Познавательно-исследовательская деятельность "Зачем птицам перья?"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) по теме

Исследовательская деятельность. Тема: «Для чего птице перья?». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_tema_ptitsy.docx19.09 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа. Тема: «Для чего птице перья?». Старший дошкольный возраст.

Актуальность. Исследовательская деятельность по данной теме позволит расширить знания и  представления   детей о птицах;  о строении и типах пера; значении перьев в жизни птиц.

Цель исследования. Выяснить роль перьев в жизни птиц.


 Гипотеза: мы предполагаем, что перья птицам нужны для: полёта; сохранения тепла тела; чтобы не промокнуть; для привлечения внимания.

Новизна: комплексная исследовательская деятельность.

Задачи исследования:  

- изучить материал в энциклопедической литературе;

- выяснить особенности оперения птиц;

- изучить строение  и  назначение перьев птиц;

- сравнить оперение водоплавающих и не водоплавающих птиц;

 - выяснить значение перьев в жизни птиц. 


Организация развивающей среды:

1. Коробка для исследований

2. Перья: маховые, пуховые

3. Камни

4. Весы, молнии

5. Емкость с водой, растительным маслом

6. Лупы, проволока, кисточки

7. Ножницы, клеенка

8. Гуашь, силуэты птиц в полете

9. Цветные перья

1 ЧАСТЬ. ВВОДНАЯ.

Воспитатель вносит коробку для исследований 

- Как вы думаете, что в коробке? (предположения детей).

Загадываю загадку: «По лесу летало, в воде бултыхалось. В воду упало и сухим стало» (Перо.)

Открываю коробку. Дети убеждаются, что это перо.

- Чье это перо? (Перо птиц – птичье перо.)

- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц? Давайте попробуем найти ответ и исследовать строение пера.

Дети проходят за столы.

- Чем отличаются птицы от животных? (Тело птиц покрыто перьями, у них есть крылья и они умеют летать. Тело животных покрыто шерстью, крыльев у них нет, летать не умеют.)

- Чем отличаются птицы от людей? (Птицы умеют летать.)

Поставить на доску схему оперения птиц.

-  Тело птиц покрыто перьями. 

 - С помощью чего летают птицы? (У них есть крылья (схемы крыльев, полета)).

Показ крыльев разных птиц.

- Чем они похожи и чем отличаются? (Размеры тела, цвет пера.)

2 ЧАСТЬ. ОСНОВНАЯ.

- Посмотрите на крылья на ваших столах. Сравните их (цвет, различия).

- Найдите самое длинное перо. Это перо называется «маховое».

- Возьмите перо в руки. Какое оно наощупь, по размеру? (плотное, жесткое, большое)

- Перо легкое или тяжелое?

Дети сравнивают: на одной руке - перо, на другой - камень. Взвесить на чашах весов перо и камень.

Вывод: перо легче, чем камень.

- Подбросьте перо. Что происходит? (Перо падает медленно, плавно кружится.)

- Как  вы думаете, почему перо легкое? (Предположения детей: стержень пустой.)

- Давайте проверим. Отрежьте кончик стержня пера -  внутри он пустой (можно вставить проволоку, чтобы убедиться.)

- Стержень пустой, поэтому перо легкое.

- Помашем пером перед лицом, что ощущаете? (Дует ветер,  воздух.)

- Рассмотрим перо через лупу. На бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая волоски пера. Если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

Продемонстрировать на примере опыта с молнией.)

- Какие еще перья лежат у вас на столе?

- Пуховое (маленькое, пушистое, легкое, волоски не сцепленные, стержень тонкий).

Сравнить оба пера: пуховое и маховое (мягкое, пушистое)

- Как вы думаете, зачем птице нужны такие перья? (Пуховое перо сохраняет тепло. Они находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.)

- Проверим, какое перо легче - перовое или маховое. Подуем на него. Какое улетит быстрее - пуховое или маховое?

- На хвосте у птиц «рулевые» крылья. Они помогают птицам «рулить», менять направление полета.

- Вспомните, зачем птицам нужны перья? (Они помогают летать, парить в воздухе, защищают тело от ушибов, пересыхания, намокания.)

- Как вы думаете, у водоплавающих птиц перья намокают? (Нет. Потому что они пропитаны жиром.  Птицы клювом смазывают свои перья.)

Давайте проведем эксперимент.

- Нанесем кисточкой на перо жировую смазку (растительное масло, опустим его в емкость с водой. Вода скатывается каплями.)

- Как вы думаете, что может случиться с птицами, если они попадут в загрязненные нефтью реки, моря. Нефть перевозят на больших баржах, иногда случаются аварии и нефть разливается по поверхности водоема. (Они могут погибнуть.)

- Почему? (Потому что птицы, попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Перышки  слипаются, теряют способность пропускать воздух, и птицы погибают.)

Проводим эксперимент.

Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло+черная гуашь, опускаем перо.)

- Что произошло? (Слиплись волоски пера.)

- Птица может погибнуть, поэтому нужно беречь природу.

3 ЧАСТЬ.

- Где в быту нам может пригодиться перо?

- В давние времена не было ручек, поэтому люди писали чернилами с помощью пера. 

- Можно покрасить краской перья и использовать их для поделок, украшают шляпы, одежду.

- Пуховые перья используются для набивания подушек, изготовления одежды, курток-пуховиков (Такая одежда легкая и теплая).

- Давайте попробуем рисовать перьями. Обведем силуэты птицы гуашью.

ИТОГ.

- Что нового вы узнали сегодня в нашей лаборатории? (Как устроены перья птиц, их назначении).

- Птицы каждый день заботятся о своих перьях, чистят их, купаются в лужах или снегу; удаляют предметы, втирают жир и удаляют лишние перья.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фото отчет о реализации познавательно-исследовательского проекта «Покормите птиц зимой»

Зима – трудное время для птиц, особенно если она суровая и многоснежная. Голодная птица сильно страдает от холода. Нужно поддержать птиц зимой, сделать для них Ну, морозы, ну, морозы.Нос на...

Познавательно-исследовательский проект "Покормите птиц зимой"

Часто приходиться встречаться с такой ситуацией: завидя птиц, ребенок чаще всего старается ее спугнуть, реже проявляет удивление. Беседуя с детьми, выясняю, что о птицах дети знают мало. Появляет...

Познавательно-исследовательский проект "Покормите птиц зимой"

Информационно-исследовательский проект «Покормите птиц зимой» Тип проекта: информационно-исследовательский, творческий. Вид проекта: краткосрочный, семейный, групповой. Срок...

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Не птицы, а летают"

Непосредственно- образовательная деятельность в форме занятия-викторины с элементами игры и эксперементальной деятельности...

Познавательно-исследовательский проект "Зимующие птицы Забайкалья".

Тема "Зимующие птицы Забайкалья" выбран мной не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится  зн...

Проект познавательно-исследовательской деятельности «ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их о...