СОД «Ознакомление со свойствами воздуха» ОО Познание
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Основная образовательная задача представленной совместной деятельности с детьми - это познакомить их с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sod_vozduh.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект СОД по ознакомлению с окружающим миром на тему «Ознакомление со свойствами воздуха».
Программное содержание:
Познакомить детей с понятием «воздух», его свойствами и ролью в жизни человека. Закрепить понятия о живой и не живой природе. Дать детям знания о том, что воздух – условие жизни всех живых существ на земле; пополнить знания детей о воздухе – невидимый, бесцветный, может передвигаться, в воде виден в виде пузырьков. Расширить представления о движении воздуха, о природном явлении, о знании воздуха для человека.
Воспитывать интерес к окружающей жизни, любознательность, желание беречь её.
Словарная работа:эколог, вентилятор, прозрачный, невидимый.
Раздаточный материал: бейджики на каждого ребенка; у каждого ребенка: полиэтиленовый мешочек, парашют, кораблики из грецкого ореха, рисунки с изображением разных времен года, полоски бумаги, веер.
Демонстрационный материал: аквариум с водой, целлофановый мешок с кубиками, стеклянный стакан, пластилин, сухая салфетка, парашют с парашютистом, иллюстрации с изображением города с заводскими трубами, грамоты с печатью «Нобелевская премия».
Предварительная работа: экскурсия в водоему, посещение «Экологического музея города», посещение выставок «Подводный мир», «Наши пресмыкающие», «Чудо морского дна». Занятия: «Планета земля в опасности», «Почему белые медведи не живут в лесу?», «Незнайкин клад», «Заводы и фабрики» и т.д. Цикл наблюдений за живой и не живой природы.
Используемая литература: «Программа воспитания в детском саду» М.А.Васильевой, «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве» С.Н.Николаева, «Из чего сделаны предметы» О.В.Дыбина, «Экологический букварь» С.В.Рянжин, «Коллективное творчество дошкольников» А.А.Грибовский, «Воспитатель ДОУ» N2, 9,12 - 2008 года, «Дошкольное воспитание» N5, 7,11 – 2005 года, «Ребенок в детском саду» N3,4,6,8,9 – 2004год, N6 – 2006 год, «Обруч» N6 – 2009год, «Дошкольная педагогика N3 – 2007год.
Ход занятия:
Группа оформлена в виде исследовательского кабинета.
Звучит музыка П.И.Чайковского «Времена года»
- Ребята, послушайте музыку, что вы представили?
- А что такое живая природа? (то что есть, приносит потомство, рождается, умирает).
- А что относится к живой природе? (лес, цветы, человек, животные).
- А теперь назовите предметы, которые относятся к неживой природе (вода, лес, снег, солнце, воздух, камни).
-А почему мы их относим к неживой природе? (они не растут, не дышат, не приносят потомства).
- Давайте проверим это проведя игру «Ответь правильно!» - если предмет живой природы – хлопаем в ладоши, неживой – не хлопаем (человек, солнце, кашка, дождь, воздух).
- Сегодня на занятии мы побеседуем о том, что такое воздух, поговорим для чего нужен воздух. Показать детям рисунки с изображением города и заводских труб.
- Ребята, посмотрите на эти рисунки и скажите, что здесь случилось? Какой здесь по вашему воздух? Почему?
- Ребята, и в нашем городе есть заводы. А какие заводы есть в городе? А что выпускается в нашем городе? И чтобы такого не было за чистотой воздуха следят экологи.
- Кто такие экологи? (люди, изучающие природу, связи между природой).
- Повторим – экологи.
- Экологи проводят различные опыты. Во время опытов они надевают белые халаты и получают опознавательные значки, которые прикрепляются на груди, где написано фамилия, имя ученого. Сегодня мы тоже будем экологами «Исследователями воздуха».
- Дети, а что такое воздух? (воздух, то чем мы дышим)
- А кто дышит воздухом? (человек, животные, птицы, растения)
- А можно жить без воздуха?
- Почему? (для жизни всей природы воздух нужен также, как вода, еда. Если бы не было воздух, то не было бы и жизни, ни птиц, ни людей, ни растений).
- Дети, а где есть воздух? (на улице, дома)
- Давайте это проверим: наберите побольше воздуха и попробуйте не дышат. (без воздуха нам очень трудно)
- Значит, ребята воздух есть везде.
- Наши экологические опыты мы с вами продолжаем.
Опыт N 1
- Перед нами целлофановые мешки и кубики. Заполните целлофановые мешки кубиками. Что случилось с мешком? (он стал выпуклым).
- Если мы еще добавим кубики в мешок что случится с мешком? (стал еще больше).
- Это от чего зависит? (от того сколько положили мы кубиков).
