Водоемы родного края, их обитатели.
план-конспект занятия по конструированию, ручному труду (старшая группа) на тему

Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о видах водоемов (озера, реки, пруды), дать представления об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_olya_oktyabr.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Водоемы родного края, их обитатели.

 Программные задачи:

Образовательные: закреплять и уточнить знания детей о природе родного края. Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов, о видах водоемов (озера, реки, пруды), дать представления об источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Развивающие:  Развивать память, речь, сообразительность, внимание, мышление. Интерес к экспериментальной деятельности.

Воспитательные: Воспитывать экологическую культуру. Любовь к красоте родной природы, бережное отношение детей к природным ресурсам, взаимоуважение.

Ход НОД:

1.Аутотренинг «Мы друзья природы»

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок!

Здравствуй, маленький дубок!

Мы в родном краю живем,

Всех  приветствуем и ждем!

(2-й вариант

Здравствуйте, дорогие друзья! Здравствуйте, дорогие гости!

Мы с вами поприветствовали друг друга, а теперь закройте глаза и представьте:

Ярко светит солнце,

Дует легкий ветерок.

Мы вдыхаем его чистый

Свежий воздух.

Нам хорошо и приятно. Мы хотим жить в мире с природой.)

2.Чтение стихотворений детьми (приветствие детей)

1 ребенок

Любите родную природу

Озера, леса и поля.

2 ребенок

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля!

3 ребенок

На ней мы с тобою родились,

Живем мы с тобою на ней.

4 ребенок

Давайте же люди все вместе

Мы к ней относится добрее.

3. Постановка целей и задач.

Воспитатель: Сегодня на занятии мы поговорим о природе родного края, её водоемах, обитателях водоемов.

4. Беседа о водоемах.

Воспитатель: Как вы думаете, какие водоемы можно встретить в нашем крае?

Дети: В нашем крае можно встретить реки, озера, пруды. (Слайды)

Воспитатель: Издревле наши предки селились по берегам рек и озер, потому что вода-это ценный дар, необходимый нам для жизни. Так и первое поселение на месте современного города слобода Зыбкая была основана над рекой Карной. (Слайд)

Воспитатель: Сейчас река мелеет, становится грязной. Почему это происходит с рекой? Что может загрязнять воду?

Дети: Отходы производства заводов и предприятий, мусор, оставленный человеком.

Воспитатель: Вы бываете с родителями у водоёмов? А вам там нравится находиться? Что вы видите вокруг? (Слайд)

Да, я тоже, к сожалению, видела, как некоторые люди оставляют после себя мусор, а остатки этого мусора после дождя попадают в воду и загрязняют её.

Давайте  посмотрим, как это происходит.

5.Опыт.

В стакан (немного воды) поместить мелкие бумажки, сухую траву, немного песка и из лейки долить воды (дождь)

Воспитатель: Вот так в природе, когда после дождя остатки мусора попадают в воду, она становится грязной и мутной.

6.Динамическая пауза.

Речка очень широка (дети широко разводят руки в стороны)

Речка очень глубока (приседают, коснувшись руками пола)

Рыбки  там живут друзья (имитация рыбок)

А вот воду пить нельзя (разводят руки  в стороны, приподнимают плечи)

- Как вы думаете, почему человеку нельзя пить воду из реки?

О: Воду нельзя пить, потому что в ней много микробов, ее нужно очищать с помощью водоочистительных станций.

7. Сюрпризный момент - пруд с лягушкой.

Воспитатель: Предлагаю отправиться на прогулку к пруду.

Динамическое упражнение «На прогулку к пруду»:

Раз-два-три, раз-два-три — по дорожке мы пошли.

(Шаг марша).

Петлять тропинка начала среди высоких трав,

По ней шагаем мы легко, головушку подняв.

(Ходьба змейкой).

Вот мы кочки увидали, через них мы прыгать стали.

(Прыжки с продвижением вперед).

Впереди течет ручей, подходите поскорей.

(Ходьба на носках, руки — в стороны).

Руки в стороны расставим, переходить его мы станем.

Раз-два, раз-два — (прыжки).

Позади теперь вода! (маршировать).

Раз-два, раз-два — (прыжки).

Позади теперь вода! Руки выше поднимаем,

Дышим ровно, глубоко. (Маршировать).

Мы пригнемся чуть пониже,

Вот к пруду мы с вами вышли.

Да, мы с вами у пруда,

Но случилась здесь беда

 Вся в слезах сидит лягушка

Что расскажет нам подружка?

Вот и книга здесь лежит,

Необычная на вид.

Лягушка: Ребята, это - Книга жалоб. В ней записаны жалобы.

Люди на природе отдыхали,

Веселились, загорали.

И не думая бросали

И обертки от конфет,

И разорванный пакет,

И коробочки от сока,

От банана кожуру,

От орехов скорлупу.

В: Все понятно. Скорее всего здесь были туристы, которые не умеют себя правильно вести в природе. Давайте посоревнуемся, кто быстрее соберет мусор в пакет и поможем таким образом лягушке в ее беде.

Игра «Собери мусор»

Теперь нашему пруду ничего не угрожает. Этот мусор не попадет в воду. А мы для таких туристов оставим знаки «Правила поведения на природе»

Если вы оказались у реки, у пруда, у озера, то относитесь к ним с уважением. Вы у них в гостях.

-Не бросайте мусор!

-Не ломайте ветки деревьев!

-Не рвите цветов!

-Не втаптывайте траву!

Лягушка:  Спасибо ребята за вашу помощь. У меня есть волшебный сундучок с загадками о водоемах и их обитателях. Давайте их отгадаем.

1. Меня пьют, меня льют, всем нужна я. Кто такая? (ВОДА)

2. Не конь, а бежит, не лес, а шумит. (РЕКА)

3.Посреди поля лежит зеркало: стекло голубое, рама зелёная. (ПРУД,
ОЗЕРО)

4. Выпуча глаза сидит, по-французски говорит, по-блошьи прыгает, по-человечьи плавает. (лягушка).

5. С хвостом, а не зверь, с перьями, а не птица.(рыба).

6.Сапожник не сапожник,
Портной не портной,
Во рту держит щетину,
В руках — ножницы  (Рак)

7.На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (Сом)

8. Хвостом виляет,
Зубастая, а не лает. (Щука)

8.Мини-рассказы детей

А что мы знаем о водных обитателях, давайте расскажем.

Окунь: Окунь- хищная рыба, питается мелкой рыбой, икрой, червями, головастиками. Водится во всех водоемах.

Карась: Карась обитает в болотистых озерах и реках. Бывает золотой и серебристый. Питается растениями, мелкими животными организмами.

Щука: Зубы острые имеет

       Щука – хищница озер.

       От нее сбежать сумеет,

       Тот, кто ловок и хитер

Рак: Обитает в речных заводях ,озерах ,прудах. . Кормятся в основном ночью. Питается  растительной пищей и животными. Передвигаясь, пятится назад. Есть усы и клешни.

Лягушки. Живут они в реках, озерах, прудах. Зимуют в компаниях на дне водоемов или где-нибудь под камнями, в трухлявых пнях, в норах грызунов. Питаются насекомыми, но при случае поедают головастиков (и своих и чужих), рыбьих мальков, улиток. Но главное их питание – комары и всяческая мошкара. Враги лягушек – цапли, аисты, журавли.

Лягушка. Послушайте еще одну жалобу.

Злой волшебник – Противняк.

Заявил сегодня так:

- Кто на пруд к нам придет,

Никого здесь не найдет.

Я с утра пораньше встал

Всех обитателей заколдовал.

Очень надо постараться,

Чтобы в этом разобраться.

9.Дидактическая игра «Узнай по части». Постараемся помочь лягушке и расколдуем обитателей. Воспитатель показывает картинки с клешнями, лапками лягушки, хвостом щуки, плавниками и головой окуня, ногой цапли.

Дети отгадывают.

Воспитатель: Есть ли еще жалобы в книге?

Лягушка: Осталась еще одна жалоба. Вот беда так беда! Почти все кувшинки исчезли.

Воспитатель: Кувшинка – это редкое растение, оно находится под угрозой исчезновения и занесено в Красную книгу. Демонстрация слайда.

В: Как вы думаете, почему исчезли кувшинки?

Дети: Наверное, вода загрязнена. (грязная вода)

Давайте поможем обитателям и растениям пруда. Проведем опыт по очистке воды.

 Воду тонкой струей переливаем из стакана через ватный фильтр в другой стакан, фильтруем.

Ребята, посмотрите на фильтр, какой он стал? (На нем мусор, соринки)

 Какая стала вода? Почему? (Вода стала чище, ватные диски плотные).

В результате мы с вами очистили воду от мусора. Если вода в водоемах чистая там обитают рыбы и растения.

А теперь предлагаю сделать подарки для лягушки- кувшинки. Нам понадобятся одноразовые ложки и листья- заготовки. Проходим все к столам. У каждого есть зеленый лист. В кусок пластилина аккуратно вставляем лепестки, т. е. ложки.

               Пальчиковая гимнастика. 

Две веселые лягушки

(Дети сжимают руки в кулаки и кладут их на стол пальцами вниз)

Ни минуты не сидят

(Резко распрямляют пальцы руки как бы подпрыгивают над столом)

Ловко прыгают подружки.

(Кладут ладони на стол)

Только брызги вверх летят.

(Резко сжимают кулаки и опять кладут их на стол)

10. Работа детей.

Приступаем к работе. Я надеюсь, что нашей лягушке ваши подарки понравятся. Давайте отнесем кувшинки на пруд.

Пришло время прощаться с лягушкой и возвращаться в детский сад. Я скажу волшебные слова «Раз, два, три – повернитесь и в саду окажитесь»

11. Рефлексия Какое  у вас настроение после встречи с лягушкой?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"

Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...

ПРОЕКТ «Обитатели родного края. Дикие животные»

Проект по патриотическому воспитанию детей...

Экологическое развлечение "Водоемы родного края" (ЕАО) для средней и подготовительной группы

Цели:- развитие познавательного интереса и расширение представлений об окружающем мире;- формирование стремления проявлять заботу о сохранении природы;- воспитывать культуру поведения в природе и бере...

Конспект познавательного занятия в старшей группе "Водоемы родного края" (Природное окружение)

Мы живем в Карелии! Это край озер, рек и болот. Чаще мы знакомим с реками и озерами, но не уделяем внимание на болота. А болота - это кладезь пресной воды, разнообразный животный и растительный мир. П...

Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края»

Конспект занятия по познавательному развитию «Пещеры и водоемы родного края»(подготовительная группа)Цель: Познакомить детей с водоемами и пещерами родного края.Задачи: формировать предста...

Сценарий образовательной деятельности Мой край родной!» Квест – игра «Путешествие по родному краю» (уточнение и закрепление представлений о родном районе).

Разработка по краеведческому образованию детей дошкольного возраста для реализации парциальной программы "Новая Сибирь - мой край родной". Блок Программы «История»....