КОНСПЕКТ НОД по формированию учебной деятельности в подготовительной к школе группе (нарушения зрения) ТЕМА: "Я И МОЯ СЕМЬЯ" фронтальное занятие
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
Конспект НОД по формированию учебной деятельности в подготовительной к школе группе (нарушения зрения) разработан как контрольно-итоговое занятие. В ходе занятия дети оценивают выполнение игровых тематических заданий самостоятельно на оценочных листах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_tema_yai_moya_semya_.docx | 131.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 21 «РОСИНКА» комбинированного вида
городского округа город Кумертау РБ
КОНСПЕКТ
НОД по формированию навыков учебной деятельности у детей подготовительной группы с нарушениями зрения
Тема: «Я и моя семья»
фронтальное занятие
Разработано:
учитель-дефектолог
высшей категории
Чекинева Татьяна Николаевна
г. Кумертау, 2014
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
I.Образовательные задачи:
- 1.Продолжать учить ориентироваться в окружающем мире, осознавать свое положение в обществе сверстников и взрослых.
- 2.Учить конкретизировать обобщающие понятия по темам: «Семья», «Инструменты», «Овощи», «Школа», развивать активную речь (контекстную и объяснительную); актуализация словарного запаса по темам.
- 3.Учить устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой, ориентироваться в пространстве, классифицировать геометрические фигуры по разным признакам: виду, цвету, величине.
- 4.Формировать основные элементы познавательной и учебной деятельности:
-умение понимать суть учебной задачи и выполнять ее самостоятельно;
-умение планировать, осуществлять самоконтроль и самооценку;
-способность к саморегуляции поведения и воли для выполнения
поставленных задач.
II.Развивающие задачи:
- 1.Развитие произвольности и активности познавательных процессов:
-пространственных и временных представлений (ориентировка на
листе,
-в пространстве – на примере собственного тела, ориентация во
времени)
-слухового внимания и памяти с опорой на символы,
-словесно-логического мышления (мыслительных операций)
-совершенствование зрительного запоминания,
-зрительно-моторной координации,
-мелких, тонких, дифференцированных движение пальцев и кистей рук.
- 2.Активизировать и энергетизировать работу стволовых отделов мозга, ритмирование правого полушария и межполушарного взаимодействия.
- 3. Способствовать снятию рефлекса периферического зрения, развитию глазомера.
III.Воспитательные задачи:
- 1.Воспитание самостоятельности и активности на занятии.
- 2.Воспитание дисциплинированности и положительного отношения к учебной деятельности.
- 3.Воспитание чувства коллективизма, товарищества, доброжелательности.
Материал к занятию:
Демонстрационный:
предметные картинки членов семьи: дедушка, бабушка, папа, мама, дочка, сын;
оценочный лист (образец); наборы: цифр от 0 до 9; геометрических фигур для игры «Цветные слова»; «Соедини по точкам»; к игре «Стираем и сушим белье»; «Расшифруем слова»; «У кого какой шарик?», лазерная указка
Раздаточный:
на каждого ребенка: простой и цветные карандаши; фломастеры; оценочный лист; набор цифр от 0 до 9
Наборы: геометрических фигур для игры «Цветные слова»; индивидуальные листы к игровым упражнениям: «Соедини по точкам»; к игре «Стираем и сушим белье»; «Расшифруем слова», «У кого какой шарик?».
Предварительная работа:
- 1.Рассматривание и обследование объектов по темам: «Семья», «Овощи», «Инструменты», «Школа и школьные принадлежности».
- 2.Работа с фотографиями членов семьи в книжке-альбоме «Генеалогическое древо семьи» .(индивидуальная работа с каждым ребенком)
- 3.Д/у «Что ты видишь?» - развитие пространственного восприятия, формирование избирательности восприятия.
- 4.Д/у «Кто кем был?» - развитие восприятия времени, обучение умению устанавливать последовательность событий и видеть обратимость этих процессов.
- 5.Д/у «Старые фотографии» - цель та же.
