Методическая разработка «Волшебный камень»
методическая разработка по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Кравец Мария Анатольевна

Методическая разработка позволяет  расширить  и систематизировать  знания детей  старшего дошкольного возраста о явлениях природы. Для более интересной работы представлена авторская сказка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodrazrab.docx20.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка «Волшебный камень»

Образовательный проект «Волшебный камень»

 с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель: расширить и систематизировать знания детей о магните и некоторых его свойствах, познакомить детей с физическим явлением- магнетизмом, формирование способов познания путем сенсорного анализа.

Месяц

Тема

Цель

Результат

октябрь

Магнит и его свойства.

Способствовать расширению и систематизации знаний детей о магните и некоторых его свойствах, развитие познавательной активности детей в процессе ознакомления со свойствами магнита.

Презентация «Магниты и их свойства»

ноябрь

Магнитные свойства Земли.

Познакомить детей с тем, что Земля большой магнит, у которого есть северный и южный полюс. Рассмотреть притяжение Земли на различных предметах.

Презентация «Земля – большой магнит»

декабрь

Компас.

Познакомить с назначением компаса. Развивать способности понимать знако- символические обозначения карты Земли, формировать умение ориентироваться на карте и определять на ней стороны горизонта.

Изготовление компаса.

январь

Испытание магнита

Опытным путем выявить материалы, которые могут стать магнетическими.

Коллаж «Магнетические и не магнетические предметы»

февраль

Магнитный театр

Развивать творческое воображение детей в процессе поиска способов использования магнитов.

Изготовление магнитного театра.

 Авторская сказка для детей «Волшебный камень»

“Сегодня мы встретимся с нашим старым знакомым. Узнаете вы его? Вот какая история с ним приключилась. Нашёл Незнайка на дороге камень. Положил его в карман и отправился домой. Но проходя мимо домов своих друзей, Незнайка понял, что происходит что-то странное. Кастрюли, ложки, ножи, половники, гвозди и другие металлические предметы как будто ожили и набросились на него со всех сторон. “Неужели, я нашёл волшебный камень, который заставляет всё двигаться?” – подумал Незнайка.  Давайте попробуем вместе разобраться, в чём тут дело. Вот камень, который нашёл Незнайка. Да, действительно, это не простой камень. Это самый настоящий магнит. А вы знаете, откуда появился магнит? Я с удовольствием вам расскажу. Много-много лет назад люди нашли в горах минерал-камень черного цвета с красивым металлическим блеском. Назвали его магнетит. Ученые считают, что название «магнетит» произошло от названия города, вблизи которого его нашли – Магнезия. Люди делали из него украшения: серьги, браслеты, бусы. Даже считали, что он обладает лечебными свойствами, успокаивает и придает силы.  Также они обнаружили необычное свойство магнетита -  притягивать железо.

Кусочки магнетита называют естественными магнитами, но человек научился изготавливать магниты искусственным путем и использовать их для разных целей.

Знаете ли вы, в каких предметах человек использует магнит? Есть ли у вас дома магнит? У нас в группе есть магнитный конструктор, магниты-значки, магнитная доска. Еще магниты используют в магнитофонных колонках – динамиках, в холодильниках, даже в сверхскоростных поездах вместо обычных колес и рельс  человек придумал использовать магнит.

Благодаря своей способности притягивать под водой, магниты используют при строительстве и ремонте подводных сооружений. С их помощью удобно держать инструменты.

Как вы сможете помочь маме быстро собрать рассыпавшиеся иголки? Вот сколько полезных свойств у магнита. Ну что, вы запомнили, откуда появился магнит?

А теперь я вам расскажу про нашу лабораторию «Любознайка», где  мы знакомились  с волшебными свойствами магнита, где мы себя чувствовали настоящими учеными-исследователями. Работа наша заключалась в исследовании  магнита, какими волшебными свойствами он обладает.

Первое, что мы доказали это, то что магнит притягивает железные предметы. Для этого мы провели магнитом над предметами, и все железные предметы притянулись к нему. Почему так происходит? Потому что на них действуют магнитные силы.

Как же увидеть магнитные силы? В этом нам помогут железные опилки. Для того чтобы увидеть как действуют магнитные силы нужно положить магнит под коробку с железными опилками.  Что с ними произошло? Они притянулись к картону, в том месте, где находится магнит – примагнителись. Вокруг магнита находится магнитное поле. Оно действует на все железные предметы и притягивает их.  Посмотрите, мы получили узор, если круглый магнит - круглый, если прямоугольный, магнитные силы сильнее на его концах.

А теперь внимание! Вот какой интересный случай произошёл с Незнайкой: как-то раз, когда Незнайка загорал на берегу ручья, который коротышки называют Огурцовой рекой, он по рассеяности потерял в песке ключи от своего домика. Как же их найти? Нас ученых этот вопрос очень заинтересовал. Можно руками поискать в песке; можно внимательно посмотреть, можно магнитом провести над песком, ключи железные и притянутся. Мы провели магнитом над песком и к нему притянулись  ключи, спрятанные в песке. Значит, магнитные силы проходят сквозь песок.

А через воду пройдут  магнитные силы? Мы проверили, провели над стаканом с водой магнитом и гвоздь лежащий в воде притянулся. Значит, магнитные силы проходят через воду.

А пройдут ли магнитные силы через картон? Мы проверили. Провели магнитом под картоном, и железные предметы на нем стали двигаться за магнитом. Значит, магнитные силы действуют и через картон.

Однажды мы решили посмотреть, как поведут себя два магнита, если их поднести друг к другу. Они притянулись, значит, магниты притягиваются. Затем мы поднесли магниты друг к другу разными сторонами и они оттолкнулись; значит, два магнита могут притягиваться или отталкиваться в зависимости от того, какой стороной подносить их друг к другу.

В своей лаборатории мы много посвятили времени для изучения компаса. Компас показывает направление сторон света.  Самая важная часть компаса, это намагниченная стрелка, она поставлена на острие и свободно вращается. Концы стрелки окрашены в разные цвета: синяя стрелка показывает на север, а красная - на юг.

Мы в нашей лаборатории попробывали  изготовить компас сами, для этого мы взяли скрепку и натерли ее о магнит. Натирать нужно строго в одном направлении, проведя по магниту не менее 20 раз. Положите намагниченную скрепку на пенопласт и опустите в воду, конец намагниченной стрелки будет указывать на север. Сколько бы вы не поворачивали диск, иголка все равно будет останавливаться в определенном направлении.

Мы ученые-исследователи лаборатории «Любознайка» сделали выводы о том, что многие современные изобретения были бы невозможны без магнетизма. Магниты работают в телефонах, телевизорах, компасах и в других предметах.  Вот какой волшебный камень МАГНИТ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка " Волшебный мир рисования"

Знакомство детей  младшего возраста с нетрадиционными техниками рисования....

Методическая разработка "Волшебный песок"

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность....

методическая разработка "Волшебный морской мир"

Конспект по сюжетному рисованию в старшей группе в области  "Художественно-эстетическое развитие". Помимо известных персонажей мишки и Петрушки вносятся  коробки разных  разме...

Методическая разработка «Волшебные краски зимы»

Предлагаю вам конспект совместной деятельности с детьми среднего возраста (4-5 лет). Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов. Конспект написан по ФГОС.Обра...

Собственная методическая разработка "Волшебные истории в стране эмоций"

           Цель: развитие эмоциональной сферы детей, развитие способности осознать и контролировать свои переживания, понимать эмоциональное       ...