Сценарий НОД по образовательной области "Познавательное развитие" для детей старшего возраста "Путешествие по воде"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Симанович Людмила

Данный конспект помогает организовать опытно-исследовательскую деятельность дошкольников в условиях традиционного детского сада, за счёт усложнения задач и смены видов деятельности способствует поддержанию устойчивого интереса в течение всего занятия и даёт знания для самостоятельной практической деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий непрерывной образовательной деятельности

по образовательной области «Познавательное развитие»

для детей старшего возраста

Тема: «Путешествие по воде»

Используемые технологии:

  • Игровая технология;
  • Технология исследовательской деятельности;
  • Личностно-ориентированная технология

Цель: развивать представления о поведении разных материалов и форм в воде, способность к преобразованию

Задачи:

Образовательные: формировать закрепить знания о водных видах транспорта, о разнообразии материалов и их свойств, формировать интерес к опытно-исследовательской деятельности, представления об активности и отдыхе, развивать умение аргументировать и преобразовывать

Развивающие: развивать мышление, любознательность, аналитические и сенсорные способности, конструктивные навыки, творческое воображение, планирующие функции речи

Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, инициативность, эмоциональную отзывчивость

Предварительная работа: беседы о транспорте, чтение познавательной, занимательной  и художественной литературы, рассматривание и классификация предметных картинок, дидактические игры, изобразительная деятельность, загадки, по теме «Транспорт»; конструирование «лодочки» из бумаги, палочек по образцу, по замыслу; дидактическая игры «Чудесный мешочек» («Узнай материал на ощупь»), «Найди предмет похожей формы», «Что тяжелее?», «Сравни по размеру»; игры с бумажными лодочками на прогулке

Материалы к непрерывной образовательной деятельности: географическая карта, конверты с разрезными картинками по теме «Водный транспорт» (катер, буксир, скоростной мультикорпусный паром, яхта, многопалубный корабль, плот, деревянная лодка).

Для опыта № 1 - тазы с водой по количеству детей, подносы с набором предметов похожей формы из разных материалов на каждого ребёнка, пластмассовые ложки, салфетки для рук.

 Для опыта № 2 - предметы из одинаковых материалов разной формы и размера по количеству детей, прозрачная ёмкость с водой, сачок, салфетки.

Для опыта № 3 - кусочки фольги 3-4 штуки на каждого ребёнка, тазы с водой. Набор бросового материала для конструирования.

Организация детей: дети свободно располагаются в группе, опыты проводятся на столах, размещённых так, чтобы педагог мог видеть каждого ребёнка. Стол для опыта № 2 размещён в центре, и к нему обеспечен свободным подход детей. НОД проводится подгруппами. Наличие стульев не обязательно.

Примерный ход совместной образовательной деятельности:

Деятельность педагога

Деятельность детей

Организация детей перед занятием

Вносит и вешает в группе большую географическую карту

Объявляет детям, что сказочный герой (выбирается в соответствии с игровой ситуацией в группе) планирует летом отправиться в путешествие по воде

Вместе с детьми рассматривает карту, показывает примерный маршрут предполагаемого круиза

Наблюдают за педагогом, рассматривают карту, задают вопросы:

  • Зачем нам карта?
  • Почему Вы принесли (вешаете) карту?

Рассуждают, рассказывают о своём опыте путешествий по воде, о планах на лето, задают вопросы

Мотивация

Д/ и «Сложи картинку из частей»

Предлагает собрать картинки и помочь выбрать герою транспортное средство для путешествия

Спрашивает:

  • Как называется транспортное средство?

Объединяются подгруппами Собирают картинки Рассматривают

Называют виды водного транспорта

Выявление проблемы

Ставит проблему:

  • Герой не умеет плавать и поэтому немного боится отправляться в путешествие по воде. Просит помочь подобрать надёжное транспортное средство.
  • Мы ему можем помочь?

Высказывают своё мнение

Целеполагание

Спрашивает

  • Как можно помочь? Как узнать, какое из транспортных средств надёжнее для путешествий по воде?
  • Почему так считаешь?

С помощью наводящих вопросов воспитатель моделирует противоположные по качеству ситуации

  • Сейчас многие путешественники на плоту сплавляются даже по горным рекам?
  • Зато на буксире можно перевезти много груза
  • Н а яхте можно половить рыбу, если закончится еда

 Они тяжёлые, могут сесть на мель и т.д.

Обобщает и предлагает провести опыты, которые помогут выбрать надёжное судно, уточняет:

  • Для чего мы будем проводить опыты?

Побуждает к полному развёрнутому ответу

Отвечают исходя из житейского опыта:

  • Спросить, построить, оправиться в путешествие, подумать, провести опыт и …т.д.

Аргументируют:

  • Плот – не подходит, может перевернуться
  • Буксир – не пассажирское судно
  • Яхта – не поплывёт в безветренную погоду
  • Могут подойти паром и корабль и пр.

