«Лаборатория природы в детском саду» (опыты с водой) интегрированная непосредственно образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Цель: С помощью нестандартных экспериментов дать детям представление о круговороте воды в природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
laboratoriya_prirody_v_detskom_sadu.docx | 28.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Бондарцова Валентина Александровна,
заместитель заведующего по ВМР,
Ибрагимова Елена Юрьевна,
МБДОУ «Детский сад «Дельфин»,
г. Муравленко
«Лаборатория природы в детском саду»
(опыты с водой)
интегрированная непосредственно образовательная деятельность
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: С помощью нестандартных экспериментов дать детям представление о круговороте воды в природе.
Задачи по образовательным областям:
«Познавательно-речевое развитие» - развивать у детей познавательный интерес, через знакомство с техникой проведения нестандартных опытов с водой; развивать наблюдательность, способность сравнивать, сопоставлять, делать выводы; продолжать учить читать схемы; прививать интерес к исследовательской деятельности; развивать связную речь.
«Коммуникативно-личностное развитие» - развивать умение общаться со сверстниками во время проведения опытов, умение работать в команде; развивать самостоятельность у детей в процессе проведения опытов.
«Художественно-эстетическое развитие» - познакомить детей с новой техникой рисования – по влажной бумаге; развивать умение композиционно продумывать рисунок, сочетать между собой контрастные цвета.
Материалы и оборудование: проектор, компьютер, фрагмент мультфильма «Смешарики» (серия «Стакан воды»), обучающая презентация «Путешествие капельки», СД-проигрыватель, аудиозаписи «Шум дождя», «Времена года. Весна» П.И. Чайковского; белые халаты, бейджики, миска со снегом, салфетка, стакан для воды, аквариум, 2 чашки, 2стеклянные бутылочки с крышками, 2 тюбика с краской: красной и синей, 2 колбы с холодной и горячей водой, стеклянная банка, зеркало, гуашь, кисти №2 и №5, бумага формата А- 3, салфетки, слайды.
Словарная работа: бейджики, ученые, лаборант, младший научный сотрудник, профессор, прозрачная, круговорот, цветовое пятно, переливы, образ.
Предварительная работа: беседа с детьми о значении и свойствах воды, чтение сказок, стихотворений по теме, отгадывание загадок, наблюдение за водой в аквариуме, опыты с водой (течет, разливается, не имеет формы).
Ход исследования.
Воспитатель по экологии: Здравствуйте, ребята. Я очень рада вас видеть. К нам по электронной почте пришло письмо. Посмотрим? (Фрагмент мультфильма «Смешарики»). Ребята, Барашу нужна наша помощь, ведь он случайно выпил объект исследования и не знает что делать. Я думаю, мы сможем помочь Барашу, если отправимся в лабораторию. Но в лабораторию нас могут не пустить без специальной одежды и пропусков. Какую одежду носят ученые? (Ответы детей). Одеваем белые халаты и крепим бейджики, сегодня среди нас: «старший научный сотрудник», «лаборант», «младший научный сотрудник», «профессор», «доцент». Уважаемые «ученые» проходите в лабораторию. Мы в лаборатории и наша задача помочь Барашу найти воду. Где ее можно найти? (Ответы детей). Можно ли зимой, найти воду на улице? (Ответы детей). Что у меня под полотенцем? (Открыть полотенце и показать снег). Это вода или нет? Как можно убедиться в том, что это вода? (Растопить снег).
Опыт №1. Получение воды из снега. Что нужно сделать со снегом, чтобы получить воду? (Ответы детей). Правильно, его нужно согреть. Сможем ли мы согреть снег в ладошке? Давайте попробуем. (Каждый ребенок кладет в ладошку комочек снега.) Посмотрите, что происходит? (Снег тает и превращается в воду). Ребята, у всех снег растаял в ладошке? Вы настоящие ученые, смогли из снега добыть воду и помочь Барашу. А теперь аккуратно сливайте воду с ладошек в стакан. Вода для Бараша готова. Какие вы молодцы!
Ребята, с наступлением зимы земля покрывается снегом, но откуда он берется? (Ответы детей). Правильно ли я вас поняла, летом с туч идет дождь, а зимой снег. Но как образуются тучи и какая вода отправляется путешествовать, холодная или горячая? Хотите это узнать? Смотрим на экран. (На экране презентация «Путешествие капельки»).
Опыт №2. Для того, чтобы узнать в каком состоянии вода отправляется путешествовать нам понадобятся: аквариум, 2 стеклянные бутылочки, 2 чашки, которые послужат подставками под бутылочки, тюбики с синей и красной краской, 2 колбы с холодной и горячей водой.
Уважаемые «ученые» начинаем эксперимент. Нам нужно подкрасить воду для того, чтобы убедится в правильности ваших высказываний. (В стаканчиках дети размешивают синюю краску в холодной воде, красную - в горячей, наливают в бутылочки закрашенную воду и опускают в аквариум на подставки в лежачем положении). Вода какого цвета поднимается вверх? (Красная). Значит она легче или тяжелее? Вывод: горячая вода становится легче и отправляется в путешествие. А как она возвращается обратно на землю? (Продолжение презентации «Путешествие капельки»). Почему вода снова возвращается на землю? (Предположения детей). Мы ведь в лаборатории и можем все проверить.