- 6.Д/у «Обведи овощи» «Инструменты» «Школьные принадлежности» -развитие зрительно-двигательной координации и тонкой моторики руки.
- 7.Д/у «Разрезные картинки», «Зашумленные картинки», «Наложенные контуры»- по вышеуказанным темам – на развитие целостности и избирательности зрительного восприятия объектов.
- 8.Д/у с математическим содержанием «Покажи и назови цифру», «Разложи по порядку», «Найди такую же фигуру», «Сложи из геометрических фигур».
- 9. Чтение художественных произведений по избранным темам, загадывание загадок.
Диагнозы детей:
сходящееся и расходящееся косоглазие;
при проведении фронтального занятия вид косоглазия не учитывается; использованы упражнения на укрепление, расслабление мышц глаза, а также на активизацию зрительного восприятия и фиксации взора на представленных объектах.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
ПЕДАГОГ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ОТВЕТЫ |
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Педагог предлагает детям образовать круг и поиграть в игру.
- Ребята! Поиграем в игру «Расскажи мне о семье» игра с мячом.
- Настя! Как зовут твою маму? Мою маму зовут Алина Владимировна.
-Данил! Что любит делать твой папа? Мой папа любит собирать мебель.
-Катя! Кто младше ты или твоя сестра? Я младше сестры.
-Артем! Кто старше дедушка или папа? Дедушка старше папы.
-Саша! Какая у тебя мама? Моя мама добрая, ласковая, заботливая.
-Ребята! Вы все ответили верно.
-Покажем пальчиковой гимнастикой, как трудится «Наша семья»
Мама лепит пирожки, Дети производят
Папа полку мастерит, имитационные движения
Дед в очках читает книжку , огласованно со словами
Шьет бабуля мне штанишки,
Моет пол сестричка Маша,
Трудится семья вся наша!
На лужок я побежал –
Всем большой букет нарвал!
II.РАБОТА ПО ТЕМЕ:
Педагог дает указание проверить осанку.
-Ребята! О чем мы будем говорить, вы узнаете из стихотворения-загадки:
Под кустом у реки
Жили майские жуки:
Дочка, сын, отец и мать-
Как их всех нам назвать? Семья. Мы будем говорить о семье.
-Верно! Семья – это семь я. Мы сегодня с вами отправимся в гости в одну замечательную семью.
- Ребята! Посмотрите на доску внимательно.
Вот семья.
- Назовите, кого вы видите на картинках. Дедушка, бабушка, папа
мама, дочка, сын.
Дети отвечают по цепочке.
Затем педагог предлагает взять набор цифр и разложить их
от 0 до 9перед собой слева направо.
- Сосчитайте, сколько всего человек живет
в этой семье, а ответ покажите, цифрой Дети считают глазами и
показывают нужную цифру
-Ребята! Продолжаем отвечать по цепочке
-Каким по счету стоит папа? Мама? Дедушка?
Бабушка? Дочка? Сыночек? Дети отвечают: первый папа
вторая мама и т.д
-Ребята! Дедушка ушел на работу. Сколько
осталось человек дома? Покажите цифрой. Дети показывают цифру 5
Дома осталось 5 человек.
-Папа тоже ушел на работу. Сколько человек
осталось дома? Покажите цифрой. Дети показывают цифру 4.
Дома осталось 4 человека.
-Мама и бабушка ушли на рынок. Сколько человек
осталось дома? Покажите цифрой. Дети показывают цифру 2.
-Дочка ушла в школу. Сколько человек
Осталось дома? Покажите цифрой. Дети показывают цифру 1.
-Настя! Кто остался один дома? Дома остался один сын.
-Верно. Сложите цифры в тарелочку.
Поиграем с вами в игру.
III.ИГРА «Что изменилось?»
Дети запоминают картинки с членами семьи, их расположение. Педагог дает указание: положите руки на стол, они неподвижны, а глаза зажмурьте.
Педагог делает перестановки, спрашивая: Ч то изменилось?
При проведении игры идет одновременный отдых и расслабление глаз.
-Ребята! У каждого в семье много дел.
Папа и дедушка часто что-то мастерят.
