Методическая разработка " Волшебный мир рисования"
методическая разработка по рисованию (младшая группа) на тему

Марченко Юлия Владимировна

Знакомство детей  младшего возраста с нетрадиционными техниками рисования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka.docx23.34 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная образовательная программа

«Волшебный мир рисования»

(для детей 3-4 лет)

                                                   срок реализации 4 месяца.

                           

                                                                                     

Разработала:  Воспитатель Марченко Ю.В.                

Пушкин 2013

Содержание:

  1. Пояснительная записка
  2. Возрастные особенности дошкольников 3-4 лет.
  3. Тематическое планирование. Нетрадиционные техники рисования.

Пояснительная записка.

Программа дополнительного образования «Нетрадиционные техники рисования в младшей группе» разработана для детей 3-4 лет. Программа имеет художественную направленность, то есть включает в себя такие виды деятельности как рисование.

Целью программы является развитие наглядно-образного мышления, познавательной активности, мелкой моторики, воображения, творческих способностей, художественных способностей, игровой деятельности, наглядно-действенного мышления, восприятия, сенсомоторной координации. Ссоздать благоприятные условия для освоения детьми нетрадиционных техник рисования с целью дальнейшего их использования в своей изобразительной деятельности.  Педагогу необходимо помочь ребенку, проявить свои художественные способности в различных видах изобразительной  деятельности. Формировать умения и навыки работать вместе, строить общение, развивать привычку к взаимопомощи, создать почву для проявления и формирования общественно ценных мотивов.

 Актуальность: изобразительная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей, способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью раскрытия у дошкольников творческих навыков, воображения, приобщением к окружающему миру к искусству, расширением кругозора, созданием условий, в которых дети могут проявить свои как индивидуальные способности, так и способности при участии в коллективной работе. Педагогу нужно разбудить в каждом ребёнке интерес к труду, к освоению нового материала, сделать занятия увлекательными и интересными.

 Задачи:

- познакомить детей с нетрадиционными техниками рисования (монотипия, рисование ладошкой, пальчиковое рисование, рисование по сырой бумаге, печать штампом, оттиск мятой бумагой, пуантилизм) ;

- вызвать интерес к рисованию с использованием нетрадиционных техник и рисованию в целом;

-поощрять инициативу и самостоятельность в выборе техники рисования при создании изображения.

.Формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения со взрослыми.

Новизна данной дополнительной образовательной программы состоит в том, что занятия построены таким образом, чтобы ребёнок мог усвоить сначала первоначальный материал, а затем более сложный; процесс обучения совмещается с практической деятельностью детей.

Возрастные особенности.

Учет возрастных особенностей – один из основополагающих педагогических принципов, которые должны быть использованы при написании программы.  Опираясь на него, педагоги и воспитатели регламентируют учебную нагрузку, устанавливают обоснованные объемы занятости различными видами труда, определяют наиболее благоприятный для развития распорядок дня, режим труда и отдыха. Возрастные особенности обязывают правильно решать вопросы отбора и расположения учебных предметов и учебного материала в каждом предмете. Они обусловливают также выбор форм и методов учебно-воспитательной деятельности.  

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их соотнесенность к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры младших дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями. Продолжительность игры небольшая. Младшие дошкольники ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простыми, неразвернутыми сюжетами. Игры с правилами в этом возрасте только начинают формироваться.

Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.

Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы.

Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации.

Конструктивная деятельность в младшем дошкольном возрасте ограничена возведением несложных построек по образцу и по замыслу.

В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования пред эталонов - индивидуальных единиц восприятия – переходят к сенсорным эталонам -  культурно выработанным средствам восприятия. К концу младшего дошкольного возраста дети могут воспринимать до пяти и более форм предметов и до семи и более цветов, способны дифференцировать предметы по величине, ориентироваться в пространстве группы детского сада, а при определенной организации образовательного процесса и в помещении всего дошкольного учреждения.

Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 3 – 4 слова и 5 – 6 названий предметов. К концу младшего дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.

Продолжает развиваться наглядно – действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами.

В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение, которое особенно наглядно проявляется в игре, когда одни объекты выступают в качестве заместителей других.

Взаимоотношения детей обусловлены нормами и правилами. В результате целенаправленного воздействия они могут усвоить относительно большое количество норм, которые выступают основанием для оценки собственных действий и действий других детей.

Взаимоотношения детей ярко проявляются в игровой деятельности. Они скорее играют рядом, чем активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.

В младшем дошкольном возрасте можно наблюдать соподчинение мотивов поведения в относительно простых ситуациях. Сознательное управление поведением только начинает складываться;  во многом поведение ребёнка ещё ситуативно. Вместе с тем можно наблюдать и случаи ограничения собственных побуждений самим ребёнком, сопровождаемые словесными указаниями. Начинает развиваться самооценка, при этом дети в значительной мере ориентируются на оценку воспитания. Продолжает развиваться также их половая идентификация, что проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов.

К концу третьего года жизни ребенок усваивает основные представления о цвете, величине, форме; слушает сказки; учится сравнивать реальные предметы с их изображениями на картинках.

