Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности «Ловкие ручки» в младшей группе
календарно-тематическое планирование по аппликации, лепке (младшая группа)
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельности «Ловкие ручки» в младшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obrazovatelnaya_deyatelnost.docx | 32.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Ляйсан» села Аитово муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан
СОГЛАСОВАННО на педагогическом совете (протокол от____________№_____) МБДОУ детский сад «Ляйсан» села Аитово протокол от 30.08. 2023г. №___ | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ детский сад «Ляйсан» села Аитово ____________/Асылгареева Н.М. приказ от ____________ №_________ |
ПРОГРАММА РАБОТЫ КРУЖКА
Кружок «Ловкие ручки»
в младшей группе
Воспитатель: Гатиятуллина И.Ш.
Аитово 2023
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………………..2
2.Цель и задачи программы……………………………. ………………………3
3.Организационно-методическая деятельность по реализации программы… 4 4.Основные направления работы для развития мелкой моторики рук
и координации движений………………………………… ……………………...5
5.Планируемые результаты………………………………………………………6
6.Перспективно-тематическое планирование на учебный год………………...6
7.Работа с родителями………………………………… ……………………….10
8.Литература……………………………………………………………………..10
Пояснительная записка
Теоретические обоснования, актуальность программы
Мелкая моторика – это точные и тонкие движения пальцев рук. От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, для будущего овладения письмом.
Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.
Данная программа позволяет не только развивать познавательные процессы, но и реализовывать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослым и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов – служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволяет детям почувствовать свою успешность. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начинаться задолго до поступления в школу.
Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий. Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься, не утомляясь за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.
Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.
Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.
Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей младшего возраста. Кружковая работа по данной теме проводится 1 раз в неделю по 15 минут. Всего 32 занятия. Диагностика проводиться 2 раза в год (в сентябре и мае).
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста построено в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с примерной общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
В основу программы положены принципы:
- научной обоснованности и практической применимости;
развивающий характер обучения, основанный на детской активности;
- интеграция образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников;
- комплексно – тематическое построение образовательного процесса;
- единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации, которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольника.
Цель: Создание условий для развития речи и формирования графических навыков у детей дошкольного возраста через укрепление мелкой моторики и развитие координации движений пальцев рук.
Задачи:
Обучающие:
Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развития осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук.
Формировать практические умения и навыки.
Обучать различным навыкам работы с бумагой, пластилином.
Развивающие:
Развивать умения производить точные движения кистью и пальцами рук;
Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
Развивать произвольное внимание, пространственное мышление, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, фантазию.
Развивать речь детей.
Воспитательные:
Воспитывать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, уважение к чужому труду, чувство товарищества)
воспитывать внимательность к выполнению заданий, усидчивость, целенаправленность;
воспитывать и развивать художественный вкус.
При решении поставленных задач учтены основные принципы дидактики: возрастные особенности, физические возможности и индивидуально-психологические особенности ребенка 3-4 лет
Организационно-методическая деятельность по реализации программы
Систематический анализ развития мелкой моторики детей с целью последующей психолого-педагогической коррекции.
Создание программно-методического обеспечения педагогического процесса по данной программе, соответствующее современным требованиям дидактики и возрастной психофизической специфике данного контингента детей.
Создание условий для кружковой деятельности.
Объекты программы
Дети 3-4 лет
Методы
Игровой метод (дидактические игры).
Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
Практический – показ способов действий с предметами, эксперимент.
Формы организации деятельности
Подгрупповая
Индивидуальная
Принципы комплектования кружка и организации работы
Учет интересов и способностей детей.
Добровольное участие.
Учет психофизических особенностей детей.
Отличительные особенности работы данного кружка:
Работа в кружке «Волшебные пальчики» направлена на всестороннее развитие ребёнка. Методика позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия в кружке отличаются комплексным подходом и направлены на развитие всех необходимых познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики. Подобран и систематизирован материал дидактических игр и упражнений по развитию мелкой моторики, в соответствии с лексической темой; занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры максимально реализуется ситуация успеха, следовательно, работа происходит естественно, не возникает психического напряжения
Формы и режим занятий:
Кружковая работа рассчитана на 1 занятие в неделю. Занятия проводятся в группах ( 6 детей ), индивидуально по15 минут и предполагают использование следующих форм: беседа, дидактическая игра, ролевые, коммуникативные игры, физические упражнения, коллективное творчество, индивидуальная корректировка действий.
Основные направления работы для развития мелкой моторики рук
и координации движений
Работа кружка включает в себя следующие разделы:
Пальчиковый игротренинг
Массаж кистей рук
Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.
