Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы
методическая разработка по окружающему миру (младшая группа) на тему
«Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста
с использованием педагогической песочницы»
Тема «Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц».
Возраст детей: 3-4года (II младшая группа)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1) формировать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя; закрепить основную форму приветствия; формировать готовность раскрепощаться, налаживать взаимоотношения с другими; помочь понять свои ощущения, рассказать о них окружающим; ориентироваться в повседневных жизненных ситуациях; развивать
умение сопереживать (отзывчивость), помогать, искать выход из сложных коммуникативных ситуаций; формировать знания о правилах поведения при игре в песочнице. («Социально-коммуникативное развитие»)
2) формировать знания о времени года «зима», «весна». («Познавательное развитие»)
3) развивать практическое умение применить полученные знания на деле; развивать потенциальные возможности детей, развивать творческую способность и фантазию. («Художественно-эстетическое развитие»)
4) развивать моторику пальцев рук. («Физическое развитие»)
Методы и приемы:
- словесные: чтение стихотворения, напоминание, совет.
- наглядные: изображение зимнего пейзажа, иллюстрации к русской народной сказке «Лиса и заяц», демонстрация разных видов жилищ.
- практические: работа с песком.
Материалы и оборудование: песочница, хозяин песочницы, мольберт, иллюстрации к русской народной сказке «Лиса и заяц», фигурки животных, фигурки растительности, вата, два домика, набор деревянный «Строитель», деревянные палочки длинной 8-10 см.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_igry_zanyatiya.docx | 30.77 КБ |
igry_s_peskom_ranniy_vozrast.docx | 336.9 КБ |
Предварительный просмотр:
«Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста
с использованием педагогической песочницы»
Тема «Инсценировка русской народной сказки «Лиса и заяц».
Возраст детей: 3-4года (II младшая группа)
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1) формировать умение внимательно слушать, отвечать на вопросы воспитателя; закрепить основную форму приветствия; формировать готовность раскрепощаться, налаживать взаимоотношения с другими; помочь понять свои ощущения, рассказать о них окружающим; ориентироваться в повседневных жизненных ситуациях; развивать
умение сопереживать (отзывчивость), помогать, искать выход из сложных коммуникативных ситуаций; формировать знания о правилах поведения при игре в песочнице. («Социально-коммуникативное развитие»)
2) формировать знания о времени года «зима», «весна». («Познавательное развитие»)
3) развивать практическое умение применить полученные знания на деле; развивать потенциальные возможности детей, развивать творческую способность и фантазию. («Художественно-эстетическое развитие»)
4) развивать моторику пальцев рук. («Физическое развитие»)
Методы и приемы:
- словесные: чтение стихотворения, напоминание, совет.
- наглядные: изображение зимнего пейзажа, иллюстрации к русской народной сказке «Лиса и заяц», демонстрация разных видов жилищ.
- практические: работа с песком.
Материалы и оборудование: песочница, хозяин песочницы, мольберт, иллюстрации к русской народной сказке «Лиса и заяц», фигурки животных, фигурки растительности, вата, два домика, набор деревянный «Строитель», деревянные палочки длинной 8-10 см.
Логика образовательной деятельности.
Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Предполагаемые результаты |
Ритуал входа | ||
Воспитатель интересуется настроением и самочувствием детей. Ярко солнышко сияет и ребяток приглашает Поиграть сейчас в песок, речки ласковый дружок. Это очень интересно, увлекательно, чудесно. Воспитатель приглашает детей к песочнице. Появляется хозяин песочницы. Здравствуйте, мои друзья, меня зовут Песка, и я приглашаю вас к себе в дом, а мой дом – это песочница. В доме моем так интересно, Наверное, это всем, известно. В своей песочнице играть разрешаю Только тем, кто правила мои соблюдает. Много правил есть на свете, не забудь же и мои: Песок, рассыпанный нечаянно за собою убери. Сдувать песок с бортов нельзя – попадет друзьям в глаза. Еще нельзя песком кидаться – в песочнице может песка не остаться. Хочешь – куклам испеки золотые пирожки, Но пробовать их с другом ты не спеши – заболеют животы. Бросать песок за шиворот нельзя – он будет щекотать тебя. На место чужое ты не вставай И правило очереди соблюдай. Ругаться с друзьями в песочнице нельзя Это очень некрасиво, друзья. Игрушку одну лишь только бери. Поставишь ее – за другою иди. Все что попало в мой дом – ожило, и даже говорить умеет оно. Руки уходя, ты отряхни и все что принес, после игры убери. Хорошо играть с песком: заровнять его совком, Строить замки, строить горки, Насыпать песок в ведерки и возить в грузовике Вдоль оврага, по реке. Как захочешь, так играй, - но правила все мои соблюдай. Хозяин сообщает, что песок состоит из песчинок – это его друзья и помощники. Предлагает вам поздороваться с песком. Опустите в него свои ручки и скажите: Здравствуй, здравствуй песок, Здравствуй, здравствуй дружок. Будем мы с тобой играть И не будем обижать. Ребята, скажите какой песок? Что вы чувствуете, когда его трогаете? Мои песчинки хотят с вами поиграть в игру «Нарисуй следы». Я буду говорить, кто идет, а вы будите рисовать пальчиками на песке следы моего героя. Мишка косолапый по лесу идет, топ – топ – топ… А вот и зайка прыгает прыг – скок, прыг – скок… оставляет свои маленькие следы от лапок. Ползет змея в очках. Очки вдруг потеряла. Ползет она в большой тоске, ползет куда попало. У сороконожки заболели ножки. Видишь на дорожке снятие сапожки? | Собираются около воспитателя отвечают на вопросы. Внимательно слушают воспитателя. Подходят к песочнице. Приветствуют хозяина песочницы. Внимательно слушают правила поведения в доме хозяина песочницы Пески. Дети включаются в работу с сухим песком. Опускают в него руки. Проговаривают слова приветствия. Говорят о своих ощущениях. Дети кулачками с силой надавливают на песок. Кончиками пальцев дети ударяют по поверхности песка, двигаясь в различных направлениях. Расслабленными пальчиками рисуют волнистые линии в разных направлениях. Движения всеми пальцами по песку. | Умеют отвечать на вопросы. Умеют слушать внимательно. Знают основную форму приветствия. Знают правила поведения при игре в песочнице. Сформировано готовность раскрепощаться, налаживать взаимоотношения с другими. Умеют анализировать свои ощущения и говорить о них окружающим. Развита моторика пальцев рук. |
Основная часть | ||
Молодцы, ребята, я вижу, вы подружились с моими песчинками. Тогда я хочу рассказать вам одну сказку. А вы поможете ее мне построить? А чтобы вам было легче строить, я закрепила на мольберте иллюстрации. Посмотрите, у меня на столе разложены разные игрушки для строительства сказки и еще много разных предметов, которые могут нам понадобиться. Слушайте внимательно, а кто знает эту сказку, будут помогать мне ее рассказывать. Мы начинаем. (Хозяин песочницы начинает рассказывать сказку периодически просит продолжить или досказать окончание фразы). Жили-были в одном зимнем лесу лиса и заяц. У лисы была избушка ледяная, а у зайца лубяная. Всю зиму звери играли и прыгали на лужайке. Катались с горы, по льду на реке, бегали наперегонки. Наступила весна – у лисы избушка растаяла, а у зайца стоит по-старому. Вот лиса и попросилась у него переночевать, да его и выгнала. Идет зайчик плачет, а навстречу ему собака: - Тяф – тяф! О чем зайчик плачешь? - А как мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать