Сценарий НОД по образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего возраста "Путешествие по воде"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему
Данный конспект помогает организовать опытно-исследовательскую деятельность дошкольников в условиях традиционного детского сада, за счёт усложнения задач и смены видов деятельности способствует поддержанию устойчивого интереса в течение всего занятия и даёт знания для самостоятельной практической деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий непрерывной образовательной деятельности
по образовательной области «Познавательное развитие»
для детей старшего возраста
Тема: «Путешествие по воде»
Используемые технологии:
- Игровая технология;
- Технология исследовательской деятельности;
- Личностно-ориентированная технология
Цель: развивать представления о поведении разных материалов и форм в воде, способность к преобразованию
Задачи:
Образовательные: формировать закрепить знания о водных видах транспорта, о разнообразии материалов и их свойств, формировать интерес к опытно-исследовательской деятельности, представления об активности и отдыхе, развивать умение аргументировать и преобразовывать
Развивающие: развивать мышление, любознательность, аналитические и сенсорные способности, конструктивные навыки, творческое воображение, планирующие функции речи
Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, инициативность, эмоциональную отзывчивость
Предварительная работа: беседы о транспорте, чтение познавательной, занимательной и художественной литературы, рассматривание и классификация предметных картинок, дидактические игры, изобразительная деятельность, загадки, по теме «Транспорт»; конструирование «лодочки» из бумаги, палочек по образцу, по замыслу; дидактическая игры «Чудесный мешочек» («Узнай материал на ощупь»), «Найди предмет похожей формы», «Что тяжелее?», «Сравни по размеру»; игры с бумажными лодочками на прогулке
Материалы к непрерывной образовательной деятельности: географическая карта, конверты с разрезными картинками по теме «Водный транспорт» (катер, буксир, скоростной мультикорпусный паром, яхта, многопалубный корабль, плот, деревянная лодка).
Для опыта № 1 - тазы с водой по количеству детей, подносы с набором предметов похожей формы из разных материалов на каждого ребёнка, пластмассовые ложки, салфетки для рук.
Для опыта № 2 - предметы из одинаковых материалов разной формы и размера по количеству детей, прозрачная ёмкость с водой, сачок, салфетки.
Для опыта № 3 - кусочки фольги 3-4 штуки на каждого ребёнка, тазы с водой. Набор бросового материала для конструирования.
Организация детей: дети свободно располагаются в группе, опыты проводятся на столах, размещённых так, чтобы педагог мог видеть каждого ребёнка. Стол для опыта № 2 размещён в центре, и к нему обеспечен свободным подход детей. НОД проводится подгруппами. Наличие стульев не обязательно.
Примерный ход совместной образовательной деятельности:
Деятельность педагога | Деятельность детей | |
Организация детей перед занятием | Вносит и вешает в группе большую географическую карту Объявляет детям, что сказочный герой (выбирается в соответствии с игровой ситуацией в группе) планирует летом отправиться в путешествие по воде Вместе с детьми рассматривает карту, показывает примерный маршрут предполагаемого круиза | Наблюдают за педагогом, рассматривают карту, задают вопросы:
Рассуждают, рассказывают о своём опыте путешествий по воде, о планах на лето, задают вопросы |
Мотивация Д/ и «Сложи картинку из частей» | Предлагает собрать картинки и помочь выбрать герою транспортное средство для путешествия Спрашивает:
| Объединяются подгруппами Собирают картинки Рассматривают Называют виды водного транспорта |
Выявление проблемы | Ставит проблему:
| Высказывают своё мнение |
Целеполагание | Спрашивает
С помощью наводящих вопросов воспитатель моделирует противоположные по качеству ситуации
Они тяжёлые, могут сесть на мель и т.д. Обобщает и предлагает провести опыты, которые помогут выбрать надёжное судно, уточняет:
Побуждает к полному развёрнутому ответу | Отвечают исходя из житейского опыта:
Аргументируют:
Ставят цель:
|
Реализация плана Опытно-экспериментальная деятельность: Опыт 1 «Утонет – не утонет?» Ритмическая пауза «А над морем – мы с тобой!» Опыт 2 « То тонет, то – не тонет» Опыт 3 «Плывёт – не плывёт» | Показывает набор предметов примерно одинакового размера, изготовленных из разного материала, спрашивает:
Предлагает определить:
Объясняет детям:
Задаёт задачу:
Приглашает подумать и поиграть: Над волнами чайки кружат. Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем – мы с тобою! Мы теперь плывём по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй! Показывает набор предметов, предлагает рассмотреть предметы и назвать материал, из которого изготовлены предметы Спрашивает:
Предлагает взять на выбор по одному предмету и поочерёдно опустить в воду, спрашивая при этом:
Уточняет:
Задаёт задачу:
Предлагает провести эксперимент, который должен окончательно подтвердить этот «научный» вывод Выставляет кусочки фольги, уточняет:
Предлагает опустить ее в воду, придавая ей различную форму: плотный шарик, полую трубочку, мисочку, в плоском виде Спрашивает:
Подводит к выводу:
Побуждает к полному ответу | Рассматривают предметы Определяют и называют материал, из которого изготовлены предметы Исследуют свойства предметов в воде. Делают вывод:
Дети рассуждают. Делают предположения Произносят слова и выполняют движения Машут руками словно крыльями Делают плавательные движения руками Распределяют предметы между собой Отвечают исходя из предыдущего опыта Делают предположение, поочерёдно опуская предметы в воду Исследуют их свойства в воде Предполагают Делают вывод:
Размышляют, отвечают исходя из опыта Отвечают:
Создают разные формы из фольги Исследуют их свойства в воде Отвечают
Отвечают:
|
Оценка, рефлексия Переход к самостоятельной игровой и исследовательской деятельности | Спрашивает:
Обобщает
Предлагает проверить это предположение и поиграть в «Путешественников»: построить корабли из любого материала и отправиться в путешествие по воде | Отвечают:
Высказывают своё мнение По желанию детей конструируют корабли из бросового материала и переходят к игровой деятельности |
Методический ресурс
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М.: ВАКО, 2006. – 176с.
- Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.
- www.maam.ru - Учебные материалы для детского сада
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/28/picture-300000-1517137840.jpg)
Конспект интегрированной непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебница Вода»
Конспект интегрированной непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебница Вода» направлен на то, чтобы углублять, расширять и закреплят...
Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему:"Вода в жизни человека".
Цель:совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. Конспект предназначен для детей старшей группы....
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/13/picture-518180-1421149585.jpg)
СЦЕНАРИЙ РАЗВЛЕЧЕНИЯ (ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ) ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «УВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ НА ВЕРТОЛЕТЕ ДОРОЖНО-ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ»
Закрепление знаний о правилах дорожного движения и дорожных знаков детей старшего дошкольного возраста....
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/14/picture-699684-1573756731.jpg)
«Лаборатория природы в детском саду» (опыты с водой) интегрированная непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста
Цель: С помощью нестандартных экспериментов дать детям представ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/18/picture-690784-1445163728.jpg)
Конспект организованно образовательной деятельности для детей старшей группы "Что мы знаем о воде?"
Конспекторганизованно образовательной деятельности для детей старшей группы"Что мы знаем о воде?"...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-917405-1508178592.jpg)
Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Дикие животные»
Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикул...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-917405-1508178592.jpg)
Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: "В гостях у Красной Шапочки"
- формирование навыка правильного звукопроизношения.- закреплять навык автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- учить согласовывать речь с движениями;- развитие мелкой мото...