Ручная умелость
Рисование пластилином
Конструирование
Аппликация
Развитие графических навыков
Рисование по трафаретам
Штриховка
Дорисовка
Игры и действия с мелкими предметами
Работа с сыпучими материалами (рисование на подносах, выкладывание мозаики).
Работа со шнурками.
Моделирование (счетные палочки, трубочки).
Лепка, изготовление поделок из различных материалов.
Также проводятся комплексы пальчиковой гимнастики с учебными предметами, направленные на закрепление умения правильно держать карандаш, кисточку, задания на удержание позы кистей рук. Упражнение по удержанию позы могут проводиться на разных уровнях сложности: по подражанию, по речевой инструкции. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Результатом работы по данной программе должно стать:
Развитие мелкой моторики и координации пальцев рук детей до уровня, соответствующего данному возрасту.
Овладение разными видами ручной умелости.
Овладение приемами работы с разными инструментами.
Овладение нормами этики поведения.
Планируемые результаты освоения
К концу занятий в кружке дети должны знать:
некоторые виды бумаги (цветная, картон, гофрированная, салфетка, газета и др.);
свойства бумаги (тонкая, толстая, мягкая, жесткая);
несколько разных способов нанесения краски (кистью, ватной палочкой, губкой и др.);
основные формы штриховки (вертикальная, горизонтальная);
основные правила склеивания;
понятие «конструктор», «мозаика»;
некоторые приемы лепки (шарик, колбаска и др.);
несколько пальчиковых игр в комплексе со стишками.
Должны уметь:
правильно держать кисть, карандаш;
пользоваться клеем, клеенкой и салфеткой;
работать с трафаретами;
заштриховывать предметы двумя способами;
застегивать, расстегивать пуговицы, кнопки, крючки.
Календарно-тематическое планирование
В календарно-тематическом планировании по теме «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности» использованы следующие формы работы:
массаж пальцев кистей рук;
пальчиковая гимнастика;
игры с предметами;
упражнения для развития тактильной чувствительности пальцев и кистей рук;
лепка из пластилина;
нетрадиционные способы рисования;
развивающие игры: мозаика, пазлы, игры с прищепками, пуговицами, вкладышами, пальчиковые бассейны с различными наполнителями.
Перспективно-тематическое планирование на учебный год
в младшей группе
тема | цель |
Сентябрь | |
Игра с резиновыми ребристыми мячиками (ежиками). | Развивать мелкую моторику, координацию движений |
Потешка «Дождик, дождик, веселей!» Рисование в нетрадиционной технике рисования — ватными палочками "Капельки дождя» | Развивать чувство формы, цвета и композиции. |
Аппликация из геометрических фигур «Гусеница» | Закрепить знания о геометрических фигурах. Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику. |
Упражнение «Конфеты к чаю» - из бумаги сминаем | Учить отрывать от большого листа бумаги небольшой кусочек и сминать его в комочек. |
Октябрь | |
Пальчиковая игра «Осенние листочки». Рисование с использованием отпечатков осенних листочков. | Учить изображать простейшие предметы с помощью отпечатков |
«Весёлый мухомор» (рисование ватными палочками) | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования. Учить наносить ритмично и равномерно точки на всю поверхность бумаги. |
«Морковка для зайчика» раскрась по образцу. | Развивать координацию движений, соотносить предметы со словесным обозначением |
Упражнение «Помоги Золушке» рассортируй фасоль (белую отдельно, красную отдельно). | Развивать мелкую моторику рук. |
Ноябрь | |
Аппликация с элементами рисования «Облака» | Учить составлять композицию. Учить работать с клеем. Развивать мелкую моторику. |
«Ветка рябины». Рисование пальчиками | Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования пальчиками. |
«Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. | Развивать мелкую моторику пальцев. |
«Обведи и раскрась фрукты». Работа с трафаретами | Тренировать в раскрашивании картинки, не выходя за контур. |
Декабрь | |
«Веселые снежинки» «Аппликация из ваты. (дыхательные упражнения, дидактическая игра, выкладывание фигур из «снежных комочков»). | Учить детей предварительно выкладывать на листе бумаги готовые детали, составляя изображение. Вызвать у детей радость от полученного изображения. |
«Снежинка». Рисование манкой. | Учить детей передавать в рисунках особенности изображаемого предмета, используя нетрадиционную технику. |
«Елочка» Аппликация кусочками ниток | Развивать мелкую моторику. Учить заполнять фигуру. Закреплять умение аккуратно работать с клеем. |
«Наряжаем ёлку» | Учить детей работать с пластилином способом размазывания на листе. |
Январь | |
Зайчик (выполнение поделки из косметических дисков, подвижная игра с проговариванием). | Учить выполнять поделку из косметических дисков. |
«Светофор» Рисование оттисков печатками из картофеля. | Познакомить детей с техникой печатания печатками из картофеля. |