да меня и выгнала. - Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу. Пошли они к избе. Собака как залает: - Гав-гав! Поди, лиса, вон! А лиса им с печи: - Как выскочу, как выпрыгну. Полетят клочки по закоулочкам! Собака испугалась и убежала. Идет зайчик плачет, а навстречу ему медведь: - О чем зайчик плачешь? - А как мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать да меня и выгнала. - Не плачь, зайчик! Я твоему горю помогу. - Нет, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, и тебе не выгнать. - Нет, выгоню! Пошли они к избе. Медведь как закричит: - Поди, лиса, вон! А лиса им с печи: - Как выскочу, как выпрыгну. Полетят клочки по закоулочкам! Медведь испугался и убежал. Идет опять зайчик плачет. Ему навстречу бык: - Что плачь, зайчик! - А как мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать да меня и выгнала. - Не плачь! Я твоему горю помогу. - Нет, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал, и тебе не выгнать. - Нет, я, выгоню! Пошли они к избе. Бык как закричит: - Поди, лиса, вон! А лиса им с печи: - Как выскочу, как выпрыгну. Полетят клочки по закоулочкам! Испугался бык и убежал. Идет зайка дорогою пуще прежнего плачет. Ему навстречу петух с косой: - Ку-ка-ре-ку! О чем, плачешь, зайка? - А как мне не плакать. Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна у лисы избушка растаяла. Попросилась она ко мне переночевать да меня и выгнала. - Пойдем, я твоему горю помогу. - Нет, не поможешь. Собака гнала – не выгнала, медведь гнал – не выгнал, бык гнал – не выгнал, и тебе не выгнать. - Нет, выгоню! Пошли они к избе. Петух шпорами зацокал, крыльями захлопал да как закричит: - Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, Несу косу на плечах Хочу лису посечи, Слезай лиса с печи! Поди, лиса, вон! Услыхала лиса, испугалась и говорит: - Обуваюсь… Петух опять: - Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, Несу косу на плечах Хочу лису посечи, Слезай лиса с печи! Поди, лиса, вон! Лиса опять говорит: - Одеваюсь… Петух в третий раз: - Ку-ка-ре-ку! Иду на пятах, Несу косу на плечах Хочу лису посечи, Слезай лиса с печи! Поди, лиса, вон! Лиса без памяти выскочила, и бросилась бежать, куда глаза глядят. А заяц с петухом стали жить дружно в одной избушке. Ребята, как вы думаете, куда убежала лиса? А почему лиса не смогла жить с зайчиком? Где теперь ее дом? Как помочь лисе? Что можно сделать, чтобы лиса нашла себе жилье? | Дети соглашаются. Рассматривают игрушки. Внимательно слушают хозяина песочницы. Дети моделируют на песке. Создают ландшафт, первоначально расставляют фигурки и предметы. Выполняют последующее перемещение по сюжету. Ведут диалог от имени героев. Дети высказывают свое мнение. Дети фантазируют и продолжают игру, решая сложившуюся проблему. | Развито умение применить полученные знания на деле. Ориентируются в повседневных жизненных ситуациях. Умеют фантазировать. Развито умение сопереживать. Помогают искать выход из сложившейся ситуации. |
Ритуал выхода | ||
Хозяин песочницы Песка благодарит детей за совместную деятельность, за приложенные усилия, отмечает чьи-то особые успехи или достижения, уточняет результаты, подводит итоги. Обещает, что в следующий раз он расскажет им другую сказку. Воспитатель прощается с хозяином песочницы. Теперь мои милые, протяните руки над песочницей и сделайте движение, как будто вы скатываете шарик. Теперь приложите его к сердцу и повторяйте за мной: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились! Предлагает детям поиграть в игру «Зайка серенький сидит» | Объясняют выбор решения проблемы и форму ее реализации. | Самостоятельно формулируют мысли. Развиты творческие способности и фантазия. |
Предварительный просмотр:
Самостоятельное осваивание ребенком песочницы
ребенок перебирает пальцами песок, оставляет отпечатки ладоней на песке, точечное рисование пальчиком и т.д.
Песочные следы
«Идёт медведь» — ребенок кулачками и ладонями с силой надавливает на песок.Кончиками пальцев дорисовать пальчики …
«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ребенок ударяет по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.