- А сейчас возьмите еще один целлофановый мешок. Посмотрите и ответьте есть что – нибудь в них? (нет).
- Раскройте мешочек и скрутите отверстие снизу. Что случилось с мешочком? (мешочек стал выпуклым).
- Почему он стал выпуклым, когда в нем ничего нет? (там воздух).
- А мы видим этот воздух? (нет, не видим, но воздух есть везде).
Опыт N2
- Ребята передо мной аквариум с водой. Посмотрите на дно стакана я прикрепила кусочек пластилина, а к пластилину прикрепляю салфетку, так чтобы салфетка не выпала. Переверну стакан вверх дном и аккуратно опущу её, держа прямо в аквариум с водой.
- Дорогие экологи, по-вашему, что случилось? Попала ли вода в стакан? (достаю стакан). А салфетка, какая? (сухая).
- Почему?
- Значит воды в стакане не было?
- Что помешало намочить салфетку? (воздух).
- Значит хотя воздух и невиден. Все же его можно обнаружить и узнать, что воздух – прозрачный, невидимый.
Физминутка на дыхание: «Надуваем быстро шарик, он становится большой. Вдруг шарик лопнул, воздух вышел – стал он тонкий и худой.
Наш экологический совет продолжается.
Опыт N3
- Воздух можно ощущать и по-другому.
- Для этого подвиньте стакан с водой, опустите конец соломки в воду и подуйте осторожно. Что появилось в стакане? (пузырьки воздуха)
- Правильно, мы выдыхаем воздух, который в воде виден в виде пузырьков.
- Уважаемые экологи, а сейчас проведем игру «Хорошо - плохо». Когда вода – почему хорошо? Когда вода почему – плохо? (затоп, грязная вода, аварии).
Опыт N4
- А сейчас юные экологи возьмите полоску бумаги и подуем на нее.
- Что случилось? (полоска отклонилась).
- Что это значит?
- Правильно, воздух перемещается, т.е. заставляет двигаться. (показать рисунок парусной лодки, вертушку – все эти предметы заставляет двигаться воздух).
Опыт N5
- А сейчас мы попробуем отпустить кораблики в ванночку с водой. Сначала подул тихий ветерок (дуем тихо), но вдруг подул сильный ветер. Ну, вот стих ветер.
- Что мы заметили ребята? (воздух перемещается и заставляет двигаться парусник).
Физминутка: «Лодочка»
Две ладошки я сожму
И по морю поплыву.
Две ладошки, знаю я, -
Это лодочка моя.
Паруса я подниму,
Синим морем поплыву.
Опыт N6
- У меня два одинаковых по размеру и весу груза. На один груз прикреплен парашют, а другой нет. Пролетел самолет и сбросил грузы с одинаковой высоты. Смотрите, как падают грузы? Почему один груз падает быстро, а второй медленно? (воздух не дает второму грузу быстро упасть, т.к. парашют опирается о воздух, поэтому падение задерживается).
- Что такое парашют? (это устройство для торможения).
- Молодцы ребята.
Опыт N7
- А сейчас юные экологи отгадайте загадку:
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица. (Ветер)
- На улице бывает ветер. А как мы дома можем создать ветер, когда жарко? (использовать ветер).
- Возьмите веер и попробуйте помахать слегка на себя. Что вы почувствовали?
- А что используют в больших помещениях, когда бывает жарко? (вентилятор).
- Молодцы юные экологи, спасибо вам за работу. Вот сегодня мы еще раз смогли провести исследование воздуха и пришли к выводу: что воздух невидимый, бесцветный, прозрачный, перемещается, заставляет двигаться.
- За вашу хорошую работу вам присвоили нобелевские премии. Вот они.
- Молодцы!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опытно – экспериментальная работа по ознакомлению со свойствами воздуха. Младший дошкольный возраст.
Материал опытно - экспериментальной работы предназначен для индивидуальной работы с детьми младшего возраста....
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха», область «Познание».
Конспект непосредственно - образовательной деятельности в старшей логопедической группе «Удивительные свойства воздуха»,область «Познание».Деятельность построена на основе элементарных опыт...
«Ознакомление со свойствами воздуха» Конспект занятия по экологии в средней группе
Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, расширять знания детей о воздухе. Познакомить детей со...
Конспект занятия "Ознакомление со свойством воздуха"
конспект занятия по детскому экспериментированию в ДОУ...
"Ознакомление со свойством воздуха"
Конспект познавательно-исследовательского занятия...
Конспект НОД в области "Познание" "Ознакомление со свойствами воздуха"
Познакомить детей с понятием "воздух", его свойствами и ролью в жизни человека.....
ООД по образовательной области «Познание» в подготовительной группе «Ознакомление со свойствами воздуха»
Цель: Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты....