Конспект НОД по познавательному развитию "По следам осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственной образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей группе на тему: «По следам осени»
Цель: Расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о признаках осени в процессе познавательно- исследовательской деятельности.
Задачи:
#1054;бобщить первичные представления об осени по существенным признакам сезона;
2. Формировать представления о многообразии природных явлений осенью, о сезонных изменениях в природе;
3. Активизировать речевую деятельность детей, ввести в активный словарь детей понятия: периоды осени (ранняя осень, середина осени, поздняя осень) на основе жизненного опыта детей;
#1042;оспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование и материалы: воздушный шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, корзина, листья красного и желтого цвета, кисточки, гуашь.
Приглашенный гость: воспитатель в костюме осени.
Организационный момент:
Воспитатель: Дети, скажите, пожалуйста, какое бывает настроение?
Дети: Веселое, радостное, грустное, злое.
Воспитатель: У человека от чего зависит настроение?
Дети: У человека зависит настроение от погоды, от самочувствия, от игры с новой игрушкой и т.д.
Воспитатель: Какое настроение сегодня у вас?
Дети отвечают по очереди.
Воспитатель: У меня сегодня радостное настроение, так как погода на улице хорошая.
Воспитатель: Можно, глядя в окно, определить погоду?
Дети: Да, глядя в окно можно определить погоду.
Воспитатель: Давайте, подойдем к окну и определим какая сегодня погода на улице.
Дети подходят к окну и видят за окном привязанный воздушный шар.
(За окном находится воздушный шар).
Воспитатель: Дети давайте достанем шар из-за окна. Шаг назад, я буду открывать окно (воспитатель достает шар). Дети внутри шарика что-то есть.
Что нужно сделать с шариком, чтобы достать записку.
Дети: Для того, чтобы узнать, что находится внутри шарика нужно его лопнуть.
(Воспитатель деревянной шпажкой прокалывает шарик и достает письмо)
В письме изображение сундука, знак вопроса.
Воспитатель: Дети, а что может означать картинка сундук с вопросом.
Дети: Нам нужно искать сундук.
В сундуке лежит карта.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, для чего нужна карта?
Дети: Карта нужна для того, чтобы найти клад.
Воспитатель: Кто нам мог отправить это послание?
Дети: Письмо мог послать волшебник.
В группу заходит Осень.
Осень: Здравствуйте, дети! Это я вам отправила воздушный шарик с посланием. Наступают холода, иногда падает снег, застывают лужи, птицы улетели в теплые страны, мое время еще не прошло, а зима гонит прочь. Помогите решить: оставаться мне или уходить. В этом вам поможет карта из сундука.
Воспитатель: Дети! Давайте рассмотрим карту. Как вы думаете с чего мы с вами начнем помогать Осени?
Воспитатель: Дети, посмотрите, где находятся листья?
Дети: Листья находятся на ковре.
Воспитатель: А давайте мы с вами будем собирать листья в корзину, но нужно собирать только желтые листья, называя признаки осени.
Дети собирают листья, кладут их в корзину, называя признаки осени. (Небо стало хмурое, солнце светит, но не греет, как летом, люди одели теплую одежду, с деревьев опадают листья, птицы улетели на юг)
Воспитатель: Дети! У нас с вами остались на ковре листья какого цвета?
Дети: На ковре остались красные листья.
Воспитатель: Как называется осеннее явление, когда опадают листья?
Дети: Осеннее явление называется листопад.
Воспитатель: Я вам предлагаю взять каждому красный листочек и закружиться в осеннем танце. Представим, что мы листья и кружимся в осеннем листопаде.
(Дети под музыку выполняют осенний танец с листьями. После танца листья складывают в корзину).
Воспитатель: Указывая признаки, мы с вами убедились, что за окном какое время года?
Дети: За окном время года осень.
Воспитатель: Давайте обратимся снова к карте, для того чтобы посмотреть следующее задание (на карте заяц серый –белый, медведь-берлога). Что это могло бы означать? Сейчас, дорогие ребята, я предлагаю вам присесть на ковер и посмотреть на картинки.
(картинки медведь в лесу, заяц, белка шубку еще не поменяли).
Воспитатель: Что вы видите на этой картинке?
Дети: Медведь ходит по лесу.
Воспитатель: Почему медведь бродит по лесу, а не спит?
Дети: Потому что медведи в спячку уходят зимой! А на картине показано время года осень.
Воспитатель: Что изображено на этой картинке?
Дети: Белка готовит запасы на зиму.
Воспитатель: Какого цвета шубка у белки?
Белка: Шубка у белки рыжего цвета.
Воспитатель: Когда белка поменяет цвет шубки на темно-серую?
Дети: Цвет шубки белка поменяет зимой.
Воспитатель: Кто изображен на этой картинке?
Дети: На экране изображен заяц.
Воспитатель: Какой цвет шубки у зайца?
Дети: Шубка у зайца серая.
Воспитатель: Почему у зайца шубка серая, а не белая?
Ответы детей: Потому что время года осень.
Воспитатель: Дети, что вы видите на этой картинке?
Дети: Утки плавают в пруду не улетели в теплые страны.
Воспитатель: Почему утки еще не улетели в теплые страны?
Дети: Потому что лед на пруду не застыл, и они могут добывать себе пищу.
Вывод: Звери и птицы еще не готовы к зиме. Осень еще не прошла.
Воспитатель: Давайте обратимся к карте и посмотрим следующее задание.
Воспитатель: Что бы это значило?
Дети: Это означает, что мы сегодня узнаем, что-то новое.
Воспитатель: Ребята, какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: У осени три месяца – сентябрь, октябрь, ноябрь.
Воспитатель: Каждый месяц определяет периоды осени.
Назовите первый месяц осени.
Дети: Первый месяц осени - сентябрь.
Сентябрь – это самое начало осени. Ранняя осень. Картинка обсуждение ранняя осень.
Воспитатель: А, второй, кто назовет месяц?
Дети: Второй месяц осени - октябрь.
Октябрь – это середина осени.
Картинка золотая осень.
Воспитатель: Назовите третий осенний месяц?
Дети: Третий осенний месяц – ноябрь.
Воспитатель: Правильно третий осенний месяц – ноябрь.
Поздняя осень. (картинка обсуждение «Поздняя осень»).
Воспитатель: Давайте повторим еще раз периоды осени.
Воспитатель: Я предлагаю снова обратиться к карте! Что мы видим?
Дети: Мы видим на карте сарафан.
Воспитатель: Вам нравится этот сарафан? А он нарядный?
Дети: Сарафан нужно украсить.
Воспитатель: Давайте, порадуем осень новым нарядом. Проходим в нашу мастерскую. Я предлагаю вам украшать наряд методом штамповки. Для этого нужно взять лист, набрать кисточкой краску, нанести на поверхность листа краску и приложить лист к сарафану и оставить отпечаток. Приступаем к работе.
Работа в творческой мастерской.
Воспитатель: Дети! Посмотрите, какой наряд. А как вы думаете, он понравится осени?
Дети: Мы думаем, что такой наряд понравится осени.
Осень: Спасибо, дети! За ваше старание, за вашу помощь! Теперь я точно знаю, что время мое еще не прошло. Зима пусть готовится к своему приходу. А я с вами остаюсь. И благодарю вас за новый наряд. До встречи на прогулках!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по познавательному развитию. Тема "Осень"
На этом занятии закрепляется представление детей о видах транспорта , диких животных, деревьях.Используется игра "Да-нет" элемент ТРИЗа, пальчиковая игра для развития мелкой моторики...
Конспект НОД по познавательному развитию "Золотая осень"
Интересное занятие про Осень....
Конспект занятия по познавательному развитию "Сюрпризы осени"
quot; Сюрпризы осени "...
Конспект ООД по познавательному развитию "Дары осени"
Познакомить детей с растением огорода – тыквой...
Конспект НОД по познавательному развитию «Поздняя осень» в старшей группе.
Цель: помочь детям увидеть образ поздней осени в произведениях искусства, повседневной жизни.Программные задачи:закрепить знания детей о характерных признаках поздней осени;способствовать формированию...
Конспект занятия по познавательному развитию"Дары Осени"
- закрепить полученные ранее знания об осени, дарах осени; - систематизировать и расширить знания...
Конспект занятия старшей группы «По следам осени»
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учит...