«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).
«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение
«Скачет воробей» - пальцы сжать в щепотку.
Импровизированный рисунок
используя массажный мячик, катая мяч ладошкой, создаем рисунок. Сначала выполняем ведущей рукой, потом – ведомой, а после – двумя одновременно.
Игра «Поймай солнечный луч»
используя фонарик-указку, водим световым лучом по песочнице, ребенок должен, не отрывая пальчика от песочницы, пройти путь светового луча. Можно менять руки.
Игра "Кладоискатель”
в песочнице прячется любая фигура, а ребёнок должен его найти, ребенку сообщается ее "координата” (Например:"Клад спрятан в верхнем углу”). Ребенок должен найти клад и на ощупь определить, что он нашел.
Игра «Песочные каракули»
Ребёнок и взрослый по очереди рисуют каракули поверх друг друга.
Игра «Два барашка»
Участвуют 2 ребёнка. В песочнице чертится или выкладывается тропинка. Игроки «шагают» по ней пальцами навстречу, пока не упрутся друг в друга костяшками пальцев. В таком положении немного «бодаются» и «расходятся» обратно.
По тропинке рано
Повстречались два барана.
Друг на друга посмотрели,
Уступить не захотели
Игра «Куча-мала»
Участвуют 2-6 детей. Игроки выкладывают ладошки в песочницу, педагог немного припорашивает их песком. По сигналу педагога игроки начинают тихо шевелить пальцами, а потом замирают.
Песок – это богатая сенсорная среда, потому что бережно стимулирует работу сразу многих видов чувствительности. Работа с песком обладает успокаивающим и гармонизирующим эффектом
Песок - это отличная среда для старта работы воображения и развития игровых навыков. Благодаря пластичности песка из него можно воссоздать практически любой образ из окружающей или сказочной действительности.
Песок – это терапевтический материал, потому что он обладает медиативными свойствами и даёт возможность отреагировать болезненный опыт.
Песок – это отличная обучающая среда, которая позволяет легко учить ребёнка, с его помощью можно раскрыть любую лексическую тему, предоставить возможность потрогать явления окружающего мира.
Песок – это поле для взаимодействия.
Рекомендуемая литература:
Зеленкова-Пешкова Н.В.
Элементы песочной терапии в развитии детей раннего возраста.
Дерягина Л.Б. Лепим куличики, пускаем кораблики: развивающие игры с песком и водой для детей 1-3 лет
ЗейнцМ. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница
Игры с песком
для детей раннего возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игры-занятия ОО "Познание" младший дошкольный возраст Маша идет домой
занятие по математиике с использование дидактических игр...
Конспект игры-занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме: "Поле чудес"
В игре закрепляются знания по развитию экологических представлений детей старшего дошкольного возраста....
Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы «Путешествие в город Пескоград» в старшей группе.
Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возрастас использованием педагогической песочницы«Путешествие в город Пескоград»в старшей группе.Тема: «Путешествие в город Пескоград...
«Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы в старшей группе»
laquo;Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возрастас использованием педагогической песочницыв старшей группе» Тема «Приключение лесных зверей»Возраст детей: старшая...
«Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы во второй младшей группе» Тема: «В гости сказка к нам пришла (по мотивам сказки «Колобок»)»
laquo;Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возрастас использованием педагогической песочницыво второй младшей группе»Тема: «В гости сказка к нам пришла (по мотивам сказки &laq...
«Конспект игры-занятия с детьми дошкольного возраста с использованием педагогической песочницы в произвольной возрастной группе»
Совершенствовать навыки коммуникативного общения;2.Воспитывать умение слушать друг друга;3. Воспитывать эмоциональную отзывчивость на проблемные ситуации, желание прийти на помощь.Познавательное разви...
Конспект игры-занятия в подготовительной к школе группе в педагогической песочнице как средство социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста
Развитие умения работать в команде; воспитание доброжелательности, отзывчивости, взаимопомощи...