"Ознакомление со свойством воздуха"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Тема: «Ознакомление со свойством воздуха»
ЗАДАЧИ.
Обучающие: продолжать знакомить с понятием «воздух», знать, что воздух есть вокруг нас, есть не только в комнате, но и в воде, сахаре, …, всюду, (показать способы его обнаружения). Подвести детей к пониманию того, что воздух жизненно необходим человеку, всему живому на земле. Создать условие для исследовательской активности детей, умение экспериментировать и получать результат.
Развивающие: развивать логическое мышление, познавательный интерес к новым знаниям, умение делать правильное умозаключение, самостоятельность в познавательно-исследовательской деятельности.
Воспитательные: воспитывать усидчивость, умение слушать ответы своих товарищей, любознательность и интерес к процессам, происходящим в окружающем мире.
Коррекционные задачи: продолжать формировать объём словаря, обобщающие понятия по данной теме. Совершенствовать мелкую моторику рук.
Методические приёмы: вводная беседа, вопросы, показ, напоминание, объяснение, проведение опытов, ТРИЗ, помощь, анализ
Словарная работа: пузырьки воздуха, колеблется, отклоняется, движение воздуха, выпуклый, лунка, смог, смерч, шторм, вихрь, вьюга, метель, планета, космос.
Предварительная работа: наблюдение за ветром на прогулке с использованием вспомогательных предметов – вертушки, ленты, надувные рукава, целевые беседы, рассматривание репродукций по теме, ТСО, отгадывание загадок о явлениях в природе,
Оборудование демонстрационное: полиэтиленовые пакеты, кубики, полоска лёгкой бумаги, вода в ёмкости, соломка-трубочка, стаканчик, кусочек сахара, надувной шарик, воронка, образцы цветной штриховки.
Раздаточный: полиэтиленовый пакет, кубики, стаканчик с водой, соломка-трубочка, кусочек сахара, фломастеры, листы бумаги, полоска бумаги.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЮБЛАСТИ:
Социально-коммуникативное развитие продолжать обогащение опыта сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействий с взрослыми.
Художественно-эстетическое развитие: совершенствование умений конструирования из бумаги: сгибание её в разном направлении. Поддерживать самостоятельное создания детьми поделки. Активизировать освоение детьми новой графической техники(штриховка) и самостоятельное её применение.
Речевое развитие: способствовать проявлению субъективной позиции ребёнка в речевом общении со взрослым и сверстниками. Продолжать развивать монологическую речь.
Ход занятия
Воспитатель: сегодня мы займёмся чем - то очень интересным, будьте внимательными, думайте, рассуждайте, доказывайте и вы узнаете много нового.
**Посмотрите, у вас лежат полиэтиленовые пакеты,… есть в них что-нибудь?
(О.Д.)
Положите в пакет кубики… каким стал пакет?
(О.Д.) (большим, надутым, выпуклым…)
Теперь я уберу кубики из пакета и скручу его со стороны отверстия, каким он стал? (О.Д, и выполнение задания)
Но почему, ведь там ничего нет? (О.Д. – там есть воздух)
Подумайте и скажите, а был ли там воздух пока мы его не скрутили?
(О,Д. – предположение детей).
Правильно, только мы его не видим. Но всё- таки его можно обнаружить и узнать о нём что-то новое.
**Помашите ладошками около лица…, что вы ощущаете? Да, движение воздуха. А теперь подышите на ладони (всем ртом… и одними губами), почувствовали разницу?, какую?
(О.Д.- холодный и тёплый)
А где мы ещё можем наблюдать холодный и тёплый воздух?
(О.Д. – зимой на улице, кипит вода в чайнике, кондиционер, вентилятор, )
**Теперь возьмите полоску бумаги и подуйте на неё…, что с ней происходит?
(О.Д. – колышется, отклоняется, прогибается, поднимается, опускается, )
Правильно, полоска бумаги колышется от движения воздуха. А если на улице воздух движется, перемещается, как это называется?
(О.Д. – ветер, ураган, буран,…)
Что происходит с разными предметами, если есть ветер?
(О.Д. – качаются ветки, кусты, цветы, …, на реках, морях –волны…)
**Отгадайте загадку: «Летит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает. Слышишь его, а не видишь никого?»
(О.Д.- ветер).
**Игра « Хорошо – плохо» ( ТРИЗ )
Подумайте и скажите: ветер – это хорошо или плохо?
ХОРОШО: воздухом дышат люди, звери, птицы, рыбы в воде; воздух вокруг нашей планеты – он охраняет нас от жара лучей солнца и от космического холода; без воздуха не было бы жизни на нашей планете)
ПЛОХО: смог, когда воздух не движется и людям трудно дышать, смерч (торнадо), когда всё разрушается, шторм – огромные волны поднимаются и обрушиваются на берег, топят корабли; вихрь – ломает деревья, разрушает постройки; вьюга, метель – поднимает пыль снег, трудно человеку дышать! Молодцы, хорошо объяснили.
** А теперь посмотрите, у вас на столе стоят баночки с водой. Осторожно подуйте через соломинку в воду (как я!), что вы наблюдаете?
(О.Д.- пузырьки, вода бурлит,…)
Да, в воде образуются пузырьки воздуха. Мы его выдыхаем и он виден в виде пузырьков.
**Проведём ещё опыт. Рассмотрите кусочек сахара. Что произойдёт, если мы его опустим в воду?
(О.Д.- растает, его не будет,…)
Опускайте и будьте внимательны, что вы наблюдаете?
(О.Д.- поднимаются пузырьки, сахар тает, растворяется)
Да, оказывается и в сахаре присутствует воздух.
Физкультурная минутка
«Дует ветер нам в лицо, закачалось деревцо. Ветер тише, тише, тише. Деревцо всё выше, выше…., выросло дерево!»
Теперь я проведу опыт, а вы будьте внимательно смотрите, потом скажете, что же вы наблюдали?
**Опыт: на воронке одет шарик (он свисает). Погружаю воронку в воду – шарик надувается. Что же происходит?
(О.Д. – воздух переходит в шарик).
**Опыт: надуваю шарик и растягиваю отверстие пальцами… (слышен писк)
(О.Д. – воздух можно услышать, он вырывается через узкое отверстие в шарике)
Где ещё можно услышать воздух?
(О.Д. - воет ветер, кипящий чайник, листва шумит,)
Молодцы, вы были внимательны, правильно отвечали, думали…
**А теперь я предлагаю вам самим создать ветер. Как это можно выполнить? Подумайте!
(О.Д.)
Верно, можно сделать веер. У вас есть листы бумаги и фломастеры, которыми можно украсить свой веер. Вспомните, как нужно складывать лист бумаги чтобы получился веер?
(О.Д. – согнуть полоску с одной стороны, потом перевернуть лист и согнуть ещё раз и так до конца листа).
Правильно, а украсить свой веер вы можете разноцветными линиями, образцы которых вы видите на доске. ( дети выполняют задание – украшают листы разноцветными линиями и складывают из них веер).
Скажите, где же мы сегодня обнаруживали воздух?
( О.Д. - припоминание по всему занятию).
Вы были хорошими экспериментаторами – вам на память надувные шарики и, конечно, веера.
МЕТОДИКА АНАЛИЗА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА НА ЗАНЯТИЯХ ПО РЕЧЕВОМУ РАЗВИТИЮ.
Традиционные цели: закрепление знаний об окружающим мире.
**Развитие мышления.
**Развитие зрительного восприятия.
Новая цель --- развитие детей средствами искусства.
ВОПРОСЫ ДЕТЯМ: 1 - Что вы чувствуете? (что чувствовал художник?)
2 – Почему , н-р, грусть?
3 – Как вы догадались?
Чувства, мысли, которые передаёт художник, составляет тему картины.
Мелкие детали дошкольники не воспринимают, но не в натюрморде, там рассматривают ВСЕ детали (что?, какие?, как?, ….).
В бытовом жанре рассматривают КТО изображён на картине?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОД «Ознакомление со свойствами воздуха» ОО Познание
Основная образовательная задача представленной совместной деятельности с детьми - это познакомить их с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека....
Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению со свойствами воздуха. Младший дошкольный возраст.
Материал опытно - экспериментальной работы предназначен для индивидуальной работы с детьми младшего возраста....
«Ознакомление со свойствами воздуха» Конспект занятия по экологии в средней группе
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе. Познакомить детей со...
Конспект занятия "Ознакомление со свойством воздуха"
конспект занятия по детскому экспериментированию в ДОУ...
Конспект НОД в области "Познание" "Ознакомление со свойствами воздуха"
Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека.....
Конспект занятия по экологии «Ознакомление со свойствами воздуха»
Цели:Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе. Познакомить детей со свойствами воздуха и его значением для всего живого....
ООД по образовательной области «Познание» в подготовительной группе «Ознакомление со свойствами воздуха»
Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты....