Конспект занятия по познавательному развитию на тему: «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Овчинникова Светлана Викторовна


Данный конспект может быть полезен воспитателям ДОУ, направлен на формирование представлений потребности комнатных растений во влаге и  на развитие интереса у детей к комнатным растениям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию

(экологическому воспитанию)

в подготовительной к школе группе

на тему: «Влаголюбивые и засухоустойчивые растения».

Программные задачи:

Формировать у детей представления о дифференцированной потребности  комнатных растении во влаге.

Учить детей на основе наблюдений и выявлений особенностей внешнего строения относить растения к засухоустойчивым или влаголюбивым.

Закрепить названия комнатных растений. Развивать умения наблюдать, делать выводы.

Воспитывать любовь и бережное отношение к растениям, желание ухаживать за ними.

Расширять словарь детей, активизировать слова: влаголюбивые, засухоустоичивые, названия растении.

Материал:

Буратино - игрушка, комнатные растения- алоэ, традесканция, д/и «Каждое растение на свое место» иллюстрации разных условий произрастания растений (Болото, пустыня, степь), два стола: на одном растения - влаголюбивые, на другом - засухоустойчивые.

Ход

Раздается стук в дверь. Появляется расстроенный Буратино. Здоровается с детьми.

Воспитатель: Буратино, что- то ты расстроенный? - Что- то случилось?

Буратино: Да. Мальвина уехала в гости и доверила мне поливать комнатные растения в своем домике. Я очень старался. Поливал, поливал, только некоторые растения все равно стали вянуть.

В.- Подожди, ты все растения поливал одинаково?

Б.- Да, конечно.

В.- Боюсь, от твоего старательного полива некоторым растениям стало не хорошо.

Б.- А почему?

В.- Все дело в том, что разным комнатным растениям нужно разное количество воды. Одним нужно много воды, другим поменьше, а третьим совсем мало.

- Как вы думаете почему? (это потому что все комнатные растения когда - то жили в дикой природе и росли в разных условиях)

В.- Правильно. Некоторые растения у себя на родине растут в сырых заболоченных местах - у болот, прудов, озер. Там всегда влажная почва и воздух. Такие растения привыкли, что вода всегда в достатке, ее можно не запасать впрок. У них чаще всего тонкие мягкие листья, и их очень много. Есть растения которые у себя на родине живут в очень жарких сухих местах - на песке, среди камней.

- Как вы думаете, где может быть такое место? (Пустыня, степь)

В.- Растения, которые живут в этих местах, привыкли терпеть засуху и приспособились запасать воду - накапливать ее в стеблях, листьях и потом понемногу расходовать. Такие растения имеют толстые стебли, мясистые сочные листья, покрытые плотной (иногда жесткой) кожицей. Тонких листьев которые отдают (испаряют) много влаги у них нет. Есть даже такие растения, которые совсем не имеют листьев, вместо них - колючки.

В.- Ребята, посмотрите на растения стоящие справа на столе. - Какие растения здесь вы видите?

- Назовите их? (бегония, традесканция, бальзамин, пеларгония, циперус, аспидистра)

В.- Все эти растения являются влаголюбивые.

- Как называются эти растения?( влаголюбивые)

- Как за такими растениями надо ухаживать? ( часто поливать, опрыскивать)

В.- Ребята, посмотрите на растения слева на столе. - Какие растения здесь вы видите?

- Назовите их? (алоэ, каланхоэ)

В.- Все эти растения засухоустойчивые.

- Как называются эти растения? (засухоустойчивые)

- Как ухаживать за засухоустойчивыми растениями? (редко поливать)

- Посмотрите и расскажите, чем засухоустойчивые растения отличаются от

влаголюбивых растений? (толстый стебель, мясистые сочные листья, покрытые жесткой кожицей, редко надо поливать)

- А чем отличаются влаголюбивые растения от засухоустойчивых растений? (тонкие мягкие листья, часто надо поливать)

Физкультминутка:

« На лугу растут цветы»

«На лугу растут цветы

Небывалой красоты.

(Потягивания-руки в стороны)

К солнцу тянутся цветы.

с ними потянись и ты.

(Потягивания-руки вверх)

Ветер дует иногда,

Только это не беда.

( Дети машет руками , изображая ветер)

Наклоняются цветочки,

Опускают лепесточки.

(Наклоны)

А потом опять встают

И по - прежнему цветут».

-Воспитатель выставляет на стол для рассматривания два растения - алоэ, традесканция.

- Как называются эти растения? (алоэ, традесканция) Давайте их рассмотрим?

Алоэ- толстый стебель, мясистые сочные колючие листья, покрытые

кожицей.

Традесканция- много тонких стеблей, много мелких тонких листьев. В.- Какое из этих двух растений может запасать воду? (алоэ)

- Какое растение не может запасать воду? (традесканция)

- Как вы догадались, что алоэ запасает воду? (мясистые сочные листья)

- Почему решили, что традесканция не делает запасов? (тонкие листья)

- В каких местах алоэ растет на родине? (южная Африка)

- В каких местах растет традесканция на родине? (в болотистых местах,

северная Америка)

-Как же мы должны ухаживать за ними: одинаково поливать или по-разному?

- Как по- разному?

-А как еще мы должны ухаживать за всеми растениями? (поливать , рыхлить,

опрыскивать, протирать листья, убирать засохшие листья, цветы)

Д/И «Каждое растение на свое место»

( Детям раздаются карточки с изображением комнатных растений. Дети должны назвать растение и определить к какой rруппе оно относится: к влаголюбивым или к засухоустойчивым, и положить их к картинкам с местами их произрастания)

В.- Буратино, теперь ты разобрался, как поливать комнатные растения. Оказывается разным растениям нужно разное количество воды. Все зависит от того, где рос это растение у себя на родине. Влаголюбивые и засухоустоичивые растения можно определить по их внешнему виду.

У засухоустойчивых растений - толстый плотный стебель и листья, есть даже растения, которые не имеют листьев : вместо них- колючки.

У влаголюбивых растений - много крупных, мелких тонких листьев.

В.- Ребята, теперь Буратино будет правильно ухаживать за растениями. И не одно растение у него не завянет.

Буратино говорит до свидания и уходит .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Лёд» (Средняя группа)

Занятие для детей средней группы. Знакомство детей с качествами и свойствами льда. Закрепить правила безопасности во время гололедицы....

Конспект занятия по познавательному развитию на тему: "Зима недаром злится". В подготовительной к школе группе.

Сформировать  у детей обобщенное представление о зиме как время года. Уточнить представление о жизни растений и животных в это время года.   Знакомить с народными приметами, пословицам...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему "Насекомые"

На занятии  дети знакомятся с насекомыми (бабочка, жук, кузнечик, муха, пчела, комар), обобщают знания  о насекомых, их характерных признаках....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе "Посадка комнатного растения"

В конспекте раскрываются приёмы работы по ознакомлению детей с посадкой комнатных растений способом черенкования, развитию трудовых умений и навыков....

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе "Комнатные растения".

Закрепление понятия "комнатные растения", частей-органов растения, условий для роста и развития......

Конспект занятия по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста "Строение растения".

В данной методической разработке представлен конспект занятия  по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по познавательному развитию во второй младшей группе «Комнатные растения»

Конспект занятия по познавательному развитиюво второй младшей группе «Комнатные растения»Воспитатель второй младшей группы Пащенко Н.П.Цель: Расширять представления детей о комнатных расте...