Опыт №3. Чтобы убедиться в правильности ваших предположений наливаем в банку горячую воду, берем зеркало (проверить и убедиться, что зеркало сухое.), накрываем банку, ставим сверху на зеркало снег, наблюдаем, что происходит в банке. Снимем снег и смотрим на зеркало. Что мы видим? (Капельки воды стекают по зеркалу, как капельки дождя). Как вода появилась на зеркале? (Ответы детей). Вывод: поднимаясь вверх, маленькие частички воды охлаждаются и собираются вместе, образуя облака, а затем тучи, становятся тяжелыми и снова возвращаются на землю, летом в виде дождя, зимой в виде снега.
- Ну что же господа «ученые», вы сегодня открыли секрет путешествия капельки.
Воспитатель по изобразительной деятельности: Здравствуйте! Я думала, что увижу ребят, а здесь «учёные» собрались! Чем вы занимаетесь? Что нового вы сегодня узнали? Что еще о воде вы хотели бы узнать? (Ответы детей). Значит, нам предстоят новые исследования в лаборатории.
Звучит аудиозапись «Шум дождя».
- Ребята, вы слышите? Что это шумит? (Ответы детей). Дождь это тысячи капелек воды. Представьте, что вы тоже капельки дождя. (Воспитатель ИЗО и дети проигрывают путешествие капельки).
Ходит шепотом по крыше
Мелкий дождик - тише… тише…
Топ да топ - шагают капли. (топают громко)
Топ да топ – затихли капли. (топают тихо)
Чтоб земля вся не промокла,
Не раскисла от воды,
Превратились вдруг дождинки
В белоснежные цветы. (Дети изображают снежинки пластикой своего тела).
Пригрело солнышко
Снежок растаял и с полей
Бежит, торопится…(Дети идут «змейкой», изображая ручей).
К маме-речке я бегу
И молчать я не могу.
Я её сынок родной,
А родился я весной.
Тихо, между берегами
Широка и глубока,
Наполняясь родниками,
Вдаль бежит, течёт... (Дети идут друг за другом, изображая реку).
Направо вода и налево вода.
Плывут корабли и туда и сюда,
Но если захочешь напиться, дружок,
Соленым окажется каждый глоток. (Дети встают в круг, берут друг друга за руки и пластикой рук изображают морские волны).
Солнышко припекает,
Воду в море испаряет.
Туча дождиком полна,
Ах, прольётся ведь она! (Тянутся руками вверх, «бросают» их, изображая дождь). Каким может быть дождь в Стране Чудес? Во время дождя мир становится мокрым, мягким, расплывчатым. Как сделать серенький дождик необычным, волшебным? (Предположения детей) А вы, ребята, хотели бы погулять под таким дождём? (Ответы детей).
Приглашаю вас туда, где возможно всё, даже разноцветный дождь! Мы все становимся волшебниками, когда берём в руки кисти и краски.
1. На одну половину листа капает яркими разноцветными пятнами дождик.
2. А на вторую половину дождик обычный, бесцветный. (Нужно смочить чистой водой с помощью губки).
3.Что произойдёт, если сложить лист пополам и разгладить? (Предположения детей).
(Воспитатель демонстрирует все три этапа, но не раскрывает лист. Самостоятельная творческая деятельность детей, с индивидуальной помощью воспитателя).
- Пришло время волшебства. Что же будет, если пройдёт волшебный дождь?
Вот закроем мы страничку,
Что получиться там – птичка?
Под волшебным дождиком
Полетит без зонтика.
Может, вырастут цветы,
небывалой красоты?
Вот пригладим мы листок,
Что же там? Смотри, дружок!
(Дети открывают лист и рассматривают, фантазируют).
Рефлексия:
Выражение эмоционального отношения к занятию – рисунком. «Разноцветный дождик» дети выбирают капельку-настроение (прикрепляют к себе на одежду) и дают рефлексию содержания учебного материала «Я не знал – теперь знаю».
Воспитатель по изобразительной деятельности:
Прозрачная чистая,
Струйкою льется.
Плещется в море,
Мерцает в колодце
Зверей и людей
И растенья напоит
И дождиком чистым
Всю землю умоет.
Воспитатель по экологии:
В реке, в океане
Прохладой ласкает
Под душем и в Ване
Теплом согревает.
Нужна она всем на земле и всегда.
Прозрачная, чистая эта вода.
Список литературы:
1. Корнилова С.Н., Галанов А.С. Уроки изобразительного искусства для детей 5-9 лет. - М.: Рольф, 2000. - 91с.
2. Копцева Т.А. Природа и художник. Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений и учебно-воспитательных комплексов. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 79с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи в воспитании культуры поведения детей старшего дошкольного возраста.
Мой опыт работы по взаимодействию с родителями по нравственному воспитанию детей старшего дошкольного возраста....
Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"
Родительское собрание в детском саду "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста"...
Презентация для родителей старшей группы общеобразовательного детского сада "Особенности и проблемы речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Профилактика речевых нарушений."
Эта презентация направлена на то, чтобы привлечь родителей к проблеме развития речи до школы, активизировать их занятия в домашних условиях. Во время презентации родителям было предложено самим поучас...
Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Презентация для педагогов...
Консультация для педагогов детского сада "Художественный труд - средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Создавая поделки своими руками, видя результат своей работы, дети испытывают положительные эмоции, радуется тому, что сделанная собственными руками игрушка действует: вертушка вертится на ветру, кораб...
Формы взаимодействия детского сада с семьей в воспитании нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста.
В статье представлены результаты работы педагогов детского сада по взаимодействию детского сада с семьей по воспитанию нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста. Родители испыты...
«Взаимодействие детского сада и семьи в нравственно-патриотическом воспитании детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан правового общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальну...