Исследовательский проект "Что загрязняет воздух в нашем городе"
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Исследовательский проект «Что загрязняет воздух в нашем городе?»
Вид проекта: групповой, совместно с родителями, исследовательский, краткосрочный (2 недели).
Срок проведения: с 13.11 по 27.11.2017г.
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Проблема: выявление источников загрязнения воздуха, последствий, меры по предотвращению загрязнения.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Постановка проблемы (целеполагание).
2 этап - Гипотеза исследования, планирование деятельности.
3 этап - Реализация проекта.
4 этап - Презентация.
5 этап - Подведение итогов.
Практическая значимость:
данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений.
Продукт детской деятельности: поисковая деятельность, создание газеты, презентация папки исследователя.
- Актуальность и значимость проекта
Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое,
проводя собственные исследования –
наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе
собственные суждения и умозаключения, чем получать уже
добытые кем-то знания в «готовом виде».
А. И. Савенков
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление дошкольников с окружающей средой. У детей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, выделять в предметах свойства, группировать их. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе, а в частности – к воздуху – стали залогом выживания на нашей планете. Кроме того, экологическое образование дошкольников - это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это решается путем решения задач воспитания экологической культуры детей.
Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Необходимо обратить внимание дошкольников, на то, что такой привычный объект, как воздух таит в себе много неизвестного.
В ходе работы над проектом дети ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?». Исследования представят для ребёнка возможность самому найти ответы на вопросы "как? " и "почему?» В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха, его значения, значения чистого воздуха в жизни человека, окружающей среды, у детей сформируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы.
Все это подчёркивает актуальность данного проекта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательский проект | 990.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Управления образования администрации Павловского муниципального района
Районный конкурс экологических проектов для педагогов ДОУ «Путешествие в мир природы»
Номинация
«Исследовательский проект»
Проект
«Что загрязняет воздух в нашем городе?»
Возрастная группа: дети 5-6 лет
Воспитатель высшей квалификационной категории:
Муниципального бюджетного дошкольного
образовательного учреждения
детского сада №2 г. Павлово
Тигаева Ольга Владимировна
г. Павлово
Исследовательский проект «Что загрязняет воздух в нашем городе?»
Вид проекта: групповой, совместно с родителями, исследовательский, краткосрочный (2 недели).
Срок проведения: с 13.11 по 27.11.2017г.
Участники: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Проблема: выявление источников загрязнения воздуха, последствий, меры по предотвращению загрязнения.
Этапы реализации проекта:
1 этап - Постановка проблемы (целеполагание).
2 этап - Гипотеза исследования, планирование деятельности.
3 этап - Реализация проекта.
4 этап - Презентация.
5 этап - Подведение итогов.
Практическая значимость:
данный опыт работы может быть использован педагогами дошкольных общеобразовательных учреждений.
Продукт детской деятельности: поисковая деятельность, создание газеты, презентация папки исследователя.
- Актуальность и значимость проекта
Для ребенка естественнее и потому гораздо легче постигать новое,
проводя собственные исследования –
наблюдая, ставя эксперименты, делая на их основе
собственные суждения и умозаключения, чем получать уже
добытые кем-то знания в «готовом виде».
А. И. Савенков
Одним из направлений экологического воспитания и обучения является ознакомление дошкольников с окружающей средой. У детей формируются способности сосредотачивать внимание на предметах ближайшего окружения и явлениях окружающей действительности, умение сравнивать, анализировать, устанавливать простейшие причинно – следственные связи, выделять в предметах свойства, группировать их. На сегодняшний день экологическая грамотность, бережное отношение к природе, а в частности – к воздуху – стали залогом выживания на нашей планете. Кроме того, экологическое образование дошкольников - это огромный потенциал их всестороннего развития.
Формирование у детей знаний о различных явлениях окружающей природы должно сочетаться с пониманием ценности природы для общества и человека, с овладением нормами поведения в природной среде. Это решается путем решения задач воспитания экологической культуры детей.
Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы – вот составляющие экологической культуры. Необходимо обратить внимание дошкольников, на то, что такой привычный объект, как воздух таит в себе много неизвестного.
В ходе работы над проектом дети ответят на вопросы: «Как организовать эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?». Исследования представят для ребёнка возможность самому найти ответы на вопросы "как? " и "почему?» В результате самостоятельных элементарных опытов и исследований, направленных на изучение воздуха, его значения, значения чистого воздуха в жизни человека, окружающей среды, у детей сформируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы.
Все это подчёркивает актуальность данного проекта.
- Концепция проекта
Проблема: Выявление источников загрязнения воздуха, последствия, меры по предотвращению загрязнения.
Цель: формирование элементарного представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.
Задачи:
Образовательные задачи:
- закрепление ранее полученных знаний о свойствах воздуха; расширение представлений том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее;
- обогащение знаний об основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, расширение представления детей о влиянии загрязненного воздуха на состояние окружающей среды, на здоровье человека;
- формирование представления об авторстве проекта; формирование умения предлагать и проверять гипотезы.
Развивающие задачи:
- развитие проектной деятельности исследовательского типа;
- развитие стремления к самостоятельному получению знаний опытным путем, умение синтезировать знания и пользоваться ими при решении познавательных и практических задач;
- развитие аналитического мышления (поисковой деятельности в ходе решения проблемы).
Воспитательные задачи:
- воспитание осмысленного желания заботиться о чистоте воздуха, бережного отношения к окружающей среде;
- воспитание социальных навыков – умения работать в группе.
Гипотеза: воздух загрязняют машины, дым из трубы, отходы, пожар.
3. Стратегия проектных действий
Первый этап – постановка проблемы (целеполагание) | ||
Срок | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1 день | По возвращению в группу педагог предложил провести научное исследование возникшей проблемы «Что загрязняет воздух в городе?». | В понедельник был организован поход с детьми старшей группы в библиотеку. Возвращаясь из библиотеки, Егор заметил и сказал об этом ребятам, что на улице чем-то пахнет (газовала машина). Ребята все обратили на это внимание. |
Второй этап - гипотеза исследования, планирование деятельности
| ||
1 день | Воспитатель спрашивает детей: - Как вы думаете, что может загрязнять воздух в нашем городе? - Мы услышали много гипотез. Скажите, пожалуйста, как мы можем проверить наши предположения? - Правильно, а кого из взрослых мы можем попросить нам помочь? - Я предлагаю Вам для удобства воспользоваться «Папкой исследователя», которая является нашей давней хорошей помощницей. Для того чтобы информацию было искать веселее и заполнять папку-исследователя интереснее предлагаю разбиться на подгруппы 1 подгруппа попробует проверить 1 гипотезу «Что воздух загрязняется от машин». 2 подгруппа - «Воздух загрязняет дым из труб домов, заводов». 3 подгруппа - «Загрязнение происходит от пожаров». 4 подгруппа - «В этом виновны отходы, мусор» - Результатами исследования нам нужно поделиться с другими детьми и взрослыми, в этом нам поможет создание фоторепортажа, который мы оформим в газету. Желающим нужно вместе с родителями попутешествовать по нашему замечательному городу, найти то, что загрязняет воздух и сделать фотографии. | Дети выдвигают гипотезы: - дым от машин; - дым из трубы; - отходы; - пожары Высказывают предложения о том, где можно найти информацию: - подумать; - спросить у взрослых; - прочитать в книге, энциклопедии; - понаблюдать; - провести эксперимент; - посмотреть в интернете. - Родителей, старших братьев и сестер, бабушек и дедушек. Дети по своему желанию разбиваются на подгруппы. В течение недели всю найденную информацию собирают в «Папке-исследователя» ввиде зарисовок, схем. Приносят фотографии для газеты. |
Третий этап - реализация проекта. Сбор и обработка информации (фиксация полученных результатов)
| ||
1неделя | Воспитатель: 1.Подбор литературы и информации по проекту. 7. Организация целевой прогулки к дороге «Наблюдение за транспортом», экскурсия к заводу им. Кирова «Наблюдение за трубами котельной, отапливающей дома» 8. Оформление выставки рисунков «Мы за чистый воздух» Консультация для родителей «Нам нужен чистый воздух» Помогает в решении задач. Направляет на поиск решений, на экспериментирование, продуктивную, исследовательскую деятельность. Оказывает практическую помощь. Поощряет и поддерживает активность и самостоятельность детей в разных видах деятельности Родители: 1.Помогают найти информацию для подтверждения или опровержения гипотезы 2.Помощь в создании фоторепортажа, экскурсия по городу | Познавательно - исследовательская: -Участие в беседе: «Зачем нужен чистый воздух», «Польза и вред транспорта», «Зеленые пылесосы», «Где лучше гулять» - Рассматривание иллюстраций, фотоматериалов -Наблюдения за дымящимися трубами котельной, отапливающей дома города. - Участие в экспериментальной деятельности - Сбор информации для подтверждения или опровержения гипотезы, при помощи родителей, старших братьев или сестер - Заполнение папки исследователя Игровая: - С/р. «Путешествие по родному городу»; - Конструирование «Город будущего» - Д/и «Найди отличия»; «Собери картинку» Коммуникативная: - Составление рассказа «Что загрязняет воздух», - Подготовка рассказа о результатах проведённого исследования -Привлечение родителей к поиску ответов на вопросы Восприятие художественной литературы: - Чтение Е. А. Алябьева «Сказка о южном ветре» - Чтение стихотворений и отгадывание загадок Изобразительная: - создание рисунков для выставки - создание машины будущего, которая не будет загрязнять воздух выхлопными газами, из бросового материала Музыкальная: Слушание аудиозаписи «Звуки природы» Трудовая - участие в уборке мусора на участке Двигательная Участие в П/И «Вьюга», «Насос и мяч», «Холодный и теплый воздух», «Снежинки» |
Четвертый этап - презентация
| ||
1день | Оказывает помощь детям в подготовке презентации по теме исследовательской работы. | Каждая подгруппа выступает со своей гипотезой: опровергая или подтверждая ее. Продукт деятельности готовят к презентации. Представляют продукт деятельности – папку-исследователя, газету. |
Пятый этап - подведение итогов | ||
1день | Для того чтобы ответить на вопрос «Что загрязняет воздух в нашем городе?» мы провели с вами научное исследование. В ходе, которого выдвинули гипотезы и проверили их. - все четыре гипотезы подтвердились, в ходе нашего исследования. -Загрязнение воздуха представляет серьезную угрозу здоровью людей, ухудшает качество жизни. - Что мы можем сделать для того, чтобы воздух стал чище? - Правильно, я с вами полностью согласна. Хочу обратить ваше внимание на выставку рисунков «Сохраним воздух чистым», а именно на рисунок Егорова Максима (Приложение 2). - Максим, скажи, пожалуйста, что еще загрязняют заводы, кроме воздуха? - Ребята, а как вы думаете, что еще загрязняет нашу реку Оку? | - посадить деревья и кустарники на территории детских садов, школ, своих домов. Не ездить часто на автомобиле, если нет острой необходимости, убеждать в этом родителей. Чаще бывать в лесу, особенно в сосновом. Не гулять возле проезжей части. - нашу реку Оку Принимают новую проблему и готовятся к поиску новой информации |
4.Ожидаемые результаты:
Для детей:
- проявляют устойчивый познавательный интерес к экспериментированию;
- умеют выдвигать гипотезы, предположения, способы их решения, широко пользуясь аргументацией и доказательствами;
- планируют предстоящую исследовательскую деятельность, поиск и обработку информации для доказательства или опровержения гипотез;
- в диалоге с взрослым поясняют ход деятельности, делают выводы;
- умеют договариваться о совместной работе в подгруппе;
- знают об основных причинах и последствиях загрязнения воздуха, имеют представление о влиянии загрязненного воздуха на состояние окружающей среды, на здоровье человека.
Для родителей:
- проявляют интерес к событиям, происходящим в детском саду;
- имеют активную экологическую позицию по охране окружающей среды.
Для воспитателей:
- повышена профессиональная компетентность педагога по организации исследовательской деятельности.
5.Список использованных информационных источников, Интернет-ресурсов, примечания автора.
- Н. Е. Веракса, О. Р. Галимов «Познавательно - исследовательская деятельность дошкольников » М: Мозаика - Синтез, 2015г.
- Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса «Проектная деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 5- 7 лет» М: Мозаика - Синтез, 2016г.
- О. А. Соломенникова «Ознакомление дошкольников с природой в детском саду. Старшая группа» М: Мозаика - Синтез, 2015 г.
- Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 - 6 лет» Воронеж Т. Ц. «Учитель» 2004 г.
- Е. В. Марудова «Ознакомление дошкольников с окружающим миром (экспериментирование)» Санкт - Петербург Детство - Пресс 2010г.
- Н. А. Рыжова, С. И. Мусиенко «Воздух вокруг нас» Москва, Обруч, 2013г.
- Н. А. Рыжова, Л. В. Логинова, А.Н. Данюкова «Линка - Пресс», 2008г.
- Е. А. Алябьева «Познавательное развитие ребенка. Сказки о природе» Изд. ТЦ «СФЕРА» 2014 г.
- Т. А. Шорыгина « Беседы о Земле и ее жителях» Изд. ТЦ «СФЕРА» 2014 г.
- А.И. Савенков «Методика проведения учебных исследований в детском саду». - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007. -32 с: ил.
Приложение 1
Картотека опытов:
1. «Воздух имеет запах?» - выявление свойства воздуха (может присваивать запахи разных веществ).
Оборудование: несколько банок с плотными крышками и вещества с сильным запахом (долька чеснока, кусочек лука, корочки лимона…)
Ход: разложите приготовленные вещества по банкам и накройте их крышками. Через некоторое время воздух в банках присвоит запахи, помещенных туда веществ. Освободи банки. Попробуй по запаху определить, где что было.
2. «Пламя загрязняет воздух» - установление может ли пламя загрязнять воздух.
Оборудование: свеча, фарфоровое блюдце.
Ход: зажгите свечу, затем подержите над пламенем свечи фарфоровое блюдце. Через некоторое время увидите, что этот предмет снизу потемнел - покрылся слоем копоти.
3.«Изучение снежного покрова» - определение загрязнения снежного покрова на выбранных участках.
Оборудование: 2 пробирки.
Ход: в 1 пробирку поместите снег с трассы, во 2 пробирку снег с участка детского сада. Когда снег растает, определите количество примесей в каждой пробирке.
4. «Задымление воздуха» - выявление того, как воздух загрязняется выхлопными газами автомобилей, дымом из труб.
Оборудование: полтора литровая пластиковая бутылка с крышкой.
Ход: возьмем полтора литровую пластиковую бутылку с крышкой. Ниже от крышки на 10 см. сделаем отверстие D=1см. Вставим в отверстие трубочку из бумаги и подожжём ее, таким образом, в бутылку будет проникать дым, что покажет, на сколько, воздух загрязняется выхлопными газами автомобилей, дымам из труб.
5. «Определение загрязнённости воздуха» - выявление уровня загрязнения воздуха.
Оборудование: листы плотной бумаги с окошками, скотч
Ход: возьмите листы плотной бумаги, вырежьте в них окошки. С одной стороны заклейте окошки клейкой бумагой. На ней будет собираться пыль из воздуха. Повесьте такие устройства в разных местах: в комнате, на территории детского сада, ближе к дороге с интенсивным движением (взрослый без детей), в парке. Через несколько дней посмотрите, сколько пыли оказалось на клейкой бумаге. Разместите на столе, обозначив рисунком. Попросите детей сравнить результаты, сделайте вывод.
6. «Как дышат растения» - исследование дыхания растения.
Оборудование: листочки для рассматривания, лупы, вазелин, кисточка, растения
Ход: рассмотрите листочки, расскажите о том, что отверстия на нижних поверхностях листьев - устьица - служат для движения газов необходимых для его жизнедеятельности. Намажьте нижнюю часть листа вазелином. Вазелин закроет устьица, перекрыв доступ в лист избытков кислорода.
7. «Выделяет ли растение кислород» - установление того, что растение выделяет кислород для дыхания человека.
Оборудование: большая стеклянная емкость с герметичной крышкой, черенок в воде или маленький горшок с растением, лучинка, спичка.
Ход: Поместите в емкость горшочек с растением (или черенок). Поставьте его в теплое место (если растение даёт кислород в банке его станет больше). Через 1-2 суток проверьте, накопился ли в банке кислород зажженной лучиной. Понаблюдайте за яркой вспышкой лучины в ёмкости сразу после снятия крышки. Растения выделяют кислород, который хорошо горит.
Приложение 2
Рисунок Максима «Сохраним планету»
Приложение 3
Газета «Сохраним воздух чистым»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект Тема: «Почему меняется цвет снега и что загрязняет воздух в моем городе?»
проект...
Конкурс. Конспект занятия. НОД с детьми старшей группы «Кто и что загрязняет воздух?»
Цель: обогащение представления о влиянии заводов и техники на окружающую среду и загрязнения воздуха.Задачи:Образовательная:- формировать представление о том, какое негативное воздействие оказывает те...
Проект «Что загрязняет воздух в нашем городе?»
Вид проекта: групповой, совместно с родителями, исследовательский, краткосрочный (2 недели)....
Конспект открытого занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе Тема: « Воздух - богатство нашей планеты Земля»
Формировали представления о воздухе, его свойствах, учились самостоятельно делать выводы в процессе экспериментирования, расширяли словарный запас детей,познакомили детей с нетрадиционной техникой рис...
Проект «Кто или что загрязняет воздух в нашем городе?»
Проект «Кто или что загрязняет воздух в нашем городе?» – – формирование элементарного представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых пр...
Краткосрочный проект «Что загрязняет воздух?»
Краткосрочный проект «Что загрязняет воздух?»...
Дидактическая игра по экологии "Что загрязняет воздух"
Дидактическая игра «Загрязнение атмосферы» поможет детям углубить знания об экологии и научиться бережно относиться к природе....