Ставят цель:

  • Проведём опыты, чтобы помочь герою подобрать надёжное транспортное средство

Реализация плана

Опытно-экспериментальная деятельность:

Опыт 1

 «Утонет – не утонет?»

Ритмическая пауза

«А над морем – мы с тобой!»

Опыт 2

« То тонет, то – не тонет»

Опыт 3

 «Плывёт – не плывёт»

Показывает набор предметов примерно одинакового размера, изготовленных из разного материала, спрашивает:

  • Из какого материала эти предметы?

Предлагает определить:

  • Какой предмет тонет, какой – нет?

Объясняет детям:

  • Как видно из опыта камень и металл утонули, потому что их плотность больше плотности воды, а пенопласт и дерево не утонули – их плотность меньше плотности воды.

Задаёт задачу:

  • Может выбрать деревянную лодку для путешествия, корабль сделан из металла. Неизвестно, как он поведёт себя в воде?

Приглашает подумать и поиграть:

Над волнами чайки кружат.

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй!

Показывает набор предметов, предлагает рассмотреть предметы и назвать материал, из которого изготовлены предметы

Спрашивает:

  • Что из перечисленных предметов утонет, а что нет?

Предлагает взять на выбор по одному предмету и поочерёдно опустить в воду, спрашивая при этом:

  • Утонет или не утонет?

Уточняет:

  • Что узнали?

Задаёт задачу:

  • Вы уверены, что и большие, и малые  суда могут хорошо держаться на воде, если они сделаны в форме «мисочки»?

Предлагает провести эксперимент, который должен окончательно подтвердить этот «научный» вывод

Выставляет кусочки фольги, уточняет:

  • Из чего сделана фольга?

Предлагает опустить ее в воду, придавая ей различную форму: плотный шарик, полую трубочку, мисочку, в плоском виде

Спрашивает:

  • Какая форма лучше держится на воде?

Подводит к выводу:

  • Что мы хотели узнать из опытов?

Побуждает к полному ответу

Рассматривают предметы

Определяют и называют материал, из которого изготовлены предметы

Исследуют свойства предметов в воде.

Делают вывод:

  • Камень, ткань, метал тонут в воде
  • Пенопласт и дерево не тонут

Дети рассуждают. Делают предположения

Произносят слова и выполняют движения

Машут руками словно крыльями

Делают плавательные движения руками

Распределяют предметы между собой

Отвечают исходя из предыдущего опыта

Делают предположение, поочерёдно опуская предметы в воду 

Исследуют их свойства в воде

Предполагают

Делают вывод:

  1. Может предмет плавать или нет, зависит от формы предмета и не зависит от размера

Размышляют, отвечают исходя из опыта

Отвечают:

  • Из металла

Создают разные формы из фольги

 Исследуют их свойства в воде

Отвечают

  • В форме «мисочки»

Отвечают:

  • Какое водное транспортное средство лучше использовать для путешествия

Оценка, рефлексия

Переход к самостоятельной игровой и исследовательской деятельности

Спрашивает:

  • Мы узнали, какое водное транспортное средство надёжное?
  • Мы можем теперь помочь герою  ответить на вопрос, на каком судне ему лучше отправиться в путешествие? Почему?

Обобщает

  • Наверное, можно на любом судне отправиться в путешествие по воде, если оно сделано в форме «мисочки»

Предлагает проверить это предположение и поиграть в «Путешественников»:

построить корабли из любого материала и отправиться в путешествие по воде

Отвечают:

  • Самое надёжное судно в форме «мисочки»

Высказывают своё мнение

По желанию детей конструируют  корабли из бросового материала и переходят к игровой деятельности

Методический ресурс

  1. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр. – М.: ВАКО, 2006. – 176с.
  2. Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80 с.
  3. www.maam.ru  - Учебные материалы для детского сада


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшей группы «Волшебница Вода»

Конспект интегрированной  непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшей группы  «Волшебница Вода» направлен на то, чтобы углублять, расширять и закреплят...

Сценарий непосредственно образовательной деятельности для детей старшей группы на тему:"Вода в жизни человека".

Цель:совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. Конспект предназначен для детей старшей группы....

Конспект организованно образовательной деятельности для детей старшей группы "Что мы знаем о воде?"

Конспекторганизованно образовательной деятельности   для детей старшей группы"Что мы знаем о воде?"...

Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: «Дикие животные»

Обобщение и систематизация знаний о диких животных наших лесов, их внешнем виде и образе жизни.Развитие связной речи и навыков общения, речевого слуха, общих речевых навыков, памяти, мышления, артикул...

Сценарий непосредственно организованной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста с ФФНР на тему: "В гостях у Красной Шапочки"

- формирование навыка правильного звукопроизношения.- закреплять навык автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях;- учить согласовывать речь с движениями;- развитие мелкой мото...