Пальчиковая гимнастика "Снегири" Аппликация из круга и полукруга "Снегирь" | Учить выполнять поделку из косметических дисков. |
«Мой дом» выкладывание из геометрических фигур домов различной высоты. | Развивать чувство формы. |
Февраль | |
«Снеговик» (воско- графия) | Познакомить с новой техникой нетрадиционного рисования. |
Упражнение «Собери снежинку» - выкладывание узора счетными палочка. | Продолжать учить выкладывать изображения с помощью счетных палочек. |
«Тили-тили, тесто …» Работа с соленым тесто | Ознакомление с тестом как художественным материалом, экспериментальное узнавание и «открытие» пластичности материала, создание различных угощений для кукол. |
Открытка для папы | Развивать мелкую моторику. Учить составлять композицию. Воспитывать патриотические чувства. Расширять знания о государственных праздниках. |
Март | |
Аппликация из ватных палочек «Ромашки для мамы» | Учить составлять композицию. Развивать мелкую моторику. Учить аккуратности при работе с клеем. |
Нанизывание бусинок - называние (чередование: маленькая, большая и т.д.) | Развивать координацию движений, соотнесение предметов со словесным обозначением |
Аппликация из скатанной бумаги «Цветик-семицветик» | Развивать мелкую моторику. Учить составлять композицию. |
«Ёжик». Рисование гречкой. | Познакомить с методом изображения с помощью нанесения клея и насыпать на него гречку. |
Апрель | |
Аппликация из проса «Цыпленок» | Учить работать над композицией. Развивать мелкую моторику. |
Аппликация "Ландыш" | Учить работать с семенами тыквы. |
«Веточка вербы». Аппликация из ваты. | Учить приемам нетрадиционной аппликации веток вербы, расположения «почек» справа и слева на ветке. Закрепить и расширить знания детей о вербе |
Объемная аппликация «Цветы» | Развивать мелкую моторику. Учить составлять композицию. |
Май | |
Игра «Веселые ладошки» - завязываем узелки, бантики. | Научить детей завязывать узелки, бантики |
Объемная аппликация «Божьи коровки» | Развивать мелкую моторику. Учить составлять композицию. Учить дополнять композицию деталями. |
Упражнение «Весенняя полянка» - с помощью прищепок выкладываем композицию: солнышко, травку, первые цветы, деревья. | Учить создавать несложную композицию с помощью прищепок |
«Весенние цветы - одуванчики» - рисуем пальчиковыми красками. | Развивать чувство формы, цвета, композиции. |
Взаимодействие с родителями
Ознакомление родителей с целями и задачами кружка, с перспективным планом работы на учебный год;
Организация и приглашение родителей на выставки детских работ.
Список литературы
Литература, используемая педагогом:
1. Гатанова Н.В., Тунина Е.Г. Развиваю мелкую моторику. – СПб.: «Питер»,2000.
2. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – Ь. ТЦ Сфера, 2008.
3. Урмакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. – СПб.: «Литера», 2008.
4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ», 2009.
5. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». – СПб: ООО «Детство-Пресс», 2013.
6. Колдина Д.Н. Лепка с детьми 3 -4 лет. Конспекты занятий. – М.: Мозаика-Синтез, 2009.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности в 1-ой младшей группе общеразвивающей направленности на 2015-2016 учебный год.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАобразовательной деятельности в 1-ой младшей группеобщеразвивающей направленности на 2015-2016 учебный год(разработано в соответствии с основной образовательной...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности во 2-ой младшей группе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности во 2-ой младшей группеобщеразвивающей направленности на 2017-2018 учебный год(разработано в соответствии с основной образовательно...
Рабочая программа образовательной деятельности во 2 - ой младшей группе.
Аннотация к рабочей программе второй младшей группы «Радуга» (дети 3-4 года). Рабочая программа составлена на основе образовательной программы дошкольного образования Муниципального ...
«Рабочая программа образовательной деятельности ясельной и второй младшей группы общеразвивающей направленности на 2020 / 2021г.»
laquo;Рабочая программа образовательной деятельности ясельной и второй младшей группы общеразвивающей...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА образовательной деятельности во 2-ой младшей группе на 2022-2023 учебный год
Рабочая программа воспитателя второй младшей группы. Рабочая программа составлена на основе комплексной образовательной программы дошкольного образования «Детство»....
Рабочая программа образовательной деятельности во 2-ой младшей группе общеразвивающей направленности
В программе отражена характеристика возраста, целевые ориентиры, модульное комплексонои и перспективное планирование как с детьми, так и с родителями. раскрыто содержание организации РППС...
Рабочая программа образовательной деятельности ясельной и второй младшей группы на 2019-2020гг.
Рабочая программа образовательной деятельности ясельной и второй младшей группы на 2019-2020гг....