Для этого им нужны инструменты. Дети называют инструменты
-Назовите, какие вы знаете инструменты? по цепочке: один инструмент
и не повторяют уже названые.
-Молодцы! Правильно!
III.ИГРА «Соедини по точкам»
- А теперь вам задание от дедушки и папы:
Нужно нарисовать пилу, соединив ее по точкам. Дети выполняют задание
карандашом.
-Ребята! Оцените свою работу. Дети закрашивают шарик
на оценочном листе – З.№1
Физминутка «Пила»
-Ребята! Будем помогать папе и дедушке «пилить дрова», выходите на полянку.
Дети выполняют движения согласованно со словами. Дети подают друг другу сначала правые руки, затем левые. Сначала имитируют движения «пилят» правой рукой, затем левой и произносят слова.
Запилила пила, зажужжала, как пчела,
Отпилила кусок, наскочила на сучок,
Лопнула и встала, начинай сначала. Повторить 2раза
Дети остаются в кругу. Педагог продолжает занятия
IV.ИГРА «Цветные слова»
-Бабушка ходила в овощной магазин. Она хозяйка в доме. Внимательно послушайте, что она купила:
Хозяйка однажды с базара пришла.
Хозяйка с базара домой принесла:
Картошку, капусту, морковку, горох,
Петрушку и свеклу. Ох!
Педагог на каждое название овоща показывает цветную карточку разной формы. Дает установку детям о том, что нужно это запомнить и при выполнении задания соотнести цвет, форму и слово.
-Ребята! Выполните у себя за столом задание:
Выбирайте фигуры, обозначающие овощи, которые принесла бабушка с базара и разложите их по порядку так как я называла их и показывала. Дети выполняют.
-Ребята! А теперь я вам напомню и покажу на доске как нужно правильно разложить карточки вы проверьте, сравните с образцом и оцените свою работу Дети сравнивают с образцом
и оценивают – З №2
V.ИГРА «Стираем и сушим белье»
-Ребята! У мамы тоже много дел по дому. Представьте, что она решила постирать белье. Давайте вместе поможем маме развесить «белье» для просушки.
Дети вместе с педагогом выходят из-за столов к натянутой веревочке.
на веревочке расположены разноцветные прищепки. Педагог, показывая и называя предметы белья, изображенные символами, прикрепляет прищепка на веревочке (развешивает)
Затем дети «снимают» только то «белье», которое запомнили.
-Настя! Называй «белье», которое ты запомнила, а я буду снимать его.
Дети перечисляют по памяти то «белье», которое запомнили
Педагог снимает названное «белье» с веревочки
VI.ИГРА «Сложи из частей целое»
-Ребята! Подойдите к столу и сложите из частей целое (предметы белья) Дети индивидуально складывают.
-А теперь назовите предмет белья. Дети называют каждый свой предмет.
-Ребята! Оцените выполнение этого задания. Дети оценивают З-№3
Дети проходят на свои места за столы и оценивают выполнение задания.
Закрашивают шарики: самостоятельное выполнение: зеленый цвет,
с помощью взрослого- желтый, совсем не выполнил- красный.
VII.ИГРА «Расшифруем слова»
-Ребята! Дочке в школе задали интересное задание. Нужно помочь ей расшифровать слова. Посмотрите на доску: буквы обозначены символами. (взор вблизь-вдаль)
Нужно на свое карточке расшифровать слова Дети расшифровывают
слова самостоятельно.
-Саша! Прочти слово, которое ты расшифровала. Дети по цепочке называют
расшифрованные слова.
-Ребята! Оцените задание № 4. Дети оценивают З № 4
-Хорошо! Молодцы! Помогли дочке выполнить школьное задание. У нее осталось время поиграть с братом в «Жмурки». Давайте и мы вместе с дочкой и братом поиграем в «Жмурки»
Упражнение для глаз «Жмурки»
Педагог предлагает детям снять очки и сделать несколько обычных морганий, затем плотно сжать веки и подержать так при мысленном счете «10». Затем широко открыть глаза и сделать несколько морганий и вновь сжать веки. Продолжить поочередное выполнение сжимание-разжимание век в течении 2 минут.
VIII.ИГРА «У кого какой шарик?»
-Молодцы! Наше занятие продолжается. Закончив все домашние дела. Семья пошла погулять в парк. Они пригласили и нас с вами в парк.
-Ребята! Погуляем в парке!
Дети выходят из-за столов и отправляются в «парк».
Звучит музыка: пение птиц, шум листвы.
-Ребята! Как хорошо в парке! Выполним с вами дыхательное упражнение
Дыхательное упражнение
Дышим только через левую, а потом через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяют мизинец правой руки. Дыхание медленное, глубокое 1-2 минуты
-Гуляя по парку папа купил для всех воздушные шары, но ниточки были длинные и все перепутались. И нам необходимо помочь семье распутать ниточки и узнать какого цвета шар держит сын, мама, папа, дочь.
-Ребята! Поможем распутать ниточки!
Дети выполняют
задание за мольбертом
Ребята! Послушайте внимательно, как вы будете помогать нашей семье: Данил и Артем помогут распутать ниточку сыну.
Саша – маме, Полина- папе, Катя и Настя –дочке.
Дети выполняют задание. Звучит музыка леса, пение птиц.
По окончанию выполнения задания педагог спрашивает у каждого ребенка
-Какого цвета держит в руках сын? Мама? Папа? Дочь?
Дети выполняют задание, отвечают
полным предложением: Папа держит в
руке шарик зеленого цвета.
-Ребята! Верно. Вы здорово помогли семье распутать ниточки у шариков.
Оцените свои работы.
Дети оценивают З № 5
IX. Анализ занятия.
-Ребята! Наше занятие завершено. Посчитайте сколько зеленых шариков у вас получилось?
Дети у кого 5 зеленых шариков получают по большой звездочке.
Дети у кого есть, и желтые шарики получают звездочку поменьше.
-Ребята! Выходите в круг и вместе вспомним
чем мы сегодня с вами занимались.
Педагог предлагает встать детям в круг и, бросая мяч детям,
задает вопросы по содержанию занятия.
Вопросы к детям:
1.Назови тему занятия?
2.Сколько человек живет в этой семье?
3.Какое задание было от папы и дедушки?
4.Какие овощи купила бабушка на рынке?
5.Перечисли название белья, которое стирала мама?
6.Какое задание было задано дочке в школе?
7.Какое слово ты расшифровал?
8.В какую игру играла сестра с братом?
8.Какого цвета был шарик у сына? Мамы? Папы? Дочки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности. Тема: Составление рассказа по представлению «Космическое путешествие». /на лексическом материале «Космос»/
второй год обучения, третий период...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной к школе группе по ФЭМП Тема: «Путешествие в страну сообразилию».
Конспект НОД по развитию восприятия детьми формы, цвета, ыеличины, пространства, времени....
Конспект логопедического фронтального занятия по формированию лексико-грамматических категорий (подготовительная к школе группа компенсирующей направленности) Тема: "Путешествие в зимний лес"
Логопедическое занятие для детей, где активизируется и расширяется словарный запас по теме "Дикие животные". А так же формируются грамматические категории. На занятии дети учатся образованию при...
План – конспект познавательной деятельности в подготовительной к школе группе Коммуникация по теме «Характеристика зимних месяцев: декабрь, январь и февраль. Рисование по представлению «Красота зимней природы»».
Изучаем зимние явления природы; знакомим детей со старинными названиями зимних месяцев; учим создавать в рисунке образ предмета. Закрепляем умения передавать красоту зимней природы....
Конспект НОД по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной к школе группе. Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды».
Опытно-экспериментальная деятельность - свойства воды....
Конспект ООД по игровой деятельности с элементами учебной деятельности в подготовительной к школе группы на тему: «Ябеда»
Направление: игровая деятельность с элементами учебной деятельностиВозраст (группа) подготовительная к школе группаАвтор образовательной программы, тип программы: Программа психолого-педагогических за...