»

Задачи: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи с помощью опытно- экспериментальной деятельности: исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

Планируемые результаты: Знают и называют характерные признаки осени и осенних явлений.

Сформирована память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.

Проявляют интерес к опытно – экспериментальной деятельности, интересуются новым, неизвестным в мире природы, наблюдают, делают выводы, умозаключения, устанавливают причинно-следственные связи между природными явлениями.

«Речевое развитие»

Задачи: Развивать умение детей называть приметы осени. Обогащать природоведческий словарный запас: черешок, кромка, хлорофилл.

Развивать умение вести диалог с воспитателем и сверстниками.

Планируемые результаты: Называют приметы осени. Расширен словарный запас: черешок, кромка, хлорофилл.

Владеют диалогической речью, свободно общаются с педагогом и сверстниками.

" Социально-коммуникативное развитие"

Задачи: Формировать умение активно и доброжелательно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных задач, умение отстаивать свою точку зрения.

Планируемые результаты: Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных задач.

«Физическое развитие»

Задачи: Развивать основные движения для снятия мышечного напряжения. Формировать привычку сохранять правильную осанку в разных видах деятельности.

Планируемые результаты: Выполняют правильно основные виды движений. Следят за правильной осанкой в разных видах деятельности.

Методы и приемы: практические, наглядные, словесные.

Вид детской деятельности: познавательно – исследовательская, двигательная, игровая, коммуникативная.

Оборудование и материал:

Презентация,  листья в корзинке, лупы, , две коробки (с сухими и свежими листьями, белые салфетки, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы,

Предварительная работа:

• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.

• Сбор листьев разной формы и окраски.

• Беседы об осени;

• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,

«Лес осенью» А. Твардовский,

стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;

• Разучивание стихов и поговорок об осени;

• Пение песен об осени и слушание музыки;

• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;

• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;

• Работа с пластилином и нанесение на основу (пластилинография);

• Наблюдение за деревьями на прогулке;

• Поделки из природного материала;

Ход занятия.

Воспитатель:

Ребята, обратите внимание, к нам сегодня пришли гости. Это учителя, которые вас будут учить в школе читать, писать, считать. Давайте с ними поздороваемся.

Подойдите, пожалуйста, ко мне.

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, нам сегодня почтальон принес письмо! На письме нет обратного адреса, и кто его прислал неизвестно. Я не стала его открывать, решила дождаться вас. А сейчас давайте откроем, уж очень интересно узнать, что же там.

 (открывает его, читает)

Здравствуйте ребята! Угадайте, кто вам написал письмо?

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это.. ..» (осень)

Правильно, я осень!

А вот и она.

Слайд №1 «Осень обращается к детям.»

Ребята, осень прислала подарок, осенние листья. Посмотрите сколько их много, целая корзинка.

Педагог поднимает корзинку на уровень лиц детей и предлагает им выбрать каждому по одному листочку.

Посмотрите, какие они на вид, на ощупь, как они пахнут. Расскажите про них. (Осенние листья разноцветные, резные, гладкие, прохладные, душистые)

Воспитатель: Верно. Увядающие осенние листья очень вкусно пахнут.

Хотите поиграть с листочками?  Я вам буду показывать, а вы повторяйте за мной.

Зрительная гимнастика.

        Мы листочки увидали

        И с листочками играли      

        Листья вправо полетели

        Глазки вправо посмотрели

        Листья влево полетели

        Глазки влево посмотрели

        Ветер листья поднимал

        И на землю опускал

        Глазки закрываем

        Глазки отдыхают.

Давайте положим листочки в корзинку, они нам потом пригодятся.

А сейчас сядем на стулья. Сядьте ровно, красиво.        

Сегодня мы с вами поговорим об осени.

Гуляла я в лесу и видела там такие красивые деревья.  Я сделала фотографии и очень хочу, чтобы и вы полюбовались этой красотой.

Слайд №2 с осенними картинками.

Какая красивая, спокойная музыка звучала. Эту мелодию композитор Петр Ильич Чайковский так и назвал «Осень». Сегодня мы постараемся вспомнить об осени важное, красивое и интересное.

А поможет нам в этом вот такая интересная таблица.

Слайд №3 Мнемотаблица «Осень»

C:\Users\pc\Pictures\img218.jpg

Расшифруем каждый квадратик. Что обозначают эти символы? Отвечая на вопросы поднимайте руку, как в школе.

Отвечая на вопросы поднимайте руку, как в школе.

1.Какое это время года? Назовите осенние месяцы.

2. А какое небо осенью? (хмурое, пасмурное, дождливое, облачное, серое)

Какой ветер?

3. Что происходит осенью с деревьями? (листья желтеют, краснеют, опадают, деревья стоят голые). Как называется явление в природе, когда с деревьев опадают листья? (листопад).

4.Что вы можете сказать про солнце осенью? (греет плохо, солнечных дней стало меньше, день стал короче, а ночи длиннее)

5.Что делают птицы осенью? (улетают в теплые края). Почему?

6.Что делают животные осенью?

7.Чем занимаются люди?

Воспитатель: А вы задумывались, почему красота осени не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Вы хотели бы узнать ответы на эти вопросы? (Да)

Воспитатель: Чтобы ответить на них, я предлагаю вам провести опыты и эксперименты в лаборатории.

Воспитатель: Но сначала мы немного разомнёмся.

Физминутка.

«Осенью»

Разбросала осень листья,   (делают волнообразные движения ладонями)

Разукрасила их кистью.  (делают плавные взмахи ладонями вверх- вниз)

Мы в осенний парк пойдем, (шагают )

В букеты листья соберем. (скрещивают ладони с растопыриванием пальцев)

Лист кленовый, лист с осинки,

Лист дубовый, лист рябинки,

Рыжий тополиный лист

(поочередно загибают листья, начиная с большого, на обеих руках одновременно на каждый лист)

На дорожку спрыгнул вниз. (звонко хлопают в ладоши)

Садятся за столы

Воспитатель: А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? (ответы детей)

Правильно, листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Воспитатель: А вам интересно узнать, как устроен лист? ( Интересно)

Исследование №1 «Рассматривание строение листа с помощью лупы»

Материал: лупа, осенние листья разной формы.

Воспитатель: А для того, чтобы получше рассмотреть листья мы воспользуемся лупой. Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.

Рассмотрите теперь обратную поверхность листа. Видите, жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.

Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.

Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Какой можно сделать вывод?

Дети: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой. Листья имеют разную форму.

Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? (Предположения детей)

Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Исследование №2 «Почему лист зеленый?»

Оборудование: зеленые листья, лупа.

(Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).

Воспитатель: Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? (На ткани появились зеленые пятна)

Воспитатель: Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного света, это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …

Воспитатель: какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Оранжевые, красные, коричневые, зеленые)

Воспитатель: Почему лист зеленый? Почему осенью листья меняют свой цвет? Какой можно сделать вывод? (Предположения детей

Правильно, зеленый цвет листу придает вещество хлорофилл. Осенью меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет.

Исследование №3. «Почему опадают листья?»

Оборудование: листья крупные и мелкие, лупа

Воспитатель: Ребята, а почему листья опадают? Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Какой можно сделать вывод?

Правильно, осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.

Исследование №4 «Что же случается с опавшими листьями?» (Они высыхают)

Воспитатель: А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев? (да)

Воспитатель трясёт коробочки, и дети определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья.

 Сухие листья шуршат сильнее.

Эксперимент «Как листья опадают»

Воспитатель: На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.

Для этого возьмите в руку листики и встаньте в кружок. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.

Воспитатель - Пока лист летел, что вы заметили?

Быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?

Вывод детей: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Воспитатель. Я предлагаю вам взять эти листочки и из корзинки и прикрепить их на это дерево, пусть осень продолжается в нашей группе.

Воспитатель: Подойдите ко мне. Понравилось вам сегодня на занятии? А сейчас я предлагаю встать в круг и будем передавать листик друг другу и рассказывать все, что узнали сегодня интересного и нового об осени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию "Экскурсия в осенний парк"

Решая задачу патриатического воспитания детей, по формированию основ любви к малой Родине в воспитательно -- образовательном прцессе, я использую авторскую программу коллектива МАДОУ "Каневской Кубань...

Конспект занятия по познавательному развитию "По следам Колобка"

Конспект занятия по познавательному развитию "По следам Колобка" для детей старшего дошкольного возраста...

План-конспект занятия по познавательному развитию «Что нам осень принесла?»

Целью данной работы является: Формирование первичных представлений о природном многообразии...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Осень»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Осень» с использованием средств ИКТ...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Осенняя прогулка»

- закрепить знания детей об осени; - учить детей видеть и чувствовать красоту природы; - учить детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения...

конспект интегрированного занятия по познавательному развитию "такая разная осень" в старшей разновозрастной группе

занятие по познавательному развитию подготовлено к открытому просмотру в старшей разновозрастной группе...

Конспект НОД по познавательному развитию "По следам осени"

Конспект НОД по познанию "По следам осени"...