Маленькому ребенку легче выразить свои впечатления с помощью изобразительной деятельности. Он передает образы предметов с помощью, цветной бумаги. Эти материалы должны всегда быть под рукой. Но этого не достаточно. Нужно развивать творческие способности малыша, показывать приемы, учить выкладывать на листе бумаги приготовленные воспитателем детали разной формы, величины, цвета; раскладывать их в определённой последовательности, составляя задуманный ребёнком или заданный воспитателем предмет, а затем наклеивать полученное изображение на бумагу. Для совершенствования изобразительных навыков следует формировать восприятие формы, цвета, ритма, эстетических представлений.

Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные). Очень важно создать доброжелательную обстановку на занятии. Сначала ребенку интересен сам процесс изготовления поделки, но его постепенно начинает интересовать его качество. Малыш стремится как можно натуральнее передать образ предмета, а после занятия обыграть свою поделку.

     Нетрадиционные техники рисования.

      Занятия рисованием проводят в форме игры, по ходу которой взрослый      комментирует процесс работы. Занятия можно проводить с небольшой   группой детей или индивидуально. Под руководством воспитателя дети   могут создавать коллективные рисунки. В этом случае каждый ребенок выполняет свое задание, а результат получается общий.

 Воспитателю необходимо приобщать детей к искусству нетрадиционных форм рисования, формировать интерес к этому виду деятельности. Вызывать у детей радость от созданного ими изображения. Формировать навыки аккуратной работы. Ознакомить детей с нетрадиционной техникой рисования  

- рисование ладошкой, пальчиковое рисование.

- знакомство детей с техникой «монотипия»

-знакомство с техникой рисования по сырой бумаге.

-знакомство с техникой «Пуантилизм»

-знакомство с техникой «Оттиск мятой бумагой»

-знакомство с техникой «Печать штампом».

 Занятия рисованием не только формируют у детей повышение уровеня изобразительных навыков, а ток же способствуют развитию интереса и положительного отношения к этому виду деятельности и несут в себе много возможностей для обучения и развития малышей.

Срок реализации данной программы составляет 4 месяца.

Ожидаемые результаты.

- дети познакомятся и освоят некоторые техники нетрадиционного рисования;

-повысится интерес воспитанников к рисованию;

-использование нетрадиционных техник рисования будет способствовать раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, а так же развитию его творческих способностей.

Тематическое планирование

Нетрадиционные техники рисования.

             1 занятие в неделю, всего 16 занятий

Январь ( Монотипия).

 Вторая неделя: «Зимний лес»

Третья неделя: «Клубничка»

Четвертая неделя: «Бабочка»

Февраль ( Рисование по сырой бумаге ).

Первая неделя: «Аленький цветочек»

Февраль ( Рисование ладошками ).

Вторая неделя: «Елочка»

Третья неделя: «Осьминожки»

Четвертая неделя: «Солнышко лучистое»

Март ( Рисование ладошками ).

Первая неделя: «Поляна с цветами»

Вторая неделя: «Вишенки»

Третья неделя: «Анютины глазки»

Март ( Печать штампом ).

Четвертая неделя: «Букет для мамы»

Апрель ( Оттиск).

Первая неделя: «Яблоня »

Вторая неделя: «Гиацинт»

Апрель ( Пуантилизм ).

Третья неделя: «Волшебный цветок»

Четвертая неделя: «Домик в деревне»

Пятая неделя: «Божья коровка на листе»

Список использованной литературы:

  1. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» 1, 2 часть.
  2. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду»;
  3. Е. В. Потапова «Изобразительная деятельность и художественный труд с использованием современных материалов в ДОУ
  4. М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С. Комарова «Программа воспитания и обучения в детском саду» Москва, «Мозаика-синтез», 2006.
  5. Л.В. Куцакова, С.И. Мерзлякова «Воспитание ребёнка-дошкольника» Москва, «Владос», 2004.
  6. О.А. Соломенникова «Основные и дополнительные программы ДОУ» Москва, «АЙРИС-пресс», 2006.
  7. Т.Н. Доронова, С.Г. Якобсон «Обучение детей 3-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре» Москва, «Просвещение», 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Волшебный песок"

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность....

методическая разработка "Волшебный морской мир"

Конспект по сюжетному рисованию в старшей группе в области  "Художественно-эстетическое развитие". Помимо известных персонажей мишки и Петрушки вносятся  коробки разных  разме...

Методическая разработка «Волшебные краски зимы»

Предлагаю вам конспект совместной деятельности с детьми среднего возраста (4-5 лет). Данный материал будет полезен музыкальным руководителям и воспитателям детских садов. Конспект написан по ФГОС.Обра...

Методическая разработка конспекта по рисованию «Снег кружится». (с использованием нетрадиционной техники рисования)

Конспект  непрерывной образовательной деятельности  по рисованию «Снег кружится».(с использованием нетрадиционной техники рисования)...

Методическая разработка "«Волшебный мир красок» Сборник конспектов НОД по изо- деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Сборник из 10  конспектов НОД по изо -деятельности с помощью нетрадиционных техник рисования.В разработке представлена модель организации образовательной деятельности, разработанная с учетом ФГОС...