Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Тярина Светлана Анатольевна

«Сладкие опыты»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе

Тема: «Сладкие опыты»

Цель: Развитие у детей познавательной активности, любознательности.
Задачи:
1. Расширять знания детей о выращивании и переработке сахарной свеклы.
2. Познакомить детей со свойствами сахара (цвет, запах, вкус, растворимость) и его значение для человека.
3. Закрепить знания детей о том, что твердое вещество (сахар) при нагревании переходит в жидкое, и наоборот, в твердое, о применении этого свойства в пищевой промышленности.
4. Упражнять детей в элементарном экспериментировании с сахаром.
5. Развивать активность мышления: умение сравнивать, анализировать, делать выводы.
6. Воспитывать любознательность, интерес к познавательной деятельности.
Словарная работа: исследователи, лаборатория.

Средства: У детей на столах баночки с водой, сахар-песок, чайные ложки, тарелочки, лупы.
У воспитателя на столе: спиртовка, штатив, чаша.
Форма организации детей: групповая.

Способы: вопросы к детям, самостоятельная деятельность детей, развернутая положительная оценка.

Ход:

Воспитатель: Ребята, скажите, вы хотите стать исследователями? Тогда, я приглашаю Вас в лабораторию, и сегодня вы станете исследователями. А кто из вас знает, что такое лаборатория?

Ответы детей.
Воспитатель: Прежде всего, я хочу вас познакомить с правилами поведения в лаборатории:
- без разрешения ничего не трогать;
- слушать очень внимательно и выполнять то, что говорит воспитатель;
Ребята, хотите узнать, что мы сегодня будем исследовать?

Дети: Да.
Воспитатель: у каждого из вас на столе лежит мешочек. Возьмите его в руки. 
Какие мешочки на ощупь? Как вы думаете, что там может быть?

Ответы детей: речной песок, сахар, соль, крупа и т.д. 
Воспитатель: Давайте откроем мешочек и посмотрим, что же там

Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это всем известный сахар. Кто-нибудь из вас знает, из чего получают настоящий сахар?

Предположения детей.
Воспитатель: Сахар получают из сахарной свеклы. Но чтобы получить сахарную свеклу, нужно сначала ее семена посадить  в землю. Затем появятся всходы, которые нужно пропалывать от сорняка. Во время роста сахарную свеклу нужно поливать, удобрять. И только к середине осени, когда она становится особенно сладкая, приступают к уборке. Убирают свеклу специальные свеклоуборочные комбайны. Они сразу же очищают клубни от листьев. Клубни ссыпают в грузовые машины, которые везут ее на сахарные заводы. На заводе ее моют, режут на мелкие кусочки и варят в больших чанах. Вначале получается патока – сладкая жидкость. А потом ее нагревают, вода испаряется, а остаются кристаллы сахара. Этот сахар отбеливают и получается настоящий сахар, который мы видим у себя на столе.
- Сегодня мы с вами исследуем некоторые свойства хорошо знакомого вам сахара. Для проведения опытов по исследованию сахара и его свойств, нам понадобится некоторое оборудование. Посмотрите на свои лабораторные столы, они полностью готовы к работе. 
- Ребята, перед вами стоят пустые тарелочки, пересыпьте в них немного сахара. Легко ли сахар пересыпается? Если он легко сыпется, то можно сказать, что он…(ответы детей). Правильно: сыпучий.

- А теперь рассмотрите сахар. Какого он цвета? На что похожи крупинки сахара? Имеет ли сахар запах? Какой он на вкус?

Ответы детей.
Воспитатель: Представьте себе такую ситуацию: мешочек с сахаром оставили на улице, и вдруг пошел дождь. Как вы думаете, что произойдет с сахаром?

Предположения детей.
Воспитатель: Давайте проверим это в нашей лаборатории. Перед вами наполненные водой стаканчики, возьмите сухой мерной ложечкой из мешочка сахар, всыпьте в стакан с водой и хорошенько перемешайте. Что произошло с сахаром?

Ответы детей: Сахар в воде растворился.

Воспитатель: Попробуйте воду на вкус. Какой она стала? Изменил сахар вкус воды? Вода изменила свой цвет?

Ответы детей.


Воспитатель: Прежде чем мы продолжим опыты с сахаром, давайте отдохнем. Поиграем в игру на внимание. Встанем из-за столов. Я вам буду называть блюда, в которые сахар кладут и те, в которые сахар не кладут. Если вы услышите название блюда, в которое кладут сахар – хлопаете, а если в блюда сахар не кладут – топаете. 
Варенье, чай, борщ, компот, кисель, вареная картошка, мармелад, шоколад, жаренная рыба, винегрет, уха. Молодцы ребята.


Воспитатель: Сегодня мы с вами сахар пересыпали, растворяли, но не нагревали. Как вы думаете, что произойдет с сахаром, если его нагреть? Предположения детей. 
Воспитатель: Чтобы это проверить, я возьму спиртовку, немного сахара в ложке и буду его нагревать. Выливаю на тарелочку. Что произошло с сахаром?

Ответы детей. 
Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Дети: Сахар при нагревании тает, становится жидким.

Воспитатель: Ребята, вам нравится быть исследователями? Что вы можете рассказать о свойствах сахара?

Ответы детей.
Воспитатель: Ребята посмотрите, я вылила жидкий сахар на тарелочку, а каким он стал сейчас? Что с ним произошло? (постучать ложкой по застывшему сахару)

Дети: Сахар застыл.
Воспитатель: Давайте сделаем вывод: расплавленный сахар остывает и становится твердым. Что Вам напоминает твердый сахар?

Дети: Леденцы.

Воспитатель: А хочется вам попробовать его лизнуть? Я так и думала, поэтому дома, специально для вас приготовила леденцы. Ребята вы сегодня были настоящими исследователями. Все опыты провели успешно. Но прежде чем угостить вас леденцами, я хотела бы спросить: понравилось вам занятие? Что вам больше всего запомнилось? О чем вы расскажете сегодня вечером друзьям и родителям?

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе "В мире Фаберже"

Конспект открытого занятия по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе "В мире Фаберже"...

КОНСПЕКТ НОД по формированию учебной деятельности в подготовительной к школе группе (нарушения зрения) ТЕМА: "Я И МОЯ СЕМЬЯ" фронтальное занятие

Конспект НОД по формированию учебной деятельности в подготовительной к школе группе (нарушения зрения) разработан как контрольно-итоговое занятие. В ходе занятия дети оценивают выполнение игровых тема...

Конспект интегрированной непрерывной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе

Конспект интегрированной непрерывной непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе...

Конспект итоговой интегрированной непосредственно – образовательной деятельности в подготовительной к школе группе «Тропинка в школу»

Основная цель  непосредственно -образовательной  деятельности: проверка уровня  подготовки детей к школе...

Конспект проведения ОД по изобразительной деятельности в подготовительной к школе группе "Терем Зимушки - Зимы".

Формировать у детей умение изображать сказочный терем нетрадиционной техникой рисования - граттаж....

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Волшебница бумага»

дать первоначальное представление об изобретении бумаги. Создать условия для формирования умения работать с бумагой. Развивать способность с помощью разнообразных приемов определять свойства бумаги. П...